Научная статья на тему 'ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ ПРИНЦИПА ЦЕЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ ПРИНЦИПА ЦЕЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Н.Н., Юрьева Н.В., Хамцова Е.И., Кислякова Е.А., Сергеев В.В.

В статье рассматриваются вопросы целевого распределения молодых врачей, целесообразность и польза его для практического здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT CAN WE EXPECT FROM THE PRINCIPLE OF TARGETED EDUCATION AND DISTRIBUTION OF YOUNG MEDICAL SPECIALISTS?

The article deals with the issues of target distribution of young doctors, its expediency and benefits for practical health care.

Текст научной работы на тему «ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ ПРИНЦИПА ЦЕЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 616-053.82(07.07)

DOI10.37963/SMA.2020.4.138

□ ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ ПРИНЦИПА ЦЕЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Маслова Н.Н., Юрьева Н.В., Хамцова Е.И., Кислякова Е.А., Сергеев В.В., Майорова Н.Г., Ковалев П. С., Камышникова К.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.

Крупской, 28, эл. адрес: neuro_smolensk@mail.ru

Резюме: В статье рассматриваются вопросы целевого распределения молодых врачей, целесообразность и польза его для практического здравоохранения.

Ключевые слова: целевое образование, распределение, медицинское образование

□ WHAT CAN WE EXPECT FROM THE PRINCIPLE OF TARGETED EDUCATION AND DISTRIBUTION OF YOUNG MEDICAL SPECIALISTS?

Maslova N.N., Yurieva N.V., Khamtsova E.I., Rislyakova E.A.,Sergeev V.V., Mayorova N.G, Kovalev PS., Kamishnikova K.A.

Smolensk state medical university, Russia, 214019, Krupskaya st., 28, e-mail:

neuro_sm olensk@m ail. ru

Summary: The article deals with the issues of target distribution of young doctors, its expediency and benefits for practical health care.

Key words: target education, distribution, medical education

Не секрет, что здравоохранение РФ переживает не лучшие времена. Причин для этого много, и какая является первостепенной, сказать непросто. Что лежит в основе основ -недостаточное, по меркам развитых стран, финансирование вузов, научных подразделений и лечебных учреждений? Или все же недостаточное качество образования наших врачей и отсутствие ясной мотивации и сил для постоянного самообразования, ввиду повышенной занятости из-за банальной бедности и необходимости постоянных подработок, для решения финансовых проблем молодой медицинской семьи? Где тот кончик у клубка проблем, который стоит лишь потянуть, и трудности решатся сами собой?

Рассуждать об этом можно бесконечно, но мы склонны думать, что всё же скорее нищета обычного врача, врача первичного звена, на котором лежит огромная ответственность за начальный диагностический скрининг подавляющего большинства пациентов нашей огромной страны. А ещё система диспансеризации, которую игнорировали 2-3 десятилетия, а теперь наконец вернулись к блестящему советскому достижению профилактической медицины.

Вот и к распределению врачей собрались полномасштабно вернуться. Но насколько это уместно в наше время? Как без распределения или целевого обучения, что, на наш взгляд, тоже самое - равно процесс силовой привязки молодого врача к определенному месту работы, лишению его возможности совершенствования своих знаний и навыков в то время, когда молодой человек, ещё, как правило, не обременён семьей и детьми. Самое время для того, чтобы осознанно погрузиться в то направление медицины, которое выбрал для своей карьеры, по сути направление целой жизни. Но нет. Молодой выпускник, лишенный возможности пройти советскую субординатуру и интернатуру сразу со студенческой скамьи должен сесть на прием в роли участкового терапевта. А роль именно этого врача была и будет чрезвычайно высокой. Она едва ли не самая важная во всей системе здравоохранения. Этот врач должен знать всё. Его специализация - медицина.

Категорически неправильный подход в модернизации системы здравоохранения - силовая привязка врача к его месту службы. Он формален. Побыстрее посадить в поликлиники хоть кого, просто людей, молодых врачей без сформированной на уровне автоматического алгоритма системы диагностики, дифференциальной диагностики, не имеющих представления о правилах доказательной медицины. Современная программа обучения в университетах в полной мере не даёт этого. Да и студенты часто не имеют осознанной мотивации к получению знаний. А уж последние годы постоянного перехода в вузах с программы на программу вовсе выбили из колеи

целые преподавательские коллективы, вынудив их забросить и систематическое преподавание, и науку, и практику, оставив в удел только изматывающий, трудно осознаваемый бумагооборот.

Однако вернёмся к распределённым выпускникам. Они отработают 3-5 лет. Практически все обзаведутся семьёй и детьми. И после этого уедут, хоть и на льготных условиях, поступать в ординатуру? А жить семья будет на стипендию ординатора? Да и ординатура предполагается опять же целевой. Это ли не двойные стандарты? А где же обещанная возможность не только доучиться и сменить специализацию, но и место и уровень жизни? Это ли не профессиональное рабство, как бы неудобно не звучала эта, не нами придуманная, фраза. Подобный подход приведёт, уже приводит к тому, что выгоревший нищий врач десятилетиями раздраженно выписывает пациенту ненужные препараты без доказанной эффективности, лишь бы без явных нежелательных эффектов. Но эта терапия никому не помогает, о чем ярче всего свидетельствует совершенно не уменьшающаяся заболеваемость БСК, с которой так и не смогли справиться все профильные сосудистые центры, открытые по всей стране и прекрасно оснащенные. Всё потому, что проблема существует на местах, в первичном звене, которое так и не начало реальную, а не выдуманную для отписки диспансеризацию.

Наш взгляд на ситуацию иной. Менять систему здравоохранения следует вдумчиво. И возврат к старым советским принципам подготовки медицинских кадров - не самая плохая идея для начала. Итак, следует вернуть систему субординатуры, которая уже на 6 курсе позволяла профилизировать молодых врачей по терапевтическому, хирургическому и гинекологическому профилям [1]. Выпускники реально умели выполнить простейшие оперативные вмешательства, принять роды, расшифровать ЭКГ, назначить адекватную терапию основных клинических нозологий. Обязательно вернуть систему интернатуры, когда врачи-наставники приучали молодых коллег к выполнению их конкретных задач непосредственно на рабочем месте. А распределение если и будет введено, то должно быть в рамках «рынка вакансий». Руководители ЛПУ, выбирая себе молодого специалиста на вакантное место, должны предложить ему не только стул в поликлинике, но и достойные человека условия жизни, пусть для начала и на служебной жилплощади, достойную заработную плату, которая позволит не совмещать 2-3 работы, выматываясь и выгорая, а обучаясь и совершенствуясь. Так или приблизительно так устроены системы подготовки кадров многих развитых государств [2]. Когда в основе становления молодого врача лежит качество его образования, а после его окончания в университете, достойный уровень жизни, для поддержания которого специалист обязан постоянно самосовершенствоваться, потому что существует здоровая конкуренция, и это хорошо, это действительно двигатель прогресса. В этой системе все логично и все достойно человека и специалиста. Силовые решения, которые могут позволить прямо сейчас, срочно заполнить пустующие места в первичном звене, но не продвинуться глобально и системно в формировании нового поколения думающих врачей с чувством собственно достоинства, уважающих себя и свои знания. Такой подход скорее отпугнёт молодёжь, которая всё равно найдёт выход из ситуации, пусть и уйдя из здравоохранения вообще. Не секрет, что выпускники некоторых медицинских вузов страны уже сейчас остаются в здравоохранении в чудовищно низком проценте случаев. Нельзя забывать, что творить взаперти нельзя. Свободно мыслить и творчески развиваться может только свободный человек.

И ещё один неприятный момент современности, буквально отпугивающий от медицины осознанных молодых людей. Это криминализация врачебной ошибки, сопровождающаяся практически в каждом случае несправедливо и претенциозно преподносимыми представителями СМИ подробностями, разрушающими до основания прежде традиционно присутствовавшим глубоким уважением соотечественников к искусству врачевания, а не к системе оказания «медицинских услуг». Когда подобное повторяется изо дня в день, становясь системой, рано или поздно к репутационным потерям привыкают все, и путь наверх становится невозможен. Есть в обществе род деятельности, который основан на милосердии и любви к человеку. Но любить людей, которые тебя не уважают и не ценят, нельзя.

Литература

1. Дощаникова О.А., Филиппов Ю.Н., Богомолова Е.С., Хлапов А.Л. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза. // Высшее образование в России. - 2017. - №12. - С.46 - 53.

2. Ким, М. С. Целевой прием в медицинских вузах России / М. С. Ким. — Текст: непосредственный // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.