Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ / УНИВЕРСИТЕТ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СПЕЦИАЛИТЕТ / ИНТЕРНАТУРА / ОРДИНАТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симрок В.В., Удовика Н.А., Бибик В.В.

В статье представлен анализ предпосылок и условий реформирования медицинского образования в Луганской Народной Республике в переходный период в условиях незавершенного вооруженного конфликта. Указаны основные направления модернизации здравоохранения в Республике и наиболее важные для медицинского университета задачи, которые требуют безотлагательного решения для осуществления перехода на образовательные стандарты Российской Федерации по подготовке врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симрок В.В., Удовика Н.А., Бибик В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

© Симрок В.В.1, Удовика Н.А.2, Бибик В.В.3

Государственное учреждение «Луганский государственный медицинский университет» Луганской Народной Республики, Украина, г. Луганск

В статье представлен анализ предпосылок и условий реформирования медицинского образования в Луганской Народной Республике в переходный период в условиях незавершенного вооруженного конфликта. Указаны основные направления модернизации здравоохранения в Республике и наиболее важные для медицинского университета задачи, которые требуют безотлагательного решения для осуществления перехода на образовательные стандарты Российской Федерации по подготовке врачей.

Ключевые слова медицина, образование, кадры, университет, здравоохранение, специалитет, интернатура, ординатура, модернизация, реформирование.

Одной из задач высшего медицинского образования Луганской Народной Республики (ЛНР) в условиях незавершенного вооруженного конфликта является решение вопроса кадровой политики здравоохранения. Как показывает наш собственный опыт (по итогам реформирования системы высшего медицинского образования в Украине за последнее десятилетие) и опыт других стран, данная задача должна решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения в государстве.

В этом аспекте нельзя не отметить, что в последние годы, несмотря на определенные успехи развития инновационных систем в здравоохранении, все-таки имеет место ухудшение состояния здоровья населения в целом [3, 6]. Другими словами, врачебное мастерство и внедрение современных технологий улучшают качество медицинской помощи, но не могут радикально изменить ситуацию в здравоохранении, т.е. уменьшить заболеваемость, и не влияют на продолжительность жизни населения. Сегодня доказано, что ряд заболеваний социума обусловлены образом жизни современного человека (курение, гиподинамия, питание, хрониостресс, техногенные катастрофы и т.д.), что требует сегодня пересмотра методических аспектов обучения студентов.

1 Заведующий кафедрой Акушерства и гинекологии, доктор медицинских наук, профессор.

2 Доцент кафедры Акушерства и гинекологии, кандидат медицинских наук.

3 Доцент кафедры Внутренней и семейной медицины, кандидат медицинских наук.

В условиях переходного периода для ЛНР размеры финансирования здравоохранения не могут обеспечить население повсеместно бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются далеко не всегда эффективно (ощутимая диспропорция в предоставлении медицинской помощи). В частности, ввиду отсутствия врача в районе / селе пациенты самостоятельно обращаются за помощью в больницы третьего уровня (республиканские, диспансеры), которые сосредоточены на оказании специфической и высококвалифицированной помощи определенным категориям пациентов.

Мировой практикой доказано, чем ниже находится планка первичной медицинской помощи, тем более затратна и менее эффективна вся система здравоохранения [3]. Так, в странах с высоким уровнем развития медицины 80 % больных начинают и заканчивают лечение в амбулаторных условиях; в наших клиниках - 40-45 % пациентов с патологией, не требующей первостепенного внимания, получают помощь узких специалистов в учреждениях третьего уровня, при этом участковый терапевт зачастую выполняет функции диспетчера по распределению больных к узким специалистам и регистратора их мнений при отсутствии профилактической работы и диспансеризации [3].

Нельзя не отметить, медицина большинства стран современного мира все больше сегодня ориентируется на профилактическую систему Николая Семашко (отечественная медицина с корнями русского земства). Так, опыт стран с высокой организацией здравоохранения показывает, что на смену болезнецентрической медицине (возможность исцеления организма) должна прийти медицина здравоцентрическая (здоровый старт жизни - возрождение здорового общества).

Все это ставит вопрос продуманной стратегии реформирования здравоохранения молодой Республики в условиях незавершенного вооруженного конфликта. А исходя из вышеизложенного, в переходный период для ЛНР перспективной можно считать подготовку врачей общей практики (терапевтов, педиатров, стоматологов) для амбулаторно-поликлинического звена (первичного звена здравоохранения), где кадровый дефицит таких специалистов сегодня значительно ощутим.

В связи с этим актуальным становится вопрос разработки программы реформирования системы медицинского образования в молодой Республике, предусматривающей сокращение подготовки медицинских работников по традиционным специальностям, а также пересмотр структуры подготовки специалистов.

Речь идет о планируемом в ЛНР переходе высшего медицинского образования на стандарты Российской Федерации, когда выпускники медицинского университета с 2017 года после получения диплома о высшем медицинском образовании (специалитет) и проведения первичной аккредитации (сдача

практического экзамена перед началом работы) приступят к самостоятельной практической работе врачами общей практики без интернатуры [1, 6, 7].

Следует признавать, однако, такой планируемый подход к решению кадрового вопроса не может не вызывать определенные опасения как со стороны врачей-практиков со стажем работы, так и пациентов. Однако, как показывает наш собственный многолетний опыт по подготовке медицинских кадров, если студент плохо успевал в течение шести (педиатрия, лечебное дело) или пяти (для стоматологов) лет, то обучение в годичной интернатуре редко что-то исправляло. С другой стороны, мы, как педагоги-медики высшей школы, исходим из того, если высшее учебное заведение выдает диплом врача, значит молодой врач в большинстве случаев готов к работе с пациентами, в том числе и сразу по завершению освоения общеобразовательных программ в университете (специалитет).

В сложившихся социально-экономических и политических условиях переходного периода для непризнанной Луганской Народной Республики важное значение приобретает формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки, а также повышение ответственности всех органов власти за реализацию этой политики. Исходя из этого, сама по себе необходимость реформирования системы подготовки врача по указанной схеме должна определяться стратегией развития здравоохранения в государстве, в частности, когда основным звеном при оказании в ЛНР медицинской помощи населению будет признаваться именно первичная медико-санитарная помощь, и особая роль будет отведена развитию института врача общей практики. При этом очень важно, чтобы в поликлиниках развивались консультативно-диагностические службы. Конечно, в таких условиях возникнет необходимость перераспределения части финансовых объемов из стационарного сектора в амбулаторный.

Следует напомнить, что первичная медико-санитарная помощь населению может быть доврачебной (оказывается фельдшерами, акушерами, медицинскими сестрами и другими специалистами среднего звена); врачебной (врачи терапевты, педиатры и стоматологи общей практики, семейные врачи общей практики) и первичной специализированной, которая оказывается врачами-специалистами других медицинских организаций (выездные консультации) [2].

При этом первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, а также обязательно включает подразделения, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме [2, 3, 5]. Примечательно, что служба скорой медицинской помощи - это наиболее массовый вид медицинской помощи, качество и эффективность оказания которой является одним из приоритетных вопросов национальной безопасности государства [2]. Наш собственный опыт ликвидации последствий вооруженного конфликта 2014-2015 гг. и данные других

авторов показывают, что эффективность управления этой службой непосредственно влияет на величину потерь общества от заболеваний, отравлений, травм и других неотложных состояний, что особенно очевидно в условиях массовых природных и техногенных катастроф, нештатных ситуаций [6]. В ЛНР, как итог анализа организации медико-санитарного обеспечения населения по ликвидации последствий осложненной чрезвычайной ситуации 2014-2015 гг., был создан республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, который также остро сегодня нуждается в решении кадрового вопроса, тем более в условиях незавершенного вооруженного конфликта.

При таком подходе к рассмотрению проблемы пересмотра подготовки специалистов-медиков в основу здравоохранения уже закладываются профилактическая направленность медицины, первоочередное развитие медицины догоспитального этапа, активное участие населения в решении вопросов здравоохранения и повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, единство медицинской науки и практики. Вместе с тем, мы осознаем, что остро встанет вопрос о повышении социальной защищенности медиков первичного звена, которые приступят к работе сразу после специалитета.

С учетом модернизации медицинского образования в РФ и планируемыми изменениями в подготовке врачей в ЛНР, мы полагаем, что после отработки в первичном звене часть врачей общей практики изъявит желание и будет иметь на это право - подать соответствующие документы на обучение в ординатуре. Ординатура будет обязательной сферой последипломного образования молодых врачей для получения узкой специализации. В этом плане будет перспективным отборочный этап, когда на обучение в ординатуре смогут рассчитывать те лица, кто успешно сдал все экзамены и прошел серьезное собеседование с докторами и профессорами медицинских наук. Это важно понимать, ибо стоимость обучения ординатуры с 2017 года будет приравнена в среднем к трем годам оплаты в медицинском университете [4]. А если сравнивать обучение в интернатуре и ординаторское обучение, то последнее подразумевает специализацию на выпуске врачей индивидуальной практики, и, конечно, соответствующее высокое качество оказания помощи населению. Обучение в ординатуре планируется от одного (гемотранс-фузиология, например) до пяти лет (например, нейрохирурги, кардиохирурги, пластические специалисты и др.), что будет зависеть от специализации врача. Подготовка будущих медиков в ординатуре будет проводиться в соответствии с конкретными рабочими местами и с учетом запросов населения. Наряду с этим мы считаем перспективным решение задачи по совершенствованию системы планирования и подготовки таких специалистов здравоохранения, как клинический фармаколог, медицинский психолог, менеджер здравоохранения, которые все больше становятся востребованными для построения ус-

пешной системы образования и здравоохранения в Республике. В целом, предлагается обучение более, чем по 80 специальностям в ординатуре.

Таким образом, пути реформирования медицинского образования в государстве должны исходить из целей модернизации здравоохранения, которые предусматривают по логике вещей повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения Республики.

На сегодняшний день в ЛНР в плане подготовки врачей в условиях переходного периода актуален вопрос реформирования специалитета, возможно в сторону выделения так называемой «субординатуры» на последнем году обучения. При этом освоение студентами всех основных дисциплин планируется проводить в течение пяти лет, а на шестом курсе выделять несколько основных специальностей - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология (включая подготовку врачей скорой помощи), что позволит лучше подготовить выпускника к практической работе.

Второе. Образование в Луганском медицинском университете всегда отличалось своей практической направленность. При этом практическая подготовка студента к самостоятельной работе во все годы обучения на клинических кафедрах осуществлялась в процессе прямого общения с пациентами. На сегодняшний день в Луганском государственном медицинском университете программы специалитета студенты осваивают на более 20 клинических кафедрах, расположенных в государственных учреждениях здравоохранения. Изучая предмет, студенты работают с преподавателями у постели пациента: обучаются осматривать их, принимают участие в лечебно-диагностических процедурах, осваивают навыки ведения медицинской документации, учатся азам этики и деонтологии. Активные студенты принимают участие в лечебном процессе и во время ночных (ургентных) дежурств, но при этом итоговую подпись под теми или иными назначениями ставит всегда только лечащий врач, поскольку именно он несет ответственность за лечение пациента. С переходом на новые стандарты обучения перед медицинским университетом и Министерством здравоохранения ЛНР встанет, конечно, задача открытия собственной университетской клиники и полноценного сертифицированного симуляционного класса (центра). Последнее особенно становится актуальным ввиду того, что выпускник медицинского сразу (без интернатуры) будет приступать к работе на первичном звене.

Третье. Безотлагательного решения потребует вопрос оплаты труда терапевтов и педиатров общей практики, которые уже с 2017 года начнут работать без интернатуры.

Список литературы:

1. Закон об образовании Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-11.

2. Красильникова И.М. Неотложная доврачебная медицинская помощь: учеб. пособие / И.М. Красильникова, Е.Г. Моисеева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 188 с.

3. Общая врачебная практика. Национальное руководство в 2-х томах. Том 1. - 2016.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6.09.2013 № 633н «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры».

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8.10.2015 № 707 «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

6. Статистический бюллетень «Экономическое и социальное положение Луганской Народной Республики за 2015 год». - Луганск, 2016. - 144 с.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.