Научная статья на тему 'ЧЕЧЕНСКИЙ ВОПРОС В АФГАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

ЧЕЧЕНСКИЙ ВОПРОС В АФГАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
784
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / ТАЛИБАН / ЧЕЧНЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / СЕПАРАТИЗМ / AFGHANISTAN / TALIBAN / CHECHNYA / INTERNATIONAL RELATIONS / RUSSIA / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веретельник А.

Данная работа посвящена проблематике афгано-российских отношений которые остаются трудными со времен советской интервенции в Афганистан в 1979 году. Взаимное недоверие сторон привело в 1996 году к вмешательству России в афганскую гражданскую войну на стороне Северного альянса и к признанию Афганистаном независимости Чеченской Республики Ичкерия от Российской Федерации в 2000-м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHECHEN ISSUE IN AFGHAN-RUSSIAN RELATIONS

This article focuses on the issue of Afghan-Russian relations, which have remained difficult since the Soviet intervention in Afghanistan in 1979. Mutual distrust of the parties led in 1996 to Russia's intervention in the Afghan civil war on the side of the Northern Alliance and to Afghanistan's recognition of the independence of the Chechen Republic of Ichkeria from the Russian Federation in 2000.

Текст научной работы на тему «ЧЕЧЕНСКИЙ ВОПРОС В АФГАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

POLITICAL SCIENCES

ЧЕЧЕНСКИЙ ВОПРОС В АФГАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Веретельник А.

Докторант Щецинский университет Щецин, Польша ORCID ID: 0000-0001-5286-4466

CHECHEN ISSUE IN AFGHAN-RUSSIAN RELATIONS

Veretilnyk O.

PhD student Doctoral School of the University of Szczecin Institute of Political Science and Security Studies

Szczecin, Poland ORCID ID: 0000-0001-5286-4466

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена проблематике афгано-российских отношений которые остаются трудными со времен советской интервенции в Афганистан в 1979 году. Взаимное недоверие сторон привело в 1996 году к вмешательству России в афганскую гражданскую войну на стороне Северного альянса и к признанию Афганистаном независимости Чеченской Республики Ичкерия от Российской Федерации в 2000-м.

ABSTRACT

This article focuses on the issue of Afghan-Russian relations, which have remained difficult since the Soviet intervention in Afghanistan in 1979. Mutual distrust of the parties led in 1996 to Russia's intervention in the Afghan civil war on the side of the Northern Alliance and to Afghanistan's recognition of the independence of the Chechen Republic of Ichkeria from the Russian Federation in 2000.

Ключевые слова: Афганистан, Талибан, Чечня, международные отношения, Россия, сепаратизм.

Keywords: Afghanistan, Taliban, Chechnya, international relations, Russia, separatism.

Вступление

Чечня провозгласила независимость от России в 1991 году. В том же году были проведены демократические президентские и парламентские выборы, которые выиграл генерал Д. Дудаев и его сторонники. В 1992 году новое правительство приняло конституцию Чеченской Республики [в 1994 году конституционное название страны было изменено на Чеченская Республика Ичкерия] согласно которой Чечня была провозглашена правовым демократическим государством [11].

Чеченская Республика Ичкерия пыталась добиться признания своего суверенитета международным сообществом на протяжении всего периода своей де-факто независимости (1991-2000/2001) ориентируясь главным образом на поддержку западных государств и прозападных арабских монархий региона Персидского залива. Однако не смотря на все дипломатические старания Грозного независимость Чечни была признана только двумя странами: Грузией (в 1992 году) и Афганистаном (в 2000-м). Польский исследователь Северного Кавказа Е. Шукальски ^г Jerzy Szukalski) в работе «Конституционные положения государственного устройства Чечни в 1992-2000 гг.» (Konstytucyjne zasady ustroju Czeczenii w latach 1992-2000) пишет, что независимость Чечни была признана также Иорданией [11], однако эта информация не соответствует действительности. После прихода к власти Э. Шеварднадзе Грузия отозвала свое признание мотивируя это тем, что его предшественник, З. Гам-сахурдия, который в 1992 году подписал Указ о

признании государственной независимости Чеченской Республики [12], не мог принимать таких решений по той причине, что за два месяца до визита в Грозный, где состоялось подписание Указа, он был свергнут в результате военного переворота [13], а следовательно уже не был главой грузинского государства.

С целью реализации своей внешней политики, установления контактов с другими странами и информирования их о стремлении чеченского народа к независимости Чеченская Республика Ичкерия открывала политические представительства за рубежом, которые де-факто выполняли функции посольств. По данным Г. Чародеева такие представительства были открыты во многих странах, в том числе в Польше, Эстонии, Дании, Бельгии, Германии, Турции, Чехии, Нидерландах, Грузии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Пакистане, Великобритании, Ираке, Сирии, Азербайджане, Литве и Украине [14]. Однако только одно государство мира решилось на открытие на своей территории полноценного посольства Чечни — Афганистан. В 2000-м году, после подписания в Кандагаре Соглашения о взаимном признании между Исламским эмиратом Афганистан и Чеченской Республикой Ичкерия, в Кабуле было открыто чеченское посольство, а в Кандагаре консульство. Во время Второй чеченской войны Россия часто обращала внимание на этот факт, как на «доказательство» того, что независимая Чечня была ничем иным, как очагом международного терроризма в регионе Се-

верного Кавказа и пыталась убедить международное сообщество в том, что правительство Ичкерии, афганские талибы и Аль-Каида — это одна группа «строителей всемирного халифата», которая несет угрозу всему миру.

Чеченский вопрос в отношениях Афганистана и России в период с 1996 по 2000 год в польской и европейской научной среде является недостаточно неизученным поэтому данную работу можно считать новаторской. Особую актуальность нашему исследованию придают политические изменения в Афганистане начавшиеся после подписания в феврале 2020 года в Дохе мирного соглашения между США и Движением Талибан. Внутриафганские переговоры могут завершиться возвращением всей полноты власти в Афганистане талибам, что непременно отразится на афгано-российских отношениях, от которых во многим зависит ситуация с безопасностью в регионе Средней Азии.

Появление чеченского вопроса в афгано-российских отношениях

Распад СССР привел к геополитическим изменениям в Евразии. Бывшие советские республики провозгласили независимость и стали суверенными государствами. Автономные республики РСФСР (такие как Татарстан, Башкортостан и др.) тоже предприняли попытки изменить свой статус повысив его в составе нового государства - Российской Федерации. Однако Чечня, как было отмечено выше, провозгласила независимость и стала активно искать партнеров на международной арене. Правительство Д. Дудаева ориентировалось в первую очередь на установление дружеских отношений с европейскими государствами, США, Турцией и не рассматривало Афганистан как привлекательного союзника. Этому было несколько объяснений. Во-первых в 1991 году Афганистан был failed state - несостоявшимся государством, не имел признанного всеми афганцами центрального правительства, в стране шла гражданская война. Во-вторых Дудаев имел мало шансов на хорошие отношения с афганским народом по той причине, что он, будучи генералом советской армии, принимал личное участие в советско-афганской войне 1979-1989 гг. во время которой, по утверждениям афганской стороны, совершались военные преступления и преступления против человечности. Кроме того приоритетом внешней политики Чечни было вхождение в клуб демократических государств.

В 1996 году к власти в Афганистане пришло ультраконсервативное исламское Движение Талибан. Оно было создано сельским муллой Мухаммедом Омаром на юге Афганистана в 1994 году, в разгар гражданской войны. Официальное название государства было изменено на Исламский эмират Афганистан. В стране начали действовать законы шариата. Правительство талибов было признано Пакистаном, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, а также де-факто Туркменистаном. Чечня, однако, не стала признавать новое афганское правительство, отдав предпочтение хорошим отношения с западными странами, которые критиковали Талибан «за нарушение прав

человека, в том числе прав женщин». Против Талибана выступила также Россия, которая с 1992 года принимала участие в гражданской войне в соседнем с Афганистаном Таджикистане на стороне светского правительства которому противостояли отряды вооруженной исламской оппозиции. Вместе с Таджикистаном Россия начала оказывать политическую, финансовую и военно-техническую помощь боевикам Северного альянса, которые пытались свергнуть новое центральное правительство Афганистана [19]. Не смотря на то, что Исламский эмират Афганистан никогда не декларировал экспансионистских планов Москва опасалась «экспорта» исламской революции из Афганистана в постсоветские республики Средней Азии и на Кавказ поэтому, по мнению А. Дубнова, даже не пыталась найти с правительством талибов точки соприкосновения, а делала ставку на его свержение антиправительственными силами [19]. Поддерживаемые Россией и ее среднеазиатскими союзниками (в первую очередь Таджикистаном и Узбекистаном) таджикские и узбекские боевики, сражавшиеся под флагом Северного альянса, терроризировали Афганистан вплоть до американской интервенции в эту страну в 2001 году. Следует подчеркнуть, что со своей стороны правительство талибов избегало ответных действий, не вмешивалось во внутренние дела соседних стран и Российской Федерации, не поддерживало вооруженные формирования сражавшиеся против российской армии на Северном Кавказе [19].

Чечня придерживалась прозападной политики и не признавала афганское правительство до конца 90-х годов XX столетия. Ситуация не изменилась даже за время президентства умеренного исламского консерватора З. Яндарбиева, который исполнял обязанности главы государства с 1996 по 1997 год и открыто призывал к трансформации светской Ичкерии в исламское теократическое государство. Е. Шукальски (dr Jerzy Szukalski) в работе «Конституционные положения государственного устройства Чечни в 1992-2000 гг.» (Konstytucyjne zasady ustroju Czeczenii w latach 1992-2000) пишет, что при Яндарбиеве в конституцию Чечни были внесены важные поправки — ислам стал государственной религией [11]. Сам Яндарбиев называл их «введением законов шариата», однако де-факто Ичкерия оставалась светским демократическим государством с республиканской формой правления. Некоторые российские исследователи считают эти поправки «доказательством» вмешательства Афганистана в российско-чеченский конфликт. Однако при более глубоком анализе этого события можно прийти к выводу, что на Яндарбиева оказывали влияние не талибы, а арабские монархии региона Персидского залива тоже живущие по законам шариата — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар.

В 1999 году Россия, вместе с США, выступила инициатором введения Советом Безопасности ООН жестких международных санкций против Афганистана [15]. Режим санкций практически отрезал афганцев от внешнего мира и привел к ухудшению и

без того тяжелой экономической ситуации в стране. В том же году началась Вторая чеченская война. Вторжение российских войск в Чечню, нежелание западных государств помочь чеченскому народу в его стремлении стать полноправным членом международного сообщества, а также пассивная реакция стран Персидского залива на гуманитарный кризис вызванный на Северном Кавказе боевыми действиями привели к разочарованию политической элиты Ичкерии в выбранном курсе и заставили ее искать себе новых союзников на международной арене. В 1999 году президент Чечни А. Масхадов отправил своего официального представителя, бывшего президента З. Яндарбиева, с первым визитом в Афганистан, в ходе которого он проинформировал афганскую сторону о ситуации в Чеченской Республике Ичкерия, о конфликте с Россией, о борьбе чеченского народа за независимость, о гуманитарном кризисе в республике. В начале 2000 года Афганистан официально признал независимость Чечни, а Чечня — правительство талибов. Договор о взаимном признании был подписан в Кандагаре главой МИД Афганистана В. А. Мутаваккилем и З. Яндарбиевым.

По нашему мнению решение Афганистана отойти от политики нейтралитета и поддержать Чечню в ее противостоянии с Россией было связано с двумя факторами: санкционным давлением ООН и вмешательством Москвы во внутренние дела Афганистана посредством поддержки незаконных вооруженных формирований Северного альянса.

В 2000 году Совет Безопасности ООН по требованию России и США принял резолюцию ужесточающую санкции введенные против Афганистана [16]. Соавторами резолюции выступили среднеазиатские союзники России — Таджикистан и Кыргызстан. Новые санкции практически блокировали контакты лидеров Движения Талибан с ООН и легализировали продажу оружия боевикам Северного альянса [17]. Анализ этих событий позволяет утверждать, что:

1) Россия сознательно ухудшала отношения с Афганистаном вмешиваясь в его внутренние дела и оказывая давление на Кабул используя механизмы Совета Безопасности ООН;

2) Признание Афганистаном независимости Чечни было логичным и обоснованным ответом на поддержку Москвой антиправительственных сил в Афганистане.

После событий 11 сентября 2001 года союзники Кабула — Саудовская Аравия, ОАЭ и Пакистан — подверглись международному давлению и были вынуждены разорвать с Афганистаном все отношения. США возложили ответственность за теракты на саудовского диссидента Усаму бен Ладена, который вместе с группой сторонников в 90-х годах получил убежище в Афганистане. Не смотря на то, что правительство талибов осудило нападение на США и выразило готовность сотрудничать с американской стороной в расследовании случившегося, а также выдать Усаму бен Ладена, если будут предоставлены доказательства его причастности к терак-

там, США решили пойти на конфронтацию и провести в Афганистане военную операцию, целью которой провозгласили не только поимку и ликвидацию лиц подозреваемых в организации терактов 11 сентября, но и свержение правительства талибов и изменение государственного строя Афганистана на республиканский, ориентированный на западные ценности. В 2001 году началась американо-афганская война, в которой международное сообщество, включая Россию, поддержало США. После захвата Кабула американцы объявили о создании нового «демократического правительства» Афганистана в которое вошли бывшие лидеры боевиков Северного альянса поддерживаемого Россией. В том же году Россия полностью оккупировала Чечню. В 2003 году Россия провела сомнительный с точки зрения международного права референдум на котором, по данным Москвы, более 90% чеченцев проголосовали за нахождение Чечни в составе Российской Федерации [18]. На его основании Ичкерия была аннексирована, а российские власти посчитали вопрос о статусе Чечни полностью закрытым. Однако актуальная ситуация в Афганистане, где Движение Талибан уже вернуло себе контроль почти над половиной территории страны, а также рост численности чеченской диаспоры в Европе, Турции, Украине, Сирии и др. арабских странах, члены которой не признают законной ликвидацию Ичкерии, не позволяют считать российскую позицию достаточно аргументированной, а чеченский вопрос действительно решенным.

Выводы

Международной коалиции во главе США за почти 20 лет войны не удалось разгромить Движение Талибан, которое по-прежнему считает себя единственной легитимной властью в Афганистане и никогда не признавало созданное при поддержке иностранных сил «республиканское правительство» во главе с Х. Карзаем (сейчас — А. Гани). Это означает, что возвращение Талибана к власти в Афганистане уже не является нереалистичным сценарием. Подписанное в феврале 2020 года в Катаре мирное соглашение между США и Движением Талибан предполагает вывод иностранных оккупационных войск с афганской территории и, по-сути, открывает талибам дорогу к восстановлению своей власти на всей территории Афганистана. Если это произойдет чеченский вопрос снова появится на повестке афгано-российских отношений. Талибан окажется перед трудным политическим выбором: подтвердить признание независимости Чечни от России или пересмотреть свое решение, как это сделала Грузия. При выборе первого варианта движение столкнется с теми же трудностями, что и в 90-е годы — Россия откажется признавать Исламский эмират и продолжит склонять международное сообщество к санкционному давлению на него под различными предлогами (от «поддержки терроризма» до «нарушение прав человека»), а также может вернуться к поддержке антиправительственных групп на территории Афганистана. Кроме того в данном случае Талибан столкнется еще с одной

трудностью — выбором партнера внутри чеченского движения за независимость, которое за годы Второй чеченской войны распалось на три лагеря: республиканцев, исламских теократов, сторонников интеграции с РФ. Республиканцы представлены правительством Чеченской Республики Ичкерия в изгнании во главе с А. Закаевым и выступают за деоккупацию Чечни в границах 1991 года. Тео-краты это сторонники 4-го президента независимой Чечни Д. Умарова, который в 2007 году объявил об упразднении Чеченской Республики Ичкерия и создании исламского теократического государства Кавказский эмират (Имарат Кавказ), в состав которого планировал силовым путем включить все северокавказские республики РФ, а также часть Ставропольского края. Сторонники интеграции с Россией представлены соратниками бывшего муфтия Ичкерии А. Кадырова, который перешел на сторону Москвы и согласился оставить Чечню в составе России. Его сын, Р. Кадыров, с 2007 года является президентом Чеченской Республики — субъекта РФ («главой незаконной оккупационной администрации» по мнению сторонников независимости). Захочет ли правительство талибов делать выбор в пользу одной из этих групп или просто сохранит статус-кво, не отменяя но и не подтверждая своего признания чеченской независимости, неизвестно. Очевидно выбор политики в отношении Чечни будет напрямую зависеть от политики России в отношении Афганистана. Если она воздержится от вмешательства во внутренние дела этой страны, не будет вооружать и инструктировать оппозиционные группы, как это было ранее, то у Афганистана и России может получится от конфронтации и недоверия перейти к конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Литература

1. Mrowka P. Krwawy Kaukaz: Czeczenia, Warszawa 2016

2. Kruk T. Dramat Afganistanu: XX wiek, Warszawa 2018

3. Jauffret J.C. Afganistan 2001-20013, Warszawa

2014

4. Praca zbiorowa. 11 wrzesnia. Przyczyny i kon-sekwencje w opiniach intelektualistöw, Warszawa 2015

5. Balcerowicz P. Afganistan: Historia-ludzie-po-lityka, Warszawa 2015

6. Smolen M., Brodowski J. Czeczenia-Rosja. Mity i rzeczywistosc, Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2006

7. Legucka A. Geopolityczne uwarunkowania i konsekwencje konfliktów zbrojnych na obszarze poradzieckim, Difin 2013

8. Заурбекова Г.В., Сепаратизм в Чечне, Москва 2000

9. Kusak A., Zapomniana Czeczenia, [Strona in-ternetowa]. — Dost^p: https://wolnemedia.net/zap-omniana-czeczenia/

10. Zaj^c P., Geopolityczne znaczenie Czeczenii w polityce Federacji Rosyjskiej, [Strona internetowa].

— Dost^p: http://geopolityka.net/geopolityczne-znaczenie-czeczenii-w-polityce-federacji-rosyjskiej/

11. Szukalski J., Konstytucyjne zasady ustroju Czeczenii w latach 1992-2000, [Strona internetowa].

— Dost^p: https://journals.umcs.pl/k7article/view/538

12. Указ Президента Республики Грузия о признании государственной независимости Чеченской Республики, [Strona internetowa]. — Dost^p: https://cutt.ly/ie23GgA

13. Обращение Военного совета Республики Грузия к населению Грузии, [Strona internetowa]. — Dost^p: http://www.rrc.ge/law/Samx-Sabch_02_01_1992_R.htm?lawid=1765&lng_3=ru

14. Чародеев Г., Меньше Ичкерии!, [Strona internetowa]. — Dost^p: https://iz.ru/news/269167

15. ООН разделила санкции против «Талибана» и «Аль-Каиды», [Strona internetowa]. — Dost^p:

https://www.bbc.com/russian/international/2011/06/11 0617_al_qaeda_taliban_sanctions_split

16. Санкции Совета безопасности ООН против талибов станут точечными, [Strona internetowa]. — Dost^p: https ://lenta.ru/news/2000/12/20/taliban/

17. Совет безопасности ООН ввел дополнительные санкции против афганского движения «Талибан», [Strona internetowa]. — Dost^p: https ://www.newsru. com/world/20dec2000/taliban. ht ml

18. Чеченский референдум: «да» и «нет», [Strona internetowa]. — Dost^p: https ://www.svoboda. org/a/24201723. html

19. Дубнов А., Почему интересы России и Талибана «объективно совпали», [Strona internetowa].

— Dost^p: https://carnegie.ru/commentary/62459

20. Mapping Taliban Control in Afghanistan, [Strona internetowa]. — Dost^p: https://www.long-warjournal.org/mapping-taliban-control-in-afghanistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.