Научная статья на тему 'Чебоксарский уездный исполнительный комитет в 1920-1927 годах: закономерности развития и структурные изменения'

Чебоксарский уездный исполнительный комитет в 1920-1927 годах: закономерности развития и структурные изменения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЧУВАШИЯ / УЕЗДНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ИСПОЛКОМ / УИСПОЛКОМ) / СОВЕТЫ / LOCAL ADMINISTRATION SYSTEM / CHUVASHIA / UEZD EXECUTIVE COMMITTEE / COUNCILS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капранов Александр Вячеславович

Исследована деятельность Чебоксарского уездного исполнительного комитета в условиях национально-государственного строительства в Чувашии; проанализированы изменения в структуре и кадровом составе уездного органа власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTIVE COMMITTEE OF CHEBOKSARSKY UEZD IN 1920-1927: REGULARITIES OF DEVELOPMENT AND CHANGES IN THE STRUCTURE

The activity of the Executive Committee of Cheboksarsky Uezd in the conditions of nation-building in Chuvashia is researched in the given work; changes in the structure and the staff of uezd body of administration are analysed.

Текст научной работы на тему «Чебоксарский уездный исполнительный комитет в 1920-1927 годах: закономерности развития и структурные изменения»

10. Хованская О.С. Гончарное дело города Болгара // МИА. 1954. № 42. С. 340-368.

11. Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 236 с.

ЗЕЛЕНЕЕВ ЮРИИ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (zeleneev@marsu.ru).

ZELENEEV YURIY ANATOLYEVICH - candidate of historical sciences, assistant professor, Mary State University, Russia, Yoshkar-Ola.

ФИЛИППОВА_ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - аспирантка, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (astra48@bk.ru).

FILIPPOVA ELENA EVGENYEVNA - post-graduate student, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 342.553 (09) (470.344)

А.В. КАПРАНОВ

ЧЕБОКСАРСКИЙ УЕЗДНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ В 1920-1927 ГОДАХ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ*

Ключевые слова: система местного управления, Чувашия, уездный исполнительный комитет (исполком, уисполком), Советы.

Исследована деятельность Чебоксарского уездного исполнительного комитета в условиях национально-государственного строительства в Чувашии; проанализированы изменения в структуре и кадровом составе уездного органа власти.

A.V. KAPRANOV

EXECUTIVE COMMITTEE OF CHEBOKSARSKY UEZD IN 1920-1927: REGULARITIES OF DEVELOPMENT AND CHANGES IN THE STRUCTURE Key words: local administration system, Chuvashia, Uezd executive committee, Councils.

The activity of the Executive Committee of Cheboksarsky Uezd in the conditions of nationbuilding in Chuvashia is researched in the given work; changes in the structure and the staff of uezd body of administration are analysed.

В результате революции 1917 г. в России оформилась новая политическая система управления - власть Советов. В марте 1917 г., как часть этой системы, возник Чебоксарский исполнительный комитет уездного Совета. Он прошел сложный путь в своем развитии, просуществовав до 1927 г. Его деятельность можно разделить на 2 периода. Для первого (до 1920 г.) характерно становление исполкома как главного политического органа власти в уезде. Качественно новый этап в деятельности уисполкома связан с национально-государственным строительством - образованием Чувашской автономной области (ЧАО).

В отечественной историографии исследователи неоднократно обращались к изучению первого этапа [1, 3, 5]. Однако второй этап относится к малоизученным проблемам.

Постановлением ВЦИК и СНК от 24 июня 1920 г. была образована ЧАО как часть РСФСР с административным центром в г. Чебоксары. Для аппарата управления ЧАО был создан временный Революционный комитет (Ревком), который образовался на базе Чебоксарского уисполкома. Это крайне негативно отразилось на деятельности уездного учреждения. Его структура и функционирование были нарушены, так как многие ответственные работники и технические служащие перешли на работу в Ревком. Ревком также оставил за собой большую часть помещений, канцелярских принадлежностей, транспортных средств и другое имущество Чебоксарского уисполкома. В результате деятельность

* Исследование выполнено по госконтракту № 16.740.11.0408 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

уездного органа власти была парализована. На некоторое время он вообще перестал собираться и потерял связь с местами. Многие его подотделы, как сообщал член исполкома тов. Григорьев: «...умерли, а другие обесцветили, лишившись своих руководителей» [2. Д. 61. Л. 39].

Ревком просуществовал около 5 месяцев и в ноябре 1920 г. завершил свою работу. В этих условиях было решено срочно провести новые выборы в уиспол-ком, так как от прежнего состава мало что осталось. 4 ноября в уездный орган были выбраны 18 человек. В основном это были новые люди, так как прежние члены перешли на областную работу [2. Д. 61. Л. 35]. Избранный VIII съездом исполком решил, что исходя из создавшегося положения существование в Чебоксарах уездных учреждений наряду с областными органами невозможно. В этой ситуации «наиболее целесообразной мерой для выхода из сложившегося положения уисполком считает перевоз уездных учреждений и административного центра в Мариинский Посад» [2. Д. 61. Л. 11].

В этом была логика. Во-первых, город находился в центре уезда, в отличие от Чебоксар. Во-вторых, в результате переезда произошла бы разгрузка столицы, в которой не имелось достаточных помещений одновременно для областных и уездных органов власти. Поэтому VIII съезд постановил - к 1 января 1921 г. «перенести столицу уезда в Мариинский Посад» [2. Д. 61. Л. 35]. Для этого 30 ноября 1920 г. в город с комиссией был отправлен член исполкома тов. Самарин. В выводах его доклада по вопросу о переносе уездного центра из Чебоксар в Мариинский Посад указывались неразрешенные проблемы, мешавшие переносу столицы. Среди них отсутствие в городе достаточного количества муниципализированных домов. Их было только 8, а требовалось более 10 домов. Следующая сложность заключалась в том, что все эти здания уже были заняты под местные учреждения города. Поэтому занимать их под уездные органы приходилось бы путем выселения или слияния с уездными. Другая проблема - отсутствие нужного количества канцелярских работников, а также топлива. Заключение комиссии было следующим: «пока нужно воздержаться от переезда» [2. Д. 58 Л. 439]. Несмотря на такие выводы, уисполком решил не останавливаться. Он неоднократно поднимал вопрос о переезде перед ЦИК ЧАО. Но областной центр, понимая всю сложность момента, откладывал принятие решения. Только к марту 1921 г. вопрос о переносе уездного центра из Чебоксар в Мариинский Посад был решен [2. Д. 61. Л. 39].

Переезд оказался сложным. Кроме того, он не решил проблему «оживления исполкома», наоборот, создал новые трудности. По причине отсутствия в городе достаточного количества помещений часть членов уисполкома осталась в Чебоксарах из-за невозможности перевезти свои отделы и подотделы. Те же, кто прибыл в Мариинский Посад, долгое время не могли приступить к работе.

Таким образом, в течение нескольких месяцев аппарат исполкома был рассредоточен между двумя центрами. Примечательно в этих условиях то, что, несмотря на отсутствие помещений в Мариинском Посаде, отделы все же переезжали. Это приводило к тяжелым последствиям. Так, 30 мая 1921 г. заведующий отделом народного образования с отчаянием писал в президиум исполкома, что «всякие попытки найти помещение, где можно сложить материалы и вещи отдела, безуспешны. Со вчерашнего дня привезенные тюки из Чебоксар лежат на пристани Мариинского Посада, где могут свободно растащить часть имущества» [2. Д. 70. Л. 44].

В чем же причина такой спешки? Главную причину следует искать в постоянно возникавших спорных ситуациях из-за собственности между областью и уездом. В этих условиях Чебоксарский уисполком как орган, находившийся в подчинении ЦИК ЧАО, не мог открыто оспаривать свои права. Поэтому единственное, что он мог сделать - уйти на «новое место».

После того, как к лету большая часть структурных подразделений исполкома переехала в Мариинский Посад, серьезной проблемой по-прежнему продолжала оставаться нехватка специалистов. Так, например, с момента образования ЧАО почти все работники земельного отдела оказались взяты на работу в области. Это привело к тому, что «по Чебоксарскому уезду не было ни одного участкового агронома, а остались лишь помощники агронома» [2. Д. 61. Л. 57]. Оставить уезд без агронома в условиях, когда осуществлялся переучет земли, означало создание почвы для взрывоопасной ситуации. Неутешительные сведения поступали и из других отделов. Заведующий отделом народного образования тов. Сергеев сообщал, что общая канцелярия по штату должна была иметь секретаря, делопроизводителя, регистратора, журналиста, конторщика, 4 машинисток, курьера и рассыльного. Но в реальности в общей канцелярии имелись «только секретарь, малограмотный переписчик-мальчик, пишущая машинка в единственном числе (остальные три присвоены ЧАО) без машинистки. Все приходилось писать от руки мальчикам переписчикам» [2. Д. 61. Л. 63]. Близкие по содержанию сведения присутствуют и в отчетах членов других отделов.

Еще одной проблемой в деятельности уисполкома стало халатное и преступное отношение к своим обязанностям некоторых его работников. Она возникла из-за отсутствия должного контроля во время реорганизации, а затем и переезда исполкома на новое место, а также необходимостью как можно быстрее набрать недостающий штат сотрудников. Неоднократно шли жалобы на сотрудников, в которых указывалось на превышения их полномочий. Так, были отмечены случаи пьянства в продовольственных отрядах во время их поездок в сельскую местность по выполнению продразверстки, злоупотребления мельничных контролеров [2. Д. 61. Л. 18].

В условия провозглашения ЧАО произошло обострение и межнациональных взаимоотношений в исполкоме. Теперь в ситуации национального образования высказывались мнения о создании сугубо национального, т.е. чувашского исполкома. На съездах стали звучать требования, «чтобы будущий исполком был чувашским» [2. Д. 61. Л. 14]. Появились суждения о недопустимости мобилизации на фронт чувашей, занимавших должности в уисполкоме [2. Д. 61. Л. 14].

Из-за национального вопроса долгое время не имел заведующего подотдел единой школы. Проблема состояла в том, что бывший заведующий, знавший чувашский язык, был отозван для работы в областной аппарат, а следующего заведующего, приглашенного уездным отделом народного образования, как не владевшего чувашским языком, не утверждали в должности областные структуры власти [2. Д. 61. Л. 63].

Серьезные проблемы, возникшие в работе исполкома в период образования ЧАО, привели к тому, что долгое время он не мог, хотя бы на прежнем уровне, проводить социально-экономическую политику в регионе, что привело к реальному ухудшению социального положения местных жителей.

С целью совершенствования механизма функционирования уисполкома в период с 1921 г. по 1927 г. произошли многочисленные изменения в его структуре, которые, однако, не носили кардинального характера.

По-прежнему главной структурной единицей исполкома являлся президиум. Он избирался в начале работы каждого нового съезда Совета. Численность президиума в разные периоды составляла от 4 до 6 человек. Другой важной структурной единицей был пленум. В отличие от президиума он представлял собой собрание всех членов исполкома. В силу того, что организовывать собрание с участием всех членов часто было затруднительно, основные решения уисполком принимал через президиум, только по особо важным делам созывался пленум. Так, в период с IX по X съезд Советов, т.е. с 10 июля 1921 г. по 6 ноября 1922 г. всего состоя-

лось 68 заседаний президиума и 28 пленумов. На заседаниях президиума было рассмотрено 869 вопросов, на пленумах 208 [2. Д. 61. Л. 100].

В составе президиума выделялся секретариат. В его обязанности входил прием дел и заявлений от населения. Именно через его работу осуществлялось взаимодействие уисполкома с населением уезда. Общее число дел и заявлений, поступивших в президиум с IX по X съезд Советов, составило 3616, за тот же период число исходящих бумаг составило 2795 [2. Д. 61. Л. 100].

Кроме президиума, другими важными структурными единицами исполкома являлись отделы, комитеты, бюро и комиссии. Отделы, комитеты и бюро функционировали на постоянной основе, комиссии - на время решения конкретных задач. В период между IX и X съездами общее число комиссий, организованных по различным вопросам, составляло 14. Из них: 4 - по общественно-организационным вопросам, 5 - по земельным делам, 2 - по вопросам ревизии, 2 - переселению и 1 - по изъятию церковных ценностей [2. Д. 61. Л. 100].

Точное число отделов уисполкома из-за постоянных изменений установить сложно. Только за период с IX по X съезд были организованы статистическое бюро, комиссия помощи голодающим, сельскохозяйственный комитет, приходно-расходная касса уездного финансового отдела. Одновременно были ликвидированы уездный СНХ, бюро юстиции, политическое бюро, рабоче-крестьянская инспекция [2. Д. 61. Л. 104].

Несмотря на частые изменения, были и такие отделы, которые просуществовали вплоть до 1927 г. К ним относятся отделы здравоохранения, народного образования, местного хозяйства, социального обеспечения, земельный и финансовый. Именно с их деятельностью наиболее часто встречаются материалы в архивном фонде. Каждый отдел делился на подотделы. Во главе структурных подразделений стояли заведующий со штатом делопроизводителей. В среднем на отдел приходилось по 5-7 подотделов. Так, отдел здравоохранения в 1922 г. состоял из 5 подотделов: лечебного, санитарно-эпидемического, охраны детства и материнства, хозяйственно-финансового, общего [2. Д. 61. Л. 105]. Коммунальный отдел состоял из 6 отделов: общего, пожарного, предприятий, снабжения, жилищно-земельного, бухгалтерии [2. Д. 61. Л. 119].

Многочисленные изменения в структуре исполкома были связаны с процессом его становления, а также с финансовыми возможностями уезда. В период 1920-1927 гг. бюджет уисполкома составлялся с большим дефицитом (в среднем 50-70%). Так, на 1922 г. доходы уездного бюджета были_определены в 59 425 руб., расходная же часть - 179 441 руб. [2. Д. 61. Л. 103]. Все это делало невозможным содержать большой аппарат. Поэтому исполкому пришлось проводить жесткую политику экономии средств, в рамках которой в 1922-1923 гг. происходили значительные изменения в структуре аппарата - сокращение и централизация. Так, например, число подотделов в отделе народного образования сократилось с 9 до 3 [2. Д. 61. Л. 16].

В 1923 г. путем объединения 4 отделов (местного хозяйства, народного образования, здравоохранения, социального развития) был организован общий отдел. После слияния их переименовали в отделения. Подобным образом были также созданы финансово-материальное отделение и общая канцелярия. Заведующий общим отделом руководил работой всех подразделений [2. Д. 161. Л. 34]. Однако такая форма централизации со временем негативно стала сказываться на деятельности отделений. Лишенные самостоятельности, они уже не могли в полной мере проявлять себя. Общий отдел стал не справляться со значительным количеством бумаг. Отрицательно на работу влияли частая сменяемость его заведующих (по 3-4 человека за год). Все это делало невозможным оперативное принятие решений по работе линии отделений. Поэтому через 3 года общий отдел был ликвидирован. С 1 октября 1926 г. вновь организовались отделы народ-

ного образования, здравоохранения, социального обеспечения и местного хозяйства как самостоятельные единицы [2. Д. 329. Л. 1].

Таким образом, из-за финансовых трудностей в структуре уисполкома в 19201927 гг. проявилась тенденция к централизации в виде укрупнения структурных единиц. Но новые органы часто становились слишком громоздкими и не могли охватить весь спектр вопросов. Возникла потребность в качественно новых изменениях.

Усложнение социально-экономических процессов в стране требовало проведения новой административной реформы - районирования. Вместо четырехуровневой - сельсовет, волость, уезд, центральные органы - вводилась трехуровневая система: сельсовет, район, центральные органы. В основу реформы было положено упразднение уездов и выделение района как целостной, экономически самостоятельной единицы. Теперь райисполкомы получили права уисполкомов. В результате районирования 1927 г. в Чувашской АССР вместо 5 уездов было образовано 17 районов. Конкретно из Чебоксарского уезда возникло 4 района: Татар-касинский, Чебоксарский, Марпосадский, Козловский [2. Д. 329. Л. 255]. 1 октября 1927 г. уездные и волостные комитеты официально были ликвидированы. Все дела передавались райисполкомам.

Помимо структурных изменений происходили значительные перемены в кадровом составе. Рассмотрение состояния и изменений в кадрах невозможно без анализа такого явления, как номенклатура должностей, для назначения на которые требовалось утверждение партийными структурами власти. С начала 1920-х гг. закладывалась следующая практика: выбирать президиум исполкома из предложенных областным комитетом партии кандидатов [2. Д. 61. Л. 1]. Партия большевиков начинала играть заметную роль в кадровой политике, но в первой половине 1920-х гг. государственный аппарат еще не был тождествен партии. Анализ партийности членов государственного аппарата уезда показывает, что большая его часть не состояла в партии. Однако, если рассматривать не количественные, а качественные показатели, то закономерность такова, что, чем выше была должность во властной структуре, тем чаще всего человек состоял в партии. Так, например, после XI съезда в исполкоме числилось 11 человек. Из них коммунистов 9 человек, т.е. абсолютное большинство. Среди 42 членов волисполкомов коммунистов насчитывалось 21 человек, т.е. уже половина. Рассмотрение партийного состава 894 членов сельсоветов показывает, что в партии состояло только 29 человек [2. Д. 187. Л. 16]. Таким образом, советский уездный аппарат в целом был беспартийным, но его руководители практически все состояли в партии. Поэтому в практику политической жизни советского государства постепенно закладывалось правило - обязательное вступление в партию как непременное условие для карьерного роста.

Другим условием, повлиявшим на кадровый состав Чебоксарского уис-полкома, стали политика реализации чувашского языка (РЧЯ) и коренизации государственного аппарата. Цель этой политики заключалась в повышении удельного веса чувашей в государственном аппарате за счет представителей других этносов. Действовавшая на территории области комиссия по РЧЯ составила специальную инструкцию, обязательную для использования всеми исполкомами, учреждениями и предприятиями ЧАО. В ней настоятельно было рекомендовано официальные бумаги, исходившие как от государства, так и от частных лиц, оформлять на родном языке большинства национальности области [5. С. 406-407].

ЦИК ЧАО в категорической форме поставил перед всеми волисполкомами требование обязательного перехода на чувашское делопроизводство в сношениях с сельсоветами. Путем жесткого принуждения к 1927 г. удалось достигнуть 50-70% перевода на чувашский язык всего документооборота волисполкомов, после чего встал вопрос о переходе на чувашский язык уездного аппарата [2. Д. 323. Л. 99]. Однако здесь возникли серьезные трудности. Несмотря на политику коренизации,

доля чувашей в уездном аппарате управления не стала преобладающей. Процентное количество чувашей по отдельным учреждениям колебалось от 20 до 80% [2. Д. 323. Л. 99]. На 1927 г. в земельном управлении чувашей было 40%, в финансовом отделе - 28%, в отделе народного образования - 50% [2. Д. 323. Л. 99]. В этих условиях, когда половину аппарата исполкома составляли преимущественно русские, тяжело было проводить политику РЧЯ. Особенно высокий удельный уровень русских был в штате технических служащих (машинистки, делопроизводители, секретари), ответственных за делопроизводство. Только поэтому к 1927 г. уездный исполком так и не перешел на чувашский язык. Общее количество входящих и исходящих бумаг в уисполкоме на чувашском языке в зависимости от учреждения составляло в среднем 2-3%. Документация же на русском языке значительно преобладала - 95-100% [2. Д. 348. Л. 43].

Другим обстоятельством, оказавшим существенное влияние на кадровый состав особенно в начале 1920-х гг., стали финансовые трудности с выплатой зарплаты сотрудникам исполкома. Из-за этого многие, особенно квалифицированные работники, уходили из учреждения, устраиваясь на другое место. В 1923 г. общий отдел вообще пригрозил, «что в случае невыплаты зарплаты сложит с себя всякую ответственность за ход работ» [2. Д. 161. Л. 147]. Сложное финансовое положение вынудило уисполком пойти на структурные преобразования, в результате чего серьезно сократилась численность как ответственных, так и технических служащих. За счет сокращения сотрудников в несколько раз уис-полкому удалось сэкономить средства, чтобы решить вопрос выплаты зарплаты. Но с середины 1920-х гг. по мере увеличения финансовых возможностей снова пошло увеличение численности сотрудников аппарата.

Финансовые трудности и невыплата заработной платы при общей ситуации нестабильности в уезде приводили к преступным действиям со стороны членов исполкома. Так, были отмечены случаи воровства, хищений и других преступлений. 18 декабря 1921 г. сбежал со своего поста заведующий земельным отделом А.Я. Яковлев, захватив с собой около 20 тыс. руб. [2. Д. 61. Л. 119]. Неоднократно поступали жалобы и взыскания на милицию [2. Д. 323. Л. 99]. Ревизия материально-финансового отделения общего отдела в 1926 г., анализируя работу учреждения, выявила серьезные нарушения. «Операции по кассе производились без выписки ордеров и, не проводя записи расхода по кассовой книге. Деньги выдавались авансами на такие расходы, которые не были предусмотрены сметой, авансы не всегда расходовались по прямому назначению. Общий отдел содержал сверх установленного штата сотрудников и деньги выдавались не по назначению. Выдавались суточные в большем, чем следовало, размере» [2. Д. 449. Л. 30]. Одновременно с преступной деятельностью в кадровом составе отмечены случаи непрофессионализма. В доставляемых волостными комитетами сведениях встречаются, например, такие случаи, когда цифры голодающих в волости превосходили цифры всего волостного населения [2. Д. 323. Л. 2].

Будет неверно, если мы представим исполком как место карьерного роста, взяточничества и других злоупотреблений. Исполком являлся учреждением, объединявшим разных людей. В нем было много честных, порядочных работников, на протяжении длительного времени ответственно выполнявших свои обязанности. В практике работы исполкома еще присутствовал порыв преданности революционному делу. Так, на XII съезде Советов делегаты за 3 часа заседания спели 11 раз интернационал [2. Д. 187. Л. 60]. Через каждые 15-20 минут в зале звучал торжественный гимн.

Следует отметить еще один очень важный фактор, повлиявший на кадровую политику, это - партийные чистки. В информационном отчете областного комитета ВКП(б) о своей деятельности за период с 1 января по 1 июня 1927 г. для ЦК

партии отмечалось широкое распространение «болезненных явлений» в партийных ячейках: пьянство, растраты и должностные преступления, «некоммунистические поступки», уголовщина и связь с «чуждыми элементами». По Чебоксарскому уезду в 1926 г. по этим нарушениям было рассмотрено дел на 208 партийных работников, а за первое полугодие 1927 г. - на 100 партийцев [6. С. 113].

В течение 1926 г. сменилось 4 председателя исполкома [2. Д. 320. Л. 61],

5 человек в должности заведующего отделом местного хозяйства [2. Д. 325. Л. 42]. За 1926/27 гг. произошло обновление состава волисполкомов на 58% [2. Д. 323. Д. 130]. Частая смена руководящих кадров присутствовала по всей Чувашии, в которой за 1920-1926 гг. сменилось 9 секретарей обкома партии [5. С. 405].

Сложно однозначно ответить на вопрос, в чем причина столь многочисленных перестановок, хотя то, что частые смены происходили в 1925-1927 гг., когда в высшем руководстве страны активизировалось политическая борьба, говорит о многом. Значительное количество членов партии было обвинено в троцкизме, правом уклоне и освобождено со своих постов. Под лозунгом борьбы с «некоммунистическими поступками» в партии просто уничтожались политические соперники. В 1927 г. из 19 членов уисполкома только 5 работали больше года. Все остальные были обновлены, пришли с волостного уровня [2. Д. 323. Л. 94].

Таким образом, для кадрового состава уисполкома характерна нестабильность. В 1920-1927 гг. в уездном аппарате наблюдалась высокая текучесть кадров. Ее определял комплекс факторов: политика коренизации, внутрипартийная борьба, структурные преобразования и финансовые возможности уисполкома.

Частые смены руководителей структурных подразделений негативно сказывались на работе всего аппарата в целом. Но главную опасность вызывал низкий уровень подготовка кадрового состава служащих, профессионализм и компетентность часто заменялись партийностью работников.

Таким образом, период 1920-1927 гг. представляет собой чрезвычайно сложный этап в деятельности Чебоксарского уисполкома. На его работе во многом отразились те же тенденции, которые были присущи и другим органам власти в стране - централизация, подчинение партии, классовый подход. Национальногосударственное строительство в Чувашии привнесло новые специфические особенности, например практику коренизации кадрового состава и реализации чувашского языка.

Поэтому в современных условиях, когда история советского периода 1920-1930-х гг. вызывает большие дискуссии, анализ деятельности Чебоксарского усполкома становится необходимым для того, чтобы разобраться и приблизиться к объективному пониманию социально-экономических и политических процессов в регионе.

Литература и источники

1. Артемьев С.А. Советы рабочих и крестьянских депутатов в Чувашии в 1917-1918 годах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965. 194 с.

2. Государственный исторический архив ЧР (ГИА ЧР) Ф. Р-7. Оп.1. (Чебоксарский уездный исполком).

3. Гоигорьев П.Г. Чебоксарский Совет рабочих и солдатских депутатов в период подготовки и проведения Октябрьской революции // Установление Советской власти в Чувашии: сб. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1958. С. 79-110.

4. Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени: в 2 кн. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. Кн. 1. 262 с.

5. Клементьев В.Н. Формирование советской системы в Чувашии: начальный этап (ноябрь 1917 г. - первая половина 1920 г.) / Личность, общество, власть в истории Чувашии: XX век. Чебоксары: ЧГИГН, 2007. С. 70-127.

6. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и чувашской АССР как национальнотерриториальных автономий (1920-1930 годы). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. С. 406-407.

КАПРАНОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - аспирант кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kapranov.2010@yandex.ru).

KAPRANOV ALEKSANDR VYACHESLAVOVICH - post-graduate of History Russia Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338(09)(470.62)

П.И. КАПУСТИН

К ВОПРОСУ О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В 1943-1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, советский тыл, восстановление экономики.

Дан анализ знаковых изменений в хозяйственно-экономической жизни Краснодарского края на начальном этапе восстановления народного хозяйства в 1943-1945 гг. Автором выясняются наиболее проблемные моменты развития.

P.I. KAPUSTIN

TO THE QUESTION OF THE PRIORITY TASKS OF THE RESTORATION OF THE ECONOMY OF KRASNODAR REGION IN 1943-1945 Key words: Great Patriotic war, soviet rear, economic recovery.

The article is devoted to the analysis of the landmark changes in the economic life of the Krasnodar territory at the initial stage of restoration of the national economy in 1943-1945. The author uncovers the most problematic aspects of development.

Освобождение 12 февраля 1943 г. Краснодара от немецко-фашистских войск явилось началом длительной работы по восстановлению народного хозяйства края, ликвидации социально-экономических и политических последствий оккупации. С 9 октября 1943 г., когда от фашистов был освобожден Таманский полуостров, Краснодарский край, в полной мере смог перейти к решению задач созидания в относительно мирных условиях.

Реализация задач возрождения оказалась, однако же, связанной с преодолением колоссальных трудностей. Потери, нанесенные Краснодарскому краю оккупантами, были огромны. Прежде всего, невосполнимой утратой стала гибель более 61 тыс. жителей края. Еще 32 тыс. кубанцев были угнаны на работы в Германию [4. С. 85]. В полном смысле в развалины были превращены прифронтовые города. Была парализована работа промышленности. Разрушенной оказалась производственно-техническая база уникального сельскохозяйственного региона. Общий ущерб, нанесенный оккупантами Краснодарскому краю, составил более 15 млрд руб. [1]. На восстановление края СНК выделил 74,8 млн руб., для Майкопа еще 5,15 млн руб. [5. С. 414-416]. Из восточных районов в край осуществлялась реэвакуация оборудования, техники, скота и пр. Особое значение при этом придавалось переброске сюда оборудования для нефтяной промышленности, а также для ремонта железных дорог.

Рассматривая начальную стадию восстановления хозяйства региона, необходимо отметить, что в аграрном Краснодарском крае особую актуальность приобрела охрана сельскохозяйственного имущества, значительно пострадавшего за период с начала военных действий. Так, к весне 1943 г. по краю были неисправны 52% тракторов, а живого тягла осталось 37% от дооккупационного времени [14]. В то же время значительная часть имущества бывших колхозов оказалась в частных руках. В данном случае сказалось естественное стремление населения обеспечить себя в условиях оккупации. В определенной степени это было обусловлено тем, что во время оккупации немецкими властями осу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.