Научная статья на тему 'Чайная церемония'

Чайная церемония Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
630
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЯПОНСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ / ЧАЙНЫЙ ДОМИК / КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ СВИТОК / ЖИВОПИСЬ СУЙБОКУ (СУМИ-Э)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарифуллина А.А.

Актуальность работы заключается в ее востребованности при воспитании эмоциональной отзывчивости к классическим образцам культуры через живопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чайная церемония»

УДК 7.011

А.А Гарифуллина

Преподаватель МБУ ДО «ДХШ №1» Г. Казань,РФ e-mail: dxh-art@mail.ru

«ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ» Аннотация

Актуальность работы заключается в ее востребованности при воспитании эмоциональной отзывчивости к классическим образцам культуры через живопись.

Ключевые слова.

Японская чайная церемония, чайный домик, каллиграфический свиток, живопись суйбоку (суми-э).

Тема: «Чайная церемония в средневековой Японии» - традиции и история происхождения ритуала. Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости к классическим образцам культуры через живопись суйбоку (суми-э). Задачи:

1. Обучающие.

• Познакомить учащихся с традицией чаепития в Японии, ее историческим развитием.

• Познакомить со стилем суйбоку (суми-э) в пейзажной живописи Японии.

• Научить выделять характерные особенности стиля суйбоку (суми-э) в японской живописи.

2. Развивающие.

• Развивать эмоционально-эстетическое восприятие через знакомство с лучшими образцами мировой культуры.

• Развивать умение замечать красоту окружающего мира.

• Развивать умение выделять межпредметные связи между культурными, историческими традициями и изобразительным искусством через изучение культурных традиций в связи с традиционной живописью.

3. Воспитательные.

• Воспитывать увлеченность к изучению культурных традиций разных народов.

• Воспитывать уважение и интерес к японской культуре.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость к классическим образцам культуры. Форма учебного занятия: лекция.

Форма организации работы: групповая.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Оборудование: у учителя - проектор, презентация Power Point, компьютер; у учащихся -тетрадь,

ручка.

План-конспект урока.

1. Организационная часть. Приветствие (5 мин.).

2. Объяснение новой темы. Показ презентации (30 мин.).

- Традиционная японская чайная церемония. История и смысл ритуала.

Японская культура подарила миру идеальный способ медитации и открыла секрет обретения чувства покоя и гармонии с миром. Сложная, полная символов чайная церемония подчинена довольно простым принципам - они связывают естественность и изысканность, непритязательность и красоту.

«Путь чая» - это самая настоящая буддийская медитативная практика, возникшая около четырех веков тому назад.

К 12 веку чай был знаком уже всем сословиям японского общества, его пили и в крестьянской хижине, и при дворе сёгуна. И если сначала употребление чая носило бытовой и повседневный характер, то с 13 века буддийские монахи на основе употребления напитка разработали целый ритуал, наполненный смыслом и особенной японской философией.

Первые правила церемонии были разработаны мастером Даё.

Постепенно развиваясь и меняясь, ритуал совместного чаепития распространялся и за стены буддийских монастырей, с 15 века его правилам обучали и мирян.

Распространению и утверждению церемонии в японской культуре способствовали воины-самураи -перед важным сражением посещение чайной церемонии считалось обязательным. Это помогало им освободить сердце и душу от тяжелых мыслей.

Большое влияние на становление чайной церемонии оказал Сэн-но Рикю, который жил в 16 веке. С юных лет он изучал чайные традиции, философию и историю.

В возрасте шестидесяти лет Рикю называли самым лучшим в Японии мастером чайной церемонии. Попасть к нему на чаепитие удостаивались чести лишь высшие слои общества. Про его ритуалы самураи говорили: «Я выпил чай, приготовленный Сэн-но Рикю, я готов к смерти».

В искусстве чайной церемонии мастер Рикю и его последователи опирались на японскую идею «ваби» - простоты и естественности - и «саби» - красоты и изысканности.

Чайная церемония - не ежедневная рутина, а особенный ритуал, который принято проводить по особым случаям:

• Знак уважения. В восточной культуре всегда особенно уважали и ценили заслуги людей пожилого возраста, поэтому подать чашку чая человеку почтенного возраста, значит выразить истинное к нему уважение.

• Семейная встреча. Независимо, как далеко уехали дети из родных краев, они никогда не забудут родительский дом, поэтому традиционное чаепитие - неотъемлемая часть при встрече родителей и детей.

• Благодарность родителям в день свадьбы. Чайная церемония обязательно имеет место на свадебном мероприятии.

• Передача мудрости и опыта. Регулярное чаепитие в кругу молодых людей и опытных стариков способствуют распространению и сохранению традиций и жизненного опыта, составляющих менталитет восточной культуры.

Как уже было сказано выше, именно мастер Сэн-но Рикю определил этикет и последовательность чайного ритуала, а также разработал порядок использования чайной утвари. Благодаря мастеру было положено начало садово-парковому искусству: помимо чайного домика, где проходило чаепитие, стали создавать примыкающие к нему садик и дорожку. Сам же домик строился чрезвычайно простым, наподобие крестьянской хижины - ничего лишнего, полное соответствие принципам дзен-буддизма.

Японская чайная церемония основана на четырех принципах: сэй - чистота, кэй - уважение, ва -гармония и дзяку - спокойствие. Само чаепитие представляет собой строго определенную последовательность действий участников, где нет места импровизации или отступлению от правил соответствующей школы.

Благодаря тому, что все гости чайного домика неукоснительно подчиняются порядку, участвуя в общем ритуале, возникает особое настроение, сходное с медитативными практиками, позволяющее отстраниться от своего привычного «я». Мастера создают во время церемонии такую атмосферу, которая приводит к умиротворению, гармонии с миром и природой.

В традиционном своем виде чайный домик имел очень низкую дверь - меньше метра высотой, и входящим приходилось опускаться на колени, чтобы попасть внутрь. Кроме того, небольшой дверной проем вынуждал вооруженных самураев оставить длинные мечи за пределами комнаты - во время церемонии гостей не отвлекали ни общественные условности, связанные с чинами, ни предметы, нарушающие спокойствие - гости как будто оказывались вне привычного мира. По японскому обычаю, обувь оставляли у порога - так делают до сих пор.

Хозяин может в знак гостеприимства передать каждому гостю маленький сложенный веер, его не допускается раскрывать - это считается невежливым.

Обстановка комнаты, где проходит чаепитие - она единственная в чайном домике - отличается скромностью: ничто не должно отвлекать участников от медитации. В качестве украшений в комнате находятся только букет цветов, на стене - свиток с философским изречением, выбранный хозяином для предстоящей церемонии, а также - картина или каллиграфическая надпись.

Украшение интерьера чайного домика - каллиграфический свиток, исполненный водяными красками и кистью - строгий и лаконичный, но поистине вмещающий в себя философскую мудрость вселенной. Японская живопись - это беззвучная поэма, сродни музыке и литературе. Средства выразительности в японском пейзаже немногочисленны и сдержанны - монохромная краска и несколько видов мазков кистью, нет игры света и тени. Однако, художниками того времени были созданы глубокие и цельные произведения, в которых заложен философский смысл. Серебристо-серые переходы черной туши создавали ощущение цельности мира и погружения в природную среду.

Японцы с древности поклонялись горам и водам как святыням. Гора олицетворяла - ян, тогда как вода связывалась с инь. Даже мотив ветки или цветка был глубоко символистичен. Философская идея «великого в малом» выражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную.

Японская живопись - один из наиболее древних и изысканных видов искусств. Для нее, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение ее в качестве божественного начала.

В 14-16 веках развивается стиль суми-э (монохромная живопись тушью).

Начало данному направлению было положено в 13 веке, когда в Японию прибыли китайские монахи для изучения древней литературы. Они принесли с собой частичку китайской культуры, а именно живопись тушью, которую японцы назвали суми-э, или суйбоку. На протяжении столетия суми-э практически не имело известности. Настоящий расцвет данного стиля произошел в 14 веке в эпоху Муромати. Направление пейзажной живописи занимает свое место среди классических образцов культуры и продолжает свое развитие до сих пор. Суми -э стало самым популярным направлением среди японских художников, поистине нетленной классикой мирового культурного наследия. Неизменный сюжет - монохромные горы и водоемы.

Важной деталью является то, что сам по себе пейзаж - это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора. С древнейших времён живопись для японцев - это созерцание, стремление познать законы вселенских процессов, природы, существования человеческого общества. Средневековая японская культура уделяла внимание космогонии как основополагающей идее величия божества, единства этого мира. Так мотив пейзажа стал выражением этой идеи, что привело к доминированию панорамы. Отсюда берут начало характерные композиционные приёмы - совмещение нескольких точек зрения («рассеянная перспектива»), позволяющих воспринимать пейзаж панорамно, как бы сверху; применение очень высокой линии горизонта, дающей возможность просмотреть, ощутить глубинность пространства.

Японские художники активно пользовались приемами воздушной перспективы: тщательно проработанный передний план, более интенсивный по тону; дальний план, тонущий в пелене размытых туманных облаков.

Японские средневековые художники были мудрецами и каллиграфами. Они разработали целую систему графических образов, которые выражали смысл философских категорий. Таким образом, каждый штрих, размыв туши, цвет и элемент пейзажа глубоко осмысливался художником и занимал своё место в композиционном строе картины.

Пейзажная живопись стала своеобразной, визуальной формой размышления о смысле бытия и выражения философских истин.

Японский пейзаж изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

-( « )-

Творчество средневековой Японии основано на теме духовности в понимании ее единения с природой. Произведения суйбоку погружают зрителя в философские размышления, побуждают к внимательному созерцанию и помогают ощутить единение с природой. Монохромная живопись тушью -цельная, сдержанная и лаконичная, где каждый штрих осознан и не случаен, оказывает самое благоприятное влияние на психологическое состояние человека. 3. Завершение урока (5 мин.). Список использованной литературы:

1. Джоан Стенли-Бейкер. Искусство Японии. - М.:словоЫоуо, 2002.-240 с.

2. Кабанова А.М.; пер. с китайского Циперович И.Э.; сост. Суслова И.В. Сад камней. Мудрость Китая и Японии.- СПб.: «Паритет», 2005. - 320 с.

3. Окакура Какузо. Его величество Чай - М.: Рипол Классик, 2009. - 725 с.

4. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П.Григорьева. - М., 2011.- 112 с.

5. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры / Л.Д.Гришелева. - М., 2014.- 285 с.

© Гарифуллина А.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.