Научная статья на тему 'ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ В XVIII-XIX ВВ. В КЯХТЕ И СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧАЯ'

ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ В XVIII-XIX ВВ. В КЯХТЕ И СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
965
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ЧАЙ / РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЧАЯ / ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ В КЯХТЕ / ЧАЙНЫЕ ПЛАНТАЦИИ / CHINESE TEA / RUSSIAN TEA CULTURE / TEA TRADE IN KYAKHTA / TEA PLANTATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Го Юй-Чунь

Проникновение китайского чая в Россию началось давно. Под влиянием знакомства с китайским чаем, в XIX веке сложилась особая российская культура чая, на которую значительное влияние оказала культура чая Китая. После подписания Китаем и Россией «Кяхтинского договора» в 1792 году, экспорт китайского чая в Россию стремительно рос и в XIX веке чайная торговля в Кяхте переживала золотой период развития. Торговля чаем в Кяхте представляет собой яркий пример равноправного сотрудничества между Китаем и Россией, поскольку и разные слои российского общества, и китайское правительство, и народ - все получили от нее ощутимую выгоду. В связи с ростом популярности чая и его высокой востребованностью на рынке, с середины XIX века русские пробовали выращивать чай на побережье Черного моря России, приглашая с той целью китайских специалистов для обучения выращиванию этой культуры. Развитие чайной индустрии в Черноморском регионе России дополнительно стимулировало потребность населения в чае, а также дало толчок развитию культуры чая во всей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEA TRADE BETWEEN CHINA AND RUSSIA IN THE XVIII-XIX CENTURIES IN KYAKHTA AND THE CREATION OF THE RUSSIAN TEA CULTURE

The penetration of Chinese tea into Russia began long ago. Under the influence of acquaintance with Chinese tea, a special Russian tea culture developed in the XIX century, which was significantly influenced by the tea culture of China. After the signing of the "Kyakhta Treaty" by China and Russia in 1792, the export of Chinese tea to Russia grew rapidly and in the XIX century the tea trade in Kyakhta experienced a golden period of development. The tea trade in Kyakhta is a vivid example of equal cooperation between China and Russia, since different layers of Russian society, the Chinese government and the people have all benefited tangibly from it. Due to the growing popularity of tea and its high demand in the market, from the middle of the XIX century, Russians tried to grow tea on the Black Sea coast of Russia, inviting Chinese specialists for this purpose to teach them how to grow this crop. The development of the tea industry in the Black Sea region of Russia further stimulated the population's demand for tea, and also gave an impetus to the development of tea culture throughout Russia.

Текст научной работы на тему «ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ В XVIII-XIX ВВ. В КЯХТЕ И СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧАЯ»

В религиозном сознании подданных Его Величества прослеживались не только православные и рациональные взгляды, но даже языческие пережитки. Современники происходящего все отчетливее осознавали постигший государство, в лице Синода и всей православной церкви, а также общество в целом «кризис веры». В поисках выхода из него многие россияне обращались к различным сектам, мистическим и эзотерическим сообществам. По всей стране создавались многочисленные религиозно-философские объединения, в которые входили многие видные представители интеллигенции (Д. Мережковский, В. Розанов, В. Иванов, Н. Минский, Н. Клюев и др.), а также некоторые священники.

В последующую эпоху активных социальных трансформаций - революций и Первой мировой войны (Великой Российской революции [11]) - конфликты между церковью и паствой, а также внутри самой церкви резко обострились и вышли на новый уровень. Всплеск антицерковных настроений в народе был спровоцирован при этом не только самой церковью, старыми формами церковной жизни, но и кризисом государственной власти, которая со времен петровских реформ существовала неразрывно с властью духовной.

Литература и источники

1. Лев Толстой и русские цари / сост. Н. Попова. - М.: «КСТАТИ», 1995. - 189 с.

2. Последняя исповедь Толстого // [Электронный ресурс]. - URL. : http://origin.ruskline.ru/monitoring_smi/2003/09/08/ poslednyaya_ispoved_tolstogo/ (дата обращения 16.08.2020г.)

3. Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года // [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/56275/fulltext.htm (дата обращения 16.08.2020г.)

4. Толстой Л.Н. Ответ па определение Синода от 20-22 февраля и па полученные мной по этому случаю письма // [Электронный ресурс]. - URL.: https://diletant.media/articles/35078817/ (дата обращения 16.08.2020г.)

5. Бердяев Н. Новое христианство // Собрание сочинений. - Paris: YMKA-PRESS, 1989. - Т. 3. Типы религиозной мысли в России. / [Электронный ресурс] - URL: füe:///C:/Users/пользовательIDownloads/tipy-religioznoy-mysli-v-rossii-berdyaev-nikolay-aleksandrovich.epub (дата обращения 10.08.2020 г.)

6. Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. - СПб. - М., 1911-1914. - Т.11. - 590 с.

7. Еретик от христианства (Горький А.М.) // [Электронный ресурс]. - URL.: https://refdb.ru/look/2119492.html (дата обращения 11.07.2020г.)

8. Мережковский Д.С. Акрополь. - М., 1991. - 351 с.

9. Горький М. Собрание сочинений. - М.-Л., 1929. - Т.9. - 636 с.

10. Луначарский А.В. Будущее религии // Образование. - 1907. - №10. - С.4-13.

11. См.: ТурицынИ.В. Великая Российская революция 1905-1927 гг.: от исторических клише - к новому пониманию феномена // Современная научная мысль. - 2017. - №6. - С.30-39.

References and Sources

1. Lev Tolstoj i russkie cari I sost. N. Popova. - M.: «KSTATI», 1995. - 189 s.

2. Poslednyaya ispoved' Tolstogo II [Elektronnyj resurs]. - URL.: http:IIorigin.ruskline.ruImonitoring_smiI2003I09I08I poslednyaya_ispoved_tolstogoI (data obrashcheniya 16.08.2020g.)

3. Opredelenie Svyatejshego Sinoda ot 20-22 fevralya 1901 goda II [Elektronnyj resurs]. - URL.: https:IIwww.bookol.ru/proza-mainIrusskaya_klassicheskaya_proza/56275Ifulltext.htm (data obrashcheniya 16.08.2020g.)

4. Tolsteo L.N. Otvet na opredelenie Sinoda ot 20-22 fevralya i na poluchennye mnoj po etomu sluchayu pis'ma II [Elektronnyj resurs]. - URL.: https:IIdiletant.media/articlesI35078817I (data obrashcheniya 16.08.2020g.)

5. Berdyaev N. Novoe hristianstvo II Sobranie sochinenij. - Paris: YMKA-PRESS, 1989. - T.3. Tipy religioznoj mysli v RossiiI [Elektronnyj resurs] -URL:file:IIIC:IUsersIpol'zovatel'IDownloadsItipy-religioznoy-mysli-v-rossii-berdyaev-nikolay-aleksandrovich.epub (data obrashcheniya 10.08.2020 g)

6. Merezhkovskij D.S. Polnoe sobranie sochinenij. - SPb. - M., 1911-1914. - T.11. - 590 s.

7. Eretik ot hristianstva (Gor'kij A.M.) II [Elektronnyj resurs]. - URL.: https:IIrefdb.ru/look/2119492.html (data obrashcheniya 11.07.2020g.)

8. Merezhkovskij D.S. Akropol'. - M., 1991. - 351 s.

9. Gor'kij M. Sobranie sochinenij. - M.-L., 1929. - T.9. - 636 s.

10. Lunacharskij A.V. Budushchee religii II Obrazovanie. - 1907. - №10. - S.4-13.

11. Sm.: Turicyn I.V. Velikaya Rossijskaya revolyuciya 1905-1927 gg.: ot istoricheskih klishe - k novomu ponimaniyu fenomena II Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - №6. - S.30-39.

КРУЖАЛИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Иркутского государственного университета (kliokrua@yandex.ru)

KRUZHALINA, ANASTASIA ALEKSEEVNA - Ph.D. in History, Associate Professor, Irkutsk State University.

УДК 94(47+510).339.9«17/20»

ГО ЮЙ-ЧУНЬ

ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ В XVШ-XIX ВВ. В КЯХТЕ И СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧАЯ

Ключевые слова: китайский чай, Российская культура чая, чайная торговля в Кяхте, чайные плантации.

Проникновение китайского чая в Россию началось давно. Под влиянием знакомства с китайским чаем, в XIX веке сложилась особая российская культура чая, на которую значительное влияние оказала культура чая Китая. После подписания Китаем и Россией «Кяхтинского договора» в 1792 году, экспорт китайского чая в Россию стремительно рос и в XIX веке чайная

торговля в Кяхте переживала золотой период развития. Торговля чаем в Кяхте представляет собой яркий пример равноправного сотрудничества между Китаем и Россией, поскольку и разные слои российского общества, и китайское правительство, и народ - все получили от нее ощутимую выгоду. В связи с ростом популярности чая и его высокой востребованностью на рынке, с середины XIX века русские пробовали выращивать чай на побережье Черного моря России, приглашая с той целью китайских специалистов для обучения выращиванию этой культуры. Развитие чайной индустрии в Черноморском регионе России дополнительно стимулировало потребность населения в чае, а также дало толчок развитию культуры чая во всей России.

GO YUI-CHUN

TEA TRADE BETWEEN CHINA AND RUSSIA IN THE XVnI-XIX CENTURIES IN KYAKHTA AND THE CREATION OF THE RUSSIAN TEA CULTURE

Key words: Chinese tea, Russian tea culture, tea trade in Kyakhta, tea plantations.

The penetration of Chinese tea into Russia began long ago. Under the influence of acquaintance with Chinese tea, a special Russian tea culture developed in the XIX century, which was significantly influenced by the tea culture of China. After the signing of the "Kyakhta Treaty" by China and Russia in 1792, the export of Chinese tea to Russia grew rapidly and in the XIX century the tea trade in Kyakhta experienced a golden period of development. The tea trade in Kyakhta is a vivid example of equal cooperation between China and Russia, since different layers of Russian society, the Chinese government and the people have all benefited tangibly from it. Due to the growing popularity of tea and its high demand in the market, from the middle of the XIX century, Russians tried to grow tea on the Black Sea coast of Russia, inviting Chinese specialists for this purpose to teach them how to grow this crop. The development of the tea industry in the Black Sea region of Russia further stimulated the population's demand for tea, and also gave an impetus to the development of tea culture throughout Russia.

Китай является родиной чая. Начиная с двухсотого года до нашей эры, на протяжении более двух тысяч лет истории китайский чай поочередно распространился в более чем 100 государствах и районах мира и повсеместно вошел в моду, превратившись в один из трех главных мировых безалкогольных напитков. Поход китайского чая по различным странам мира не только обогатил материальное существование человечества, но и распространил культуру Китая. В принципе, влияние культуры чая Китая распространилось на все страны мира. Однако особую популярность чай приобрел именно в России, превратившейся, пожалуй, в одного из основных его потребителей.

1. Проникновение китайского чая в Россию и создание российской культуры чая.

Проникновение китайского чая в Россию началось давно. Возможно, он проник в Россию еще в конце XVI века, и был завезен бухарскими купцами. Знания о чае формировались в России довольно медленно, однако неуклонно. Так, в первой половине XVII века одна из российских дипломатических делегаций, которая посетила север-западный район Китая, не только пробовала китайский чай, но и привезла с собой 200 мешков белого чая весом в 4 пуда, которые Хан подарил царю Михаилу Романову [1]. Пожалуй, именно с этого времени чай стал играть все возраставшую роль в истории связей и взаимодействия между Китаем и Россией.

Распространение и создание культуры чая в России отличалось неторопливостью. Поначалу, из-за малого количества и высокой цены, чай присутствовал в основном только на столе дворянства, затем постепенно стал распространяться и у людей с достатком из иных слоев. Начиная с конца XVIII века, поставки чая из Китая в Россию резко увеличилась, китайский чай появился на столе простого народа. С этого времени питьё чая стало обычаем всей нации. В течение XIX века чай широко распространился среди русского народа, в связи с чем не только возник «русский способ» питья чая, но и сложилась особая российская культура чая, на которую значительно повлияла культура чая Китая.

Вначале способ применения чая русские переняли из Северного Китая. Особенно большое влияние на них оказало кочующее население Монголии, а также китайские купцы в г. Кяхта -основном центре чайной торговли. У населения Сибири и Средней Азии сохранилась привычка пить чай по-монгольски и казахски (там любят кирпичный чай) [2]. Немного позже, когда китайский чай стал поставляться морским путем, под влиянием традиций народов Юга Китая, населению побережья Черного моря и европейской части России полюбился также более дорогой лиственный чай, особенно черный и зеленый.

Фиксируя моменты взаимовлияния различных культур, нужно отметить, что национальные меньшинства в Северном Китае кладут сыр или молоко в кипящий чай - это называется молочным чаем. Национальные меньшинства в России тоже пьют молочный чай. В традициях русского чаепития к чаю принято подавать десерты. В частности, практически всегда добавкой к чаю считается сахар, который добавляют прямо в чай, или едят «вприкуску», пока пьют чай. По

возможности чай пьют также с лимоном или вареньем. Китайское чаепитие в этом отношении сходно с русским - в Китае приняты десерты к чаю. С другой стороны, в России появились свои особенности чаепития. К примеру, чтобы не замерзнуть, некоторые русские зимой любят добавить в чай водку или фруктовое вино. Как и в Китае, чай стал одним из необходимых элементов жизни русского народа. Те, кто мог это себе позволить, уже утром запивали чаем хлеб. В обед и ужин он также был на столе. Во многих регионах России чай был непременным атрибутом продолжительных «чаепитий» (к примеру, после бани).

Во второй половине XIX века Россия ежегодно импортировала из Китая уже несколько сот тысяч пуд чая. Причем чай являлся основным продуктом российского импорта из Поднебесной. Разбогатевшие на этой торговле русские купцы не только роскошно жили, но и имели высокое социальное положение. Эти купцы не только хвалились китайском чаем, но и были знамениты тем, что знали очень многое о культуре китайского чая.

Возьмем в качестве примера московского чайного купца Сергея Васильевича Перлова. Он перестроил собственный дом в псевдокитайском стиле, умел «писать китайские иероглифы и играть китайскую музыку» [3, с.44]. Широко известная любовь Перлова к китайской культуре привлекла внимание даже чрезвычайного посла и канцлера Цинской империи Ли Хунчжана. В июне 1896 г. во время пребывания в Российской империи с официальным визитом Ли Хунчжан, по любезному приглашению купца, остановился в доме Перловых, отказавшись от резиденции. Сергей Перлов принимал Ли Хунчжана по китайским традициям. Фронтон дома венчала башенка-пагода, увешанная колокольчиками и крупным портретом Ли Хунчжана, в филенках были подвешены флаги Цинской империи с драконом. В доме играла китайская и русская музыка. Все вещи были выдержаны в китайском стиле. Ли Хунчжана угощали китайской едой. По оценкам современников, китайского чиновника радовало буквально все. В гостях у С.В. Перлова Ли Хунчжан почувствовал себя как дома [3].

Это показывает, что проникновение китайского чая в Россию заняло важное место в истории культурных обменов между Китаем и Россией, по существу открыло в ней совершенно новый этап. При этом русские при распространении китайского чая гармонично развили достижения традиционной китайской культуры, преломив ее в особенностях своей национальной культуры, положив начало новой национальной традиции, стимулировавшей рождение культуры чая России. В конце XIX века в городах и поселках появились чайные, что говорит о высоком уровне распространения чая. Описание того, как раньше русские пили чай, есть в произведениях великих русских писателей (И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и др.), а интересных рассказов о чаепитии в русской литературе большое количество [4].

2. Чайная торговля между Китаем и Россией XVШ-XIX вв. в Кяхте.

Во второй половине XVI века, после победы в противостоянии с Испанией, Нидерланды в 1602 году основали Ост-Индскую компанию, которая монополизировала восточную морскую торговлю. При этом отправляя большое количество китайского чая в Европу морским путем, Нидерланды часть его доставляли в Россию через Балтийское море. По сравнению с сухопутными торговыми путями такая морская перевозка чая была менее удобной, поэтому, когда в 1792 году состоялось подписание Китаем и Россией «Кяхтинского договора», это поставило местную торговлю чаем в русло стабильного развития на более чем 60 лет.

С тех пор экспорт китайского чая в Россию стремительно рос, и стабильно занимал первое место во внешней торговле Кяхты. Китайский чай превратился в надежный продукт, с которым не мог сравниться ни один товар, и являлся лидером торговли во все годы. Уже в 1762-1785 г. из Кяхты ежегодно экспортировалось в Россию около 30 000 пудов чая, что составляло около 15% от общего объема экспорта всех китайских товаров. Чай стал вторым по величине экспортным товаром после хлопка. Темпы роста торговли чаем в последние три года XVIII века стали еще более быстрыми: 46 997 пудов в 1798 году, 52 343 пуда в 1799 году и 69 580 пудов в 1800 году [5, с.68]. Огромные прибыли привлекали в Кяхту купцов со всей России. Так, в 1806-1807 г. чайной торговлей в Кяхте занимались русские купцы из 17 городов и областей, в том числе из таких центральных городов, как Москва.

В XIX в. чайная торговля в Кяхте вступила в золотой период развития. Названная «Венецией в пустыне», Кяхта стала новым мировым торговым центром. 1840-е годы - период расцвета кяхтинской торговли чаем (см. таблицу 1). Составляя тогда более 90% экспорта Китая в

Россию, чай стал важной опорой торговли Китая с Россией, причем Россия стала вторым по масштабам торговым партнером Китая после Великобритании. К середине XIX века в Кяхте было 58 русских магазинов (37 из них были открыты сибирскими купцами и 21 - купцами из европейской части России), каждый из которых имел оборот более 50 000 рублей. Хотя со второй половины XIX века китайско-российская торговля чаем в Кяхте, по разным причинам, постепенно сокращалась, Россия по-прежнему импортировала из Китая сотни тысяч пудов чая ежегодно. К примеру, согласно статистике, в 1886 году количество экспортированного из Китая чая достигло 599 177 пудов, а в 1896 году - до 922 003 пудов [6, с.47; 7; 8].

Таблица 1. Чайная торговля в 1841-1850 гг.

Год белый чай кирпичный чай всего(пуд)

1841 168 218 74 390 242 608

1842 193 413 64 382 257 795

1843 135 413 87 834 223 247

1844 175 254 82 402 257 656

1845 196 523 12 4396 320 919

1846 227 452 109 695 337 147

1847 224 006 125 646 349 652

1848 253 746 116 249 369 995

1849 165 087 119 464 284 551

1850 212 178 85 440 297 618

От кяхтинской торговли чаем Китая и России не только российские торговцы, но и все слои российского общества получили большую выгоду.

Во-первых, торговля чаем в Кяхте приносила огромные доходы российской казне. На протяжении всей первой половины XIX века таможенные сборы кяхтинской торговли составляли 15-20% от общих тарифных доходов. Этот огромный доход не только поддерживал долголетние зарубежные войны России, но и ускорял первоначальное накопление российского капитала. Кяхтинская торговля, в значительной степени, способствовала развитию шерстяной текстильной, чайной обрабатывающей, животноводческой и транспортной промышленности России и даже сыграла определенную роль в развитии сибирской промышленности. Русские думали, что «торговля на Кяхте - самая прибыльная торговля России. Наверное, никакая торговля, в которой участвуют русские, не может сравниться с ней» [9, с.70].

Во-вторых, торговля чаем в Кяхте принесла пользу не только крупным торговцам, но и мелким и средним купцам. В Кяхте собирались купцы из разных регионов России, в том числе купцы из больших городов, таких как Москва. В ходе жесткой конкуренции, крупные оптовые торговцы в итоге монополизировали рынок на основе крупных капиталов, тогда как мелкие и средние предприниматели выживали «в трещинах». Тем не менее, огромный чайный рынок по-прежнему оставлял определенную прибыль для всех участников торговли.

Наконец, кяхтинская торговля принесла также пользу простым людям и расширила их возможности по трудоустройству. Эти простые люди могли получать надежный, стабильный доход от транспортировки и упаковки товаров. Они не только улучшили свою жизнь, но и сыграли определенную роль в развитии сельского хозяйства Сибири. Очевидно, что и предприниматели, и правительства и простые люди только выиграли от бурного развития чайной торговли в Кяхте. При этом торговля чаем в Кяхте - это пример равноправной сделки между Китаем и Россией, поскольку китайское правительство и народ также получили от нее ощутимые выгоды.

Как известно, Цинская империя была феодальной страной, где доминировали доходы от ренты за землю. Внешняя торговля для цинского правительства являлась не столько способом увеличения доходов казны и накопления капитала, сколько средством внешней политики. Соответственно, торговля чаем в Кяхте также имела мало значения для увеличения доходов казны. С учетом этого, Цинское правительство уделяло гораздо большее внимание вопросам стабильности границы с Россией. И поскольку стабильность на Севере являлась вопросом, вызывавшим озабоченность правителей Цин, в случаях, когда русские намеренно нарушали мир на границе, они закрывали кяхтинскую таможню. В свою очередь, стратегический центр интересов русских в XIX веке был в Европе. Империи нужно было большое количество денег, чтобы расширить свою территорию на Западе. В этой ситуации ее интересы заключалась в получении

огромной прибыли от торговли в Кяхте. Таким образом, торговля чаем в Кяхте в XIX в. развивалась постольку, поскольку удовлетворяла различные потребности двух правительств [10].

Во-вторых, кяхтинская торговля чаем в определенной степени способствовала развитию китайской промышленности и торговли. В связи с увеличением объемов экспорта чая, китайские бизнесмены, которые занимались бизнесом в Кяхте, весь год работали в зоне чайного выращивания в Китае. Они доставляли чай из провинций Фуцзянь, Цзянси, Хунань и Хубэй в г. Ханькоу по реке Янцзы, а затем поднимались по реке Янцзы в г. Фаньчэн в провинции Хубэй. Затем по традиционному сухопутному маршруту чай через провинцию Хэнань доставляли в г. Тайюань (провинция Шаньси), г. Чжанцзякоу и, наконец, перевозили в Кяхту. В период процветания чайной торговли в Кяхте около г. Чжанцзякоу было более 100 шаньсийских торговцев и 500-600 человек, специализирующихся на обработке чая. Они обрабатывали и упаковывали чай, доставленный в г. Чжанцзякоу, а затем перевозили упакованный чай на верблюдах или извозчиках в Кяхту. Данные торговцы специализировались на транспортировке, и некоторые крупные торговцы имели в этих целях порядка четырехсот - пятисот верблюдов. Ежегодно в Кяхту отправлялись от 200 тыс. до 400 тыс. пикулей (и даже больше) китайского чая, что способствовало не только развитию производства китайского чая [11].

Население по торговому пути получало значительные доходы от транспортировки чая, что не только приносило пользу простым людям, но также способствовало экономическому развитию национальных меньшинств, в том числе монголов. По пути из Чжанцзякоу в Кяхту нужно было пройти через обширное монгольское плато. В обширной пустыне Гоби протяженностью в 800 ли, перевозчики переносили тяготы пути, ели и спали под открытым небом. Условия для торговцев здесь были чрезвычайно трудны, но десятки тысяч людей, занимавшихся транспортировкой чая, придавали жизненные силы Монгольскому нагорью, где до этого было мало следов людей [11]. Именно благодаря чайной торговле, с настойчивостью и упорством, китайский народ открыл второй после Шелкового пути торговый путь на Запад в истории Китая, тем самым значительно ускорив процессы культурного обмена между Востоком и Западом, особенно между Китаем и Россией.

3. Проникновение китайской технологии выращивания чая в Россию.

С распространением китайского чая во всем мире, западные колонизаторы в погоне за более высокой выгодой развернули движение выращивания чая в колониальных странах. Власти России и часть торговцев чаем, начиная с середины XIX века пробовали выращивать чай в России. Для чаеводства они облюбовали побережье Черного моря, где климат, в принципе, аналогичен климату чайных плантаций Юга Китая. По историческим данным, в 1847 году Кавказский наместник М.С. Воронцов приказал создать пробную зону для выращивания чая в ботаническом саду порта-города Херсон на берегу Черного моря, что заложило начало чаеводства в Европе. Но из-за отсутствия технологии выращивания и других факторов русские не могли добиться хорошего урожая.

В 1888 г. представители одной из крупнейших русских чайных компаний «Братья К и С. Поповы», первой в России начавшей закупать чай не в Кяхте, а в Ханькоу, и перевозить его морем (через Одессу), приехали в Китай во главе с К.С. Поповым для изучения чаеводства. Через несколько лет в Россию пригласили 10 китайских специалистов во главе с Лю Цзюньчжоу (Лау Джон Джау) (провинция Гуандун) для обучения местных работников технологии выращивания чая (Фото №1-2). С ноября 1893 года Лю Цзюньчжоу и другие специалисты начали работать на чайной плантации в Батумском округе и Кутаисской губернии. На протяжении трех лет китайские специалисты усердно трудились, вырастив 80 гектаров чайных кустов и создав первую в России небольшую чайную фабрику с китайскими технологиями, производившую чай из местного сырья. Это был большой успех, имевший в России большую сенсацию и определивший выращивание чайных кустов на побережье Черного моря на десятилетия вперед [4; 10; 12].

Благодаря незаурядной работе китайских специалистов, начиная с 1893 г., чаеводство на побережье Черного моря стало преуспевать, приобретая формы чайных плантаций большого масштаба. Так, в 1893 г. только чайная компания «Попов ЛТД» вырастила 26 гектаров чайных кустов, причем добилась неплохой урожайности чая с единицы площади. В начале XX века площади чайных плантаций в России продолжали увеличиваться. Китайский специалист Лю Цзюньчжоу превосходной технологией и самоотверженным трудом не только вырастил несколько пород отличного чая, но и воспитал большое количество русских специалистов. За выдающие

заслуги в области чаеводства он не только завоевал любовь русского народа, но и получил награды от российского правительства. В 1910 г. он был награжден орденом, а в 1912 г. получил премию от Выставки субтропических растений России.

Самым ценным являлось то, что Лю Цзюньчжоу и его коллеги своими превосходными технологиями и самоотверженным трудом не только вырастили большое количество прекрасных чайных кустов для России, произвели много высококачественного чая, но и внесли свой вклад в подготовку кадров. Лю четко осознавал, чтобы китайские чайные кусты действительно прижились в России, необходима группа российских специалистов, которые умеют выращивать чай. С этой целью он предложил открыть в России школу по чайным технологиям, бесплатно обучая в ней молодежи. В то время Лю Цзюньчжоу создал небольшой сад площадью в 25 гектаров, который предоставил практическую платформу русским учащимся. Здесь он лично обучал русских учеников китайским методам выращивания и приготовления чая. Благодаря активным усилиям Лю Цзюньчжоу, были подготовлены группы русских чайных экспертов, китайский чай прижился на побережье Черного моря и получил перспективы развития.

Интересно и то, что Лю Цзюньчжоу привез в Россию и свою семью, в том числе тогда еще малолетнего сына «Лю Цзэжуна, который позднее поступил в Петроградский университет и стал первым фактическим представителем Китайской Республики в Советской России» [13, с.43].

Очевидно, что выращивание чайных кустов и развитие чайной индустрии в России опираются на семена и технологии китайского чая. Китайские чайные специалисты не только передали русскому народу способы обработки и выращивания чая, но также вместе с культурой чая крепили дружбу китайского и русского народов. К началу XX века чаеводство стремительно распространилось по побережью Черного моря. Быстро развились крупные чайные плантации, площадь которых выросла до тысяч гектаров. Развитие чайной индустрии в Черноморском регионе России не только стимулировало потребление чая в данном регионе, но и способствовало повышению интереса к чаю по всей России и развитию русской чайной культуры.

Литература и источники

1. Торгашев Б.П. Китай, как поставщик чая для России // Вестник Маньчжурии. - 1925. - №7.

2. АлександровВ.А. Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. - М., 1964.

3. Цай Лкань, Лин Лэйчжинь. Заметки о путешествии Ли Хунчжана по Европе и Америке. - Чанша: Хунанское народное издательство, 1982. (на кит. яз).

4. Похлебкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление. - М., 2001.

5. Силин Е.П. Кяхта в XVШ.в. - Иркутск: Иркутское областное издательство, 1947.

6. Го Юньшень. История торговли чаем между Китаем и Россией. - Харбин: Хэйлунцзянское педагогическое издательство, 1995. (на кит. яз).

7. Гальперин А.Л. Русско-китайская торговля в XVШ-первой половине XIX века // Проблемы востоковедения. - 1959. - №7.

8. Ё Счан-гао. Материалы по истории внешней торговли Китая (1840-1895). Ч.1-3. - Пекин: издательство «Чжонхуашутюй», 1962. (на кит. яз).

9. КабановП.И. Хэйлунцзянский вопрос/ Перев. Цзян Яньзо. - Харбин: Хэйлунцзянское народное издательство, 1983. (на кит. яз).

10. Чен Чуань. История чая. Сельское издательство, 1984. (на кит. яз).

11. Хэйлунцзянские архивы.

12. Ли А. История чая в России - Товарищество чайной торговли «Братья К.и С. Поповы» // https://slon-tea.ru/blog/chaynaya-shkola/istoriya-chaya-v-rossii-bratiya-popovi/

13. ДацышенВ.Г. Чайная торговля в истории русско-китайских отношений // Современная научная мысль. - 2018. - N»6. - С.37-48.

References and Sources

1. Torgashev B.P. Kitaj, kak postavshchik chaya dlya Rossii // Vestnik Man'chzhurii. - 1925. - №7.

2. Aleksandrov V.A. Russkoe naselenie Sibiri XVII - nachala XVIII v. - M., 1964.

3. Caj Lkan', Lin Lejchzhin'. Zametki o puteshestvii Li Hunchzhana po Evrope i Amerike. - CHansha: Hunanskoe narodnoe izdatel'stvo, 1982. (na kit. yaz).

4. Pohlebkin V.V. Chaj, ego istoriya, svojstva i upotreblenie. - M., 2001.

5. Silin E.P. Kyahta v XVIII.v. - Irkutsk: Irkutskoe oblastnoe izdatel'stvo, 1947.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Go Yun'shen'. Istoriya torgovli chaem mezhdu Kitaem i Rossiej. - Harbin: Hejlunczyanskoe pedagogicheskoe izdatel'stvo, 1995. (na kit. yaz).

7. Gal'perin A.L. Russko-kitajskaya torgovlya v XVIII-pervoj polovine XIX veka // Problemy vostokovedeniya. - 1959. - №7.

8. Yo Schan-gao. Materialy po istorii vneshnej torgovli Kitaya (1840-1895). Ch.1-3. - Pekin: izdatel'stvo «CHzhonhuashutyuj», 1962. (na kit. yaz).

9. Kabanov P.I. Hejlunczyanskij vopros/ Perev. Czyan YAn'zo. - Harbin: Hejlunczyanskoe narodnoe izdatel'stvo, 1983. (na kit. yaz).

10. Chen Chuan'. Istoriya chaya. Sel'skoe izdatel'stvo, 1984. (na kit. yaz).

11. Hejlunczyanskie arhivy.

12. Li A. Istoriya chaya v Rossii - Tovarishchestvo chajnoj torgovli «Brat'ya K.i S. Popovy» // https://slon-tea.ru/blog/chaynaya-shkola/istoriya-chaya-v-rossii-bratiya-popovi/

13. Dacyshen V.G. Chajnaya torgovlya v istorii russko-kitajskih otnoshenij // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2018. - №6. - S.37-48.

ГО ЮЙ-ЧУНЬ - доктор истории, заместитель научного сотрудника Академия общественных наук провинции Хэйлунцзян, КНР (info@helri.com).

GO YUI-CHUN - Doctor of History, Deputy Research Fellow, Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences, China

УДК 94(47).083:327«1916»

КУСТОВ В.А. ОТНОШЕНИЕ ДУМСКИХ ФРАКЦИЙ К ОТСТАВКЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ С.Д. САЗОНОВА (ИЮЛЬ 1916 г.)

Ключевые слова: Государственная дума Российской империи, политические партии, внешняя политика России, Первая мировая война, отставка С.Д. Сазонова, Б.В. Штюрмер.

Статья посвящена изучению реакции ведущих российских политических сил на отставку С.Д. Сазонова с поста министра иностранных дел в июле 1916 г. Категорическое неприятие нового руководителя дипломатического ведомства большинством парламентских фракций и групп Государственной думы четвертого созыва (конституционными демократами, «Союзом 17 октября», прогрессистами, земцами-октябристами, группой центра, прогрессивными националистами) поставило под сомнение преемственность общего внешнеполитического курса Российской империи, оказало весомое влияние на решение думской оппозиции активизировать политическую борьбу, добиваться скорейшей смены правительства. Безусловно, это самым серьезным образом сказалось на дальнейшем обострении и углублении внутреннего кризиса.

KUSTOV, V.A.

ATTITUDE OF THE DUMA FACTIONS TO RESIGNATION OF THE MINISTER OF FOREIGN AFFAIRS S.D. SAZONOV (JULY, 1916)

Key words: State Duma of the Russian Empire, political parties, foreign policy of Russia, the World War I, S.D. Sazonov. B.V. Sturmer.

Article is devoted to studying of reaction of the leading Russian political forces to resignation of S.D. Sazonov from a position of the Minister of Foreign Affairs in July, 1916. Categorical rejection of the new head of diplomatic department by most parliamentary fractions and groups of the State Duma of the fourth convocation (by the constitutional democrats, "The Union on October 17", progressionists, zemtses-оctobrists, group of the center, progressive nationalists) called into question continuity of the general foreign policy of the Russian Empire, had a significant impact on the decision of the Duma opposition to intensify political struggle, to try to obtain the fastest change of the government. Certainly, this most seriously affected to the further aggravation and deepening of internal crisis.

В настоящее время события второй половины 1916 г. в отечественной и зарубежной историографии по праву оцениваются как решающий и во многом переломный рубеж, положивший начало новому этапу противостояния между самодержавием и российским парламентом. Вместо того, чтобы способствовать консолидации общества перед лицом внешней опасности, постараться сгладить существующие внутренние противоречия, выработать единую позицию по главным международным приоритетам государства, политические оппоненты взяли курс на дальнейшее обострение конфронтации. В результате понятная «патриотическая тревога» стремительно переросла в полноценный «штурм власти», за несколько месяцев серьезно дестабилизировав политическую ситуацию в Российской империи. Необходимо особо отметить, что борьба Прогрессивного блока с правительством развернулась не только по вопросам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.