Научная статья на тему 'Частные сообщества Танаиса (104-244 гг. Н. Э. )'

Частные сообщества Танаиса (104-244 гг. Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Завойкина Н. В.

There are many private associations mentioning in Tanais's inscriptions, dated 104-244 A.D. Tanais's citizen took part mainly into them. In Russian scientific works the private associations of the Bosporan cities are regarded principally as some religious associations, but lists of their officials headed them have some differences make change the point of view. Two varieties of the private associations testify the inscriptions religious associations and age clubs which of them, it seems, divided into their sorts. The citizen could crossed from the clubs to the associations and vice versa. At a time several varieties of the religious associations and the age clubs could existed in Tanais and they accordingly established not a very short term. The time of their actions depends on a series of causes as political reasons (thiasos celebrating of Tanais's day) as some social and religions one. It pays attention all synodoses in Tanais worshiped only one deity who was the Supreme God. This monotheistic cult attests to a breach of nearly all citizen in Tanais with Greek religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE ASSOCIATIONS IN TANAIS

There are many private associations mentioning in Tanais's inscriptions, dated 104-244 A.D. Tanais's citizen took part mainly into them. In Russian scientific works the private associations of the Bosporan cities are regarded principally as some religious associations, but lists of their officials headed them have some differences make change the point of view. Two varieties of the private associations testify the inscriptions religious associations and age clubs which of them, it seems, divided into their sorts. The citizen could crossed from the clubs to the associations and vice versa. At a time several varieties of the religious associations and the age clubs could existed in Tanais and they accordingly established not a very short term. The time of their actions depends on a series of causes as political reasons (thiasos celebrating of Tanais's day) as some social and religions one. It pays attention all synodoses in Tanais worshiped only one deity who was the Supreme God. This monotheistic cult attests to a breach of nearly all citizen in Tanais with Greek religion.

Текст научной работы на тему «Частные сообщества Танаиса (104-244 гг. Н. Э. )»

©2007 г. Н.В. Завойкина

ЧАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА ТАНАИСА* (104-244 гг. н.э.)

В настоящее время коллекция документов частных союзов1 Танаиса представлена 26 опубликованными посвятительными надписями разной степени сохранности, и они изучены лучше, чем аналогичные документы из других боспорских городов. Связано это с тем, что именно с надписей частных союзов Танаиса началось исследование боспорских микросообществ в конце XIX в. С тех пор они неизменно привлекают внимание исследователей2. Критический анализ мнений по означенной теме проводился не раз и в результате ряд ошибочных представлений был устранен3. Повторять сказанное нет необходимости, поэтому кратко изложим только выводы предшественников, которые приняты в науке и служат в ряде случаев основой для исследования.

Во II - первой половине III в. в Танаисе действовало одновременно несколько частных сообществ. Все союзы Танаиса рассматривались как религиозные ассоциации. Они обозначаются в надписях преимущественно как ашо8о?, их возглавляет жрец (ьереи?). В надписях, где не встречено упоминание этих наименований, о религиозном характере сообществ свидетельствует само их название - усыновленные (божеством) братья, почитающие Бога высочайшего (е1апо1Г|то1 а8еХфо! ae(30|aeyoi ОеОу ифютоу).

Танаисские союзы, в надписях которых сохранилось упоминание божества, были посвящены 0ео? иф1ато? (епг|коо?). Исключение представляет посвятительная надпись «справляющих день Танаиса» в 104 г. - ауо^те? О (?) Гцерау Та^албо? (КБН, 1259).

С. А. Жебелев одним из первых попытался понять значение отглагольного прилагательного е1апо1Г|то1. Это слово встречается как terminus techniques в правовой лексике. Исей часто его употребляет в значении «приемный, усыновленный» (III, 46, 50; VI, 36; IX, 2)4. По аналогии с этим значением исследователь предложил перевод е1апоиг|то1 а8е\фо1 как «приемные братья» или «братья-приемыши». Данный перевод принят в науке. Исходя из своей трактовки, он решает вопрос, кто противопоставлялся в качестве «приемных» братьев в танаисских союзах «законным» братьям5. До работы С. А. Жебе-лева было принято мнение В. В. Латышева, которое поддерживал и Ф. Поланд, что е1апоиг|то1 а8е\фо1 - члены коллегий, недавно вступившие в ее состав6. С. А. Жебелев предполагал, что в состав «братств» входили граждане Танаиса, чьи отцы не были членами других частных союзов . Надо заметить, что гипотеза С. А. Жебелева построена на эпизодических просопографических наблюдениях В. В. Латышева. Из должностных лиц этих союзов приемных братьев в надписях упоминаются только Преа(3итеро1 -старшие или старейшины. Отсутствие названий других должностей показывает, что в этом типе сообществ, скорее всего, существовала только одна должность Преа(3йтеро?.

Можно заключить, что исследователей привлекала, главным образом, интерпретация формулы самоназвания этих сообществ8. Несмотря на то, что С. А. Жебелев и Д. Б. Ше-лов высказали ряд важных наблюдений об организации и членстве в братствах граждан Танаиса вне поля зрения исследователей остался, пожалуй, главный вопрос о причинах создания союзов приемных братьев, кардинально отличающихся от структуры синодов Танаиса. Он выходит на первое место при изучении хронологии документов частных союзов Танаиса. Остается также не совсем ясно, кто входил в частные союзы Танаиса в качестве е1апоиг|то1 а8е\фо1.

Ю. Б. Устинова предложила более подробную классификацию внутригородских союзов Танаиса, в отличие от Б.Д. Шелова9. Она выделила по формуле самоназвания четыре типа союзов:

Работа выполнена в рамках проекта «Сакральная жизнь в центре и на периферии античного мира», грант РГНФ№04-01-00417а.

1. л стшо8о? л пер'ь Оео^ ифьсттоу ка1 ьереа ...каь ...

2. л стшобо? л пер'ь ьереа ...каь ...

3. е’ьстпоыг|то'ь а8е\фо'ь сте(3оцеуоь Оео^ ифьсттоу пер'ь прест^итеро?

4. О'шсто^’абеХфш'у тш'у пер'ь 'ьереа

Данную классификацию следует признать правильной. Однако Ю.Б. Устинова относит синоды почитателей Бога Высочайшего из Танаиса к иранским возрастным союзам (МаппегЪипёе), в которых названия должностных лиц являются своего рода греческим аналогом иранских10. Она не признает в синодах Танаиса греческого начала. Такого рода заключение она делает в рамках развиваемой ею гипотезы о синкретическом происхождении Бога Высочайшего. Предложение Ю. Б. Устиновой рассматривать пантика-пейские синоды, в которых встречается аналогичный танаисским синодам почитателей Бога высочайшего список членов правления (включая гимнасиарха и неанискарха), как близкие к иранским возрастным союзам и почитающим Бога высочайшего, кажется не слишком адекватным. Не выдерживают критики ее слишком обобщенные выводы, что в Фанагории и Гермонассе почиталась только Афродита, в Горгиппии - Посейдон11. Думается, что методический подход, используемый Ю.Б.Устиновой, а именно опора на список правления частных союзов для выяснения предполагаемого их божества-покровителя, неверный. Список должностных лиц, главным образом, свидетельствует о социально-бытовых функциях сообществ. Так, на Боспоре известны не только союзы во главе со жрецами, но и во главе с синагогами, что осталось ею не замечено. Следует заметить, что в выводах Ю.Б. Устиновой о боспорских фиасах встречается как незнание некоторых важных для темы работ, так наблюдаются и неточности12. Надо сказать, что в ее работе преобладает религиоведческий аспект, в силу чего Ю.Б. Устинова не придает большого значения их исторической интерпретации. В частности, совокупность всех доступных источников показывает, что сарматы-танаиты появились в Танаисе после разгрома середины II в.н.э.,13 а должность гимнасиарха и неанискарха известна из надписи 155 г., в которой отсутствуют «новые», в определении Д. Б. Шелова, сарматские имена14. Учитывая сказанное, принять гипотезу Устиновой о танаисских союзах Бога высочайшего как эллинизированных иранских возрастных сообществах не представляется возможным.

По мнению Д.Б. Шелова, отсутствие прямых данных не позволяет судить о цели создания танаисских сообществ и принципе объединения в них жителей Танаиса. Он не исключает того, что танаисцы распределялись по нескольким союзам на основании территориального принципа в зависимости от района города, в котором они проживали, либо по какому-то другому признаку, связанному с повседневной жизнью15. Д. Б. Шелов первым высказал мысль, что наличие разработанной иерархии должностных лиц в союзах и, особенно, таких, как неанискарх и гимнасиарх, заставляет думать, что союзы «создавались все же не на очень короткий срок, не для какой-нибудь разовой акции»16. На правомерность это заключения указывают сходные датировки некоторых постановлений. Так, два частных сообщества в Танаисе поставили посвящения Богу высочайшему в 225 г., но в разные месяцы. Список членов правления и список фиасотов не совпадает.

В состав частных микросообществ города входили свободные жители, главным образом, граждане Танаиса. Только незначительная часть фиасотов была представлена выходцами из городской элиты. Именно городская аристократия поставляла кандидатов на замещение в религиозных союзах руководящих должностей, основную массу членов составляли рядовые свободные горожане. Этот вывод несомненно важный, но необходимо уточнить, что городская элита поставляла кандидатов только на высшие звания в правлении союзов - жрец, синагог, филагат, или отец синода.

Число взрослых мужчин, способных носить оружие и участвовать в политической жизни, составляло 250-300 человек, как уже указывалось17. Д. Б. Шелов сделал серьезное открытие - почти все свободные взрослые мужчины, жившие в Танаисе во второй четверти III в., входили в состав религиозных синодов, благодаря чему их имена и сохранились. Надо добавить, что эти данные подтверждаются надписями и первой полови-

ны II в. из Танаиса и документами фиасов позднего времени - 209 г., 220 г., 244 г.18 Таким образом, все свободные взрослые мужчины - граждане Танаиса в течение, по крайней мере, II - первой половины III вв., входили в состав танаисских сообществ. Однако подобная ситуация порождает вопрос о причинах этого явления в социальной жизни города, который пока недостаточно исследовался.

Суммируя сказанное, можно сказать, что основное направление исследования должно сводиться к анализу частных вопросов деятельности внутригородских ассоциаций Танаиса. Основным здесь является классификация частных сообществ Танаиса по формуле самоназвания и списку должностей членов правления. Поскольку гипотеза Ю.Б. Устиновой, в частности, ее объяснение упоминаний званий гимнасиарха и нианискарха среди членов правления союзов, вызывает ряд возражений и не учитывает хронологию документов частных союзов Танаиса в целом, то необходимо еще раз обратиться к вопросу о причинах упоминаний означенных званий в списках правления союзов. Ревизия также вызвана тем, что остался не учтенным вывод Д. Б. Шелова, что практически все граждане Танаиса входили в состав частных сообществ. Просопографический анализ позволит выявить принципы объединения граждан в союзах и понять, насколько правомерна гипотеза С. А. Жебелева о членстве в е’ьстпоьлто'ь а8е\фо'ь стерэце^оь Оео^ ифьсттоу. Решение означенных вопросов позволит конкретизировать сущность частных сообществ Танаиса. Поиск ближайших аналогий поможет определить, какие из известных частных ассоциаций в античном мире засвидетельствованы в Танаисе.

Структура исследования определяется хронологией надписей, поскольку с ее помощью открываются не замеченные прежде особенности в содержании отдельных документов. Хронологические периоды бытования надписей частных союзов Танаиса совпадают с этапами периодизацией истории этого города по данным археологии в первые века н.э.19

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ЧАСТНЫХ СООБЩЕСТВ ГРАЖДАН

ТАНАИСА

1. Частные союзы первой половины II в. н. э.

Надписями первой половины II в. засвидетельствовано несколько религиозных союзов. В число членов этих союзов входило, как показывает анализ, больше половины гра-

20

ждан города . Две группы союзов можно условно выделить на основании отличий в списках членов правления религиозных сообществ.

1.1. Религиозные ассоциации

1 группа объединяет сообщества, президиум которых состоит из четырех должностных лиц - жреца, синагога, филагата и парафилагата.

Союз справляющих 9 (?) день Танаиса поставил в 104 г. своему патрону, царю Савромату, посвятительную надпись с именами членов союза (КБН, 1259). В надписи КБН, 1259 отсутствует название союза, поэтому не известно, фиас или синод поставил это посвящение в 104 г. Данные эпиграфики предоставляют нам следующую картину. В надписи КБН, 1284 союз назван О'ыг|ст [о?] ’ а8е\ф[шу тшу], а рядовые члены обозначены как оь Хоьпо'ь стшо8е!таь. Однако это не единичный случай в лапидарии Танаиса. Известны обратные примеры. Так, в надписях разных синодов (КБН, 1260, 1277,

1278, 1279, 1280, 1282, 1287) рядовые члены обозначены оь Хоьпо'ь Оьастштаь. Объяснение этому подсказывают сопоставления с эпитафиями частных союзов Пантикапея21. В надписи почитателей Диониса из Мегар упоминается название этого сообщества: Л стшобосттшу Оьастштшу Дьо^истои22, которая по характеру использования терминов «синод» и «фиас» перекликается с боспорскими надписями. Прослеживается определенная закономерность. Интересующие нас понятия использовались как взаимозаменяемые или равнозначные в первые века н.э.23 В том случае, если сообщество обо-

значено как фиас, по крайней мере, в боспорской эпиграфике, его члены именуют себя синодейтами и наоборот, если сообщество обозначено как синод, его члены именуются как фиасоты. Таким образом, имеются основания полагать, что союз надписи КБН, 1259, скорее всего, носил название фиас (Оьасто?). Подозревать в фиасе надписи КБН, 1259 и фиасе братьев КБН, 1284 профессиональные коллегии, вслед за С. Ю. Сапрыкиным, нет необходимости24, хотя бы по той причине, что любая профессиональная коллегия всегда указывала сферу своих занятий в надписи25.

В верхней части стелы с надписью КБН, 1259 сохранился рельеф, изображающий всадника на спокойно стоящем коне перед алтарем с горящим огнем, за алтарем - дерево. Д. Б. Шелов, как и А. И. Болтунова, придерживался мнения, высказанного А. Сала-чем, что на рельефе изображен Бог высочайший и, следовательно, этот союз почитал того же безымённого бога26. Этой же версии придерживается и Ю.Б. Устинова. И. В. Толочко обнаружила на этом рельефе изображение букрании, что само по себе очень ценно27. Исследовательница уверенно исходит из интерпретации рельефа как изображения Бога высочайшего. Она стремится выявить связь между культом Бога высочайшего и религиозной природой букраний. И. В. Толочко не знакома с изображением букрании на статуе, вероятно, наместника Горгиппии Неокла28. Х. Хайнен высказал предположение, что гривна с букранией (торквис, по Хайнену) является знаком принадлежности к боспорской знати и высокого служебного положения Неокла29. Такое понимание букрании ставит под сомнение изображение на рельефе стелы с надписью КБН 1259 как Бога высочайшего30.

Ю. Г. Виноградов полагал, что на рельефе в облике божества изображен боспорский царь Савромат I, который санкционировал восстановление оборонительных сооружений Танаиса (стены и башни города)31. Иными путями и на другом материале к аналогичному заключению пришли специалисты по античной Парфии Г.А. Кошеленко и В.А. Гаибов32. Результатом усилий этих трех ученых можно считать то, что стало, на мой взгляд, очевидным - на рельефе надписи 104 г. изображен царь Савромат I, а не Бог высочайший.

Список правления рассматриваемого сообщества позволяет заключить, что по сути оно было религиозной ассоциацией почитателей царя Савромата, справляющих праздник ежегодно в определенный день, когда Савромат I санкционировал возрождение Танаиса как политического и экономического центра Боспорского царства на Нижнем Дону. В надписи сохранилось упоминание «...справляющие 9-й (?) день Танаиса», надпись датируется 104 г. н.э. Соответственно, первый день Танаиса и великое деяние царя приходится на 96 г.н.э., третий год правления Савромата в качестве признанного Римом

царя Боспора33.

Синоды. Синод надписи КБН, 1260 в 155 г. поставил по обету Богу высочайшему, внемлющему стелу с посвятительной надписью34. Из руководителей союза бесспорно восстанавливаются по остаткам лексем звания «жрец» и «синагог» (стк. 9-10). Далее список должностных лиц союза утрачен. Лакуна в 11-12 стк. могла содержать, как показывают аналогии, только название двух других магистратур синода - филагата и пара-филагата, на что и указывал В. В. Латышев ([РЕ. II, N 438). Близкую аналогию находим в списке руководителей надписи КБН, 1262. Замечание (КБН. С. 751), что восстановление в 11-12 стк. [фь\ауаО]о[у], предложенное Латышевым, сомнительно, поскольку перед омикрон видны остатки буквы с косой гастой, которые не могут принадлежать тхе-те, ставит вопрос о правомерности реконструкции 11-12 стк. синодальных званий. Изучение надписей частных союзов боспорских городов показывает, что после звания «синагог» упоминается обычно «филагат» в списках президиумов этих объединений в Пантикапее, Горгиппии. Учитывая максимальную длину строк текста до перечня рядовых фиасотов в 33 буквы, следует полагать, что остатки слова в 11 стр. принадлежат имени филагата, а не названию самой должности:

10-11 стр. [ка'ь стшау]шуо!у ------------ ка'ь]

[фьМуаОоу- ]о[-----------]

Поэтому чтение Латышева нужно признать правильным, но с небольшой поправкой. Президиум синода КБН 1260 состоял из четырех должностных лиц - жреца, синагога, филагата, парафилагата.

35

Синод надписи КБН, 1262. Надпись датируется первой половиной II в. Сохранившаяся часть документа представляет собой стандартный текст посвятительной надписи синодов Танаиса. Утраченная часть содержала указание, какому божеству посвящена надпись, и эпонимную формулу. В 1-й стк. надписи сохранилось окончание слова -арХЛ^. В комментарии к надписи сказано: «Судя по тому, что должность поименована в надписи раньше жреца, который обычно упоминается в надписях синодов первым или сразу после «бога высочайшего»; ... - архл^ является окончанием названия какой-то гражданской должности, может быть эллинарха» (КБН. С. 755). Однако издатели Корпуса не настаивали на этом предположении. Упоминание главы гражданской общины полиса в надписях частных союзов было нередким явлением. Таким образом, восстанавливаем в 1-й стк. [’ е\Хеу]архл^. После этой должности должно было стоять имя и отчество главы гражданской общины Танаиса, далее следовал список членов правления синода, состоявший из четырех званий.

В итоге в трех надписях частных союзов Танаиса отмечен идентичный состав правления из четырех званий - жрец, синагог, филагат, парафилагат (КБН, 1259, 1260, 1262). Тождественный список правления трех внутригородских союзов свидетельствует о достаточно близких функциях этих трех организаций. Суть их состояла в совместном почитании правящего царя, культа Бога Высочайшего и определенном времяпровождении, состоявшем обычно из совершения религиозных обрядов (жертвоприношение, мольба) и трапезы. Эти ассоциации выдвигали определенные этические требования к своим членам. Самые близкие аналоги этим союзам Танаиса обнаруживаются в религиозных товариществах греческих городов провинции Азии36. Поэтому боспорские союзы с составом правления, идентичным трем танаисским, рассматриваются мной как религиозные товарищества.

1.2. «Возрастные союзы»

2-я группа союзов объединяет четыре синода, имеющие список правления из жреца, синагога, филагата, парафилагата, гимнасиарха, неанискарха, секретаря. Эти сообщества преимущественно обозначены термином стиуо8о?. Наличие гимнасиарха и неанискарха среди членов правления является, на мой взгляд, особенностью, позволяющей определить тип союза . На данный факт обратила внимание Ю.Б. Устинова, но ее интерпретация этих званий, как, впрочем, и понимание частных союзов Танаиса как эллинизированных иранских возрастных союзов, организованных по греческому образцу, представляется, как уже отмечалось, не совсем верными. Ее сомнения в существовании палестры и гимнасия в Танаисе, сходных с подобными сооружениями в развитых античных центрах, можно признать правильными. В классическом виде гимнасий и палестра, видимо, не могли существовать в Танаисе, учитывая незначительные размеры города и плотность его застройки.

Синод надписи КБН, 1260а. Некий, сын Патия поставил надпись, фрагментарной сохранности, Богу высочайшему в благодарность за прием его в члены синода и вырезал на нем имена всех членов корпорации (КБН, 1260а), в правление царя Тиберия Евпатора (154-170 гг.)38. Мотивировочная часть утрачена практически полностью. В 14-й стк. предположительно восстанавливается звание главы гражданской общины Танаиса в первой половине II в. ' еХХ1л^архл^]. Перед ним окончание слова на -ш^о?, которое

принадлежит, скорее всего, отчеству эллинарха. В боспорских надписях административные должности ставились обычно после имени и отчества39. Восстанавливаем отчество эллинарха как [Ро8]шуо? на основании того, что это имя хорошо засвидетельствовано среди имен элиты танаиссцев: Юлий Родон Пр'ьу епь (ЗастьХеш? (КБН, 1239, 193 г.), Ро-дон сын Харитона, эллинарх (КБН, 1237, 193 г.), Родон сын Фадзинама, эллинарх (КБН,

1242, 188 г.) Принимая это восстановление, становится очевидным, что в 13 стк. при сохранении чтений ш?' ип[оуеурапгаь] личное имя эллинарха могло содержать не менее

5 букв. Лакуна в конце 14-й стк. - начале 15-й стк. перед [Дл]цлтрьои должна была содержать, если следовать порядку расположения званий членов правления синодов, упоминание должности ' ьереи? и начало личного имени жреца. Лакуна после имени ниани-скарха, вероятно, содержала название должности секретаря и его имя и отчество -ураццатеа тоу 8е!^а тои 8е!^о?.

Традиционная формула 'л сти^обо? 'л пер'ь могла быть пропущена в тексте. Предлагаемое чтение 13-15 стк. надписи КБН, 1260а:

-------- ахат 'ш? ’ип[ оуеураптаь о 8е!^о?]

[Ро8]шуо? ' еХХеу[архл^ ка'ь ' ьреау-------]

—Дл]цлтрьои, сти^аушуоу----------------]

Синод надписи КБН, 1263. Палеография надписи относится к первой половине II в. Начальная часть документа не сохранилась, поэтому не известно, какому божеству сделано посвящение. Учитывая широкое почитание различными частными сообществами в Танаисе культа Бога высочайшего, вероятно предположение, что союз надписи КБН, 1263 также почитал этого безымянного бога. В данной надписи впервые упоминается среди членов правления танаисских синодов почетное звание покровителя союза отец синода (патер сти^о8ои).

К этой же группе следует добавить посвящение синода надписи КБН, 1264. В 9-15 стк. надписи могло располагаться только по одному личному имени фиасота, а не по два, как полагают в «Корпусе боспорских надписей». Предполагаемые лакуны перед личными именами не могли содержать полного имени по двум причинам. Лакуна в начале каждой строки содержит не более 8 букв, что не позволяет восстанавливать имя и отчество, пусть даже очень короткие. В противном случае следует восстанавливать имена без отчеств, то есть имена неполноправных жителей города (рабов и отпущенников). Однако их участие в общественной жизни Танаиса не засвидетельствовано, в отличие от Пантикапея. Не исключено, что в каждой строке имя и отчество были идентичными и это позволило резчику вместо полного отчества вырезать В '. Но такая ситуация применительно ко всем именам представляется маловероятной. Таким образом, в 9-15 стк. надписи КБН, 1264 было вырезано по одному полному имени с отступом от края плиты на 7-8 букв и рядовых членов союза было всего 10 человек. Эта надпись интересна так же тем, что единственный раз в боспорской эпиграфике упоминается солдат Валерий (ОиХерьо? сттратьштл?) (16 стк.). Это имя вырезано на нижней профилированной рамке, после некоторого отступа от предшествующей строки, что создает впечатление случайного попадания этого имени в список фиасотов. Обращает внимание отсутствие патронимика у Валерия, вместо него указан род его деятельности. Бросается в глаза его римское имя на фоне греческих и смешанных греко-варварских имен остальных фиасотов. Следует ли относить Валерия к числу членов синода или же его имя было вырезано позднее? Среди фиасотов синода надписи начала III в. (КБН, 1277) встречается имя ’ Астк\епьа8л? ОиХер'ьои. Ограниченный состав гражданской общины и редкость для ономастики Танаиса имени Валерий позволяет считать Асклепиада сыном Валерия надписи КБН, 1264. Хронологические данные также не противоречат этому предположению. Обстоятельство, что сын Валерия имеет полное имя и является членом религиозного возрастного союза, косвенно указывает на вероятное членство Валерия в гражданской общине Танаиса, что подводит нас к выводу о его членстве в синоде надписи КБН, 1264.

В итоге в первой половине II (до 155 г. включительно) засвидетельствовано семь частных союзов, имеющих два различных состава правления. Данное обстоятельство позволяет говорить о двух разновидностях частных союзов Танаиса в указанный период. Первая группа объединяет три религиозных сообщества, которые своей целью ставили совместное почитание и совместное времяпровождение своих членов, в частности, на

праздниках после жертвоприношений за совместными трапезами. На этот факт указывает должность синагога в правлениях союзов. Вторая группа союзов отличается от первой расширенным за счет, прежде всего, званий «гимнасиарх» и «неанискарх» списком членов правления (КБН, 1259, 1260, 1262). Это, вероятно, свидетельствует, что членов некоторых синодов объединяло не только совместное почитание Бога Высочайшего (Внемлющего) и совместные трапезы, но также и совместные занятия (упражнения) в разных возрастных группах.

Следует отметить, что обнаруживается существенное отличие в социальном составе между возрастными союзами Боспора и греческих городов Малой Азии40. В возрастные союзы Боспора (известны помимо Танаиса, в Пантикапее) могли входить только граждане, тогда как в аналогичные организации в городах Малой Азии входили выходцы из разных социальных групп (в том числе, отпущенники)41. В основе возрастных союзов Танаиса, на наш взгляд, лежит греческое начало, а не иранское, как полагает Ю. Б. Устинова (ср. упоминание этих же званий в синодах Пантикапея). Упоминание званий гимнасиарха и неанискарха позволяет предположить, что возрастные союзы Танаиса включали граждан двух возрастных категорий - «юноши» и «мужчины». В двух надписях синодов КБН, 1260а и КБН, 1262 выявлено упоминание должности эллинарха. Возможны два объяснения присутствия эллинарха в посвятительных надписях двух различных синодов. В одном случае, эллинарх мог возглавлять в разное время союзы надписей КБН, 1260а и КБН, 1262. Не исключено, что в означенных надписях могли упоминаться разные люди, занимавшие в разное время, но в пределах первой половины II в. пост главы гражданской общины. В другом случае, эллинарх мог возглавлять списки синодов в связи с какими-то особыми событиями в деятельности означенных синодов.

2. Частные союзы Танаиса первой половины III в. н. э.

Пока не опубликовано надписей частных союзов Танаиса второй половины II в. удовлетворительной сохранности, поэтому этот период в деятельности танаисских сообществ остается не исследованным. Религиозные ассоциации, обозначаемые в надписях как синоды, в первой половине III в. до сих пор не известны. Им на смену приходят религиозные ассоциации другого типа - союз приемных или усыновленных (божеством) братьев и фиас братьев. Надписями первой половины III в. засвидетельствованы из ранее известных только возрастные союзы. Первая известная надпись союза усыновленных братьев относится к первой четверти III в.

2.1. «Возрастные союзы»

Синоды. Две разновидности возрастных союзов встречаются в Танаисе на основании различий в формуле их самоназваний в посвятительных надписях. Первая группа союзов обозначается просто л сти^о8о? (КБН, 1277, 1288, 1287). Вторая именуется более подробно л сти^о8о? л пер'ь Оеоу ифьсттоу (КБН, 1278, 1279, 1280, 1282). В некоторых случаях основной список правления расширяется за счет включения в него почетных званий отец синода, который носил обычно покровитель частного союза (КБН,

1277) или друг синода (КБН, 1277), или звания секретарь (КБН 1287, 1288).

Впервые синод во главе с Богом Высочайшим упоминается надписью 220 г. (КБН,

1278). До этого документами засвидетельствованы только союзы, обозначающие себя просто л сти^о8о?. Организаторы частных союзов под название «синод во главе с Богом Высочайшим», видимо, стремились подобным образом отделить себя от сообществ, именовавшихся просто синоды почитателей Бога Высочайшего. Трудно определить, чем конкретно была вызвана к жизни выявленная особенность. Организация рассматриваемых союзов, а их известно по надписям семь, практически совпадает. Совпадает также культовый характер обеих организаций, имя бога-покровителя и, что интересно, количество членов союзов, которое колеблется в пределах 46-56 человек. С одной стороны,

возможное объяснение этому явлению в общественной жизни Танаиса подсказывают несовпадающие имена членов правления синодов.

Синоды почитателей Бога Высочайшего. В надписи начала III в. (КБН, 1277) список правления состоит из жреца, отца синода, синагога, филагата, парафилагата, не-анискарха, гимнасиарха, друга синода. В данном списке обращает внимание то, что воспитатель юношей в гимнасии - неанискарх назван прежде старшего в иерархии частных союзов гимнасиарха.

В надписи 244 г. (КБН, 1287) президиум синода состоит из жреца, синагога, филагата, парафилагата, гимнасиарха, неанискарха. В этой надписи упоминается имя рядового фиасота Дада, сына Папа, который известен из надписи 220 г. (КБН, 1278, 12 стк.), поставленной синодом во главе с Богом Высочайшим на 24 года раньше.

К группе надписей синодов следует, по всей вероятности, отнести частный союз, поставивший надпись КБН, 1288, посвящение по обету Богу Высочайшему. По данным палеографии, надпись относится к первой половине III в. В эпонимной формуле имя бос-порского царя оказалось утраченным, но учитывая размеры лакуны во 2-й стк., восстанавливают имя Котиса III (227-233 гг.). Надпись содержит аналогичный с синодами список должностных лиц правления. Было справедливо отмечено, что в 4-й строке надписи нет места для обычной вводной формулы л сти^о8о? л пер'ь. Схожую ситуацию обнаруживает посвящение синода КБН, 1260а. Формула оказалась пропущенной, но список должностных лиц перечислен в винительном падеже, как если бы эта формула была. Часть имен членов правления этого союза была восстановлена В. В. Латышевым на основании аналогий со списком членов правления синода надписи 244 г. (КБН, 1287). Хотя в комментариях к надписи КБН, 1288 издатели Корпуса отмечают: «...после произведенного Болтуновой нового изучения и переиздания этой надписи выяснилось, что эта надпись имеет в тексте точную дату - 244 г. и, следовательно, принадлежит к несколько более позднему времени, чем это предполагал Латышев. Поэтому предложенные им и включенные в наш текст дополнения имен в 4-й, 6-й и 7-й строках нельзя считать бесспорными» (КБН. С. 781). На наш взгляд, реконструкцию В. В. Латышева нужно признать правильной. Совпадения отчеств жреца и синагога (имена их не сохранились) надписи КБН, 1288 и надписи КБН, 1287 (Пап, сын Хреста), как собственно совпадение имени гимнасиарха надписи КБН, 1288 с именем парафилагата в надписи КБН, 1287, не может быть случайным, если учитывать число членов гражданского коллектива Танаиса в 250-350 человек. Напротив, упоминание Фадзинама, сына Каллистиона в звании гимнасиарха синода надписи КБН, 1288 свидетельствует, что она поставлена раньше надписи КБН, 1287, в которой этот персонаж занимает уже более высокий пост парафилагата (помощника филагата). Соответственно, сомнения в правильности чтения Латышева следует снять, как не имеющие оснований.

Синод надписи КБН, 1288, датирующийся 227-233 гг., возглавляет жрец [Пап] сын Хреста, его покровителем выступает отец синода некто сын Атамадза, синагогом является [Нимферот] сын Оходиака, филагатом - [Фион, сын Фадинама], парафилагатом -Фо—сын—носа, неанискархом Макарий, сын Макария (?), гимнасиархом - Фадинам, сын Каллистиона.

В итоге перед нами два разновременных однотипных документа, сообщающих о деятельности одного частного союза (КБН, 1287 и КБН, 1288). Надпись КБН, 1288 поставлена раньше надписи КБН, 1287 не меньше, чем на 11 лет, соответственно хронологические рамки деятельности частного союза во главе с Папам, сыном Хреста укладываются в границы от 227 г. до 244 г. Однако обнаруживается одно различие в списках членов правления союза, упомянутых в этих надписях. В надписи КБН, 1288 (227-233 гг.) воспитатель юношей нианискарх упомянут прежде тренера взрослых мужчин гимнасиарха, что нарушает иерархию должностных лиц частных союзов боспорских городов. Напротив, в надписи 244 г. эта особенность отсутствует и сначала назван гимнасиарх, а затем нианискарх. Признать отмеченную особенность ошибкой резчика не позволяет повторение такого же расположения означенных званий еще в двух надписях (см. ниже). Упо-

минание неанискарха прежде гимнасиарха в надписи КБН, 1288, датированной 227-234 гг., указывает, по нашему мнению, что члены данного сообщества относились к возрастной группе уао'ь - юноши. Спустя десять или более лет этот же синод, имеется в виду состав правления союза, ставит надпись своему покровителю Богу Высочайшему в 244 г., но в списке правления гимнасиарх стоит перед неанискархом. Данный факт наводит на вероятное предположение, что возраст рядовых фиасотов вышел за пределы возрастной границы «юноши». Рассмотренный пример демонстрирует то, что синоды, где упоминается в составах правлений звания «гимнасиарх» и «неанискарх», относятся к группе возрастных союзов. Союзы, где звание «неанискарх» упоминается прежде «гимнасиарха», следует, по всей видимости, рассматривать как возрастные союзы юношей. Союзы, где звание «гимнасиарх» стоит в списках перед «неанискархом», нужно понимать как союзы взрослых мужчин42.

Обращает внимание, что при практически идентичном составе правления союза упоминаются различные списки имен фиасотов, относящихся к разным возрастным группам, в надписи КБН, 1288 и надписи КБН, 1287.

Синоды почитателей во главе с Богом Высочайшим. В надписи 220 г. (КБН,

1278) синод имеет список правления из жреца Хофразма, сына Форгобака, синагога Ра-домофурта, сына Трифона, филагата Деметрия, сына Гераклида, парафилагата Эвиема сына Родона, гимнасиарха Фиагарома, сына Антисфена, неанискарха Харитона, сына Макария. Судя по списку правления, этот синод относится к возрастным союзам «мужчин».

Надписи КБН, 1279 и КБН, 1280 представляют собой уникальный случай в истории, поскольку они поставлены обе в 225 г. в месяце Перитии одноименными союзами - л сти^о8о? л пер'ь Оеоу ифьсттоу.

В надписи КБН, 1279 частный союз возглавлял жрец Хофразм, сын Форгобака, си-нагогом был Эвпрен, сын Симфора, филагатом - Антимах, сын Пасиона, парафилага-том - Симфорон, сын Деметрия, гимнасиархом - Балоид, сын Деметрия, неанискархом

- Саванон, сын Хофразма.

Хофразм, сын Форгобака в 220 г. возглавлял в качестве жреца синод, поставивший посвятительную надпись КБН, 1278, пять лет спустя мы встречаем его уже во главе правления другого союза (КБН, 1279). Кроме того, судя по отчеству, его сын Саванон состоял неанискархом в этом же союзе. Родные братья Симфорон и Балоид, сыновья Деметрия, занимали в союзе надписи КБН, 1279 два руководящих поста - парафилагата и гимнасиарха. Традиция вырезать на стеле имена родных братьев одно за другим или же в одной строке хорошо прослеживается в надписях Горгиппии (КБН, 1134, 1179). В. В. Латышев полагал, что надпись 225 г. (КБН, 1279) и надпись 220 г. (КБН, 1278) поставлены одним и тем же синодом, поскольку в обеих документах в качестве жреца выступает Хофразм, сын Форгобака. Однако исследователь затруднялся объяснить, почему из 56 человек, которые в 220 г. были членами синода, пять лет спустя записаны только двое -Антимах, сын Пасиона (КБН, 1279 5-6 стк.) и Госак, сын Аспана (КБН, 1279, 4 стк.). Остальные имена являются новыми. Судя по расположению звания гимнасиарха, оба союза (КБН, 1278 и КБН, 1279) состояли из взрослых мужчин примерно одной возрастной категории.

Объяснить отмеченную особенность можно исходя из интерпретации этих союзов как возрастных. В период с 220 г. по 225 г. в синодах, возглавляемых Хофразмом, сыном Форгобака, вероятно, произошла смена рядового состава по причине старения (выхода за возрастные рамки категории взрослых мужчин) или смерти. По всей видимости, поэтому состав синода 225 г. отличается от состава синода 220 г.

В надписи КБН, 1280 частный союз возглавлял жрец Каллисфен, сын Паппа, синаго-гом был Психарион, сын Фидана, филагатом - Асклепид, сын Валерия, парафилагатом

- Харакстон, сын Омрасмака, неанискархом - Фанн, сын Фанна, гимнасиархом - Герак-лид, сын Гераклида.

В данном списке членов правления синода присутствует та же особенность, что и в

надписях КБН, 1277, 1288. Воспитатель юношей в гимнасии - неанискарх назван прежде старшего в иерархии союзов гимнасиарха. В третий раз встречаемся с синодом, в состав которого в качестве рядовых фиасотов входили юноши. Имя Асандр, сын Фавмаста встречается также в надписи 220 г. (КБН, 1278).

Приходим к выводу, что в 225 г. синод надписи КБН, 1279 представляет собой возрастной союз зрелых мужчин, а синод надписи КБН, 1280 - возрастной союз «юноши».

В надписи 228 г. (КБН 1282) синод Бога Высочайшего возглавляет жрец Деметрий, сын Аполлония, отцом синода является Ниблоборон, сын Димомоксарфа, синагогом -Гераклид, сын Гераклида, по прозвищу о ка1 Ашацо?, филагатом - Эвсхемон, сын Менофила, парафилагатом - Никострат, сын Арата, гимнасиархом - Фадзинам, сын Фадзинама, неанискархом - Афенодор, сын Фадинама43.

Деметрий, сын Аполлония известен также из надписи КБН 1277 (210-211 гг.). В синоде, поставившем эту надпись, он занимал пост нианискарха. Спустя 13-14 лет он возглавил, видимо, им же организованный культовый союз. Гераклид, сын Гераклида тремя годами раньше, в 225 г., исполнял обязанности гимнасиарха в синоде во главе с Богом Высочайшим (КБН 1280). Два брата Фадзинам и Афенодор, сыновья Фадзинама, исполняют обязанности гимнасиарха и нианискарха в синоде надписи 228 г.

* 5 \

Союзы приемных братьев , почитающих Бога Высочайшего (еьстпоьлтоь а8е\фо1 сте(3оцеуоь Оео^ ифьсттоу). К настоящему времени известно четыре надписи союзов усыновленных братьев (КБН, 1281, 1283, 1285, 1286). Самая ранняя надпись КБН, 1281 датируется годами правления Рескупорида II (211-227 гг.). В верхней части плиты сохранилось изображение левого орла, часть венка и хвост правого орла. В этой надписи, в отличие от трех других, список братьев не возглавляет староста (прест(3итеро?). Напрашивается предположение, что звание старосты союза - как главы общины братьев - появилось несколько позднее, чем была поставлена надпись КБН, 1281. В 12 стк. упоминается Фа£[Ыацо? Ка[ХА.1стт1шуо?]. Отчество члена братства восстановлено В. В. Латышевым предположительно на основании надписей КБН, 1287,

6 стк. и КБН, 1288, 9-10 стк. Версия В. В. Латышева скорее всего правильная, если вспомнить вывод Д. Б. Шелова об ограниченном составе гражданской общины Танаиса. В этом случае, имеем свидетельство членства одного персонажа в двух разных союзах. В правление Рескупорида II (211-227 гг.) Фадзинам, сын Каллистиона входил в состав братства, почитающего Бога высочайшего (КБН, 1281). В правление Котиса III (227-233 гг.) этот же человек состоит в возрастном союзе «юношей», в котором занимает пост гимнасиарха. В 244 г. он является гимнасиархом того же возрастного союза, судя по составу правления, но состоящего из граждан третьей возрастной категории «взрослые мужчины» (КБН, 1287). В 14 стк. надписи КБН, 1281 принято чтение ФихарЦшу] Т[рифш^о?], предложенное В. В. Латышевым на основании надписи КБН,

1279, 19 стк. Учитывая сказанное, вероятным является предположение, что Психарион, сын Трифона в 211-224 гг. состоял в братстве, а в 225 г. он упоминается уже среди членов возрастного союза «зрелых мужчин». Обнаруживаем ситуацию, когда два танаиссца состояли сперва в союзе приемных братьев, затем входили в состав возрастных союзов.

1-го числа в месяце Горгипее 228 г. второй из известных союзов усыновленных братьев, отличный по списку имен от союза надписи КБН, 1281, ставит по обету надпись Богу Высочайшему (КБН, 1283). Надпись сохранилась практически полностью и можно определить, что в союз братьев входило 23 человека. Это сообщество возглавлял старейшина, имя которого сохранилось частично (8 стк.). После имени старейшины, стоящем в винительном падеже, следует еще четыре имени в том же падеже. Похожую ситуацию встречаем в надписи братства КБН, 1286. Данное обстоятельство навело Ф. Поланда на мысль, что во главе союзов усыновленных братьев иногда могли стоять и несколько пресбютеров44. Этот вывод принял также С. А. Жебелев45. На основании немногочисленных данных четырех надписей версия Поланда остается до сих пор в облас-*

Перевод даем в общепринятой интерпретации.

ти малодоказанных гипотез. Союз возглавляет старейшина, имя которого содержало 4-5 букв, если учитывать расположение йоты, и выглядит как М — В '. В надписи КБН, 1279 встречаем имя рядового фиасота МеуЬ? В ', которое хорошо подходит для реконструкции имени старейшины. Таким образом, союз приемных братьев надписи КБН, 1283 мог возглавлять старейшина М1еу1?] В '. Еще четыре имени «братьев» из 23 известных обнаруживают аналогии в надписях возрастных союзов: Аристон, сын Менест-рата известен в надписи 225 г. возрастного союза «мужчины» (КБН, 1279, 19-20 стк.); Доласак, сын Симфора упоминается в этой же надписи (25 стк.); Эвтюхес, сын Антима-ха упоминается так же в надписи 225 г. КБН, 1279 (12 стк.); Содзомен, сын Стирана известен в надписи 228 г. возрастного союза «юношей» (КБН, 1282, 32 стк.). В итоге, пять человек засвидетельствованы в качестве фиасотов в возрастном союзе «мужчины» (4 персонажа) и возрастном союзе «юноши» (1 персонаж). На основании упоминания Со-дзонема, сына Стирана - фиасота возрастного союза, поставившего надпись 1-го числа месяца Лоя 228 г., тогда как надпись КБН, 1283 датируется позднее 1-го числа месяца Горгипея, можно заключить, что первоначально означенные фигуранты являлись членами возрастных союзов, а затем, по неизвестным пока причинам, перешли в состав религиозного сообщества «союз приемных братьев».

Плита с надписью третьего союза приемных братьев КБН, 1285 содержит в верхней части изображение двух орлов, между ними посередине плиты венок. Нижняя часть надписи с именами рядовых «братьев» утрачена. Этот союз возглавлял старейшина, но имя его не сохранилось. Из остальных членов сообщества сохранилось девять имен «братьев». Надпись датируется 20-и и 30-и годами III вв. и может относиться как к правлению Рескупорида II, так и Рескупорида III. В. В. Латышев отмечал, что упоминаемые в надписи имена встречаются в надписях КБН, 1250, 1280, 1282. Имя Гераклид, сын Атта (КБН, 1285, стк.11) встречается в надписи синода КБН, 1277 (22 стк.), поставленное в начале III в. при царе Савромате II, как имя рядового фиастота.46 Имя Форлра[уо? Еи'юи?] восстанавливается предположительно на основании упоминания идентичного имени в надписи возрастного союза 225 г. (КБН, 1280, 8-9 стк.). Имя ’ Ар81у£ьауо? Христ'ьппои встречается также в надписи возрастного союза 225 г. (КБН, 1280, 17 стк.). В этой же надписи упоминаются имена еще двух братьев - Психариона, сына Фидана и Мения, сына Герма. Психарион, сын Фидана в надписи 225 г. занимает пост синагога союза (КБН 1280, 5-6 стк.), Мений, сын Герма является рядовым фиасотом (22 стк.). Имя Оцфа[\ако? Фа]£1^ацои засвидетельствовано также надписью возрастного союза 228 г., где носитель этого имени выступает в качестве рядового фиасота (КБН, 1282, 13 стк.). Афенодор, сын Фадзинама (Фа^ЬУЙцои]) упоминается также в надписи союза приемных братьев (КБН, 1281, 18 стк.), поставленной в 211-227 гг. В эпиграфике Танаиса встречается два варианта написания имени Фадинам. Первый вариант через дзету -Фа^ьшцо?, второй через дельту - Фа8ьуацо?. В надписи возрастного союза 228 г. упоминается на посту нианискарха ’ АОлУо8шро? Фа8ьуацои. Есть основания отождествлять этого Афенодора с братом союза приемных братьев надписей КБН, 1281, 1282. В итоге, семь их девяти имен надписи КБН, 1285 засвидетельствованы в качестве имен членов возрастных союзов, поставивших посвятительные надписи между 200-228 гг.

Проведенные параллели показывают, что надпись КБН, 1285 затруднительно датировать 30-ми годами III в., поскольку 6 имен из 9 сохранившихся упоминаются в надписях синодов 225 г. и 228 г. Предположение о датировке надписи КБН, 1285 в пределах 211-225 гг. выглядит, на наш взгляд, более вероятным. Таким образом, нужно признать правоту В. В. Латышева, что в эпонимной формуле этой надписи упоминается царь Рес-купорид, сын Савромата II. В результате, до членства в союзе приемных братьев надписи КБН, 1285, по крайней мере, семь человек состояли в различных возрастных союзах.

Последняя известная на сегодняшний день четвертая надпись союза приемных братьев КБН, 1286 представляет собой средний фрагмент посвящения. После традиционной для такого рода документов формулы, содержащей название союза и указание тоу теХацш'уа ’ еуурафауте? 'еаитш'у та ’о^оцата перЬ ... Надпись датируется

20-30 гг. III в. Имя Евсхемон, сын Менофила засвидетельствовано дважды в надписях возрастных союзов (209 г., КБН, 1276; 228 г., КБН, 1282). В возрастном союзе 209 г. он

- рядовой фиасот, в 228 г. он исполняет обязанности филагата. Имя Фарнаксарф, сын Таврея также встречается среди рядовых фиасотов надписи 228 г. (КБН, 1282, 12 стк.). Имя Стратоник, сын Мокка также упоминается в надписи 228 г. среди имен рядовых фиасотов (КБН, 1282, 20-21 стк.). Имя Героксен, сын Басилейда встречается еще раз в надписи возрастного союза 220 г. (КБН, 1278, 11 стк.). В итоге, наблюдается ситуация, схожая с обнаруженной в других документах союза приемных братьев. Из шести сохранившихся имен членов союза четыре имени встречаются в документах возрастных союзов в 209 г, 220 г. и 228 г. Какая из надписей поставлена раньше? Казалось бы, упоминание в надписи 228 г. в качестве филагата Эвсхемона, сына Менофила свидетельствует в пользу того, что эта надпись поставлена позднее надписи КБН, 1286, поскольку в ней Менофил вообще не имеет никаких званий. Обращает внимание, что в союзе усыновленных братьев надписи КБН, 1286 этот персонаж упоминается сразу после старейшины союза, его имя стоит вторым в списке. Имена Фарнаксарфа, Стратоника и Героксена упомянуты в числе первых четырех членов братства, тогда как в синодах Бога Высочайшего в 220 г и 228 г их имена стоят во второй половине списка среди имен рядовых фиасотов. Отмеченное обстоятельство наводит на мысль, что три названных персонажа занимали в союзе усыновленных братьев надписи КБН, 1286 более высокое положение, чем в синодах, поэтому их имена и названы в числе первых «братьев». Напрашивается вывод, что по каким-то причинам четыре фиасота выходили из состава возрастных союзов, и эта акция не была единовременной, а в период между 220-228 гг. входили в союз усыновленных братьев надписи КБН, 1286.

Фиас братьев. В надписи частного союза 230 г. (КБН, 1284) сохранилось его название - Оьлст[о?] ’а8е\ф[шу тшу], засвидетельствованное впервые. Из членов правления сохранились звания жрец, филагат и парафилагат. На месте лакуны в 8-9 стк. располагалось отчество жреца и следующая после него должность синагога, его имя и отчество. На данный вывод наводит анализ списка правления частных сообществ Танаиса. Обращает внимание весьма незначительный состав членов этого фиаса. Вместе с членами правления, а их должно быть четыре человека, он включал всего девять фиасотов. Состав правления, тождественный фиасу братьев, сохранился в надписях религиозных товариществ Танаиса первой половины II в. Этот факт позволяет определить фиас братьев как религиозное товарищество. Членов таких ассоциаций объединяло совместное почитание культа божества - покровителя союза и как следствие этого - регулярные собрания за отправлением религиозных ритуалов и трапезами.

***

Изучение надписей частных сообществ Танаиса выявило, что во II - первой половине III вв. в городе действовало несколько разновидностей этих объединений граждан. В первой половине II в., видимо, до разгрома Танаиса, по всей видимости, носителями позднесарматской культуры 7, надписями засвидетельствованы религиозные ассоциации и возрастные союзы двух категорий - союзы «юношей» и союзы «мужчин». Упоминания заслуживает надпись фиаса справляющих день Танаиса 104 г. (КБН, 1259). Значительна вероятность того, что празднование дня Танаиса было не единственной целью, которая объединяла членов фиаса. К такому заключению подводят выводы ряда исследователей об изображении на рельефе стелы с надписью КБН, 1259 царя Савромата I, который санкционировал возрождение Танаиса как торгового и экономического центра Боспорского царства в регионе Нижнего Дона. Вероятно, что этот фиас мог выступать как частное сообщество почитателей правящего царя Савромата. Такое объяснение позволяет понять, почему позднее не известно ни одной надписи этого сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первой половине III в. сохраняются возрастные союзы, но их состав оказывается сильно «разбавлен» иранским (сарматским?) этническим элементом. Религиозные това-

рищества представлены в это время только фиасом братьев. Хотя эта частная ассоциация отличается по названию от аналогичных организаций первой половины II в. - синодов, но она имеет идентичный с ними состав правления. Это позволяет считать, что функции фиаса братьев и синодов были, скорее всего, сходными. В первой половине III в. действуют ранее не известные религиозные сообщества - союзы приемных братьев, почитающих Бога Высочайшего. Вопрос, воспринимался ли одинаково или по-разному культ Бога Высочайшего его почитателями в синодах и в союзах братьев, выходит за границы нашего исследования. Впрочем, как и вопрос о причинах почитания культа, имеющего явные иудейские корни, греко-иранским населением Танаиса.

В итоге, в Танаисе II - первой половины III вв. надписями засвидетельствовано, по нашему мнению, всего две разновидности частных сообществ - религиозные ассоциации и «возрастные союзы», каждый из которых имеет свои, условно говоря, разновидности. Граждане могли переходить из одного союза в другой - из религиозного союза в возрастной и наоборот. В городе единовременно могло действовать несколько различных религиозных товариществ и возрастных сообществ. Соответственно, частные союзы в Танаисе создавались не на очень короткий срок. Время их деятельности было продиктовано причинами как политического (фиас справляющих день Танаиса), так и социально-религиозного характера. Обращает внимание то, что единственным божеством для танаисцев, стержнем объединения всех граждан, было почитание Бога Высочайшего, монотеистический культ которого свидетельствует о разрыве с религиозной эллинской традицией почти всего гражданского населения города.

Ответить на вопрос, как расценивать упоминание одних и тех же танаисцев в надписях различных по сути внутригородских союзов Танаиса, но посвященных одному и тому же божеству, помог просопографический анализ. На примере 18 имен граждан (см. Таблица 1) удалось установить, что члены возрастных союзов, как мужчины, так и юноши, могли переходить в союзы приемных братьев и наоборот, «братья» могли переходить в возрастные союзы. Какой-либо определенной схемы перехода граждан из одного сообщества в другое в данном случае не прослеживается. В ряде случаев общая датировка надписей по правлению боспорского монарха не позволяет сделать конкретные выводы. Тем не менее, пока не встречено одновременного участия определенного гражданина в этих различных, по сути, организациях. Гипотеза С. А. Жебелева, поддержанная И. А. Левинской, о членстве в союзах приемных братьев только граждан, чьи отцы не входили в синоды, нельзя считать правомерной. Просопографический анализ обнаружил, что один и тот же гражданин мог быть в разное время как членом синода, так и членом братства. Членство отца в возрастном союзе, на наш взгляд, не играет никакой роли в участии граждан города в союзах приемных братьев. В целом, напрашивается предположение об определенной необходимости, возможно, регламентированной полисной жизнью, членства гражданина Танаиса в каком-либо из действующих возрастных сообществ. Тогда как участие в религиозных союзах приемных братьев для граждан Танаиса было, вероятно, частным волеизъявлением.

Следует отметить, что самая ранняя надпись «братьев» датируется 20-ми годами III в. Отличия в структуре возрастных союзов и «братств» достаточно представительные. Иерархическая организация возрастных союзов дает основания полагать, что в этих небольших коллективах (не более 56 человек) существовали различия в положении руководителей и простых членов. Не исключено, что в положении старших и младших членов одного сообщества также были какие-то различия. Организация союзов приемных братьев очень проста. Известно только одно звание руководителя - старейшина (или старший). Можно предположить, что внутри этих союзов существовали, как это можно заключить из названия самих сообществ, отношения равных. Подобные отношения религиозных братств внутри одного религиозного течения явление не редкое. Думается, что выявленные отличия в сути каждой из организаций играли немалую роль в выборе граждан Танаиса.

Таблица 1

ИМЕНА ГРАЖДАН ТАНАИСА, ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В СИНОДАХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ БОГА ВЫСОЧАЙШЕГО И В СОЮЗАХ ПРИЕМНЫХ БРАТЬЕВ

Личные имена членов союзов приемных братьев Надписи союзов приемных братьев Дата надписей союзов приемных братьев Надписи возрастных союзов Дата надписей возрастных союзов Предполагаемое время перехода

Фадзинам сын Каллилстиона КБН 1281 211-227 гг. КБН 1288 КБН 1287 227-233 гг. 244 г. Перешел после участия в «братстве» в возрастной союз

Психарион сын Трифона КБН 1281 211-227 гг. КБН 1279 225 г. Не исключено, что до участия в «братстве» был членом возрастного союза. Хотя, может, и наоборот.

Мегис сын Ме-гиса КБН 1283 1-го Горгипея 228 г. КБН 1279 225 г. До участия в «братстве» все четверо принимали участие в деятельности одного возрастного союза

Аристон сын Менестрата КБН 1283 1-го Горгипея 228 г. КБН 1279 225 г.

Досалак сын Антимаха КБН 1283 1-го Горгипея 228 г КБН 1279 225 г.

Эвтюхес сын Антимаха КБН 1283 1-го Горгипея 228 г. КБН 1279 225 г.

Содзомен сын Стирана КБН 1283 1-го Горгипея 228 г. КБН 1282 1-го Лоя 228 г. До участия в «братстве» состоял в «возрастном союзе»

Гераклид сын Атта КБН 1285 20-30 гг. III в. КБН 1277 200-211 До участия в «братстве» состоял в «возрастном союзе»

Фореранос сын Эвия КБН 1285 20-30 гг. III в. КБН 1280 225 г.

Ардинксарос сын Хрисиппа КБН 1285 20-30 гг. III в. КБН 1280 225 г.

Психарион сын Фидана КБН 1285 20-30 гг. III в. КБН 1280 225 г.

Мений сын Герма КБН 1285 20-30 гг. III в. КБН 1280 225 г.

Омпсалак сын Фидана КБН 1285 20-30 гг. III в. КБН 1282 228 г.

Афенодор сын Фадзинама КБН 1285 КБН 1281 20-30 гг. III в. 211-227 гг. КБН 1282 228 г.

Евсхемон сын Менофила КБН 1286 20-30 гг. III в. КБН 1276 КБН 1282 209 г. 228 г.

Фарнаксарф сын Таврея КБН 1286 20-30 гг. III в. КБН 1282 228 г.

Стратоник сын Мокка КБН 1286 20-30 гг. III в. КБН 1282 228 г.

Героксен сын Басилейда КБН 1286 20-30 гг. III в. КБН 1278 228 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Определение “частные союзы” или “сообщества” и т.п. используются в достаточной мере условно.

2. Смирнова Н. В. Частные микросообщества Боспора: полтора века исторического поиска // ПИФК. Вып. X. Магнитогорск, 2001. С. 253-257.

3. Книпович Т. Н. Танаис. М., 1949; Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972. С. 272-278; Ustinova Yu. The Thiasoi of Theos Hypsistos in Tanais // History of Religion. 1991. P. 150-180; Смирнова H. В. Частные микросообщества Бос-пора... С. 253-257.

4. Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М.-Л., 1953. С. 301.

5. Д. Б. Шелов, основываясь на сведениях того же автора, предложил понимать elaTOiriToL абеХфо'ь ae(36|ievoi 0eov ифьсттоу как «усыновленные (божеством) братья, почитающие Бога Высочайшего». Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон... С. 274.

6. Жебелев С.А. Ук. соч. С. 299.

7. Там же. С. 300-302.

8. Там же. С. 129-145.

9. Д. Б. Шелов выделял два типа религиозных союзов Бога Высочайшего в Танаисе. (Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон... С. 275). Члены союзов первого типа именовали себя членами фиаса 0iaa<5Tai или членами синода (awo8elTai). В своих надписях они подробно перечисляли членов правления - жрец, синагог, филагат, парафилагат, гимна-сиарх, неанискарх, секретарь. Члены второго типа союзов называли себя elaTOir|Tol а8еХфо1 ae(36|ievoi 0e6v w^iaTov «приемные братья», по переводу С. А. Жебелева, или «усыновленные (божеством) братья», в переводе Д. Б. Шелова. Ustinova Yu. The Thiasoi... P. 151.

10. Ustinova Yu. B. The Supreme Gods of the Bosporan Kingdom. Celestial Aphrodite and the Most High God. Leiden; Boston; Koln, 1999. P. 280-282.

11. Ustinova Yu. B. Op. cit. 1999. P. 198-199. Ю. Б. Устинова строит эти предположения, главным образом, на основании практического сходства в списках правления частных союзов в этих городах. Хотя в Горгиппии известно помимо Посейдона еще два божества-покровителя фиасов, предположительно, Афродита и Шаушка (?).

12. Помимо работ Ю.В. Калашника (1970, 1972) и Д.Б. Шелова (1974), очень не однозначной и спорной интерпретацией надписей КБН, 967, 1016 // Ustinova Yu. B. Op. cit. P. 198. Ю.Б. Устинова не знакома с публикациями археологического материла и аналитическими работами по истории Танаиса после 1991-1992 гг. Надписи КБН, 1260, 1260а Устинова датирует до 150-х гг. н.э., но не объясняет, почему она предпочитает эту дату (Р. 194). Однако на этом основании она строит серьезные выводы о хронологическом и структурном соответствии надписей КБН 1259, 1260, 1260а. Следствием этого предположения явился и другой вывод Устиновой - совпадение списков правления синодов в этих трех документах, два из которых упоминают Бога Высочайшего, позволяют ей рассматривать рельеф на стеле с надписью КБН, 1259 как изображение Бога Высочайшего. Можно указать и неправильные даты надписей - КБН, 988 почему-то в книге датируется I в.н.э. без каких-либо объяснений, а не IV в.; посвящение фиаса навклеров имеет дату 2-я половина II в., а не годы правления Савромата II, 174-211 гг. (Ustinova Yu. B. Op. cit. P. 198, 199). Почему-то вкралась в интерпретацию этой надписи еще одна неточность - фиас навклеров в числе других должностных лиц возглавляет и казначей священных сумм (Ustinova Yu. B. Op. cit. P. 199). Хотя в 13-14 стк. надписи хорошо читается множественное число фpovтlaтa? - фронтисты, один из которых Фарнак, сын Нумения исполнял обязанности казначея.

13. Завойкина. Н.В. TavaeiTai в истории Боспорского государства // ДБ. 2004. Т. 7. С. 163-199.

14. Там же. С. 165-173.

15. Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон... С. 276-278.

16. Там же. С. 278.

17. Эта цифра была проверена Д.Б. Шеловым путем подсчета граждан, упоминаемых надписями в определенный период, с 225 г. по 230 г. (КБН, 1279, 1280, 1282, 1283, 1284). Она незначительно отличается от числа взрослых мужчин - граждан Танаиса, полученных путем статистических подсчетов. Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон... C. 277 сл.

18. Завойкина. Н.В. TavaeiTai в истории ... С. 165-168.

19. Там же. С. 163-165.

20. Там же. С. 165-169. Таблица 1, № 3-142.

21. Завойкина Н. В. Частные союзы Пантикапея в I-III вв. н.э. // ДБ. 2003. Т.6. С. 121-130.

22. PolandF. Geschichte des Vereinswesen. Leipzig, 1909. S. 160.

23. Сапрыкин С. Ю. Из эпиграфики Горгиппии // ВДИ. 1986. № 1. С. 67-69.

24. Там же. С. 67 сл.

25. Ср. IG, VII, 2850 - r auvoSo? Tfiv Kuvqyfiv IG, II/III, 1326 - auvoSo? Tfiv TexviTfiv.

26. Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон... С. 273.

27. Толочко И. В. Два мраморных рельефа из Танаиса // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 287-93.

28. Кобылина М. М. Скульптура античных государств Северного Причерноморья. М., 1972. Табл. XXI, XXII.

29. Xeinen H. Rome et le Bospore: notes epigraphiques // Cahier Glats. 1996. VII. S. 94-95.

30. Сторонники еще одной версии предлагают рассматривать изображение на рельефе как образ героя-эпонима Танаиса и, таким образом, выдвигается гипотеза о существовании аналогичного культа в этом городе [Диатроптов. 2001. С. 43-48, указана литература вопроса].

31. Арсеньева Т. М., Бетгер Б., Виноградов Ю. Г. Новые исследования в Танаисе //ВДИ. 1996. № 4. С. 68-71, прим. 27.

32. Кошеленко Г. А., Гаибов В. А. Всадник у алтаря: от Танаиса до Мерва // ДБ. 2005. Т. 8. С. 259-266.

33. Сапрыкин С. Ю. Энкомий из Пантикапея и положение Боспорского царства в конце I -начале II в.н.э. // ВДИ. 2005. №2. С. 56 сл.

34. Восстановление в 8 стк. [r auvoSo?] надо признать наиболее вероятным, поскольку союзы почитателей Бога Высочайшего преимущественно обозначены в надписях Танаиса как синоды, но они имеют некоторые отличия в составе правления.

35. О новой датировке надписи КБН 1262 см.: Завойкина. Н.В. TavaeiTai в истории Боспорского государства// ДБ. 2004. Т. 7. С. 167.

36. Свенцицкая И. С. Роль частных союзов в общественной жизни полисов эллинистического и римского времени (по материалам Малой Азии) // ВДИ. 1985. № 4. С. 53-55.

37. Исследователи и раньше обращали на этот факт внимание [Minns. 1915; Новосадский. 1928; Ustinova Yu. The Thiasoi of Theos Hypsistos in Tanais... 1991. Думается, нет необходимости повторять уже сказанное, поскольку подробно вопрос о критериях выделения группы возрастных союзов рассмотрен в моей статье «Частные союзы Пантикапея» [Завойкина. 2003. С. 120-137]. В выделении группы «возрастных союзов» в Танаисе опираемся на материалы Пантикапея.

38. Фролова Н. А. Монетное дело Боспора в первые века нашей эры. М., 1997. Ч. 1. С. 145-147.

39. Смирнова Н. В. Частные микросообщества Боспора... С. 351-365.

40. Свенцицкая И. С. Полис и империя: эволюция императорского культа и роль «возрастных союзов» в городах малоазийских провинций I-II вв. // ВДИ. 1981. № 4. С. 36-50.

41. ср. Свенцицкая И. С. С. 49-51.

42. Свенцицкая И. С. Роль частных союзов... С. 52-54.

43. Отчество Афинодора Фадинам (<^aSiva|io9) написано через дельту, тогда как отчество Фадзинама через дзету (<^afiva|io9). Очевидно, что одно и то же иранское имя передано в греческой транскрипции двумя способами через дзету и дельту.

44. Poland F. Geschichte des Vereinswesen. Leipzig, 1909. S. 373.

45. Жебелев С.А. Ук. соч. С. 302.

46. В этой же надписи упомянут Атт, сын Гераклида, носящий звание «друг синода» (ф^? Tou auvoSou), который является, по всей вероятности, отцом Гераклида. Еще раз Атт, сын Гераклида упоминается в качестве эпимелета в надписи 192 г. (КБН, 1243). Напомню, что на предположение о родстве означенных двух персонажей наводит как общность используемых имен, так и ограниченный состав гражданской общины жителей

Танаиса в 250-350 человек, который сводит практически к нулю степень повторяемости личных имен и отчеств у различных людей.

47. Завойкина Н.В. TavaeiTai в истории Боспорского государства // ДБ. 2004. Т. 7. С. 163-165.

N.V. Zavoykina PRIVATE ASSOCIATIONS IN TANAIS

There are many private associations mentioning in Tanais’s inscriptions, dated 104-244 A.D. Tanais’s citizen took part mainly into them. In Russian scientific works the private associations of the Bosporan cities are regarded principally as some religious associations, but lists of their officials headed them have some differences make change the point of view. Two varieties of the private associations testify the inscriptions - religious associations and age clubs which of them, it seems, divided into their sorts. The citizen could crossed from the clubs to the associations and vice versa. At a time several varieties of the religious associations and the age clubs could existed in Tanais and they accordingly established not a very short term. The time of their actions depends on a series of causes as political reasons (thiasos celebrating of Tanais’s day) as some social and religions one. It pays attention all synodoses in Tanais worshiped only one deity who was the Supreme God. This monotheistic cult attests to a breach of nearly all citizen in Tanais with Greek religion.

©2007 г. Ю.В. Миляева

МЕСТО И РОЛЬ КРИЗИСА ВТОРОЙ — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ III в. н.э. В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БОСПОРА КИММЕРИЙСКОГО

Вряд ли хоть кто-то из историков не согласиться с тем, что самым интересным периодом в жизни того или иного общества, государства, направлении духовной культуры, а также какой-либо организационной структуры является не только время их расцвета, но и кризиса, упадка. Именно тогда с наибольшей полнотой проявляются присущие разным явлениям материального (и нематериального) мира самые характерные черты, признаки и особенности, в том числе и субъективного плана (антропогенные факторы, человеческие качества руководителей, способности элиты и особенности национального менталитета в целом).

Не исключение в этом отношении и Боспорское государство. В его истории были времена тяжелейших испытаний, драматических событий, сложнейших и важнейших перемен в экономической, социальной, политической и идеологической сферах жизни. Наша задача — определить место и роль одного из глубочайших кризисов античной эпохи, а именно кризиса второй — третьей четвертей III в. н.э. в социально-экономической и политической истории Боспора Киммерийского. Процессы, происходившие в этот период, были взаимосвязаны, и помимо прочего, как-то влияли на духовную культуру боспорян. Преодоление этого кризиса сопровождалось более или менее существенными переменами во всех сферах жизни этого государства, причем направление этих перемен в значительной степени определялось изменениями в области социально-политических отношений и внешними обстоятельствами. Поэтому изучение особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.