Научная статья на тему 'Частные инициативы в организации рукодельных школ на территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века'

Частные инициативы в организации рукодельных школ на территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савенкова М. М.

История становления и развития женского профессионального образования сегодня является одной из наиболее актуальных научно-практических проблем. Цель данного исследования выяснить роль рукодельных школ в русской народной культуре конца XIX начала XX века на примере деятельности мастерской, организованной Зинаидой Сергеевной Соколовой, родной сестрой театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского. Исследование основано на анализе материалов Кустарного показательного пункта женских работ в селе Никольском Воронежской губернии, находящихся в фондах Воронежского краеведческого музея. Вышивки, исполненные крестьянками в мастерской, получили высокую оценку на всероссийских и международных кустарных выставках. Результаты исследования могут быть использованы при построении содержания женского профессионального образования в различных учебных заведениях, при разработке учебных планов и программ, технологий и методик обучения современных специалистов-профессионалов в области прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частные инициативы в организации рукодельных школ на территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века»

Частные инициативы в организации рукодельных школ на территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века

Савенкова Марина Михайловна;

кандидат искусствоведения, доцент, кафедра «Дизайн», ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (ВГПУ), [email protected]

История становления и развития женского профессионального образования сегодня является одной из наиболее актуальных научно-практических проблем. Цель данного исследования -выяснить роль рукодельных школ в русской народной культуре конца XIX - начала XX века на примере деятельности мастерской, организованной Зинаидой Сергеевной Соколовой, родной сестрой театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского. Исследование основано на анализе материалов Кустарного показательного пункта женских работ в селе Никольском Воронежской губернии, находящихся в фондах Воронежского краеведческого музея. Вышивки, исполненные крестьянками в мастерской, получили высокую оценку на всероссийских и международных кустарных выставках. Результаты исследования могут быть использованы при построении содержания женского профессионального образования в различных учебных заведениях, при разработке учебных планов и программ, технологий и методик обучения современных специалистов-профессионалов в области прикладного искусства.

Ключевые слова: женское профессиональное образование, народные промыслы, Воронежская губерния.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в рамках научного проекта № №17-1136003/17

В России конца XIX - начала XX веков потребность крестьян в дополнительном заработке была обусловлена сложившимися социально-экономическими отношениями. Невозможность прокормить семью в связи с маленькими наделами и экстенсивным способом ведения хозяйства вынуждала крестьян заниматься домашними ремеслами. Развитие кустарных промыслов становится важнейшей государственной задачей. Важнейшим средством содействия развитию кустарных производств являлись женские профессиональные училища, открывавшиеся по частной инициативе и на личные средства учредителей.

Получить представление о деятельности небольшой частной рукодельной школы дает возможность уникальная коллекция образцов вышивок из мастерской З.С. Соколовой, переданная ее приемной дочерью З.И. Сеппи в Воронежский областной краеведческий музей (Воронежский областной краеведческий музей. Фонд 4889). Зинаида Сергеевна Соколова, родная сестра театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского, вместе со своим мужем Константином Константиновичем Соколовым в 1894 году приехала из Москвы для того, чтобы заниматься культурно-просветительской и благотворительной деятельностью среди крестьян.

Во время голода 1902 года, чтобы дать крестьянкам заработок, Зинаида Сергеевна в своем имении в с. Никольское Хавской волости Воронежского уезда на свои средства организовала Кустарный показательный пункт рукодельных работ - вышивальную мастерскую. Мастерская была открыта благодаря помощи Якунчиковой Марии Федоровны, организатора Абрамцевских художественных мастерских и кустарного пункта женских работ в Моршанском уезде Тамбовской губернии, где она создала один из культурных очагов вышивального искусства.

В 1902 году М.Ф. Якунчикова приезжала в Никольское с художницей Давыдовой Натальей Яковлевной (специалисткой Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики по женским рукоделиям), ее помощницей по кустарным работам, и привозила восемь женщин-крестьянок кустарных работниц из Тамбовской губернии [6, с. 86]. Созданию вышивок предшествовала большая работа по коллекционированию народного текстиля. М.Ф. Якунчикова и Н.Я. Давыдова понимали важность серьезного изучения русского народного орнамента, так как именно в вышивках и ткачестве сохранились самые значительные фрагменты национального

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с

^

00

о сч

05 О!

искусства. Большое количество этнографических тканей Тамбовской губернии могло попасть в коллекцию мастерской З.С. Соколовой благодаря собирательской деятельности.

Все предметы коллекции из Воронежского музея можно разделить на две группы: этнографические ткани, на которые в мастерской опирались как на первоисточник; образцы вышивок, выполненные крестьянками в мастерской З.С. Соколовой.

В коллекции находятся фрагменты народного крестьянского костюма с вышитыми орнаментами предположительно начала XIX века, отличающиеся художественным чутьем, высоким мастерством, гармоническим соответствием между узором и фоном (время создания определено по аналогии с коллекцией Музея народного искусства) [1, с. 309]. Цель мастерской была изучить народное творчество, по возможности развить его, образцы крестьянского ремесла служили вдохновением для художников. В мастерской использовались орнаменты вышивок различных губерний: Воронежской, Тамбовской, Смоленской, Пермской, Нижегородской, а также разных народов - русских, украинцев, татар, мордвы.

Готовая продукция мастерской представляла полоски ткани с узкими вышивками, продававшимися на аршины, применявшиеся для пошива небольших изделий: воротничков, поясов, манжет женского платья. На Второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге было выставлено также несколько готовых изделий: подушки, скатерть. Одно из направлений в работе мастерской составляли вышивки по мотивам древнерусских книжных орнаментов. Упоминая о мастерской, современники прежде всего обращали внимание на эти изделия, считая их наивысшим достижением вышивального мастерства. В советский период искусствоведы за эти же мотивы критиковали мастериц. Отмечалось, что производственная и экономическая целесообразность вышивок по орнаментам церковных книг сомнительна. Узоры орнаментов для городского женского платья и церковных облачений были скопированы без приспосабливания их к технологии вышивки [2, с. 340]. Хотя с этими выводами нельзя не согласиться, следует обратить особенное внимание на виртуозное мастерство, которое потребовалось мастерицам для преодоления сопротивления материала, так как декор орнаментов не сочетался с конструктивной логикой структуры ткани. Плетеные орнаменты, которые копировали мастерицы, имеют в своей основе реальное плетение, подчиняются законам соединения нитей, поэтому опосредованная связь их с текстилем все же присутствует (рис. 1, 2).

В начале XX века появляются издания-сборники русских народных орнаментов вышивок и ткачества, рисунки из которых также использовались для воспроизведения в мастерской. Ряд вышивок полностью повторяет иллюстрации из книги В.В. Стасова «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева» - кайму полотенец из Новгородской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Орловской губерний.

Рис. 1. Заставка Евангелия XV века из альбома «История русского орнамента с XXVI столетие по древним рукописям», Москва, 1870

Рис. 2. Вышивки Кустарного показательного пункта рукодельных работ З.С. Соколовой. Село Никольское, Хавская волость, Воронежская губерния, начало XX века. Воронежский областной краеведческий музей, фонд 4889.

Еще одним источником вдохновения для вышивальщиц служили орнаменты, созданные художниками (возможно М.Ф. Якунчиковой и Н.Я. Давыдовой), так как целому ряду растительных орнаментов нет соответствия в народном искусстве (рис. 3).

Рис. 3. Вышивки Кустарного показательного пункта рукодельных работ З.С. Соколовой. Село Никольское, Хавская волость, Воронежская губерния, начало XX века. Воронежский областной краеведческий музей, фонд 4889.

В каталоге Второй Всероссийской кустарной выставки 1913 года мастерская, руководимая З.С. Соколовой, не значится школой, но элементы

обучения в ней, несомненно, присутствовали. Несмотря на то, что Кустарный пункт предполагал только посредническую деятельность по реализации готовой продукции, материалы коллекции дают возможность проследить процесс ведущегося в нем обучения мастерству. Это в первую очередь видно по вышивкам, имеющим разный уровень сложности узоров. Учебные образцы - простые, выполненные не очень качественной, грубой шерстяной нитью на ткани, имеющей редкое переплетение.

Основой для вышивок служило домотканое льняное полотно натурального цвета. В некоторых случаях применялись ткани серо-зеленого, песочного или красного цвета. Для вышивания использовались шелковые слабо крученые нити, в редких случаях шерсть и хлопок. Для ясного понимания техники отдельных стежков изготовлялись образцы на грубой ткани или на канве.

Старинные трудоемкие швы не применялись. Использовалась вышивка крестом - самое простое из всех способов вышивания. Узоры, состоящие из тонких линий, вышивались двухсторонней строчкой черной нитью, имеющей одинаковый вид с лицевой и изнаночной сторон. Этот красивый способ требует много времени и считается самым древним. В дореволюционном пособии по рукоделию отмечается, что этот шов особенно хорошо выполняется по кустарному полотну [4]. Двухсторонняя строчка выполняется в два приема. Сначала прошивается стежками в одном направлении, на лице и изнанке получается прерывающаяся линия, затем - в обратном направлении стежками такой же длины. Во многих вышивках этот шов заменен на односторонний шов «вперед иголку», который на лицевой стороне выглядит так же, как трудоемкий двухсторонний.

«Славянский плоский» шов, состоящий из свободных полукрестиков, образующих рыхлые петли, служил для окантовки мотивов орнаментов. Исполненный толстой бумажной нитью шов использовался в старинных вышивках, в которых для придания шву объема с лицевой стороны прокладывалась дополнительная нить. В мастерской для придания объема сильно утягивались стежками нити фоновой ткани. Выполненные плоским швом стежки плотно прилегают друг к другу и сплошь покрывают ткань. Детали некоторых частей орнамента застилались гладью, которая могла также закрывать фон полностью.

В вышивках использованы различные плоские швы: прямые - параллельные нитям в ткани и косые, имеющие диагональное направление. Этим швом имитировалось древнерусское золотое шитье и набор - двухстороннее шитье, которое по фактуре напоминает узорное бранное ткачество (рис. 4-6).

Название шва отражает технику его выполнения. Узор набирается стежками швом «вперед иголку», проложенными из конца в конец узора, плотно прилегающими друг к другу рядами.

В каждой вышивке, как правило, комбинировалось несколько швов. В некоторых вышивках контуры обведены стебельчатым швом. Несмотря на

то, что в мастерской получили распространение наиболее легко выполнимые техники, каждая вышивка - это огромный ювелирный труд, изысканная миниатюра в нитках.

Рис. 4,5,6. Вышивки Кустарного показательного пункта рукодельных работ З.С. Соколовой. Село Никольское, Хавская волость, Воронежская губерния, начало XX века. Воронежский областной краеведческий музей, фонд 4889.

Предпочтение в вышивках отдавалось пастельным тонам. Бежево-коричневые, серовато-жемчужные сочетания были гармоничны в костюме стиля модерн для дам из высшего общества. Главная цель мастерской все же была дать возможность заработка женщинам. На пункте в с. Никольском работало 300 женщин и 20 мужчин из 10 деревень. Мужчины занимались бисерными работами. Годовой оборот мастерской составлял 3500-4500 рублей. Изделия сбывались в кустарные склады Москвы и Петербурга, Англию и Париж [5, с. 50]. Ряд изделий сохранил этикетки 1914 года, стоимость вышивок колеблется от 1 р. 20 к. до 4 р. 20 к. за аршин в зависимости от сложности узора. Цена этих же изделий в каталоге Всероссийской выставки в несколько раз выше - 6-10 рублей.

Мастерская осуществляла несколько функций: 1) коллекционную - собирание народных вышивок; 2) организационную - привлечение мастериц, раздача материалов, надзор за выполнением изделий; 3) обучающую - изучение различных техник вышивания; 4) руководящую - общее художественное руководство, подбор орнаментов для копирования; 5) посредническую - помощь в реализации изделий.

На основе анализа изделий, выполненных в мастерской, можно сделать вывод о наличии художественного и технического руководства. Выбор образцов копирования и повторения базировался на вкусах руководителя мастерской, так как крестьянки не могли знать специфику нужд города и тем более других стран, не ориентировались в ценах. Творческий почерк мастериц проявлялся в

о О го -о т

т

т х х О т

П

т

Д А

х т

о т; О

т О

го

-о А

ы О

го А

х

^

т

о

с ^

00

0 сч

<0

01

индивидуальности технического исполнения вышивок. И если общее руководство выполняла З.А. Соколова, которая сама привозила из Москвы материалы для рукоделия, раздавала работу крестьянкам, отвозила готовые работы на реализацию, то выбором видов швов и возможностей их использования явно занималась опытная мастерица. Для создания новых рисунков привлекались профессиональные художники.

В советское время искусствоведами осуждалось насаждение в дореволюционной России промыслов, ранее не бытовавших в этой местности. Но очень часто на возникновение промысла влиял случай. В слободе Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии ковровый промысел возник благодаря пленным туркам, которые научили местных жителей подготавливать, красить шерсть и ткать ковры [5, с. 23]. Промысел таких традиционных женских рукоделий, как вышивка и ткачество, мог возникнуть в любом населенном пункте, если этому способствовали социально-экономические условия и находился деятельный талантливый организатор, так как этими видами ремесла владели все крестьянки без исключения.

Художественная мастерская З.С. Соколовой -удачный пример возрождения русского народного искусства применительно к быту и потребностям современной городской жизни. Дешевизна и прочность крестьянских изделий, красота веками создававшихся узоров, высокое мастерство исполнения, пригодность для современного костюма - все это способствовало расцвету мастерской, изделия которой пользовались спросом. Выставленные за границей народные вышивки получали самые восторженные отзывы. «Каждый рисунок имеет свой смысл, каждый цвет - свое значение; так что в каждой нитке основы и утка в русских рукоделиях живет дух прошедших веков, глубокое чувство христианства», - писалось в газетах [3, с. 5].

Деятельность учебных мастерских и показательных пунктов, направленная на усовершенствование техники кустарных производств, дала ощутимые результаты. Удалось соединить две противоположные тенденции в области кустарной промышленности: воспитание кустарей на старинных образцах с национальным орнаментом и стремление направить работу кустаря на изготовление вещей, удовлетворяющих спросу потребителей.

Изучение взаимосвязи деятельности рукодельных школ с крестьянским искусством, успешное решение экономических, педагогических и профессионально-технических задач приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность. Обращение к опыту благотворительности в области народной культуры и профессионального образования позволяет переосмыслить деятельность меценатов в Воронежской губернии и дает возможность применить его в наши дни.

Выражаю признательность главному хранителю Воронежского областного краеведческого музея Толкачевой Светлане Павловне за предоставленную возможность ознакомления с материалами фондов.

Литература

1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: альбом / Музей народного искусства. - М.: Советская Россия, 1990. - С. 309.

2.Крюкова И.А. Народные художественные промыслы [Текст] / И.А. Крюкова // Русская художественная культура конца XIX начала XX века. 1895-1907. Книга 2. Изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. - М.: Наука, 1969. - С. 340.

3.Погоская, А. О сбыте русских кустарных изделий заграницей: докл. А.Л. Погоской, чит. в заседании 2 Отд-ния В.Э. о-ва 14 апр. 1898 г. [Текст] / А. Погоская. - СПб.: тип. В. Демакова, 1898. - С. 5.

4.Полная школа женских рукоделий [Текст] // Дамский мир. - 1915. - VIII. - 496 с.

5.Русское народное искусство на Второй Всероссийской выставке в Петрограде в 1913 г. [Текст] / под ред. А.В. Прахова. - Петроград: Главное управл. землеустройства и земледелия, 1914. - С. 23.

6.Соколова З.С. Наша жизнь в Никольском. Деревенские записки [Текст] / З.А. Соколова; сост., подготовка рукописи к публикации и комм. С.Н. Сукочевой. - Воронеж, 2004. - С. 86.

7. Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX - начала XX века (на материале Орловской губернии): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2006

8. Перцев В.В. Учебный процесс в гимназиях Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 4. С. 26-30.

Private initiative in organization of schools for craftswomen in

Voronezhskaya gubernia between XIX and XX centuries Savenkova M.M.

Voronezh State Pedagogical University

History of formation and development of female professional education is now one of the most topical academic and research problems. The goal of this study is to discover the role of schools for craftswomen as an overall social and historic process in Russian national culture between XIX and XX centuries. Study results may be used in formation of syllabus of female professional education in different education establishments, in development of curriculum and study programme, technologies and methods of training of modern specialistsin applied arts and crafts.

Key words: female polytechnic education, folk crafts,

Voronezhskaya Guberniya. References

1. Fine Motifs in Russian Folk Embroidery: Album / Museum of

Popular Art. - M .: Soviet Russia, 1990. - p. 309.

2. Kryukova I.A. Folk arts and crafts [Text] / I.A. Kryukova // Russian artistic culture of the end of the XIX beginning of the XX century. 1895-1907. Book 2. Visual arts, architecture, arts and crafts. - M .: Science, 1969. - p. 340.

3. Pogoskaya, A. On the sale of Russian handicrafts abroad: Report. A.L. Go, chit. in session 2 of the paper by V.E. about apr 14 1898 [Text] / A. Pogoskaya. - SPb .: type. V. Demakova, 1898. - p. 5.

4. Complete School of Women's Handicrafts [Text] // Ladies' World. - 1915. - VIII. - 496 s.

5. Russian folk art at the Second All-Russian Exhibition in Petrograd in 1913 [Text] / ed. A.V. Prahova. - Petrograd: Main control. land management and agriculture, 1914. - p. 23.

6.Sokolova Z.S. Our life in Nikolsky. Village Notes [Text] / Z.A. Sokolova; comp., preparation of the manuscript for publication and comm. S.N. Sukhova - Voronezh, 2004. - p. 86.

7. Pertsev V.V. The development of gymnasium education in the

Russian province of the second half of the XIX - early XX centuries (based on the material of the Oryol province): author. diss. ... cand. ped Sciences / Elets State University. I.A. Bunina. Yelets, 2006

8. Pertsev V.V. The educational process in the gymnasiums of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oryol province // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2015. No. 4. P. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.