Научная статья на тему 'Кустарные промыслы крестьян центрального Черноземья в пореформенный период: художественные особенности изделий'

Кустарные промыслы крестьян центрального Черноземья в пореформенный период: художественные особенности изделий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1752
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крестьянство / крестьянские промыслы / кустарные промыслы / художественные особенности кустарной продукции / peasants / peasant handicraft works / artisan works / artificial merits of the handicraft goods

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перепелицын Александр Викторович

В статье анализируются художественные достоинства производившихся в пореформенный период крестьянами Центрально-Черноземных губерний кустарных изделий. Рассматриваются достоинства промысловой продукции ковроделия, ткачества, кружевоплетения, вышивки, керамики, деревообработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HANDICRAFT WORKS OF THE CENTRAL BLACK SOIL REGION PEASANTS IN THE POST GREAN REFORM PERIOD ARTIFICIAL FEATURES OF THE PRODUCTS

The artificial merits of the handicraft goods produced in the post-reform while by the peasants of the Central Black Soil region are analyzed. The merits of the handicrafts products of carpets, weaving, laces, embroidery, ceramics, wood-processing.

Текст научной работы на тему «Кустарные промыслы крестьян центрального Черноземья в пореформенный период: художественные особенности изделий»

A.B. ПЕРЕПЕЛИЦЫН,

доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КРЕСТЬЯН ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-01-56-103 а/Ц

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором С.А. Есиковым, доктором исторических наук, профессором Д.В. Ливенцевы/м.

Аннотация. В статье анализируются художественные достоинства производившихся в пореформенный период крестьянами Центрально-Черноземных губерний кустарных изделий. Рассматриваются достоинства промысловой продукции ковроделия, ткачества, кружевоплетения, вышивки, керамики, деревообработки.

Ключевые слова: крестьянство, крестьянские промыслы, кустарные промыслы, художественные особенности кустарной продукции.

A. V PEREPELITZYN,

doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

HANDICRAFT WORKS OF THE CENTRAL BLACK SOIL REGION PEASANTS IN THE POST GREAN REFORM PERIOD ARTIFICIAL FEATURES OF THE

PRODUCTS

Abstract. The artificial merits of the handicraft goods produced in the post-reform while by the peasants of the Central Black Soil region are analyzed. The merits of the handicrafts products of carpets, weaving, laces, embroidery, ceramics, wood-processing.

Key words: peasants, peasant handicraft works, artisan works, artificial merits of the handicraft goods.

В непростых производственных условиях, при жестком денежном и сырьевом дефиците, засилии скупщиков в российских деревнях создавались добротные и прочные изделия, а отдельным кустарям удавалось придавать им художественную ценность. Наибольшие возможности для этого в промыслах Центрально-Черноземных губерний в пореформенный период предоставляли ковроделие, ткачество, кружевопле-тение, вышивка, изготовление керамики, деревообработка.

Одним из старых крупных центров русского рукоделия являлся ковровый промысел Воро-

нежской губернии, в которой земские переписи 1884-1891 гг. зафиксировали 386 ковровщиц [1]. Несмотря на примитивное устройство ручных ковроткацких станков, мастерицы создавали прочные художественные традиции. Изготовлением ковров занимались в ряде селений Богу-чарского, Задонского, Коротоякского, Нижнеде-вицкого, Новохоперского уездов. Особое развитие промысел получил в слободах Урыв и Троицкая Коротоякского уезда. В начале 1860-х гг. в слободе Урыв ежегодно производилось до 2 тысяч ковров, во второй половине 1880-х гг. -до 6 тысяч, а в середине 1890-х гг. - до 3 тысяч;

в слободе Троицкой выделывалось в 18801890-е гг. до 2 тысяч ковров [2]. Один ковер стоил около 2,5 рублей. Изготавливались они из простой русской шерсти, работой занимались женщины с несовершеннолетними дочерьми в течение всего года, а сбыт товара производился на месте, в том числе приезжавшим скупщикам из города Белгорода, слободы Ахтырки Харьковской губернии, слободы Алексеевки Бирюченс-кого уезда, города Острогожска [3].

В конце XIX - начале XX вв. в губернии было открыто несколько ковроткацких школ и отделений данного профиля в школах женского рукоделия. В одном из обследований художественных промыслов Воронежской губернии так описывались особенности воронежских ковров: «Гладкие ковры паласной техники отличаются ярким колоритом и законченностью композиции. Орнамент ковров двух типов: растительный и геометрический. Цветочный орнамент состоит часто из разбросанных по фону крупных роз с листьями и иногда вперемежку с другими цветами, а геометрический представляет собой чередующиеся поперечные полосы различных цветов с мотивами народного геометрического орнамента» [4]. Кроме указанного типа ковров женщинами слободы Калач Богучарского уезда приготовлялись нарядные бархатные ковры [5].

Большой известностью пользовались цветочные ковры кустарей Курской губернии, производство которых в Щигровском, Курском и Фатежском уездах в пореформенный период получило заметное развитие. Они распространялись не только в крестьянской среде, но и прочно входили в быт городских мещан, купечества, провинциального дворянства и интеллигенции. С течением времени махровые ковры почти перестали изготавливаться, и, наоборот, возрос выпуск более дорогих гладких ковров. По мнению специалистов, для большинства сохранившихся с той поры курских ковров свойственно органичное соединение «новых веяний с декоративной основой традиционного ковра. Происходит определенное оживление его композиции, разнообразнее становится колорит, расширяется круг цветочных мотивов, очень характерной тенденцией становится нарастание конкретизации в трактовке форм цветов» [6]. В качестве

материала использовали местную пеньку и шерсть домашних овец, для окрашивания применяли покупные краски, а также растительные средства, добывавшиеся в лесах и на лугах [7].

Широкое распространение в Воронежской губернии получило узорное ткачество. Производством кушаков славились мастерицы села Тишанки Бобровского уезда, слободы Лушников-ки Острогожского уезда, слободы Придачи и деревни Ивницы Воронежского уезда, тканями - село Солдатское Нижнедевицкого уезда. Экспонаты по узорному ткачеству неоднократно представлялись на различных выставках, в том числе на Всероссийской промышленно-художе-ственной выставке в Москве в 1882 г. Внимание посетителей привлекали полотенца с вытканными узорами, ткани для понев - черные, клетчатые, отличающиеся добротностью и прочностью, а цветные и полосатые - яркостью и свежестью красок, великолепно украшенные платья и сарафаны, узорные кушаки. Для практической помощи кустарному ткачеству Министерство земледелия и государственных имуществ направляло в конце XIX в. специалистов-техников в Бобровский и Богучарский уезды [8].

В Тамбовском уезде выработкой замечательных шерстяных и полубумажных тканей разных сортов, колеров и рисунков отличались крестьянки Беломестной слободы. Их употребляли на женские юбки, мужские летние костюмы [9].

Во многих селениях Центрально-Черноземных губерний занимались вышивкой. В Воронежской губернии особо выделялись этим мастерством слобода Воронцовка и слобода Александровка Павловского уезда. Крестьянки, специализировавшиеся на вышивании полотенец, сбывали их до 50 тысяч штук в год через скупщиков по ярмаркам юга России [10]. В селениях Коротоякского уезда, Богучарского уезда, в слободе Масловке Бобровского уезда, в селе Терновое Землянского уезда вышивались головные уборы, женские рубашки, юбки, платья и прочие предметы одежды. Наиболее характерными чертами воронежской вышивки являлись яркость колорита, причем расцветки спектральных тонов брались обычно в контрастных сочетаниях, преобладание геометрического орнамента в узоре (ромб, квад-

рат и другие фигуры), строгое выявление конструктивных линий украшаемого предмета, верное чувство пропорций, техника счетной глади, креста, строчки [11].

Как известно, отрицательное влияние на развитие народных традиций в вышивке оказало распространение дешевых печатных изданий, рисунков, шаблонов, а также жесткие временные ограничения сроков работы со стороны скупщиков. Но безвкусице все же не удалось вытеснить древнее искусство. К числу промыслов, в которых продолжали старое мастерство, принадлежала тамбовская вышивка со строгим и торжественным орнаментом, высокой культурой цвета [12]. Уникальные типы вышивок выполняли крестьянки селений Чучково и Копнино Шацкого уезда, многих сел Кирсановского и Моршанско-го уездов. Исследовательница народных вышивок И.П. Работнова давала следующую оценку труду мастериц Тамбовщины: «Многие тамбовские вышивки можно смело назвать классическими, так строги и безукоризненно отточены формы узоров, настолько ясна и логична их орнаментально-ритмическая основа. В этих густо зашитых небольших кусочках холста заключен откристаллизовавшийся веками народный художественный опыт» [13]. Изделия с вышивками охотно экспонировались на всевозможных выставках. В 1882 г. на выставке в Москве была представлена вышитая продукция крестьянок Елатомского уезда - полотенца, мужские и женские сорочки, носовчики [14].

В число основных центров кружевного промысла России входили Елецкий и Мценский уезды Орловской губернии [15]. В промысле участвовали, как правило, все женщины семьи, приобщаясь к нему примерно с шести лет и к одиннадцати годам становясь уже хорошими мастерицами. Плетением занимались не менее 16 часов в сутки, сбыт продукции осуществлялся большей частью через скупщиков-торговцев, в год кружевницы получали 30-50 рублей [16]. По отзыву Елецкой земской управы, датированному 1899 г., лучшие кружева изготовлялись в Паленской школе кружевниц и Свищенской школе, производившей к тому же еще и высококачественное сукно [17]. Общий заработок кружевниц Елецкого уезда в 1909 г. оценивался в 300

тысяч рублей [18]. С конца XIX в. под влиянием Елецкого промысла и в Задонском уезде Воронежской губернии получило развитие кружевное мастерство. Если в Сводном сборнике статистических сведений по 12 уездам Воронежской губернии было отмечено лишь 27 кружевниц, то в 1912 г. их только в Задонском уезде насчитывалось до 1 тысячи [19]. Материалами задонские мастерицы снабжались из Ельца, туда же через скупщиков сбывали продукцию.

Определенного мастерства удалось достигнуть и кустарям керамического промысла. Среди изделий преобладала простая глиняная посуда, но такие гнезда гончарства Воронежской губернии, как село Карачун с прилегавшими селениями, деревня Юрьево Задонского уезда, село Хорошилово Нижнедевицкого уезда и другие, выделялись производством широкого ассортимента керамических изделий, разнообразных по форме и назначению. В архиве сохранился приговор сельского схода села Карачун за 1896 г., содержание которого свидетельствует о стремлении мастеров к развитию промысла и совершенствованию своих умений: «Мы все, крестьяне, имеем единственный промысел в жизни -производство гончарных изделий, которые по дешевизне их сбыта нисколько не расширяют нашу производительность; других же изделий как-то: кафельные плиты и прочие, более дорогие изделия мы работать не можем и нанять учителя средств не имеем. Почему постановили ... ходатайствовать перед Задонской уездной земской управой о высылке нам бесплатно учителя по производству гончарных изделий более ценных, который мог бы преподавать нам на месте» [20]. Гончары сел Пузево и Ерышовки Павловского уезда снабжали горшками, корчажками, жаровнями, крынками, кувшинами, кубышками, ендовами, детскими свистками и погремушками весь уезд [21].

В слободе Алексеевке Бирюченского уезда был довольно хорошо развит живописно-резной и позолотный промысел, мастера которого занимались сооружением иконостасов и их росписью. Алексеевскими кустарями была сооружена большая часть иконостасов городских и сельских церквей Воронежской губернии [22]. Кроме них иконы делали также в селе Новая Чигла, слобо-

де Бутурлиновке Бобровского уезда, селе Старая Хворостань Коротоякского уезда. Крупный центр иконописи находился в слободе Борисов-ке Грайворонского уезда Курской губернии, иконы сбывались на месте, а также вывозились в южные губернии; для сохранения традиций промысла была открыта школа живописи, в которой обучалось до 20 мальчиков [23]. Изготовлением икон активно занимались и в других селениях (слободы Тамаровка и Супруновка Белгородского уезда, слобода Шустово Льговского уезда), причем Курскую губернию, наряду с Владимирской губернией, в конце XIX - начале XX вв. относили к главному району иконописи в России [24]. Образа писались на липовых, ольховых и осиновых досках, причем каждая икона выполнялась одним мастером от начала до конца. В год семья иконописцев изготовляла не менее трех тысяч икон, а годовой заработок составлял 200240 рублей [25].

Положительное воздействие на сохранение народных традиций оказывали специальные школы и мастерские, созданные, главным образом, в конце XIX - начале XX вв. В Острогожске, к примеру, еще в 1888 г. местным отделом Императорского Московского общества сельского хозяйства была открыта одна из первых в губернии школа женских кустарных работ, где обучались крестьянские девочки 12-14 лет простому шитью, вышиванию гладью, вязанию шапок и фуфаек, тканью полотенец и ковров, плетению кружев. Причем за очень короткое время дети крестьян делали «изумительные успехи» [26]. Кроме того, работали Писаревская школа прядения и ткачества в слободе Талах Богучарского уезда и школа-мастерская по изготовлению мебели, ковров, вышивки, кружева в деревне Горожанке Задонского уезда. В Бобровском уезде при содействии земства была организована корзиночная мастерская, в которой обучалось в начале 1900-х гг. 10-12 человек [27]. Нижнедевиц-кое уездное земство содержало гончарную школу [28]. В Курской губернии действовали: ковровая, корзиночная и сапожная мастерская Суд-жанского земства; Орликовская учебная ткацкая и сапожная мастерские Старооскольского земства; сапожная мастерская в слободе Ольшанке Новооскольского земства; ремесленная мастер-

ская в Щигровском уезде со столярным, кузнечным, слесарным отделениями. В Орловской губернии располагались бесплатная школа кружевниц и ткачих в городе Болхове; школа в селе Пальне Елецкого уезда, в которой обучали изготовлению кружев, кушаков, льняных тканей и сукна; шерстоткацкая мастерская в селе Масло-ве Орловского уезда. В Тамбовской губернии существовали для улучшения кустарного производства три учебные мастерские: по изготовлению ковров, кружев, вышивки в Быковой Горе Шацкого уезда; по производству вышивки в селе Соло-менках Моршанского уезда; по изготовлению ковров в селе Тютчем Лебедянского уезда [29].

«Перед русским крестьянским искусством неуместны гордые позы, - писал в 1924 г. один из исследователей народного творчества В.С. Воронцов. - Если мы еще не прониклись глубиной, жизненной красотой и мудростью этого художественного труда, то это значит, что мы очень небрежные наследники оставленного нам культурного творчества» [30].

Среди кустарей встречались настоящие умельцы-самородки. В Солдатской слободе Тамбовского уезда работало, по описанию местного священника, два таких мастера, достигших высокого уровня профессионального совершенства. По кузнечному и слесарному делу славился крестьянин В.С. Рыжков, который мог даже «делать ружья и отливать и выделывать разные части к ним, причем до всего дошел путем своей любознательности - самоучкой» [31]. Другой крестьянин Н.И. Рябов - «в буквальном смысле слова, мастер на все руки: он - и хороший столяр, и стекольщик, и хороший маляр, и отличный печник, производит и токарные, и слесарные работы» [32]. К этим, а также ко многим другим кустарям Центрально-Черноземных губерний можно отнести слова, сказанные на съезде деятелей по кустарной промышленности в Петербурге в 1902 г.: «Кто имел частые сношения с русскими мастерами, без сомнения может подтвердить, что в этой серой на вид безразличной массе заложены редкостные зерна ума, таланта и изобретательности. Сколько сообразительности, самого тонкого расчета положено в эти грубые по виду приемы; какие золотые руки трудятся часто над приготовлением неприглядных и под-

час безвкусных изделий, так что без преувеличения можно утверждать, что народ, создавший наши кустарные промыслы, таит в себе великие сокровища» [33].

Итак, Центрально-Черноземные губернии располагали мелкими промышленниками по всем отраслям и основным видам кустарного производства, хотя численность кустарей в них, как правило, была меньше, чем в губерниях промышленного центра. Тем не менее, во многих промыслах создавалась весьма добротная и необходимая для жизни и хозяйствования продукция, пользовавшаяся большим спросом, отличавшаяся хорошим вкусом и даже порой неоспоримыми художественными достоинствами. К сожалению, хозяйственная угнетенность основной массы мелких промышленников не позволяла им в полной мере реализовать свои творческие способности. По свидетельству современника, «кустари способны достигать в своих произведениях не меньшего совершенства, чем другие промышленники; среди них заметно стремление идти вперед, вводить новые образцы и приемы, но они поставлены в такие неблагоприятные условия, которые не дают им развить свои способности и применить их к делу» [34].

Примечания:

1. Сводный сборник по 12 уездам Воронежской губернии. - Воронеж, 1897. - С. 192.

2. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Воронежская губерния. Составитель Генерального штаба подполковник В. Михалевич. - СПб., 1862. - С. 246; Российский государственный исторический архив (далее -РГИА). Ф. 573, оп. 25, д. 218, л. 197 об.; Государственный архив Воронежской области (далее - ГАВО). Ф. И-20, оп. 1, д. 722, л. 57.

3. ГАВО. Ф. И-21, оп. 1, д. 167, л. 21.

4. Захарченко, H.H. Художественные промыслы Воронежской области: Рукопись Научно-исследовательского института художественной промышленности. - М., 1948. - Л. 6.

5. Справочный указатель кустарных производств и кустарных мастеров. - СПб., 1892. - С. 15.

6. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX-XX в. - М., 1965. - С. 62.

7. Пономарев, Н. Кустарные промыслы в России. - СПб., 1900. - С. 66.

8. ГАВО. Ф. И-6, оп. 1, д. 357, л. 3.

9. Государственный архив Тамбовской области (далее -ГАТО). Ф. 145, оп. 2, д. 2735, л. 55-56 об.

10. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. - Вып. IX. - СПб., 1883. -С. 2592.

11. Яковлева, В.Я. Воронежская народная вышивка: Рукопись научно-исследовательского института художественной промышленности. - М., 1947.

12. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX-XX в. - М., 1965. - С. 63.

13. Работнова, И.П. Тамбовская вышивка. - М., 1963. -С. 7.

14. Тамбовская губерния на Всероссийской промышлен-но-художественной выставке 1882 года в Москве. -Тамбов, б.г. - С. 11.

15. Кустарная промышленность, ее нужды и меры для их удовлетворения. - СПб., 1909. - С. 28.

16. Пономарев, Н. Кустарные промыслы в России. - СПб., 1900. - С. 67.

17. РГИА. Ф. 395, оп. 1, д. 306, л. 271.

18. РГИА. Всеподданнейший отчет губернатора Орловской губернии за 1909 год, л. 2.

19. Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. Ч. II. - СПб., 1914. - С. 265.

20. ГАВО. Ф. И-20, оп. 1, д. 2516, л. 22.

21. Труды Вольного экономического общества. - 1861. -Т. 4. - С. 146.

22. Журнал Министерства государственных имуществ. -Ч. 50. (1854 - 1). - СПб., 1854. - Отд. 2. - С. 154-155.

23. Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. - Т. 19: Курская губерния. - СПб., 1903. - С. 115.

24. Производительные силы России. Краткая характеристика различных отраслей труда - соответственно классификации выставки: Высочайше учрежденная комиссия по заведыванию устройством Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. - СПБ., б.г. - Отдел XI. - С. 11; РГИА. Всеподданнейший отчет губернатора Курской губернии за 1911 год, л. 5.

25. Пономарев, Н. Кустарные промыслы в России. - СПб., 1900. - С. 13.

26. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. - Т. I. - СПб., 1892. - С. 103-104.

27. ГАВО. Ф. И-20, оп. 1, д. 3576, л. 7.

28. Справочные сведения о деятельности земств по сельскому хозяйству (по данным на 1903 год). - Вып. 7. -СПб., 1905. - 42-50.

29. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 2. - СПб., 1902. - С. 243; РГИА. Всеподданнейший отчет губернатора Курской губернии за 1911 год, л. 5.

30. Воронов, В.С. О крестьянском искусстве. - М., 1972. -С.34.

31. ГАТО. Ф. 145, оп. 2, д. 2735, л. 55-55 об.

32. Там же.

33. Кустарная промышленность, ее нужды и меры для их удовлетворения. - СПб., 1909. - С. 72.

34. Езерский, Н. Кустарная промышленность и ее значение в народном хозяйстве. - М., 1894. - С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.