Научная статья на тему 'Частно-государственное партнерство в инвестировании фармацевтической промышленности'

Частно-государственное партнерство в инвестировании фармацевтической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ОТРАСЛЬ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / A FARMACEUTICAL INDUSTRY / HI-TECH BRANCH / INDIVIDUAL STATE PARTNERSHIP / INVESTMENT INNOVATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисаветченко И. В.

В статье фармацевтическая промышленность позиционируется как высокотехнологичная отрасль, требующая значительных ресурсов для финансирования инноваций. Ограничение цен, как фактор влияния на снижение прибыли требует участия государства, которое автору видится в частно-государственном партнерстве реализации инвестиционно-инновационных проектов. Обоснованы преимущества рекомендуемого подхода к организации производства лекарственных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The private-state partnership in investment Pharmaceutical industry

In article pharmaceutical industry is positioned as the hi-tech branch demanding considerable resources for financing of innovations. Restriction of the prices as the factor of influence on decrease in profit demands participation of the state which to the author sees in is private-gosudartvennom partnership of realization of investitsionno-innovative projects. Advantages of the recommended approach to the organization of manufacture of medical products are proved.

Текст научной работы на тему «Частно-государственное партнерство в инвестировании фармацевтической промышленности»

13.7. ЧАСТНОГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИНВЕСТИРОВАНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Елисаветченко И.В., аспирант, Национальный институт бизнеса, Москва

Контакты автора: 8903-130-27-11@mail.ru

Аннотация: В статье фармацевтическая промышленность позиционируется как высокотехнологичная отрасль, требующая значительных ресурсов для финансирования инноваций. Ограничение цен, как фактор влияния на снижение прибыли требует участия государства, которое автору видится в частно-государственном партнерстве реализации инвестиционно-инновационных проектов. Обоснованы преимущества рекомендуемого подхода к организации производства лекарственных препаратов. Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, высокотехнологичная отрасль, частно-государственное партнерство, инвестиционно-инновационные проекты

THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP IN INVESTMENT PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Elisavetchenko I.V., National institute of business, Moscow, postgraduate

Annotation: In article pharmaceutical industry is positioned as the hi-tech branch demanding considerable resources for financing of innovations. Restriction of the prices as the factor of influence on decrease in profit demands participation of the state which to the author sees in is private-gosudartvennom partnership of realization of investitsionno-innovative projects. Advantages of the recommended approach to the organization of manufacture of medical products are proved.

Keywords: a farmaceutical industry, hi-tech branch, individual state partnership, investment innovational project

Фармацевтика является высокотехнологической отраслью и занимает второе место по объемам инвестиций в исследования и разработки. Фармацевтические компании заняли ступень между производителями аппаратных средств (technology hardware, 1-е место) и автомобилестроением (3-е место), а компании, занимающиеся созданием программного обеспечения (software), оказались на 5-м месте (На рис. 1 («R&D Scoreboard 2006») - вклад отраслей промышленности в инвестиции в R&D во всем мире, %).

Фармацевтическая отрасль в странах Европейского Союза - одна из лидирующих и высокотехнологичных. Она создает около 3,5% всей добавленной стоимости продукции, выпускаемой в ЕС, и является реципиентом около 18,2% инвестиций со стороны бизнеса. Отрасль создала на территории Европы 612 тыс. рабочих мест.

Крупным компаниям легче осуществлять открытие и разработку новых препаратов. Прежде всего потому,

что стоимость развития нового лекарственного средства возрастает с каждым годом, а отдача от выведения препарата все меньше (из-за увеличения количества препаратов внутри одной терапевтической группы, ужесточения регуляторных требований, одновременного существования на рынке препаратов, не имеющих существенных терапевтических преимуществ в сравнении между собой).

Сектор производства аппаратных средств

■ Фа р м ацевтически й сектор Автомобилестроение Электроника

■ Программное обеспечение Остальные 34 сектора

Рис. 1.

Наиболее выигрышная стратегия для компаний, имеющих большие исследовательские бюджеты, -разрабатывать сразу несколько направлений. Чтобы сделать процесс открытия новых терапевтических средств эффективнее и поставить его на поток, автоматизируют лабораторные техники, применяют биоинформатику и новые методы скрининга генома человека. Перед руководителями компаний стоит нелегкая задача в определении направления исследований, в выборе технологий, которые компания будет использовать, в размерах бюджета под каждое из направлений.

Сегодня лидером инноваций в фармакологии являются США.

Согласно отчету Ассоциации исследователей и производителей фармацевтической продукции США (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America

- PhRMA) за 2009 г., в продуктопроводах входящих в нее компаний находятся 303 субстанции, разрабатываемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, 531 - для лечения неврологических заболеваний, 190 - для применения в психиатрии, 682 - в онкологии, 95 - для терапии ВИЧ/СПИДа, 88 - для применения у больных артрозом, 55 - при болезни Альцгеймера и деменции, 62 - при сахарном диабете, 341 - при инфекционных заболеваниях, 60 - для лечения астмы. В США производится 39,3% фармацевтической продукции - это 1-е место в мире. Производители ЕС и Японии занимают соответственно 2-е и 3-е место. Вместе на долю трех мировых лидеров приходится около 85% производства. В абсолютных значениях данные об объемах производства в ценах производителя не разглашаются, но согласно другому отчету -EFPIA 2006, в 2004 г. входящие в нее компании (около 2100) произвели продукции на сумму 160,8 млрд евро.

Россия не нашла места в мировом топ-рейтинге (1250 компаний) ни для одной своей компании.

На российский, как и на мировой рынок производителей оказывает влияние сдерживание государством цен на лекарственные препараты, а так как 85% инве-

Елисаветченко И.В. ИНВЕСТИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

стиций в инновационные разработки и продвижение (лабораторные и клинические испытания, обучение медперсонала, реклама и т.д.) продукции финансируется из собственных источников, то речь идет об ограничении инвестиционных возможностей и, как следствие, закрепление аутсайдеровских позиций российской фармацевтики. Автор считает, что своевременным будет расширение сотрудничества государства и бизнес-структур в форме частно-государственного партнерства.

Проекты частно-государственного партнерства - это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Реализация проектов подразумевает различные варианты взаимодействия государства и частного капитала. В первую очередь речь идет об обязательствах частных компаний по разработке, строительству, финансированию и управлению объектами и проектами в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. При этом компенсация расходов и оплата прибыли частной компании осуществляются, как правило, через доходы от коммерческой эксплуатации данных проектов. Примерами такого взаимодействия могут служить финансирование и эксплуатация крупных инфраструктурных и транспортных объектов: аэропорты, платные автомобильные дороги, коммунальные сооружения и т. д. На сегодняшний день в России именно инструменты частно-государственного партнерства становятся важнейшим, а зачастую и единственным источником стимулирования экономического развития, реализации крупных экономически и социально важных проектов, а также повышения инвестиционной привлекательности многих сложных проектов в инфраструктурных отраслях и сфере топливно-энергетического комплекса, индустрии здоровья и фармацевтики.

Один из видов частно-государственного партнерства

- так называемая схема «Build - Operate - Transfe»» («Строй - Эксплуатируй - Передай»), при которой государственный проект реализуется и эксплуатируется частным инвестором, после чего передается на баланс государства. Данная схема применяется обычно в таких областях, как добыча природных ресурсов, электроэнергетика и транспорт. Основной фактор мотивации государства - минимизация затрат из государственного бюджета: проекты могут быть реализованы даже при отсутствии у государства соответствующих бюджетных ресурсов, и государство получит возможность направить ресурсы на другие социальнозначимые проекты.

К факторам, повышающим интерес к частногосударственному партнерству, относятся:

• повышение эффективности реализации и эксплуатации проекта в случае привлечения опытных частных компаний, способных организовать процесс проектирования и привлечения поставщиков и подрядчиков, внедрить качественные управленческие методы и производственные процессы, подготовить персонал;

• внедрение новых технологий в государственный сектор, что невозможно осуществить исключительно за счет средств и возможностей государства;

• стимулирование частных (преимущественно иностранных) инвестиций в экономику страны и создание возможностей по снижению политических рисков, связанных с реализацией крупных проектов в развивающихся странах.

При реализации проектов по типу «Build - Operate -Transfer» государство должно обязывать компании-

концессионеры к выполнению ряда основных условий. Во-первых, эти компании предоставляют должную эксплуатационную и ремонтно-техническую поддержку. Во-вторых, они выполняют требуемые нормы экологической и промышленной безопасности. В-третьих, реализуют продукцию или услуги по приемлемым для потребителей ценам, что особо значимо для продукции фармацевтической отрасли.

Данный подход широко распространен в мире и в определенной степени может быть использован и в российской практике. Однако, с нашей точки зрения, это не самая эффективная схема реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих принципиальное значение для региональных экономик страны. Это связано со следующими негативными факторами:

- отсутствие частной собственности на промышленные активы и средства производства: частный инвестор передает активы в собственность государству и не может их использовать, наращивать, модернизировать или продать;

- недостаточность стимулов для эффективного использования создаваемых активов. Частные инвесторы заинтересованы в максимальной эксплуатации проекта до его передачи в собственность государству, что ведет к повышенной загрузке и амортизации основных фондов, недостаточному объему финансирования текущих ремонтных работ, отсутствию стратегии развития проекта на дальнюю перспективу. В связи с этим государство должно контролировать качество и полноту исполнения частным оператором своих обязательств по эксплуатации и техническому обслуживанию актива для его последующей передачи государству в надлежащем виде.

Иным способом реализации проектов частногосударственного партнерства служит совместное инвестирование крупных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников и частного капитала. При этом государство в первую очередь вкладывает средства в инфраструктуру и дистрибьюцию крупных промышленных проектов, реализуемых на средства частных инвесторов.

Данный подход наиболее применим в российских реалиях в связи с тем, что в большинстве перспективных регионов страны базовая составляющая бизнеса либо полностью отсутствует, либо находится в крайне изношенном состоянии, не позволяющем наращивать объемы деятельности и рассчитывать на ее надежность. При этом частное инвестирование во многие инфраструктурные сферы неэффективно, так как не может обеспечить компаниям требуемую норму прибыли и окупаемость. В данной ситуации государство должно брать на себя обязательства по развитию инфраструктуры для последующего ее использования частным капиталом в создании новых промышленных фондов, обеспечивающих долгосрочную перспективу обновления ассортимента производимой фармпродук-ции.

По нашему мнению, основными преимуществами подобной структуры частно-государственного партнерства по сравнению с традиционными подходами являются:

- сохранение раздельного частного и государственного владения создаваемыми объектами, стимулирование развития частной собственности на средства промышленного производства;

- комплексный подход к реализации крупномасштабных экономически и социально значимых инвестиционных проектов, способных обеспечить приемлемую

доходность, бюджетные доходы и возможности по увеличению предложения рабочих мест;

- возможности государства по точечному географическому стимулированию проектов на отдельных территориях, требующих экономического развития и обладающих ресурсным потенциалом;

- обеспечение возможностей диверсификации источников привлекаемого капитала для сокращения стоимости финансирования и распределения проектных рисков между большим количеством участников.

Последнее имеет исключительную важность, поскольку для реализации крупных проектов нужны большие объемы инвестиций, которые невозможно привлечь за счет узкого круга инвесторов. Здесь требуется комплексный подход, направленный на использование всей гаммы финансово-кредитных инструментов.

Автор считает, что фармпроизводство имеет для социально-экономического развития государства особое значение, поэтому партнерство наиболее перспективное направление «реанимации» отрасли.

Список литературы:

1. Егерев И.А. Стоимость бизнеса. Искусство управления. -М: Дело, 2003.

2. Yescombe E. Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. Butterworth-Heinemann. uSa, 2007. P. 13.

3. Pharmaceutical Research and Manufacturers of America -PhRMA,

4. http://www.sourcewatch.org/index.php?title=Pharmaceu-tical_Research_and_Manufacturers_of_America.

РЕЦЕНЗИЯ

Современная экономическая ситуация характеризуется жестким государственным регулированием цен на социально значимую продукцию, к которой относится фармпрепараты, стабильными аутсайдеровскими позициями российского фармпроизводства, при отсутствии источников финансирования инноваций и модернизации. Решение проблемы повышения эффективности производства и реализации фармацевтического производства автор видит в частно-государственном партнерстве. Автором рассмотрены негативные и положительные факторы влияния на роль данного вида интеграции, обоснованы преимущества партнерской структуры в реализации инвестиционного проекта развития фармпроизводства.

Адыгейский государственный университет

д.э.н. Е.Н. Захарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.