ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Батиевская В.Б.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Соблюдение баланса экономических интересов государства и бизнеса в мировой практике достигается с использованием государственно-частного партнерства. Состояние национальной экономики России в настоящее время характеризуется растущим бюджетным дефицитом, неудовлетворительной инновационной и инвестиционной активностью субъектов рынка. Эти проблемы способно решить государственно-частное партнерство, которое практически не используется в здравоохранении. Внедрение механизмов партнерства позволит привлечь ресурсы медицинских организаций негосударственной формы собственности к решению задач охраны здоровья населения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; система здравоохранения; эффективность использования ресурсов.
Batievskaya V.B.
Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo
THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MECHANISM FOR RESOURCES OPTIMIZATION IN HEALTH CARE SYSTEM
Balancing of economic interests of the state and business in the world practice is achieved by public-private partnerships mechanism use. State of the national economics of Russia at the moment is characterized by a growing budget deficiency, inadequate investment and innovation activity level. These problems can be solved by public-private partnership mechanism use, that is almost never used in health care system. The introduction of partnership mechanism allows to attract private medical organizations financial resources to public health care system.
Key words: public-private partnership; health care system; efficiency of resource use.
В процессе перманентных дискуссий неоклассиков и кейнсианцев относительно генезиса и сущностной природы общественных интересов и их соотнесенности с рыночной средой постепенно вырабатывается точка зрения, что государственное регулирование экономики необходимо:
- при производстве общественных благ;
- для минимизации отрицательных и поощрения положительных экстерналий;
Корреспонденцию адресовать:
БАТИЕВСКАЯ Вероника Богдановна, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России.
Тел: +7-903-945-12-36.
E-mail: batvb@kemsma.ru
- для пресечения асимметричной информации;
- при защите конкуренции;
- при сглаживании макроэкономических колебаний;
- для проведения политики поддержания доходов населения (если она не носит инфляционный характер).
Вместе с тем, стабильный экономический рост невозможен без эффективного использования потенциала частного бизнеса.
Особенно актуальна для современной Российской экономической системы проблема достижения баланса интересов бизнеса и государства, который позволил бы избежать гипертрофированного развития одних элементов за счет подавления других. Состояние национальной экономики России на сегодняшний момент характеризуется:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- нарастающим бюджетным дефицитом (по прогнозам правительства дефицит федерального бюджета в 2014 году может составить 400 млрд. рублей, в 2015-м и 2016-м — по 500 млрд. рублей [1];
- неудовлетворительной активностью как российских, так и зарубежных инвесторов [2];
- неокрепшей институционально системой инновационной деятельности, вследствие чего экономика России продолжает иметь сырьевую направленность [3].
Поэтому в России необходимо развивать широко распространенный в других государствах институт Public-Private Partnership (PPP), представляющий собой организационный альянс государственной власти и частного бизнеса. Необходимость в партнерстве возникает, когда государству не хватает бюджетных средств для финансирования капитальных затрат на имеющиеся у него активы, или когда не достает материальных, кадровых и информационных ресурсов результативно ими управлять. Целью партнерских отношений является реализация общественно значимых проектов в широком спектре деятельности — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами
(public goods), поэтому ряд инфраструктурных отраслей находятся в государственной собственности практически во всех странах мира. Частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Задействовать преимущества обоих видов собственности без социальных потрясений, связанных с перераспределением правомочий, без изменения базовых моделей финансирования и методов управления можно именно в рамках государственно-частного партнерства.
Анализ контента официальных сайтов государственной власти [4-6] позволил автору сделать вывод о том, что на текущий момент многие механизмы партнерства не работают в такой важной отрасли непроизводственной сферы, как здравоохранение (табл.).
Как позитивную динамику в сфере управления здравоохранением можно рассматривать происходящий в настоящее время переход от традиционной для России патерналистской модели к инновационным технологиям в управлении. Автор считает, что результаты модернизационных процессов должны определяться не столько объемами финансирования, сколько повышением качества управления на основе научно-обоснованных инновационных технологий современного менеджмента при адекватном правовом, экономическом, финансовом, кадровом и орга-
Таблица
Применение отдельных механизмов государственно-частного партнерства по видам экономической деятельности
Механизмы/формы государственно-частного партнерства (ГЧП)* инвестиционный особая
концессия
. _ фонд экономическая зона соглашения
Отрасли народного хозяйства (действующие . .
. _ . (заключенные (специфика, на о разделе
(виды экономической деятельности) концессионные
инвестиционные которую направлено продукции
соглашения)
договоры) развитие)
абс. % абс. % абс. % абс. %
Дорожное строительство, автомобильный транспорт 5 71,4 2 4,3 G G,G G G
Железнодорожный транспорт и инфраструктура 2 28,6 4 8,7 G G,G G G
Морские, речные порты, водный транспорт G G,G 1 2,2 1 5,9 G G
Энергетика, добывающая промышленность G G,G 3 6,5 G G,G 3 1GG
Гражданская авиация G G,G G G,G 1 5,9 G G
Промышленное производство, развитие АПК G G,G 2G 43,5 6 35,3 G G
Инновации G G,G G G,G 5 29,4 G G
Здравоохранение 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0
Комплексное развитие отдельных регионов (включая жилищное строительство) G G,G 14 3G,4 G G,G G G
Другое G G,G 2 4,3 4 23,5 G G
Примечание: * - долевое участие в капитале, арендные отношения и государственные контракты не рассматривались в виду технической сложности сбора релевантной информации.
Сведения об авторах:
БАТИЕВСКАЯ Вероника Богдановна, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления в здравоохранении. ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово. Россия. E-mail: batvb@kemsma.ru
Information about authors:
BATIEVSKAYA Veronica, candidate of economic sciences, docent, head of the department of economics and management in health care system, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: batvb@kemsma.ru
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
низационном обеспечении. Частный бизнес по многим перечисленным параметрам является значительно более эффективным, так как для него характерна оперативность при принятии решений, склонность к инновациям, четкая направленность на потребителя.
На сегодняшний момент в здравоохранении Российской Федерации сложились квазирыночные отношения, предполагающие сочетание достаточно жесткого государственного регулирования с отдельными рыночными механизмами (возможность потребительского выбора, конкуренция между производителями). В рамках программно-целевого регулирования развития отрасли за счет средств бюджетов всех уровней и средств системы обязательного медицинского страхования финансируются медицинские организации преимущественно государственной и муниципальной форм собственности, в которых размещается заказ на предоставление медицинской помощи определенного вида. Параллельно существуют обособленные субъекты и институты, прямо или косвенно участвующие в предоставлении медицинской помощи населению: достаточно мощная система добровольного медицинского страхования, представленная, как правило, акционерными обществами различного типа; предприятия ведомственного здравоохранения различной организационно-правовой формы (РЖД, Росэнерго, МВД и прочие); частные медицинские организации, предоставляющие в основном консультативно-диагностические услуги и стоматологическую помощь населению и использующие наиболее популярную в этой среде форму объединения капитала — общество с ограниченной ответственностью. При этом каждая подсистема российского здравоохранения существует относительно обособленно и, в силу этого, сталкивается с рядом проблем и получает ряд возможностей, которые не приводят к мультипликативному эффекту.
Возможности государственной (муниципальной) системы здравоохранения. Как явное преимущество государственного здравоохранения необходимо отметить, что при условии удовлетворительного финансирования (бездефицитная территориальная программа государственных гарантий, национальный проект, программа модернизации):
- обеспечивается возможность предоставления высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской помощи, ведения НИОКР (частные клиники не в состоянии занять этот сегмент, так как с коммерческой точки зрения издержки в данном случае неоправданно высоки);
- сохраняется профилактическая направленность системы;
- гарантируется оказание помощи отдельным категориям граждан на льготных условиях, чего не обеспечат ведомственные и частные клиники, так как это противоречит их экономическим интересам и не соответствует их ресурсным возможностям.
Возможности частной системы здравоохранения. Частная система здравоохранения, явля-
ясь неотъемлемой частью здравоохранения РФ, представляет собой разрозненную, слабо структурированную совокупность субъектов, потенциал которой в должной мере не востребован государством: на законодательном и нормативно-правовом уровне устанавливается дискриминация частных медицинских организаций, которая выражается в неравенстве доступа к государственному (муниципальному) заказу.
Прочие проблемы, с которыми сталкивается частное здравоохранение, достаточно четко сформулированы в проекте «Концепции развития частной системы здравоохранения», разработанном первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики [7]:
- высокие административные барьеры входа в отрасль и коррупция со стороны надзорных органов;
- существующая система налогообложения, не учитывающая социальной роли частных клиник;
- проблемы инфраструктуры, например, непредсказуемость арендных отношений;
- отсутствие бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов и программ поддержки лизинга дорогостоящего оборудования;
- внедряемые порядки оказания медицинской помощи, когда для соблюдения стандартов оснащения кабинетов частники вынуждены закупать ненужное оборудование;
- наличие «квазирынка» медицинских услуг в виде платных услуг в государственных и муниципальных клиниках, который препятствует становлению и развитию нормальных рыночных отношений.
Так как предоставление медицинских услуг — затратный, низкорентабельный и рисковый вид деятельности, авторы концепции предлагают разработать целевые программы развития частного здравоохранения, содержащие меры правового, финансового и административного характера, с целью создания благоприятных условий развития государственночастного партнерства:
- налоговые преференции;
- льготные кредиты, аренда, лизинг;
- соплатежи и бюджетные субсидии для снижения стоимости услуг и другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итог вышесказанному можно отметить, что, как на уровне государственного стратегического управления, так и на уровне объединения частных производителей медицинских услуг, в качестве основного инструмента воздействия на развитие системы здравоохранения рассматривается программно-целевой метод. При этом для более полного использования производственных возможностей всех медицинских организаций необходимо шире привлекать ресурсы частного здравоохранения с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Материалы заседания правительственной комиссии по бюджетным проектировкам от 24.06.2013 года. Forbes.ru [Электронный ресурс]: http://www.forbes.ru/news/241202-medvedev-poruchil-pravitelstvu-gotovitsya-k-optimizatsii-rashodov] (дата обращения 30.06.2013).
2. Все инвестиционные проекты на территории России [Электронный ресурс]: http://expert.ru/ratings/vse-investitsionnyie-proektyi-na-territorii-ros-sii-s-1-noyabrya-2012-goda-po-31-yanvarya-2013-goda (дата обращения 15.06.2013).
3. Материалы круглого стола по обсуждению «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г» //Инновации. -2011. - № 2(148). - С. 3-28.
4. Государственно-частное партнерство в России - информационный портал [Электронный ресурс]: http://ppp-russia.ru/ (дата обращения 30.06.2013).
5. Государственный реестр проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации. Источник: Министерство регионального развития Российской Федерации - официальный сайт [Электронный ресурс]: http://www.minregion.ru/invest_phound (дата обращения: 25.06.2013).
6. Департамент особых экономических зон и проектов регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации -официальный сайт [Электронный ресурс]: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econReg/ (дата обращения 24.06.2013).
7. Концепция развития частной системы здравоохранения Российской Федерации. Проект разработан Первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики. Под ред. А.В. Каменева, А.А. Самошкина [Электронный ресурс]: [http://www.anoufriev.ru/index.php?id=663] (дата обращения: 02.02.2013).
Medicine