Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эффективности различных форм предоставления медицинской помощи работникам предприятий угольной промышленности'

Сравнительный анализ эффективности различных форм предоставления медицинской помощи работникам предприятий угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / VOLUNTARY HEALTH INSURANCE / HEALTH CARE ORGANIZATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Батиевская Вероника Богдановна

В статье проведено сравнение эффективности организации медицинской помощи в рамках государственного финансирования и в рамках добровольного медицинского страхования. Эффективность оценивалась как отношение заболеваемости к совокупным затратам на оказание медицинской помощи. Полученные результаты свидетельствуют о большей эффективности добровольного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Батиевская Вероника Богдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VARIOUS FORMS OF PROVIDING HEALTH CARE TO EMPLOYEES OF THE COAL INDUSTRY

The article compares the effectiveness of medical care within the public financing and the voluntary health insurance. The effectiveness was evaluated as the frequency of diseases to the total costs of medical care. The results indicate a greater effectiveness of the voluntary medical insurance.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эффективности различных форм предоставления медицинской помощи работникам предприятий угольной промышленности»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Батиевская В.Б.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье проведено сравнение эффективности организации медицинской помощи в рамках государственного финансирования и в рамках добровольного медицинского страхования. Эффективность оценивалась как отношение заболеваемости к совокупным затратам на оказание медицинской помощи. Полученные результаты свидетельствуют о большей эффективности добровольного медицинского страхования.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование; организация медицинской помощи; эффективность.

Batievskaya V.B.

Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo

COMPARATIVE ANALYSIS OF VARIOUS FORMS OF PROVIDING HEALTH CARE TO EMPLOYEES OF THE COAL INDUSTRY

The article compares the effectiveness of medical care within the public financing and the voluntary health insurance. The effectiveness was evaluated as the frequency of diseases to the total costs of medical care. The results indicate a greater effectiveness of the voluntary medical insurance.

Key words: voluntary health insurance; health care organization; efficiency.

Медико-социальные аспекты состояния здоровья трудящихся промышленных предприятий традиционно являются предметом научных интересов, при этом объектом исследований выступали работники горной [1], химической [2] промышленности, черной металлургии [3] и ряда других отраслей.

В условиях современного российского здравоохранения, функционирующего как элемент национальной рыночной экономики, большое внимание уделяется вопросам повышения организационной и финансовой доступности медицинской помощи населению. Специалисты ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова», ФГУ «Центральный Научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ», ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия» одним из механизмов разрешения этой проблемы считают развитие института добровольного медицинского страхования (ДМС). Ими доказано, что состояние здоровья работников промышленных предприятий связано с различными механизмами финансирования медицинской помощи, а так же её организацией. Оптимальным вариантом организации такой помощи, по их мнению, является целостная система дифференцированных программ добровольного медицинского страхования, ориентированная на обеспечение комплексной страховой защиты, укрепление и сохранение здоровья застрахованных граждан [3].

Наряду с этой позицией, существуют иные точки зрения.

Например, при обсуждении «Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года», организованном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации [4], высказывается мнение, что развитие рынка ДМС может привести к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий. Поэтому государство не должно активно участвовать в развитии института добровольного медицинского страхования. В условиях недостаточности финансирования системы здравоохранения такая позиция может привести к росту теневых платежей и снижению эффективности всей системы.

На состоявшемся 10 марта 2011 года круглом столе «Медицинское страхование: новый уровень», организованном рейтинговым агентством «Эксперт РА», участниками были озвучены различные позиции:

- последние законодательные изменения, а именно вступление в силу 1 января 2011 года закона об обязательном медицинском страховании (ОМС), могут привести к минимизации объема рынка ДМС. В частности, рост отчислений на ОМС с 3,1 % до 5,1 % приведет к сокращению бюджетов на ДМС со стороны работодателей;

- финансирование из средств бюджета всех уровней тормозит развитие медицинских организаций, так как они становятся вне свободной конкурентной среды. Для того, чтобы клиника развивалась и совершенствовала свои методики, повышала качество медицинских услуг, она должна находиться в свободной конкурентной среде и бороться за своих пациентов, как за застрахованных, так и за платных;

Корреспонденцию адресовать:

БАТИЕВСКАЯ Вероника Богдановна,

650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а.

Тел.: раб. 8(3842)74-48-83; сот. +7-903-945-12-36. E-mail: batvb@kemsma.ru

- ценообразование, которое предлагается в рамках ОМС, не позволяет содержать клиники на необходимом уровне. Существует разница между частными и государственными клиниками в уровне издержек, поэтому нужны дополнительные варианты стимулирования развития некоммерческих клиник.

Целью настоящей статьи является сравнительный анализ эффективности двух финансово-организационных форм предоставления медицинской помощи работникам промышленных предприятий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве первого блока информации для сравнения (предоставление медицинской помощи населению Кемеровской области в рамках системы государственного финансирования) использовались официальные сведения Департамента охраны здоровья населения и Территориального фонда обязательного медицинского страхования в динамике за семь лет [5-9].

В качестве второго блока информации для сравнения (дополнительное предоставление медицинской помощи работникам угледобывающих предприятий Кемеровской области в рамках программ добровольного медицинского страхования) использовались сведения Кемеровского регионального филиала ООО «Страховая Компания «Согласие» (база пролеченных, база застрахованных в формате Microsoft Office Excel 2007 за период 2010 год).

Использовался статистический анализ динамических рядов методом экстраполяции с построением логарифмической линии тренда и расчетом величины достоверности аппроксимации. С целью корректного расчета затрат за период 2003-2009 годы применялся метод дисконтирования.

Статистическая обработка полученной информации проводилась при помощи программ Microsoft Office Excel 2007 для работы с электронными таблицами (лицензионное соглашение 74017-640-0000106-57177), STATISTICA (версия 6.1 лицензионное соглашение BXXR006B092218FAN11).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В общем виде эффективность финансово-организационных форм предоставления медицинской помощи можно выразить как соотношение полученных результатов к совокупным затратам.

Известно, что результат функционирования системы здравоохранения многогранен, подвержен различным экстерналиям и отсрочен во времени. В качестве индикаторов, его отражающих, могут быть приняты показатели общественного здоровья, харак-

теристики демографических процессов, формирования и использования трудовых ресурсов, качества жизни и другие. Понимая всю сложность количественного анализа результатов функционирования системы здравоохранения, автор предлагает упрощенно в качестве показателя результата принять общую заболеваемость.

Эффективность предоставления медицинской помощи в рамках государственного финансирования. Совокупные затраты в этом случае состоят из:

- затрат на реализацию Территориальной программы государственных гарантий предоставления населению субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (включающие, помимо средств областного и муниципальных бюджетов, расходы в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования),

- затрат на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» из средств бюджетов всех уровней и внебюджетных средств,

- средств региональной целевой программы «Здоровье кузбассовцев»,

- расходов на дополнительное лекарственное обеспечение по федеральным и областным целевым программам,

- расходов по льготному лекарственному обеспечению.

В целях исключения влияния фактора времени и обеспечения сопоставимости затрат использовался индекс, характеризующий темп инфляции, а именно, использовать индекс-дефлятор ВВП, который ежегодно устанавливается Министерством экономического развития и торговли РФ.

Расчет эффективности организации и финансирования медицинской помощи в рамках бюджетной системы и системы ОМС представлен в таблице 1.

Анализ представленных данных показывает стабильное увеличение общих расходов из всех государственных источников на жителя (цепной коэффициент роста в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годах составляет 153,3 %, 143,9 %, 223,7 %, 102,3 %, 106,9 % и 110,6 %, соответственно).

Так как четкой динамики заболеваемости не прослеживается, с целью выявления устойчивых тенденций было проведено выравнивание динамического ряда с последующей экстраполяцией и построением логарифмической линии тренда.

Результаты анализа ряда динамики (рис.) показывают повышение уровня заболеваемости, что, в сочетании с увеличением расходов на здравоохранение, свидетельствует о снижении его эффективности.

Учитывая разную базу сравнения при оценке эффективности в двух блоках информации (семь лет и год), в дальнейшем анализе будут использоваться средние показатели за семь лет.

Эффективность предоставления медицинской помощи в рамках добровольного медицинского стра-

Сведения об авторах:

БАТИЕВСКАЯ Вероника Богдановна, канд. эконом. наук, доцент, кафедра экономики и управления в здравоохранении, ГБОУ ВПО «Кем-ГМА Росздрава» г. Кемерово, Россия. E-mail: batvb@kemsma.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Таблица 1

Расчет коэффициента эффективности предоставления медицинской помощи населению Кемеровской области в рамках государственной системы финансирования*

Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Средний за 7 лет

Финансирование на жителя, руб.

В рамках ТПГГ 2296 4428 4922 4976 4287 4323 6013 4464

Целевая программа "Здоровье кузбассовцев" 57,62 65,66 112,16 50,11 99,68 49,06 72,8 72,44

ПНП "Здоровье" 0 0 0 7571 8619 8579 8004 6555

Льготное лекарственное обеспечение 1208 964 2819 4974 4966 6264 7160 4051

Общие расходы из всех источников 3561 5458 7854 17571 17972 19214 21250 13268

Показатель эффекта

Заболеваемость, %% 1386 1349 1409 1549 1560 1495 1572 1474

Коэффициент эффективности 0,389 0,247 0,179 0,088 0,087 0,078 0,074 0,111

Примечание: * - с учетом соответствующих коэффициентов дефляторов.

Рисунок

Прогноз изменения заболеваемости населения Кемеровской области на период до 2014 года

д

Е-

U

О

2

о>

л

я

О)

ч

о

VO

ев

СП

1800 1600 ■ 1400 ■ 1200 1000 800 ■ 600 ■ 400 200 0 ■

у = 110,21п(х) + 1340

Величина достоверности аппроксимации R2 = 0,675

Фактически сложившаяся заболеваемость

Логарифмическая линия тренда

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

годы

хования рассчитывалась аналогично, результаты расчетов отражены в таблице 2.

Для удобства сопоставления результатов приведем аналитическую таблицу (табл. 3), которая показывает, что в рамках государственного финансирования показатели заболеваемости и затрат выше. Это связано с тем, что программа государственных гарантий включает более широкий спектр медицинской помощи. Например, традиционными исключениями из большинства программ ДМС являются ле-

чение злокачественных новообразований, сахарного диабета, особо опасных инфекций, психических расстройств, протезирование и другое. В то же время, эти нозологические группы включены как в базовую, так и в территориальные программы государственных гарантий. Поэтому для обеспечения корректности сравнения учитывался только коэффициент эффективности. Так как в качестве эффекта избран показатель заболеваемости, повышение которого свидетельствует о негативных процессах, то и повышение

Information about authors:

BATIEVSKAYA Veronica Bogdanovna, candidate of medical sciences, docent, the department of economics and management in health care, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: batvb@kemsma.ru

Таблица 2

Расчет коэффициента эффективности предоставления медицинской помощи работникам угледобывающих предприятий в рамках программы добровольного медицинского страхования

Угледобывающие предприятия (структурные подразделения компании) Заболеваемость, %% Общие затраты на пролеченного по ДМС, руб. Коэффициент эффективности

ОАО шахта "Байкаимская" 656 19543,24 0,034

ОАО "УК Кузбассразрезуголь" 702 8458,69 0,083

ООО "Кузбассразрезуголь-Взрывпром" 454 4058,34 0,112

ООО шахта "Чертинская коксовая" 645 2414,17 0,267

ООО Шахта "Листвяжная" 458 3392,35 0,135

ОАО "СУЭК-КУЗБАСС" шахта 7 ноября 467 3771,50 0,124

ОАО "СУЭК-КУЗБАСС" шахта им. Кирова 581 3086,40 0,188

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО "СУЭК-КУЗБАСС" шахта Комсомолец 400 1435,21 0,279

ОАО "СУЭК-КУЗБАСС" шахта Красноярская 591 4540,67 0,130

ОАО "СУЭК-КУЗБАСС" шахта Полысаевская 3 500 5445,75 0,643

ООО "Разрез Пермяковский" 577 21470,91 0,027

ОАО разрез "Шестаки" 743 14114,08 0,053

Разрез "Березовский" 650 16027,01 0,041

ООО "Шахта № 12" 566 9310,00 0,061

ЗАО "Шахта Костромовская" 416 13607,89 0,031

ООО "Шахта Листвяжная" 779 15871,24 0,049

ООО "Шахта Чертинская Коксовая" 118 10637,50 0,011

ОАО "Шахта Алексиевская" 679 8943,00 0,076

Итого: 676 10733,86 0,063

Таблица 3

Сравнительная характеристика двух форм предоставления медицинской помощи

Критерий Организация медицинской помощи Организация медицинской помощи в рамках государственного финансирования в рамках добровольного медицинского (средства бюджетов всех уровней и ОМС) страхования

Расходы на жителя/застрахованного, руб. Заболеваемость, % Коэффициент эффективности 1326 8,49 10733,86 1474 676 0,111 0,063

коэффициента эффективности так же отражает отрицательную динамику.

ВЫВОДЫ:

1. Затраты государства на предоставление медицинской помощи гражданам превышают затраты коммерческих страховых компаний, в частности, по Кемеровской области это превышение составляет в среднем 23,6 % (по данным Кемеровского регионального филиала СК «Согласие»).

2. Уровень заболеваемости, зафиксированный по видам медицинской помощи, предоставляемым в рам-

ЛИТЕРАТУРА:

ках программ добровольного медицинского страхования, ниже на 54 %.

3. Соотношение эффекта (заболеваемости) и совокупных затрат на предоставление медицинской помощи свидетельствует о большей эффективности организации медицинской помощи населению по ДМС.

4. Добровольное медицинское страхование является действенным механизмом повышения доступности медицинской помощи отдельным категориям граждан при условии обязательного сохранения законодательно закрепленных государственных гарантий.

1. Штернис, Т.А. Медико-социальные аспекты состояния здоровья шахтеров /Т.А. Штернис, И.В. Козельская //Успехи соврем. естествознания. -2010. - № 7 - С. 67-68.

2. Ивойлов, В.М. Условия жизни, состояние здоровья и медицинская активность работающих на химических производствах /В.М. Ивойлов, Т.А. Штернис. - Кемерово, 2006. - 128 с.

3. Мешкова, Е.В. Технология производства и предоставления медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию работающим промышленного предприятия /Е.В. Мешкова, Ю.А. Тюков //Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». - М., 2009. - С. 327-329.

4. Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdravo2020.ru/concept. Дата обращения 22.08.2011 г.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

5. Показатели здравоохранения области 2003-2005 гг. /Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, бюро медицинской статистики. - Кемерово, 2006. - 58 с.

6. Показатели здравоохранения области 2004-2006 гг. /Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, бюро медицинской статистики. - Кемерово, 2007. - 62 с.

7. Показатели здравоохранения области 2005-2007 гг. /Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, бюро медицинской статистики. - Кемерово, 2008. - 66 с.

8. Показатели здравоохранения области 2006-2008 гг. /Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, бюро медицинской статистики. - Кемерово, 2009. - 103 с.

9. Показатели здравоохранения области 2007-2009 гг. /Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, бюро медицинской статистики. - Кемерово, 2010. - 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.