Научная статья на тему 'Частная жизнь сельского (белого) духовенства Вологодской епархии в XVII веке'

Частная жизнь сельского (белого) духовенства Вологодской епархии в XVII веке Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское духовенство / белое духовенство / Вологодская епархия / священник / приход / община / десятильник / келарь / архиерей / дьяк / rural clergy / white clergy / Vologda diocese / priest / parish / community / decanter / cellarer / bishop / deacon

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Нарцисс М.С.

В статье рассмотрены особенности частной жизни сельского (белого) духовенства Вологодской епархии XVII века. Целью исследования стало рассмотрение роли и места сельских священнослужителей во взаимосвязи с приходом и крестьянской общиной на основе исторических источников того времени: Сборника актов Северного края. На основе использования источниковедческого и исторического метода анализа и синтеза проанализировано положение приходского духовенства и особенности их статуса, а также взаимоотношения с их окружением, в том числе с церковными старостами. Роль сельского священника рассмотрена как духовника общины, показано, что в XVII веке происходит зарождение традиций церковного семейного служения и передачи прихода от отца к сыну. Результатами исследования стало выявление особенностей частной жизни белого духовенства Северного края, которому были присущи такие же бытования, как и у другой части населения (крестьян): рождение, свадьба, смерть, возделывание земли, но и некоторым из них были присущи такие пороки мирской жизни, как пьянство, воровство, прелюбодеяние, они могли стать жертвой оговора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The private life of the rural (white) clergy of the Vologda Diocese in the XVII century

The article examines the peculiarities of the private life of the rural (white) clergy of the Vologda diocese of the XVII century. The purpose of the study was to examine the role and place of rural clergy in relation to the parish and the peasant community based on historical sources of that time: the Collection of Acts of the Northern Territory. Based on the use of the source and historical method of analysis and synthesis, the position of the parish clergy and the peculiarities of their status, as well as the relationship with their environment, including church elders, are analyzed. The role of the village priest is considered as the confessor of the community, it is shown that in the XVII century the traditions of church family service and the transfer of the parish from father to son were born. The results of the study revealed the peculiarities of the private life of the white clergy of the Northern Territory, who had the same existence as the other part of the population (peasants): birth, wedding, death, cultivation of the land, but some of them also had such vices of worldly life as drunkenness, theft, adultery, they could become the victim of a slip of the tongue.

Текст научной работы на тему «Частная жизнь сельского (белого) духовенства Вологодской епархии в XVII веке»

Нарцисс М.С.

Аспирант. Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук.

Частная жизнь сельского (белого) духовенства Вологодской епархии в XVII веке*

Аннотация. В статье рассмотрены особенности частной жизни сельского (белого) духовенства Вологодской епархии XVII века. Целью исследования стало рассмотрение роли и места сельских священнослужителей во взаимосвязи с приходом и крестьянской общиной на основе исторических источников того времени: Сборника актов Северного края. На основе использования источниковедческого и исторического метода анализа и синтеза проанализировано положение приходского духовенства и особенности их статуса, а также взаимоотношения с их окружением, в том числе с церковными старостами. Роль сельского священника рассмотрена как духовника общины, показано, что в XVII веке происходит зарождение традиций церковного семейного служения и передачи прихода от отца к сыну. Результатами исследования стало выявление особенностей частной жизни белого духовенства Северного края, которому были присущи такие же бытования, как и у другой части населения (крестьян): рождение, свадьба, смерть, возделывание земли, но и некоторым из них были присущи такие пороки мирской жизни, как пьянство, воровство, прелюбодеяние, они могли стать жертвой оговора.

Ключевые слова: сельское духовенство, белое духовенство, Вологодская епархия, священник, приход, община, десятильник, келарь, архиерей, дьяк.

Narcissus M.S.

PhD student, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences.

The private life of the rural (white) clergy of the Vologda Diocese in the XVII century

© Нарцисс М.С., 2024.

Abstract. The article examines the peculiarities of the private life of the rural (white) clergy of the Vologda diocese of the XVII century. The purpose of the study was to examine the role and place of rural clergy in relation to the parish and the peasant community based on historical sources of that time: the Collection of Acts of the Northern Territory. Based on the use of the source and historical method of analysis and synthesis, the position of the parish clergy and the peculiarities of their status, as well as the relationship with their environment, including church elders, are analyzed. The role of the village priest is considered as the confessor of the community, it is shown that in the XVII century the traditions of church family service and the transfer of the parish from father to son were born. The results of the study revealed the peculiarities of the private life of the white clergy of the Northern Territory, who had the same existence as the other part of the population (peasants): birth, wedding, death, cultivation of the land, but some of them also had such vices of worldly life as drunkenness, theft, adultery, they could become the victim of a slip of the tongue.

Key words: rural clergy, white clergy, Vologda diocese, priest, parish, community, decanter, cellarer, bishop, deacon.

На повседневную жизнь сельского духовенства в XVII веке оказывали влияние как внешние, так и внутренние события, социально-экономическая обстановка в стране. Их жизнь происходила не только в церкви, но и в других трудах и заботах, в том числе о хлебе насущном. Каждый приход определял, каким образом будут обеспечены священнослужители, это зависело от особенностей землепользования и установленных повинностей.

Основным источником их благосостояния была земля и выплаты духовенству (руга). Доходы сельского духовенства складывались из отдельных частей: пользование землей при храме, руга, сбор за требы и добровольные пожертвования1.

В целом, на протяжении XVII в., как правильно заметил П.В.Знаменский приходское духовенство бедствовало из-за незначительного размера руги.2 М.С. Черкасова также отмечает не только их «скромный статус»3, но и особое положение сельского духовенства, так как сами они принадлежали с одной стороны к «традиционным крестьянским сообществам, а с другой

1 Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI—XVII вв. - М.: Индрик, 2002. С. 167.

2 Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. - СПб.: Издательский дом «Коло», 2003. С. 112 (переизд. с изд. 1867 г.).

3 Черкасова М.С. Экономическая и демографическая характеристика сельских приходов Вологодско-Белозерской епархии в XVII веке // Северо-Запад в аграрной истории России. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 249.

стороны являлись низовым звеном епархиальной организации и прослойкой белого духовенства»4.

Основным видом поселения в унитарном государстве, каким являлась Россия в XVII в., была деревня.

Е.Н.Швейковская рассматривает деревню как комплексное понятие, включающее в себя: «место обитания крестьян, сферу приложения их труда»5 и делает вывод о том, что «северные деревни были малодворными»6.

Н.В. Соколова предлагает рассматривать русскую деревню во взаимосвязи «индивид-семья-приход-община-землевладелец»7, отсюда приход становится центральным местом, а роль сельского священника достаточно значимой в исследуемый период.

Община, с одной стороны подчиняла духовенство своей собственной властью, с другой стороны «защищала от обид и притеснений высшей духовной власти, строго отстаивала интересы сельского духовенства»8.

Сельский священник - это так называемый духовник общины, активно участвовавший в ее жизни. В основе общинных ценностей: семья, коллективизм, взаимовыручка. Так как система духовного образования в государстве еще не сложилась «навыки чтения, письма, церковного служения передавались в семье пастыря»9.

Если в семье сельского священнослужителя было несколько детей, они все несли службу, кто попом, кто дьячком, а кто пономарем. Церковная земля делилась неравномерно: «две трети - попу, а остальные участки у дьячка и пономаря»10.

На старости лет поп мог благословить прихожан на избрание после своей смерти своего сына, в этом случае за ним сохранялась земля.

Н.В. Башнин, проведя исследования вотчины Вологодского архиерей-

4 Черкасова М.С. Сельское духовенство на севере России в контексте аграрной и социальной истории XVI—XVII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы, 2017. № 1. С. 26

5 Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в XVII в. - М.: Археологический центр, 1997. С. 30.

6 Там же. С. 31.

7 Соколова Н.В. Сельская община в монастырской вотчине в XVII - первой половине XVIII в. (Итоги и перспективы изучения) // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы: историография; методы исследования и методология; опыт и перспективы. Вологда, 2008. С. 19.

8 Суслова Е.Д. Сельское духовенство и крестьянское сообщество в Карелии в контексте социально-экономических отношений (к. XVI - н. XVIII в.). Научное электронное издание. Петрозаводск, 2014. С. 6.

9 Камкин А.С. Сельское приходское духовенство Европейского Севера России в XVIII в. // Российская история. 2009. № 3. С. 127-135.

10 Суворов И. К истории церквей Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1915. Прибавления к № 13. С. 355.

ского дома Св.Софии в Яренском уезде в первой четверти XVII в., делает вывод, что основной массой населения были крестьяне и отмечает тенденцию к их росту от 78,6 % в 1608 г. до 83,5 в к. 1620 г.11

В Вологодской епархии в 50-е годы XVII в. осуществляли церковную деятельность более 500 приходских храмов и около 70 монастырей. В составе белого духовенства находилось около 600 человек12.

Епархией управляли так называемые десятильники, их сфера деятельности была достаточно обширной, до 1675 год они имели право контролировать духовную и светскую деятельность священников, даже могли изгнать их из прихода. Духовенство и прихожане выбирали десятильников, а архиерей утверждал их в должности.

Известен случай отстранения попа Ивана Стефанова, служившего в церкви Воскресения в Иротовской волости Яренского уезда.13 Изгнали его, так как он впал в немилость к десятильнику Григорию Федорову, священник с челобитной обратился к архиепискому Варлааму. По итогам проведенного разбирательства священника в храм вернули.

Были случаи вымогательства среди десятильников, такой случай произошел в церкви Пречистой Богородицы, что расположена в Пустынской волости и касался Микифора Михайлова.

Были случаи проявления жестокости, например избиений при сборе денег, ведь десятильники отвечали за сбор церковной дани, взыскивали денежные долги.

Очень часто крестьяне жаловались на десятильников, так как священники, по их мнению были в сговоре с десятильниками и обвинили их в браке с родственницами, что церковью было запрещено. В случае многочисленных жалоб десятильника могли заменить.

Священники держали отчет перед десятильниками о числе венчаний в приходе. В определенных ситуациях «десятильники выдавали отпускные грамоты священникам»14.

Хотя в 1667 г. на Московском большом соборе было принято решение

11 Башнин Н.В. Историко-демографическая характеристика вотчины Вологодского архиерейского дома Св.Софии в Яренском уезде в первой четверти XVII в. // Историческая демография. 2018. № 2 (22). 16 с.

12 История епархии // Северная Фиваида. Официальный сайт Вологодской митрополии // URL: https://vologda-mitropolia.ru/vologodskaja-eparhija/istorija-eparhii/?ysclid=lslk7r3r 3b904535626 (Дата обращения: 11.02.2024)

13 Башнин Н.В. Десятильники на Русском Севере в XVII веке (по материалам Вологодского архиерейского дома Св.Софии) // Материалы Всероссийского научно-практического семинара. Череповец, 2019. 48 с.

14 Башнин Н.В. Десятильники на Русском Севере в XVIII веке (по материалам Вологодского архиерейского дома Св.Софии) // Материалы Всероссийского научно-практического семинара. Череповец, 2019. С. 54.

отстранить десятильников от управления, в Вологодской епархии они существовали до 1674 г., это, по мнению Н.В. Башнина связано с обширностью епархиальной территории и удаленностью населенных пунктов от Вологды, а также примерами злоупотреблениями ими свои положением.

Случалось так, что в нравственном отношении представители сельского духовенства не существенно отличались от своих прихожан. Были среди них эпизоды пьянства, «бражничания в кабаке». За пьянство могли отправить в монастырь, если священнослужитель совершил крупный проступок, его вначале разстригали, а затем ссылали в монастырь. Поп Елисей за «прелюбодеяния, душегубство и иных правильных винах» 15 в кандалах был отправлен в монастырь. Таким же наказаниям подвергались и более низкие церковники - дьячки и пономари, многие, чтобы избежать наказания пытались бежать, не всегда это удавалось. Вдовых священников направляли в монашество, но часто у них оставались на руках дети, в том числе несовершеннолетние, тогда мог быть заключен своеобразный контракт, что прибывший на его место священнослужитель должен о них позаботиться.

С целью предупреждения безнравственности в среде священников правящий в епархии архиерей настаивал на их женитьбе. Вдовым священникам разрешали оставаться на приходе при их безупречном нравственном поведении.

Рассмотрим один из сюжетов из сборника актов Северного края. В 1654 году рассматривалось дело о прелюбодеянии Устьсысольского попа Троицкой церкви Пимена Симонова. Начинается дело с челобитной Пимена на имя архиепископа Маркела, где он называет себя «нищим богомольцем»16. К слову сказать, священнослужители так величали себя в обращениях к архиепископу. Жалуется он на церковного старосту Ермолку Яковлева и бывшую просвирницу Фотинью, которая на него, попа наговаривает, якобы он ее изнасиловал. Поп сообщает архиепископу, что на этом самом погосте 50 лет назад служил его отец, а теперь и сам он служит уже более 30 лет и просит разрешить ему служить дальше, так как прелюбодеяния он не совершал, а его оговорили. Он приводит слова свидетелей (приходских крестьян), которые также уверены в этом оговоре.

Далее в деле находим записку дьякона, который подтверждает, что поп изнасиловал просвирницу и его правильно обвиняют в блудном деле. К судебному делу приложена челобитная просвирницы, в которой сказано, что поп ее изнасиловал, а он ведь ее отец духовный. В свою очередь, поп Пимен утверждает, что в келью к ней не захаживал, что обвиняет его церковный староста, так как они друг с другом враждуют.

15 Верюжский В.М. Северно-русское приходское духовенство в конце XVII в. // Xри-стианское чтение. 1906. № 7. С. 84.

16 Колычев А.А. Сборник актов Северного края. Вологда, 1925. С. 129.

Для сбора церковной дани в село приезжал архиепископский дьяк Данила Столбицкий и ему просвирница вручила свою челобитную с просьбой передать архиерею. В этой челобитной она сообщала, что церковный староста Ермола Яковлев заставлял ее наговаривать на попа Пимена. По архиепископской грамоте велено было Данилу устроить очную ставку попу Пимену с просвирницей. На очной ставке Пимен сказал, что блудного греха не было. Также к делу приложено обращение таможенного целовальника Федора Семенова и крестьян Сысольских волостей в количестве 8 человек. Они послали свою челобитную к архиепископу Маркелу с мирского совета, на котором говорилось, что ничего плохого за попом Пименом не замечали, а вся история связана с тем, что в храме заменили просвирницу на другую и прежняя решила таким образом отомстить.

Крестьяне Устьсысольской волости в количестве 9 человек просят архиепископа Маркела устроить очную ставку церковного старосты Ермолы Яковлева и попа Пимена, а до проведения такой очной ставки староста будет у них на поруках17.

Проанализировав это дело, можно сделать выводы, что случаи ложного обвинения об изнасиловании были не редкостью в это время, через них мы видим конфликт, существующий между священником и церковным старостой, который с помощью оговора пытается уличить попа в том, что тот не совершал. Также прихожане и священнослужители часто обращались с челобитными к архиерею, эти челобитные передавались через архиерейских дьяков, посланных за сбором церковной дани. Узнать правду можно было с помощью очной ставки противоборствующих сторон. Прихожане не были в стороне от рассмотрения судебного дела, они выступали в качестве свидетелей, могли взять на поруки, что свидетельствует о крепости общинной поддержки в XVII в.

В истории широко известен случай из истории Дионисево-Глушиц-кого монастыря, в который «в 1689 году на должность келаря назначили Мельхиседека Пересветова»18, келарь заботился о хозяйственном благополучии монастырской вотчины. Мельхиседек прославился своим жестоким нравом: мог забить крестьянина плетью до полусмерти, насиловал крестьянских жен; лишал крестьян возможности заниматься различными промыслами, которые были связаны с изготовлением теса, добычей дегтя и смолы, поиском камней для жерновов.

Келарь Мельхиседек устанавливал запреты для крестьян на так называемые приработки. Пользуясь своей властью, он увеличивал и без того высокие налоги, различными способами выбивал с крестьян деньги, которые тратил на вино и плотские утехи. Обязательно присутствовал на каждой свадьбе, досматривал молодоженов, как они придут с подклета.

17 Колычев А.А. Сборник актов Северного края. Вологда, 1925. С. 137.

18 Башнин Н. Келарь со шпагой. Родина. 2009. № 12. С. 108.

Его бесконечные бесчинства монастырские крестьяне и монастырская братия терпели полгода, а когда терпение закончилось, написали «жалобу архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу»19. Позже жалобщикам удалось пресечь попытку бегства келаря из монастыря, они помирились в досудебном порядке, а келарь якобы иск к ним оплатил.

Как правильно заметила Е.Д. Суслова, именно «священник выполнял ключевую роль в хозяйственной жизни волости»20. В обязанности сельского духовенства восточных десятин Вологодской епархии входило обеспечение проезда архиерейских агентов «сухопутным и речным транспортом»21, например подводами, санями, лодками, когда они направлялись за церковной данью, другими пошлинами и доходами.

В конце XVII в. происходит постепенный процесс разрыва существовавшей ранее связи прихожан с духовенством, оно всё больше замыкается в себе, а осуществлением власти над паствой занимается епархиальный архиерей, который избирается Священным Синодом.

Проведя исследование частной жизни сельского духовенства можно сделать следующие выводы:

- для сельского духовенства была характерна имущественная дифференциация, которая зависела от прихрамового земельного участка, руги, приношений прихожан и сборов;

- так как сельские священники, также как и крестьяне обрабатывали землю, можно говорить о некой тождественности положения крестьянина, клирика и причетника;

- сельское духовенство активно участвовало в делах местного сообщества, они трудились на пашне, давали займы крестьянам.

На основе проведенного исследования судебных дел, дошедших до нас историй, можно сделать вывод о том, что частной жизни белого духовенства Северного края были присущи такие же бытования, как и у другой части населения (крестьян): рождение, свадьба, смерть, некоторым из них были присущи такие пороки мирской жизни как пьянство, воровство, прелюбодеяние, часто они становились жертвой оговора. Частную жизнь сельского духовенства была связана, прежде всего, с приходом, с крестьянской общиной, к концу XVII века такая связь ослабевает.

Библиографический список:

1. Башнин Н.В. Историко-демографическая характеристика вотчины Вологодского архиерейского дома

19 Башнин Н. Келарь со шпагой. Родина. 2009. № 12. С. 109.

20 Суслова Е.Д. Сельское духовенство и крестьянское сообщество в Карелии в контексте социально-экономических отношений (кХУ! - н. XVIII в.) Научное электронное издание. Петрозаводск, 2014. С. 120.

21 Черкасова М.С. Сельское духовенство на севере России в контексте аграрной и социальной истории XVI-XVII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы, 2017. № 1. С. 29.

Св.Софии в Яренском уезде в первой четверти XVII в. // Историческая демография. 2018. № 2 (22). С. 13-16.

2. Башнин Н.В. Десятильники на Русском Севере в XVII веке (по материалам Вологодского архиерейского дома Св. Софии) // Материалы Всероссийского научно-практического семинара. Череповец, 2019. С. 47-57.

3. Башнин Н. Келарь со шпагой. Родина. 2009. № 12. С. 108-110.

4. Верюжский В.М. Северно-русское приходское духовенство в конце XVII в. // Христианское чтение. 1906. № 7. С. 79-98.

5. Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. СПб.: Издательский дом «Коло», 2003. С. 1-178 (пере-изд. с изд. 1867 г.).

6. История епархии // Северная Фиваида. Официальный сайт Вологодской митрополии // URL: https://volog-da-mitropolia.ru/vologodskaja-eparhija/istorija-eparhii/?ysclid=lslk7r3r3b904535626 (Дата обращения: 11.02.2024)

7. Камкин А.С. Сельское приходское духовенство Европейского Севера России в XVIII в. // Российская история. 2009. № 3. С. 127-135.

8. Колычев А.А. Сборник актов Северного края. Вологда, 1925. 300 с.

9. Соколова Н.В. Сельская община в монастырской вотчине в XVII - первой половине XVIII в (Итоги и перспективы изучения) // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы: историография; методы исследования и методология; опыт и перспективы. XXXI сессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тезисы докладов и сообщений. Вологда, 2008. С. 18-19.

10. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI— XVII вв. - М.: Индрик, 2002. 352 с.

11. Суворов И. К истории церквей Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1915. Прибавления к № 13. С. 355.

12. Суслова Е.Д. Сельское духовенство и крестьянское сообщество в Карелии в контексте социально-экономических отношений (к. XVI - н. XVIII в.) Научное электронное издание. Петрозаводск, 2014. 140 с.

13. Черкасова М.С. Экономическая и демографическая характеристика сельских приходов Вологодско-Бе-лозерской епархии в XVII веке // Северо- Запад в аграрной истории России. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 234-251.

14. Черкасова М.С. Сельское духовенство на севере России в контексте аграрной и социальной истории XVI - XVII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы, 2017. № 1. С. 25-39.

15. Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в XVII в. - М.: Археологический центр, 1997. 285 с.

Reference

1. Bashnin N.V. Historical and demographic characteristics of the estate of the Vologda bishop's house of St. Sophia in Yarensky district in the first quarter of the 17th century. // Historical demography. 2018. № 2 (22). P. 13-16.

2. Bashnin N.V. Teners in the Russian North in the 17th century (based on materials from the Vologda Bishop's House of St. Sophia) // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Seminar. Cherepovets, 2019. P. 47-57.

3. Bashnin N. Cellarer with a sword. Homeland. 2009. № 12. P. 108-110.

4. Veryuzhsky V.M. Northern Russian parish clergy at the end of the 17th century. // Christian reading. 1906. № 7. P. 79-98.

5. Znamensky P.V. Parish clergy in Rus'. St. Petersburg: Publishing house "Kolo", 2003. P. 1-178 (reprinted from the 1867 edition).

6. History of the diocese // Northern Thebaid. Official website of the Vologda Metropolitanate // URL: https:// vologda-mitropolia.ru/vologodskaja-eparhija/istorija-eparhii/?ysclid=lslk7r3r3b904535626 (02.11.2024)

7. Kamkin A.S. Rural parish clergy of the European North of Russia in the 18th century. // Russian history. 2009. № 3. P. 127-135.

8. Kolychev A.A. Collection of acts of the Northern Territory. Vologda, 1925. 300 p.

9. Sokolova N.V. Rural community in a monastic estate in the 17th - first half of the 18th centuries (Results and prospects of study) // Current problems of the agrarian history of Eastern Europe: historiography; research methods and methodology; experience and perspectives. XXXI session of the symposium on the agrarian history of Eastern Europe. Abstracts of reports and messages. Vologda, 2008. P. 18-19.

10. Stefanovich P.S. Parish and parish clergy in Russia in the 16th-17th centuries. - M.: Indrik, 2002. 352 p.

11. Suvorov I. On the history of churches of the Vologda diocese // Vologda Diocesan Gazette. 1915. Additions to № 13. P. 355.

12. Suslova E.D. Rural clergy and peasant community in Karelia in the context of socio-economic relations (16th -early 18th centuries) Scientific electronic publication. Petrozavodsk, 2014. 140 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Cherkasova M.S. Economic and demographic characteristics of rural parishes of the Vologda-Belozersk diocese in the 17th century // North-West in the Agrarian History of Russia. Kaliningrad: Publishing house of the Russian State University named after. I. Kant, 2008. P. 234-251.

14. Cherkasova M.S. Rural clergy in the north of Russia in the context of agrarian and social history of the 16th -17th centuries. // Yearbook on the agrarian history of Eastern Europe, 2017. № 1. P. 25-39.

15. Shveikovskaya E.N. The state and peasants of Russia. Pomorie in the 17th century. - M.: Archaeological Center, 1997. 285 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.