Социология культуры, духовной жизни Sociology of Culture, spiritual Life
Научная статья
DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-70-78 УДК 316.37
Ч. АЙТМАТОВ О ГЛУБОКОЙ ПРОПАСТИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ЖИВОЙ, СТРАДАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СЕГОДНЯ
ТОКТОСУНОВА Адаш Искендеровна
Общественное объединение «Диалог культур и цивилизаций»
Бишкек. Кыргызстан e-mail: adaisken@yahoo.com
АЛЫМБАЕВА Тамара Бердиматовна
Учебно-образовательного центра «Жарык» Бишкек. Кыргызстан e-mail: tomaalymbaeva77@gmail.com
Аннотация. Отношения кочевников-кыргызов с природой тысячелетиями складывались как отношения «мать - дитя» - глубокое чувство почитания Природы и бережного, трепетного к ней отношения. В условиях пространственного мироощущения и свободы у кочевников не сформировалась устойчивая политическая вертикаль и сакральность власти. Властную и просветительскую роль играла сама природа, диктуя свои суровые законы выживания, а также старшее поколение, которое пeредавало по эстафете новому поколению традиционные знания, ценности, опыт и навыки.
Новое время, новая цивилизация поглотили традиции кочевой цивилизации. Особенность современной глобализации - экспансия природы, её сырьевых ресурсов, политико-экономическая экспансия стран и народов, превращение мировой культуры в примитивную масс-культуру. А экологический гуманизм и вовсе забыт.
В творениях нашего великого земляка, писателя Чингиза Айтматова возрождается трепетное отношение к Матери-Природе. Писатель проявляет не только глубокое понимание внутренней сущности человека и его поступков, но также живо и достоверно постигает мысли и чувства наших братьев меньших, животных, птиц и зверей, всех обитающих рядом с нами под общим небом. Как вернуть традиционные знания, ценности, опыт, моральные и духовные качества, которые были присущи кочевникам-кыргызам? Что должно произойти, чтобы мы задумались об этом? На эти вопросы пытаются найти ответ авторы статьи «Как преодолеть глубокую пропасть между людьми и живой природой?». Они обосновывают системный подход к формированию экологического сознания через внедрение в сознание людей новой меры ценностей по отношению к себе и к природе.
Ключевые слова: Ч. Айтматов, природа, мировоззрение кочевников, экологический гуманизм,
Для цитирования: Токтосунова А.И., Алымбаева Т.Б. Ч. Айтматов о глубокой пропасти между людьми и живой, страдающей природой и формирование экологического сознания сегодня. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Том. 13. № 1. с. 70-78 DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-70-78
Original article
CHINGHIZ AITMATOV ABOUT A PRECIPICE BETWEEN PEOPLE AND ALIVE SUFFERING NATURE AND THE FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
Adash I. TOKTOSUNOVA
Doctor of Political Science, Professor «Dialogue of Cultures» Public Association Bishkek. Kyrgyzstan e-mail: adaisken@yahoo.com
Tamara B. ALYMBAEVA
"Zharyk" Educational Center Bishkek. Kyrgyzstan e-mail: tomaalymbaeva77@gmail.com
Abstract. Relations of Kyrgyz nomadic people with Nature developed for millennia as relations of "mother-and-child" fostering deep respect for Nature and careful attitude to it. Under the conditions of nomads' spatial world view and freedom, a steady political vertical and sacral power was not formed among nomadic people. The role of power and education belonged to Nature itself dictating its severe laws of survival and to elder generations who transferred traditional knowledge, experiences, values, and skills to younger generations.
The new times and new civilizations have absorbed traditions of the nomadic civilization. Contemporary globalization is characterized by expansion of nature and its resources, political-economic expansion of countries and nations, transformation of the world culture into a primitive mass-culture. And ecological humanism is totally forgotten.
The works of our great compatriot and writer Chinghiz Aitmatov revive the careful and tender attitude to Mother-Nature. The writer reveals not only deep understanding of internal essence of humans and their actions, but also perceives feelings and thoughts of our "smaller fellows", pets, birds, and animals living near us under the one sky. How to restore traditional knowledge, experience, moral and spiritual values which were so common to Kyrgyz nomadic people? What must happen to make us think about it? The authors of the article "How to overcome a deep precipice between humans and
alive nature?" seek to find answers to these questions. They substantiate a systematic approach to the formation of ecological consciousness through introduction to the minds of people of a new measure of values related to humans and nature.
Keywords: Chinghiz Aitmatov, nature, outlook of nomadic people, ecological humanism
For citation: Toktosunova A.I., Alymbaeva T.B. Chinghiz Aitmatov about a precipice between people and alive suffering nature and the formation of ecological consciousness. Historical and Social-Educational Idea. 2021. Vol. 13. No.l. PP. 70-78. (In Russ.). DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-70-78
Человечество сегодня оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни всех последующих поколений.
Хотелось бы напомнить, что трепетное отношение к природе как сына к матери (Умай-эне) складывалось между кочевником и окружающим миром природы тысячелетиями. И этот гармоничный уклад рождал симфоническое созвучие, которое проявлялось в деятельностной и духовной полноте жизни кыргыза-кочевника. Идея единства с природой в мировоззрении кыргызов понималась как гибкость законов существования и духовная открытость к новому, повышенная адаптивность к окружающему миру. Универсальность, гармония проявлялась как в ценностном разнообразии норм, традиций, обычаев и идеалов, так и в социальной организации народной жизни через развитую родоплеменную сеть - санжы-ра.
Принципы социального равенства и развитые демократические механизмы общественной со-организации кыргызов опирались на духовные скрепы и глубокое чувство почитания Природы и бережного к ней отношения. В условиях такого пространственного мироощущения и свободы у кочевников не сформировалась устойчивая политическая вертикаль и сакральность власти. Властную и просветительскую роль играла сама природа, диктуя свои суровые законы выживания, такую же роль играло и старшее поколение, которое передавало по эстафете новому поколению традиционные знания, ценности, опыт и навыки.
В ХХ веке поменялись алгоритмы устоявшегося миропорядка кыргызов, новые порядки пошатнули фундаментальные многовековые, патриархальные устои традиционной кочевой жизни кыргызов, устоявшиеся представления о мире и социальных взаимоотношениях кочевых племён. На глазах разрушались привычки, обычаи и традиции, формировавшиеся в течение многих столетий, которые привели к социально-политическому разлому и психологическому стрессу.
Новое время, новая цивилизация окончательно поглотили традиции кочевой цивилизации. Особенность современной глобализации - экспансия природы, её сырьевых ресурсов, политико-экономическая экспансия стран и народов, превращение мировой культуры в примитивную масс-культуру. А экологический гуманизм вообще отброшен на свалку истории и вовсе забыт.
Этно-экологические знания, ценности наших предков стали забываться, а кыргызы из непокорных кочевников стали превращаться в безвольных манкуртов. Какое досадное историческое недоразумение - современные кыргызы стали терять высокие моральные и духовные качества. Такие присущие свободолюбивым кочевникам качества как: гордость, честность, порядочность, мудрость, толерантность (сабырлуулук), человечность, уважительное отношение к Природе, к родителям, старшим, подлинную культуру, язык. А ведь дикая природа была для кыргыза вечным учителем жизни.
В творениях нашего великого писателя Чингиза Айтматова возрождается трепетное отношение к Природе-Матери, свойственное многим нашим замечательным сказителям и акынам Молдо Кылычу, Тоголок Молдо, Токтогулу, Саяк-баю Каралаеву и многим другим, не мыслившим человека отдельно от природы. И не случайно многие творения Ч.Айтматова начинаются со сцен жизни наших братьев по крови, с проникновения и приобщения к миру их чувств и переживаний. В этих творениях одухотворены не только животные, но и все природные стихии. И это не просто художественный прием, а постижение единства с миром, который нас породил и которому мы обязаны не только физическим существованием, но и даром духовного постижения.
Ч.Айтматов продолжает и развивает великую традицию мировой литературы - традицию воплощения единства мира и человека. Человек становится одухотворением природы не через противостояние, не через борьбу и покорение, а через срастание в неразделимое единство. Постижение человека соединяется с постижением всех живых существ, населяющих планету. Писатель проявляет не только глубокое и тонкое понимание внутренней сущности человека и его поступков, но удивительно живое и достоверное постижение мыслей и чувств наших братьев по крови, птиц и зверей, всех обитающих рядом с нами под общим небом. Да, именно мыслей, ибо животные тоже мыслят. Не так, как человек, но мыслят. И животные тоже по-своему страдают и любят, верят и обманываются. И тоже надеются. И этот их внутренний мир с удивительной проницательностью и точностью изображен Ч. Айтматовым.
В эпоху самоубийственной раздробленности сознания и желаний субъектов потребительского общества, рыночной и политической конкуренции, коммерциализации всего и вся, когда наука и техника обслуживают ближнюю выгоду, уничтожающую будущее, объёмное и всестороннее видение писателем жизни, жизни именно как планетарного явления, становится особенно актуальным.
Эколог Эмиль Шукуров вспоминает, как его потрясла история с волками в «Плахе». И на своей встрече с Чингизом Айтматовым, которая состоялась на берегу Иссык-Куля. Тогда Э.Шукуров высказал свои восторженные отзывы о столь точном описании степных волков, во многом отличающихся от горных. Это описание достойно профессионального специалиста по этологии - науки о поведении животных. И оба заговорили о глубокой и всё расширяющейся пропасти между людьми и живой, страдающей природой, брошенной под ноги сиюминутной корысти. А затем Айтматов с горечью добавил: «Отдельные бесчестные грабят, разрушают и разворовывают природные богатства, убивают саму Жизнь на планете при почти полном безразличии и бездействии всех остальных. И не только разрушители природы и равнодушные и недобросовестные власти повинны в
этом беспределе. Вина лежит и на пассивных свидетелях, не желающих ничего знать и видеть»1.
В «Белом пароходе» Э. Шукурова поразила способность Айтматова к симфонизму звучания образов его главных героев и органичное вхождение в их круг волшебной Матери-оленихи. Он отметил, что «это современная правдивая сказка, вобравшая в себя и представления наших предков и современное понимание пагубности грубого нарушения права естественной жизни на полноценное существование. Неиспорченное сознание мальчика не может с этим смириться, и он символично разделяет с природой ее печальную участь»2.
Сегодня наше кыргызстанское общество сильно расслоилось и в стране образовалось много необразованного или полуобразованного охлоса3. Мы уже смиряемся с такими неизвестными ранее у кочевников «нормами жизни» как алчность, бездушие, леность, беспечность, зависть, угодничество, эгоизм, и даже жестокостью, доходящую до мракобесия. Всё это стало возможным из-за потери традиционных ценностей, дефицита духовности, культуры, человечности и недостаточности образования, просвещения в наше время. И театр, и литература, и кино - всё выродилось и обесценилось. Искусство утратило свои традиции и не нашло пока новых идеалов. Как вернуть эти моральные и духовные качества, что должно произойти, чтобы мы задумались об этом?
Мы не осознаём опасности, которое несёт это новое время с «клиповым мышлением» для образования, формирования духовного мира, особенно у маленьких детей, подростков, молодёжи. Их как раньше, уже не воспитывают бабушки и дедушки, наделённые чутьем глубинных народных знаний, которые через мудрые сказки, игры, пословицы и поговорки раньше прививали духовность, доброту, нравственные установки, ценности, правильное поведение. Если бы не было няни Арины Родионовны - хранительницы народной мудрости, вряд ли появился бы гениальный поэт А.С.Пушкин.
А великий сказитель, манасчы Саякбай Каралаев, которого Чингиз Айтматов назвал Гомером ХХ века, впервые услышал отрывки из кыргызского народного эпоса «Манас» в раннем детстве от своей бабушки Дакиш[1]. Сегодня такой преемственности передачи знаний от поколения к поколению нет. Ведь не случайно выдающийся советский философ Мираб Мамардашвили сравнил глубинные народные знания с книжным шкафом, ключ от которого потерян. Сегодня функции формирования знаний, духовного мира переложены на детский сад, школу, вуз. Тотальная всеобщность, усредненность образования, в том числе экологического, не говоря уже о передаче традиционных знаний, народной мудрости, ведёт к стандартизации и примитивности мышления и воспитателей и воспитуе-мых.
Мир рассыпается, деградирует, духовность падает во всем мире, её место заняли индивидуализм, прагматизм, эгоизм. Человечество переходит к новой,
1 Шукуров Э. Дж. Из неопубликованного. Статья «Чингиз Айтматов и живая природа».
2 Шукуров Э.Дж. Там же.
3 Охлос-охлократия (от греческого охлос-толпа) - это власть толпы, сброда, бандитов. Это извращенная форма демократии, основанная не на законах, а на меняющихся настроениях толпы, действующей под влиянием демагогов, мракобесов и экстремистов. Охлократия появляется обычно в период Безвременья.
цифровой эре - универсализации всех средств информации. И мы ещё не осознаём всей той угрозы, которая несёт эта «цифровизация» для политики, социально-экономической жизни, культуры в условиях глобализации. И самое непростительное - человек вмешался в природу, разрушает её, не осознавая, что это хрупкая система. Из-за того, что мы забыли о долге перед Матерью-Природой, а беспечно, эгоистично думаем только о своей выгоде, удобстве, мы вогнали себя в замкнутый круг и «дружно» идём под откос.
Поэтому как никогда актуален системный подход к формированию экологического сознания населения различных регионов страны, особенно молодёжи. Такой подход предполагает совершить серьезную духовную и интеллектуальную функцию общества - внедрить в сознание людей новую меру ценностей по отношению к себе и к природе. Т.е. главной задачей в формировании экологического сознания, мышления, культуры, (от детского сада до пенсионеров) является:
- отказ от антропоцентризма, когда при решении любых проблем общества приоритет отдается факторам природным, а не социально-экономическим;
- выдвижение на первый план и признание особой социальной ценностью экологических благ, обеспечивающих сохранение природы, максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость;
- формирование у всех социальных слоев населения экологоцентрического сознания, мышления, культуры или экоцентризма.
Экологоцентрическое мышление или экоцентризм - это индивидуальная и коллективная (общественная) способность сознавать неразрывную связь каждого отдельного человека и всего человечества в целом с целостностью и относительной неизменностью естественной среды обитания человека, когда при решении любых проблем общества приоритет отдается факторам природным, а не сиюминутным, экономическим. Это осознание, умение и привычка действовать в отношении к природе как отношение сына к матери, не нарушая связь и круговорот природной среды. А природная среда, в свою очередь, обеспечивает экологические блага, способствует максимальной продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость, способствует улучшению качества жизни нынешнего и будущих поколений людей. Вот такой логически замкнутый, естественный, гармоничный круг «Человек-Природа»!
Каковы пути формирования экологического сознания и экологической культуры общества, что для этого требуется? Прежде всего, для этого необходима:
- система экологического образования, просвещения и воспитания, формирующая экологические знания и культуру, экологические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях прошлого;
- система экологического законодательства, экологизация всей правовой системы;
- информационная система, обеспечивающая получение экологической информации всеми социальными группами населения;
- система экологического менеджмента, экологизация хозяйственной деятельности;
- развитие высоких, биосферо-совместимых технологий, использование вторичных ресурсов;
- развитие гражданских экологических инициатив, общественных экологических организаций;
- повышение статуса экологических проблем в общественном сознании, формирование действенной экологической политики государства;
- участие в международных программах, нацеленных на сохранение биосферы в глобальном масштабе.
В начале 2020 года весь мир столкнулся с небывалой катастрофой - пандемией коронавируса, COVID-19. Мы считаем, что это Природа восстала против насилия над ней, человечеству дан вызов, и всем нам даётся шанс переосмыслить: либо мы поднимемся выше своего эгоизма, либо мы придём к самоуничтожению. История - ключевой момент, чтобы с высоты XXI века посмотреть на наше экологическое прошлое, и сделать «работу над ошибками» сегодня, здесь и сейчас - пересмотреть эффект глобализации, мировой экономики, которые и породили конфликт человека и Природы.
Время не только сделать выводы, пересмотреть своё место в системе «человек - природа», но и поменять своё сознание, задуматься о том, о чём мы раньше никогда не думали. Пандемия - это испытание для всего человечества. Это время дано чтобы встряхнуться и противостоять всем миром против катастрофы и привести людей, народы, страны, прежде всего, политиков - к уважительному, почтительному отношению к природе, а затем - к миру, согласию, диалогу между собой, независимо от своих мировоззренческих, политических, религиозных убеждений.
Опытный советский и кыргызстанский дипломат, отличающийся особой мудростью Государственный секретарь КР, мыслитель, философ, профессор ряда вузов Кыргызстана Ишенбай Абдуразаков в 1997 году, выступая на Форуме с докладом, сделал очень важное заключение, которое сегодня звучит как политическое завещание для нас, для потомков: «Строительство нового общества вовсе не означает начало новой страницы. В любой реформации важно обеспечить связь времён и поколений, опору на жизнеспособные духовные ценности и социальные завоевания»[2]. (Подчёркнуто нами, ТАИ).
Эта максима должна стать основой нашей национальной идеологии, нравственным законом нашей жизни, основополагающим принципом в деятельности всех людей, всех организаций, всего общества. Она же стала главным принципом нашей Общественной организации «Диалог культур и цивилизаций» и главной задачей, которую мы подняли в созданной нами этно-, эко-, агро-, туристической школе «Табият». Мы будем следовать этой идее и вносить свой вклад в решение этой, как оказалось, глобальной проблемы - преобразовывать традиционные знания и ценности, культурное достояние прошлого в интеллектуально-духовный потенциал современной личности и социума. И будем решать эту задачу через формирование экологического сознания, экологической культуры населения, особенно молодёжи.
И в заключение хотелось бы процитировать другого великого кыргыза, гражданина мира, о котором мы говорили выше, писателя Чингиза Айтматова, который ещё в советское время предвидел происходящие сегодня природные катаклизмы и поднимал экологические проблемы практически во всех своих про-76 -
изведениях. В 2003 году в одном из интервью он сказал: «...А меня сейчас больше всего волнует вопрос доброты, гуманности. Как оградить человека, как сохранить то, что даёт природа? Как не растерять связь с ней, и тем, что заложено в нас нашими предками, как остаться человеком, защитить, не дать разрушить, и передать потомкам удивительный мир безумно красивой нашей планеты? (Подчёркнуто нами, ТАИ). Будем надеяться, что хаос породит что-то новое. Я думаю, что так, в конце концов, и произойдет» [3].
Человечество сейчас оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни всех последующих поколений. Формирование новой меры ценностей по отношению к себе и к природе, экологического сознания и культуры способно и должно помочь человеку осознать современные реалии!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. URL: https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/famous-personalities/kyrgyz-musicians/1570-sayakbay-karalaev-18941972.html
2. Доклад И.А. Абдуразакова на Форуме «Национальная стратегия Устойчивого Человеческого Развития в Кыргызской Республике». Бишкек: 1998. - С.81.
3. Интервью Чингиза Айтматова, опубликовано в Vesti.kg 2 февраля 2016 г. URL:https://vesti.kg/obshchestvo/item/38949-neopublikovannoe-intervyu-chingiza-aytmatova.html
REFERENCES
1. URL:https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/famous-personalities/kyrgyz-musicians/1570-sayakbay-karalaev-18941972.html
2. Report of I. A. Abdurazakov at the Forum "National Strategy for Sustainable Human Development in the Kyrgyz Republic". Bishkek: 1998. - P. 81.
3. Interview with Chingiz Aitmatov, published in Vesti.kg February 2, 2016. URL:https://vesti.kg/obshchestvo/item/38949-neopublikovannoe-intervyu-chingiza-aytmatova.html
Информация об авторах: Токтосунова Адаш Искендеровна - доктор политических наук, профессор, председатель ОО «Диалог культур и цивилизаций» Бишкек. Кыргызстан e-mail: adaisken@yahoo.com
Алымбаева Тамара Бердиматовна -образовательного центра «Жарык» Бишкек. Кыргызстан e-mail: tomaalymbaeva77@gmail.com
старший преподаватель Учебно-
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Adash Toktosunova, Doctor of Political Science, Professor, Head of "Dialogue of Cultures" Public Association
Bishkek. Kyrgyzstan e-mail: adaisken@yahoo.com
Tamara Alymbaeva, Senior Teacher, "Zharyk" Educational Center
Bishkek. Kyrgyzstan
e-mail: tomaalymbaeva77@gmail.com
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 28.01.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.02.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 23.02.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests
© Токтосунова А.И. 2021 © Алымбаева Т.Б. 2021