Д. А. Изотов 229 Д. А. Изотов
СЕВЕРО-ВОСТОК КИТАЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА1
Увеличение капиталовложений в условиях мирового кризиса, являлось единственным способом поддержания высоких темпов роста китайской экономики, компенсируя сокращение экспорта. В дальнейшем расширение внутреннего спроса будет основой стратегии экономического развития КНР. Реализация Пакета антикризисных мер наряду с Планом возрождения экономики Северо-Востока Китая привела к тому, что высокая доля инвестиций в ВРП региона продолжает генерироваться государственным сектором, а также строительством инфраструктурных объектов. В среднесрочном периоде воздействие кризисных тенденций в мировой экономике на государственный сектор северо-восточных провинций является слабым, поскольку продукция данного сектора в основном направлена на внутренний рынок.
Стимулирование национальной экономики, направленное на достижение стабильности экономического роста, с точки зрения кейн-сианской теории заключается в увеличении государственных расходов, как на потребление, так и на инвестирование. В свете современного мирового кризиса многие страны реализуют антикризисные меры для того, чтобы компенсировать негативные тенденции в национальной экономике. Данные меры, безусловно, отличаются в зависимости от структур национальных экономик (страны традиционно делятся на две группы: с высоким — это развитые страны — и с низким потреблением по отношению к ВВП).
Кризисные тенденции в мировой экономике привели к сокращению конечного потребления развитых стран. Поскольку в развитых странах доля конечного потребления довольно высока, реализация антикризисных мер для данных национальных экономик направлена на рост потребления через государственные расходы. Сокращение в связи с кризисными тенденциями потребления в развитых странах привело к снижению потребления ими продукции из стран, удовлетворяющих их конечный потребительский спрос. В результате этого экспорт последних значительно сократился, что привело к снижению темпов роста их экономик, росту безработицы и другим негативным последствиям.
1 Статья подготовлена при поддержке проекта ДВО РАН 09-1-ООН-02.
Самой большой экономикой, которая обеспечивает удовлетворение конечного спроса развитых стран, является Китай. На протяжении последних трех десятилетий темпы роста китайской экономики являются одними из самых высоких в мире (средний темп прироста ВВП составил более 9% в год) [13]. Растущий внешний потребительский спрос обеспечил Китаю значительное увеличение его чистого экспорта. Китай превратился в одного из главных реципиентов прямых иностранных инвестиций в мире, которые обеспечивают быстрый рост его экономики и внешней торговли (в 1978-2008 гг. всего было использовано около 900 млрд долл. ПИИ). Предприятия с иностранным капиталом к 2008 г. обеспечивали около 60% китайского экспорта и импорта [16]. Эффекты, получаемые от экспортной ориентации экономики, позволили Китаю длительное время увеличивать темпы инвестирования в национальную экономику. Доля инвестиций в ВВП Китая составляет более 45%2. Несмотря на то, что высокий потребительский спрос в США, странах ЕС и Японии обеспечивает Китаю огромное активное сальдо торгового баланса, такая модель крайне зависима от внешнего спроса, сокращение которого автоматически вызывает кризисные явления в китайской экономике. По итогам четвертого квартала 2008 г. в результате сокращения экспорта экономический рост КНР составил рекордно низкую величину — менее 7%. Поскольку потребительский спрос в Китае увеличился в последние годы крайне незначительно [14, 21], направление экспортной продукции на внутренний рынок страны является крайне затруднительным.
Для того, чтобы поддержать устойчивость китайской экономики в условиях сокращения внешнего спроса, было принято решение на два с половиной года увеличивать государственные расходы на возведение капитальных объектов [17, 19, 27]. В ноябре 2008 г. было заявлено о реализации Пакета антикризисных мер для экономики КНР, который предусматривает значительное увеличение инвестиций по семи основным направлениям общим объемом 4 трлн юаней (585,5 млрд долл.): возведение социального
2 Для сравнения: в США — 12%, странах Европейского Союза — 15-20% [21, 28].
230 МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ
Таблица
Структура капиталовложений Пакета антикризисных мер КНР [11, ^ 32-33]
Показатель трлн юаней %
Всего 4 100
Строительство железных дорог, автотрасс, аэропортов и сетей электроснабжения 1,8 45
Восстановление районов, серьезно пострадавших от землетрясения 1 25
Создание инфраструктурных объектов и улучшение благосостояния в деревнях 0,37 9
Реализация проектов по охране окружающей среды 0,35 9
Строительство доступного жилья 0,28 7
Наращивание инновационного потенциала и реструктуризация производства 0,16 4
Улучшение ситуации в области здравоохранения, образования и культуры 0,04 1
жилья, улучшение сельской инфраструктуры, развитие транспорта (с акцентом на железные дороги), строительство и реконструкция школ и больниц (особенно во внутренних провинциях), улучшение экологической обстановки (строительство очистных сооружений), инвестиции в разработку новых технологий и восстановление районов, пострадавших от землетрясения в провинции Сычуань (табл.).
Разумеется, реализация уникального по масштабам Пакета антикризисных мер привлекла внимание как бизнеса, так и научного сообщества. С 2008 г. практически все крупные международные экономические организации стали оценивать возможные эффекты от данных мер на кратко- и среднесрочную перспективу развития КНР [12, 14, 18, 20, 21, 22]. Так, специалистами ОЭСР, МВФ, HSDC отмечается, что реализация масштабных мер стимулирования китайской экономики будет поддерживать ее высокий рост в среднесрочной перспективе. С улучшением общей ситуации на рынке труда личное потребление будет расти, вследствие этого совокупный внутренний спрос будет оставаться устойчивым. Как ожидается, рост экспорта Китая восстановится с выходом из кризиса мировой экономики, но не достигнет значения докризисных темпов. В результате этого прирост ВВП будет выше 10% в 2010 г. Исходя из текущих планов, расходы на стимулирование экономики будут прекращены в 2011 г. Предполагается, что даже при ослаблении внутреннего спроса профицит текущего счета платежного баланса увеличится до 6% ВВП в 2011 г. [18]. Звучит общий вывод о том, что бесконечно
наращивать инвестиции невозможно и эффективность от них для Китая с каждым годом будет снижаться. В связи с этим расширение внутреннего спроса в долгосрочной перспективе можно считать стратегическим курсом стимулирования экономического развития КНР.
Очевидно, что проявления кризиса в экономическом пространстве Китая различны. Поскольку публикация региональной статистики в КНР значительно отстает от национальной, в настоящее время не существует работ по количественному анализу воздействия кризиса на китайскую экономику в пространстве. Очевидно, что кризисные тенденции в наибольшей степени коснулись регионов с большой экспортной квотой в экономике, которым предоставляется поддержка в виде дешевых кредитов и снижения налогов. Поскольку в других регионах Китая экспортная квота не является столь высокой, экономический рост в них поддерживается, прежде всего, инвестиционными вливаниями. К регионам данного типа относится приграничный с Россией северо-восточный регион Китая [5].
В целом реализация Плана возрождения старопромышленной базы северо-восточного Китая оказывает положительное воздействие на экономику данного региона, рост которой с 2000 г. был выше среднего по стране [6]. Руководство Китая уделяет пристальное внимание развитию северо-восточных провинций, реализуя по отношению к ним ряд программ, а также политику, направленную на их сотрудничество с регионами России. Вследствие более детального понимания траектории развития северо-восточных провинций необходимо проанализировать поведение их экономики в условиях мирового кризиса. Поскольку имеющаяся информация о ходе реализации Пакета антикризисных мер носит довольно ограниченный характер, в нем отсутствуют количественные показатели регионального распределения бюджетных средств, воздействие стимулирующих мер на экономику Северо-Востока Китая будет рассматриваться лишь косвенно, на качественном уровне.
По итогам 2008 г. ВРП Северо-Востока Китая составил 2820 млрд юаней (417,8 млрд долл.) или 9,4% суммарного ВРП страны (в 2007 г. — 8,5%), причем темпы прироста ВРП всех северо-восточных провинций превышали средние темпы прироста китайской экономики в целом. Можно сказать, что последствия мирового кризиса стали проявляться в экономике Северо-Востока КНР только в первом квар-
тале 2009 г., в то время как для национальной экономики снижение темпов прироста, обусловленное кризисными явлениями в мировой экономике, отмечалось уже в начале четвертого квартала 2008 г. Наибольшее падение темпов прироста ВРП наблюдалось в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян — с 16,5% и 11,4% в первом квартале 2008 г. до 9,1% и 6% соответственно в первом квартале 2009 г. Со второго квартала 2009 г. наблюдалось некоторое оживление экономики северо-восточных провинций Китая, как и китайской экономики в целом (по Северо-Востоку прирост ВРП составил в среднем 11%, по Китаю — 8%). По предварительным данным, в условиях реализации Пакета стимулирующих мер экономика Северо-Востока Китая по темпам прироста приближается к докризисным значениям. Ожидается, что темпы прироста ВРП по итогам 2009 г. для провинции Хэйлунцзян достигнут 12%, Цзилинь — 13,5%, Ляонин — 12,7% [10, 24, 25, 26].
Как показывает статистика, дефляционные тенденции в китайской экономике начались еще в апреле 2008 г., что было вызвано борьбой с перегревом экономики. Кризисные тенденции в мировой экономике, совпав с реализацией мер по борьбе с перегревом национальной экономики, еще больше ускорили дефляцию, и с ноября 2008 г. по июль 2009 г. значение индекса цен потребительских товаров опустилось ниже 100% (по отношению к предыдущему году) как в северо-восточных провинциях, так и в Китае в целом. К июлю 2009 г. в целом падение цен в северо-восточных провинциях остановилось, а по некоторым товарным группам (например, по продуктам питания) цены стали расти. Это формально указывает на то, что происходит процесс восстановления экономики Северо-Востока КНР после кризиса [15].
Общеизвестным является тот факт, что доля предприятий государственного сектора в экономике северо-восточных провинций довольно значительна, часть из них являются убыточными [6]. Мероприятия, направленные на сокращение государственного сектора в экономике провинций пока не приносят ощутимого результата. Так, по итогам 2008 г. в провинции Хэйлунцзян 12,2% промышленных предприятий были государственными, и на них приходилось 67,5% валового выпуска промышленности. Схожая ситуация в провинции Цзилинь. И лишь в Ляонин на госпредприятия приходилось около 50% промышленного выпуска [23, 24, 26]. Кризисные тенденции в мировой
экономике еще больше усугубили ситуацию в данной области: к числу убыточных добавились предприятия негосударственного сектора Северо-Востока Китая. В итоге доля убыточных предприятий региона увеличилась с 19% на конец 2008 г. до 23% к первому полугодию 2009 г., что соответствует среднему значению в Китае. Наибольшая доля убыточных предприятий наблюдалась в Хэйлунцзян (33%) [10].
Структура экономики Северо-Востока Китая, с большой долей государственных предприятий, с низкой экспортной квотой, довольно длительное время консервирует значительную разницу доходов населения по сравнению со средним значением данного показателя для КНР в целом [6]. Тем не менее, государственный сектор, занимая значительную долю в экономике Северо-Востока КНР, несмотря на низкую оплату труда, был менее чувствительным к кризисным тенденциям в мировой экономике. Так, ко второму кварталу 2009 г. для провинций Цзилинь и Хэйлунцзян, с наибольшими долями госсектора в экономике, кризисные тенденции в наименьшей степени повлияли на доходы городского населения, по сравнению с Ляонин и с КНР в целом. По среднедушевым доходам в городах северо-восточные провинции ко второму кварталу 2009 г. отставали от среднего по стране уровня в наименьшей степени за последние 10 лет: Ляонин — на 9%, Цзилинь — на 12% и Хэйлунцзян — на 21%. Кризисные процессы также не вызвали значительного снижения доходов в сельской местности северо-восточных провинций по сравнению с ситуацией в национальной экономике, а в провинции Ляонин с четвертого квартала 2008 г. по второй квартал 2009 г., напротив, наблюдался их рост [15].
Вместе с тем ситуация на рынке труда северовосточных провинций КНР как в докризисный, так и в кризисный период характеризовалась как острая, что вызвано раздутыми штатами государственных предприятий. Пик сокращений в трех провинциях пришелся на последний квартал 2008 г. Наибольшее сокращение занятых в городах наблюдалось в провинции Хэйлунцзян (320 тыс. чел.), что во многом связано с реструктуризацией угольной промышленности региона [1]. Тем не менее, уже ко второму кварталу 2009 г. в северо-восточных провинциях Китая численность занятых стабилизировалась на докризисном уровне (13 млн чел.) [15].
Традиционно для придания положительной динамики экономического роста национальной экономики центральное правительство КНР
увеличивает государственные инвестиции и активно привлекает негосударственный капитал. По итогам 2008 г. наблюдался прирост прямых иностранных инвестиций, который составил 22%. Основным иностранным инвестором для провинций Северо-Востока являлся Гонконг. Наибольший объем ПИИ в 2008 г. пришелся на провинцию Ляонин (12 млрд долл.), около половины из которых приходилась на гонконгские капиталовложения. В провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь в 2008 г. было освоено 2,5 млрд и 0,9 млрд долл. прямых иностранных инвестиций соответственно [23, 24, 26].
Инвестиции в основные фонды в города Северо-Востока Китая по итогам 2008 г. составили 1694 млрд юаней (261 млрд долл.), их годовой прирост составил почти 25%, что выше среднего по стране (21%). Наибольший объем инвестиций в основные фонды в города приходится на провинцию Ляонин (около 50% капиталовложений в северо-восточные провинции в
2008 г.). В первом полугодии 2009 г. темпы прироста инвестиций в основной капитал северовосточных провинций (в городах) превысили прошлогодние значения. Это стало возможным, вероятно, благодаря реализации Пакета мер по стимулированию внутреннего спроса, в данном случае — поддержке по возведению объектов жилого фонда1 [15]. Например, в одной только провинции Хэйлунцзян с января по ноябрь 2009 г. насчитывалось 3519 строительных объектов, что больше на 48,7% по сравнению с показателем прошлого года. В течение
2009 г. были введены в эксплуатацию 399 объектов с объемом капиталовложений свыше 100 млн юаней и 334 объекта с финансированием свыше 50 млн юаней, что больше на 19,1% и 86,6% по сравнению с периодом прошлого года соответственно. В основной капитал промышленного сектора поступили капиталовложения в сумме 149,86 млрд юаней, на 30,3% больше по сравнению с прошлогодним показателем [10].
В отличие от средних значений по стране в целом, экспортная и импортная квота в ВРП региона не является большой2 (на уровне 16% для экспорта и 11% для импорта) [15]. Внешнеторговый оборот северо-восточных
1 Помимо реализации данной меры, продолжается увеличение инвестиций в экономику Северо-Востока КНР некоторыми зарубежными компаниями По состоянию на первый квартал 2009 г в приморской зоне провинции Ляонин шла реализация 756 проектов общей стоимостью 437,6 млрд юаней [8].
2 По итогам 2008 г доля экспорта и импорта в суммарном ВРП КНР составляла 34% и 26% соответственно .
провинций по итогам 2008 г. составил 108 млрд долл., увеличившись почти на 20 млрд по сравнению с 2007 г. В первой половине 2009 г. в связи с кризисом внешнеторговый сектор Северо-Востока Китая стал существенно сокращаться.
Экспорт трех провинций составил в 2008 г. 63,4 млрд долл. (51,4 млрд в 2007 г.), импорт — 45,2 млрд долл. (в 2007 г. — 35,6 млрд), положительное сальдо составило 18,2 млрд долл. Как и ранее, к 2008 г. наибольший объем внешнеторгового оборота пришелся на провинцию Ляонин (72,4 млрд долл.), далее следовали Хэйлунцзян (22,9 млрд) и Цзилинь (13,3 млрд долл.). По отношению к предыдущему месяцу отрицательные темпы прироста экспорта наблюдались в провинции Ляонин с сентября 2008 г. по апрель 2009 г., в провинции Хэйлунцзян — первые два месяца 2009 г. Что касается провинции Цзилинь, то в конце 2008 г. наблюдался кратковременный скачок в темпах прироста экспорта, сменившийся впоследствии отрицательными значениями данного показателя по отношению к соответствующему периоду прошлого года [15].
Если воздействие последствий мирового кризиса на экспорт региона было довольно ощутимым, то на импорт северо-восточных провинций (за исключением Ляонин — с октября 2008 г. по январь 2009 г.) оно проявилось в меньшей степени. Это связано с тем, что импорт, в основном представленный товарами ресурсной группы, необходим не только для производства экспортных товаров, но и для удовлетворения внутреннего спроса. Вероятно, Пакет антикризисных мер, направленный в том числе на увеличение внутреннего потребления, способствует тому, чтобы объемы импорта существовали хотя бы докризисном уровне [15].
Из трех регионов Северо-Востока КНР наиболее прочные торгово-экономические связи с Россией имеет провинция Хэйлунцзян [6]. В условиях мирового кризиса в 2009 г. наметилось заметное сокращение суммы фактически освоенных иностранных инвестиций и объема внешнеторгового оборота в провинции Хэйлунцзян. По итогам 2009 г. объем экспорта и импорта провинции Хэйлунцзян сократился на 29,9% по сравнению с прошлым годом [3]. Данные показывают, что на долю этой провинции приходится 0,7% общего объема внешнего товарооборота страны (13-е место в Китае). Объем внешнеторгового оборота с Россией провинции Хэйлунцзян за 2009 г. составил 5,58 млрд долл. (снижение на 49,7%) [2], экспорта — 3,27 млрд долл. (снижение на 59,1%),
импорта — 2,31 млрд долл. (снижение на 25,4%). Сокращение в основном коснулось экспорта товаров инвестиционного спроса, вместе с тем в 2009 г. наблюдалось увеличение вывоза продуктов питания в российском направлении [4]. Зарегистрировано также сокращение объема импорта российских лесоматериалов параллельно со значительным подорожанием российской древесины. Отмечается что в 2010 г. органы власти провинции Хэйлунцзян будут поддерживать развитие предприятий, в сфере деятельности которых находится торговля или совместное производство с российской стороной. В качестве примера приводится создание базы по производству губчатого титана в г. Цзямусы российской компанией «Алком» и китайской СШпа1со с производственной мощностью до 30 тыс т продукции в год [7]. В текущем году планируется также активизация сотрудничества провинции с Монголией в области добычи и использования природных ресурсов [9].
Руководством трех провинций осознается факт того, что сокращение объемов внешней торговли является лишь временным явлением, вследствие этого ведется довольно активно проработка возможных путей перспективного сотрудничества с зарубежными странами, в том числе с соседними российскими территориями.
Благодаря реализации пакета мер по стимулированию внутреннего спроса, уже к маю 2009 г. были достигнуты докризисные значения в розничной торговле как северо-восточных провинций, так и Китая в целом. К концу 2008 г. объем розничных продаж потребительских товаров составил 1024 млрд юаней, что составило 9% от общестранового показателя. По-прежнему наибольший объем розничного товарооборота приходился на провинцию Ляонин — 491 млрд юаней, или 48% розничного товарооборота северо-восточных провинций [15].
Из приведенного краткого анализа можно заключить, что в условиях мирового кризиса решение об увеличении капиталовложений (прежде всего в сооружение инфраструктуры) как главной антикризисной меры являлось единственным способом поддержания высоких темпов роста национальной экономики, поскольку потребление в Китае продолжает оставаться низким. В итоге происходит компенсирование сокращения национального экспорта инвестиционными вливаниями. Данные меры носят вынужденный характер. В дальнейшем расширение внутреннего спроса можно считать стратегией экономического развития КНР. Прежде
всего рост спроса будет наблюдаться в регионах с высокими темпами роста доходов населения (приморские провинции).
Кризисные тенденции в мировой экономике довольно ощутимо отразились лишь на внешнеторговом секторе северо-восточных провинций, но его доля в ВРП региона гораздо меньше, чем в среднем по стране. Реализация Пакета антикризисных мер наряду с Планом возрождения экономики Северо-Востока КНР привела к тому, что главным источником высоких темпов роста региона стала являться инвестиционная составляющая. При этом высокая доля инвестиций в ВРП региона продолжает генерироваться государственным сектором. Большая доля государственных предприятий в экономике Северо-Востока КНР в долгосрочной перспективе ведет к трудностям, связанным с низкой конкурентоспособностью продукции, низкими зарплатами и скрытой безработицей. Этот фактор будет сдерживать рост внутреннего спроса региона. Исходя из этого, развитие экономики Северо-Востока Китая будет все больше отставать от приморских регионов. Вместе с тем в среднесрочном периоде воздействие кризисных тенденций в мировой экономике на государственный сектор северо-восточных провинций является слабым, поскольку продукция данного сектора в основном направлена на внутренний рынок, конечное потребление которой дотируется из центрального и региональных бюджетов.
Список источников
1. В 2009 году в провинции Хэйлунцзян закрыты 122 малые угольные шахты . [Электронный ресурс]. URL: http:// russianl.people . com . cn/31516/6864639. html
2 В 2010 году Хэйлунцзян повысит уровень внешней торговли с Россией. [Электронный ресурс]. URL: http:// russian . cri. cn/881/2010/01/13/1s321556.htm
3 . Внешний товарооборот провинции Хэйлунцзян . [Электронный ресурс]. URL: http://www.zabinfo.ru/modules. php?op=modload&name=News&file=article&sid=62713&mo de=thread&order=0& thold=0
4. Вырос экспорт фруктов через КПП Суйфэньхэ в Россию. [Электронный ресурс]. URL: http://russian. dbw. cn/ system/2010/01/15/ 000195454. shtml
5 . Изотов Д. А. Экономика Северо-Востока КНР. Современное состояние и перспективы развития // Долгосрочная стратегия развития российского Дальнего Востока : материалы научно-практической конференции (4 дек. , 2007 г. ; г. Хабаровск): сб. ст. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2008.
6 . Изотов Д. А., Кучерявенко В. Е. Северо-Восток Китая в условиях реализации Плана возрождения экономики // Пространственная экономика. 2009. №2 . с . 140-158.
7 Китай и Россия создают в провинции Хэйлунцзян совместное предприятие . [Электронный ресурс]. URL: http://russian . dbw. cn/system/2009/08/26/000155899. shtml
8 . Программа освоения самой северной в Китае приморской зоны призвана придать импульс возрождению Северо-Восточного Китая . [Электронный ресурс]. URL: http://www. crc . mofcom . gov. cn/crweb/rcc/info/Artide .jsp?col_ no=110&a_no=187212
9 . Хэйлунцзян обещался нарастить русскую и монгольскую торговлю . [Электронный ресурс]. URL: http://www. zabinfo . ru/modules . php?op=modload&name=News&file=arti cle&sid=62585
10 . Хэйлунцзян . Темпы роста экономики за 2009 год достигнут 12% . [Электронный ресурс]. URL: http://russian. dbw. cn/system/2010/01/4/00192135. shtml
11. Ю Шаньшань. Как следует потратить 4 трлн юаней? // Китай. 2009. №1. с. 30-39
12 . A Climate for Recovery The color of stimulus goes green . // HSBC Global Research . Climate Change Global. 25 February 2009. [Electronic resource]. URL: http://www. globaldashboard. org/wp-content/uploads/2009/HSBC_Green_New_Deal. pdf
13 . Anderson J., Hu F. The Five Great Myths about China and the World. NY. 2003.
14. Baldacci E., Callegari G., Coady D., Ding D., Kumar M., Tommasino P., Woo J. Public Expenditures on Social Programs and Household Consumption in China // IMF Working Paper, Fiscal Affairs Department, WP/10/69, March 2010 . [Electronic resource]. URL: http://www.imf. org/external/pubs/ft/wp/2010/ wp1069.pdf
15 . China Monthly Economic Indicators. January, 2008 — August, 2009
16 . China Statistical Yearbook 2009. Beijing: China Statistics Press, 2009
17. China unveils stimulus package for 10 sectors. [Electronic resource]. URL: http://news.xinhuanet.com/ english/2009-02/26/ content_10899531.htm
18 China: A strong rebound [Electronic resource] URL: http://www. oecdobserver.org/news/fullstory. php/aid/3026/ China:_A_strong_ rebound.html
19 . China's 4 trillion yuan stimulus to boost economy, domestic demand. [Electronic resource]. URL: http://news. xinhuanet . com/ english/2008-11/09/content_10331324.htm
20 . Guo K., N'Diaye P. Employment Effects of Growth Rebalancing in China // IMF Working Paper, Asia and Pacific
Department, WP/09/169, August 2009. [Electronic resource]. URL: http://www. imf. org/external/pubs/ft/wp/2009/wp09169. pdf
21. Guo K., N'Diaye P. Is China's Export-Oriented Growth Sustainable? // IMF Working Paper, Asia and Pacific Department, WP/09/172, August 2009. [Electronic resource]. URL: http://www.imf. org/external/ pubs/ft/wp/2009/wp09172. pdf
22 . He D., Zhang Z., Zhang W. How Large Will Be the Effect of China's Fiscal-Stimulus Package on Output and Employment? // Hong Kong Monetary Authority Working Paper 05/2009. [Electronic resource]. URL: http://www. info . gov.hk/ hkma/eng/ research/working/pdf/HKMAWP09_05_full.pdf
23 . Heilongjiang Province. [Electronic resource]. URL: http://www. hktdc . com/info/mi/a/mpcn/en/1X06BWA2/1/ Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/ HEILONGJIANG-PROVINCE.htm
24. Jilin Province . [Electronic resource]. URL: http:// www. hktdc . com/info/mi/a/mpcn/en/ 1X06BWDZ/1/Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/JILIN-PROVINCE.htm
25 . Jilin's GDP growth to hit 13,5% in 2009. [Electronic resource]. URL: http://www. chinaknowledge. com/Newswires/ ews_Detail. spx?type=1&NewsID=30062
26 Liaoning Province [Electronic resource] URL: http://www. hktdc .com/info/mi/a/mpcn/en/1X06BWFX/1/ Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/ LIAONING-PROVINCE htm
27 . The Size of the Fiscal Expansion . An Analysis for the Largest Countries . February 2009. [Electronic resource]. URL: http://www. imf. org/ external/np/pp/eng/2009/020109.pdf
28 . World Economic Outlook Database, April 2009. [Electronic resource]. URL: http://www. imf. org/external/pubs/ ft/weo/ 2009/01/weodata/weoselgr. aspx
УДК 339.9(518)
ключевые слова: экономический рост, ВРП, отраслевая структура, инвестиции в основные фонды, внешняя торговля, среднедушевой доход, индексы потребительских цен, Пакет антикризисных мер, Северо-Восточный Китай, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян
Е. В. Васильева
межрегиональная дифференциация качества жизни
населения россии1
На основе разработанного методического аппарата диагностики качества жизни в регионе проанализированы и представлены основные социально-экономические проблемы по федеральным округам и субъектам РФ. Отражена существенная дифференциация качества жизни населения
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 08-06-00131а)
России и ее влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Одной из наиболее острых проблем в современной России является резкая дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, что определяет различные региональные возможности как для реализации общефедеральных мер, направленных на