Научная статья на тему 'Бюрократические тренды в отечественной системе государственной власти'

Бюрократические тренды в отечественной системе государственной власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ДЕФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / БЮРОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / POWER / DEFORMATION OF CULTURE OF GOVERNMENT / THE BUREAUCRACY / THE STATE APPARATUS / PERSONNEL POLICY / INNOVATION MANAGEMENT / PROFESSIONAL CONTINUITY / BUREAUCRATIC TRADITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравченко Артур Георгиевич, Мамычев Алексей Юрьевич

Статья посвящена анализу бюрократических традиций российской государственности и государственной власти. В тексте работы прослеживаются характерные черты отечественной бюрократии и выявляются ее устойчивые негативные характеристики, а также определяются причины, нейтрализующие инновационные реформы в системе отечественной государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bureaucratic trends in domestic system of the government

This article analyzes the bureaucratic traditions of the Russian state and government. The text of the traced characteristics of the national bureaucracy and identifying its stable negative characteristics and identifies the reasons for neutralizing innovative reforms in the system of national government.

Текст научной работы на тему «Бюрократические тренды в отечественной системе государственной власти»

Обращаясь к проблеме поиска эффективных политико-правовых технологий реформирования современной системы государственного управления, особое внимание, на наш взгляд, следует уделить аспекту негативных бюрократических традиций, исторически сложившихся в механизме отечественного государства. Выявление подобной системы закономерностей, определенных устойчивых черт российской бюрократии, позволит сконструировать наиболее приемлемую модель дебюрократизации публичного менеджмента и сформировать рациональную модель государственной службы России.

Обобщая выводы современных отечественных исследований российской бюрократии, следует выделить такие ее негативные черты как: безынициативность, коррупционность, безответственность, непрофессионализм, кастовость и т.п.

В исторической ретроспективе российская бюрократия так же подвергалась серьезной критике либералами, указывающими на схожие бюрократические недостатки царской России. При этом характерно, что о негативных традициях государственного управления упоминают даже сторонники консерватизма, вставшие на защиту монархии. Так, К.П. Победоносцев, например, писал о безответственности чиновников и их привычке к подобному укладу вещей. Не менее критически относился к феномену «бюрократизации» и Л.А. Тихомиров, разделяя понятие служилого сословия и бюрократии, он отмечал опасность бюрократического отчуждения от общества [8].

В.П. Макаренко, характеризуя бюрократию царской России, отмечал - «надо учитывать, что чрезмерная централизация управления способствует бюрократизации высших уровней. Вершина иерархии вынуждена заниматься решением проблем, не разрешенных на низших уровнях». Не эту ли тенденцию мы наблюдаем в современной России, когда глава государства и премьер министр вынуждены в прямом телевизионном эфире решать управленческие проблемы низшего порядка за не справляющихся муниципальных и государственных чиновников? Очевидно, что бюрократизация системы управления, с ее внешней централизацией и формализацией, на деле ведет к разрыву вертикальных властных коммуникаций, образуя вместо них коррупционные сети.

Для решения этой системной проблемы сегодня в отечественной науке и политике высказываются радикальные идеи о полной смене госаппарата - как единственном средстве разрыва коррупционных сетей. С другой стороны, подобный подход к решению проблемы тотальной коррупционизации системы государственного управления вызывает определенные сомнения. Например, по мнению В.М. Петрова частая смена аппарата приводит к нарушению культурной преемственности в системе управления. Новому поколению бюрократии (“новой бюрократии”) приходилось открывать культуру управления заново [6]. Эта проблема просматривалась и в эпоху Петровских реформ и в период становления советской власти. Противоречивость между необходимостью всеобщего обновления государственного аппарата и негативными последствиями депрофессионализации, вследствие подобных кадровых изменений, просматривается в трудах В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого. Если первый ставил в качестве основных принципов дебюрократизации госаппарата принципы подконтрольности, выборности и сменяемости бюрократии, то последний указывал на то, что данные принципы исключают профессионализм чиновничества [9, с. 249]. Указанная проблема ярким образом проявилась после октябрьской революции, когда государственный аппарат составили необразованные чиновники, не обладающие ни знаниями, ни навыками управления. Тогда, в срочном порядке, в структуру госаппарата пришлось привлекать «классовых врагов», которые были способны обучить новую бюрократию профессиональной работе. Таким образом, не всякое изменение и отрыв от сложившегося уклада является позитивным источником развития государственного управления. Очевидно, что непрерывное совершенствование методов и средств управления должно сочетаться с профессиональной преемственностью.

С другой стороны, современная российская бюрократия как никогда стабильна как в правокультурном, так и кадровом значении. Рассматривая аспект этой кадровой стабильности, Е. Альбац отмечает, что «анализ показывает: более 80 % служащих аппарата правительства - кадровые советские бюрократы» [1, с. 6]. Исходя же из статистических данных средний возраст государственных служащих составил на 2011 год более 40 лет [2], а, учитывая тотальность

вовлечения в партийный аппарат советского периода, большинство из них являются носителями советского бюрократического менталитета. Таким образом, налицо культурная преемственность и кадровая стабильность бюрократии в России. Другое дело, что в основе этих культурных традиций лежит не общественный, а бюрократический интерес, который, однако, стал традиционным задолго до советского периода.

Изменение бюрократических традиций блокировалось самим госаппаратом на протяжении всей истории российской государственности. Даже в эпоху абсолютной монархии изменения системы отношений в госаппарате, узаконенные в таких, например, нормативных актах как Табели о рангах, оказалось, не под силу главам государства российского. Как, в этой связи, отмечает А.В. Оболонский

- «сопротивление бюрократической корпорации оказалось сильнее царской воли. Кастовое сознание чиновников препятствовало приливу в госаппарат “свежей крови”» [5, с. 17]. Изменилась ли ситуация в современной России? Очевидно, что коренным образом нет. Определенная попытка прервать негативную бюрократическую традицию управления проводилась в 90-х, но она не увенчалось каким либо успехом. Следствием таких реформ стала обостренная борьба партийной номенклатуры и административной бюрократии с прогрессивными идеями либерализма, и восприятие его худших проявлений госаппаратом. Так, демократические институты были эффективно блокированы российской бюрократией и сохранены лишь их внешние формы. С другой стороны, либерализация экономических отношений в обществе, упразднение ограничивающей идеологии в сочетании с либералистическим поклонением комфортной жизни стимулировало критический рост коррупции и стремление чиновничества обеспечить себе западное материальное благополучие без каких либо на то экономических предпосылок в государстве.

По замечанию В.Ю. Лукьянова, «в последние годы российская бюрократия стала возвращаться к классической схеме устройства управленческого аппарата - замкнутость, профессионализм чиновников, превращение бюрократии (также как в период 20-30-х годов) в закрытую социальную группу» [3, с. 17]. Исследователь позитивно оценивает реставрацию замкнутости бюрократического сообщества, очевидно смешивая понятия профессионализма и кастовости. История существования российской бюрократии, напротив, показывает, что отсутствие кадровой ротации, уничтожение конкурентного поля внутри госаппарата и приведение его к некой кадровой стабильности (застою) создавал лишь благоприятную почву для интеллектуальной и духовной деградации бюрократии, исторжение из нее человеческого капитала.

Между тем в своей работе Б.Н. Чичерин, характеризуя необходимость кадрового обновления бюрократии России, отмечал: «Бюрократия может дать сведущих людей и хорошее орудие власти; но в этой узкой среде, где неизбежно господствуют формализм и рутина, редко развивается государственный смысл... Новые силы и новые орудия, необходимые для обновления государственного строя, правительство может найти лишь в глубине общества». По сути, уже тогда высказывались идеи использования человеческого капитала в кадровой политике государственного аппарата. В современной России подобный подход к кадровому обновлению проводился, о чем свидетельствуют программы кадров Президента РФ, кадров губернаторов областей. Но и эти внедрения были блокированы бюрократией и поставлены под контроль, очередной раз, закрывая конституционно установленный доступ к государственной службе обществу. Конечно, бюрократия не блокирует полную ротацию госаппарата, но контролирует ее качественное содержание. Так, массовая торговля должностями автоматически исключила приток честных и публично ответственных людей в ряды чиновников. Недоступность государственной службы правопослушным представителям общества обусловлено и низкими заработными платами, предполагающими, что их недостаток будет компенсирован коррупционными надбавками. При этом советский период внес в специфику бюрократической культуры свою особенность. Так, как в этой связи отмечает Д.И. Кузнецов, -«поскольку экономические решения могли приниматься наверху, то и кадры, способные к такой деятельности, нужны были только в высших эшелонах власти». От остальных звеньев требовались совершенно иные таланты, такие как: послушание (личная преданность), исполнительность, отсутствие нравственных ограничений и т.д. [4, с. 4]. То есть качественный состав низовой

бюрократии, воспитанный тоталитарной системой государственного управления СССР, не отвечает требованиям и представлениям о современном публичном менеджменте, основанном на интеллектуальности решений, субъективной ответственности и инициативности государственных служащих.

Как видно из приведенных примеров, технически обновление государственного аппарата контролировалось бюрократией по-разному, однако принцип на протяжении многих веков оставался неизменным - отечественная бюрократия обособлялось от общества в отдельную социальную группу, обладающую самостоятельными интересами. Неэффективны в этом смысле оказались и правовые технологии, направленные на открытие государственной службы, транспарентности деятельности государственного аппарата и противодействия неформальным отношениям в системе госуправления. В связи с этим В. Слатинов отмечает, что, несмотря на достаточно широкий охват нормативных источников, противодействующих теневым практикам на организационном, регулятивном, управленческом, контрольном и иных уровнях, их углубленный анализ свидетельствует о «закрытости и неподконтрольности государственной бюрократической корпорации с ее особым миром и системой ценностей» [7, с. 126]. Ответом на правовую формализацию и попытку с помощью законов скорректировать отечественную бюрократическую традицию, как отмечает А.В. Оболонский,

- «был обход закона, уклонение от его фактического исполнения исходя из принципа «закон что дышло...» [5, с. 20]. При этом следует согласиться с исследователем в том, что первоисточником коррупционной традиции в России стал властный деспотизм, в условиях которого сделка между гражданином и чиновником становилась разумной и легитимной.

По сути, на протяжении всей исторической ретроспективы мы наблюдаем четкую культурную преемственность государственного управления. Конечно, исторические аспект деятельности и социально-экономический контекст, в рамках которого действовала бюрократия, изменялся, но худшие его черты сохраняли удивительную стабильность и преемственность поколений государственных управленцев.

Таким образом, попытка сформировать современную модель рациональной бюрократии в России, есть ничто иное как попытка борьбы с историческими традициями самой отечественной бюрократии. В этом противостоянии применение, каких-либо юридических, политических, социальных технологий противодействия бюрократизации системы государственного управления, без учета данного факта, не эффективно. Современная история реформирования государственной службы, способность бюрократии адаптироваться и вырабатывать контр методы к инновационным административным, правовым и политическим техникам управления наглядно демонстрируют тщетность этих попыток. На наш взгляд, необходима разработка модели культурно-правовой трансформации бюрократического аппарата, в том числе за счет его качественного кадрового обновления.

Литература

1. Альбац Е. Бюрократия. Борьба за выживание. М., 2000.

2. Берзин Б.Ю. Социологический анализ кадрового состава аппарата органов государственной власти: современные тенденции // http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/01/12/

3. Идеология и бюрократия в тоталитарном государстве: сопоставление государственнополитических систем Германии и СССР в период 30-х годов ХХ века. М., 2005.

4. Кузнецов Д.И. Бюрократия в отсутствии демократии. СПб., 2003.

5. Оболонский А.В. На государственной службе: бюрократия в старой и новой России. М., 1997.

6. Петров В.М. Судьбы Российской бюрократии // Чиновник. 2005. № 5.

7. Слатинов В. Законодательное регулирование государственной службы // Pro et Contra. Т. 5. 2000. № 1.

8. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

9. Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.