Научная статья на тему 'Бюль-бюль выдающийся вокалист азербайджанской исполнительской культуры'

Бюль-бюль выдающийся вокалист азербайджанской исполнительской культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюль-бюль выдающийся вокалист азербайджанской исполнительской культуры»

ск а>

О О)

ш

Джафарова Н. Э.

Ст. преподаватель, кафедра «История музыки», Бакинская Музыкальная Академия, Азербайджан, Баку

О

о

Бюль-бюль - выдающийся вокалист азербайджанской исполнительской культуры

Джафарова Н. Э.

Искусство вокалиста-это самая важная форма музыкального творчества, потому что в пении органически сливаются две могучие силы, отображающие величие, богатство, красоту человеческой души, называемые музыкой и поэзией. Только в органическом единстве слова, музыки и могущественного голоса, только в соединении смыслового и эмоционального начала состоит сила неувядаемого вокального искусства. Истинными певцами можно назвать таких исполнителей, искусство которых отвечает эстетическим запросам слушателей. Исполнение музыкального произведения является целью и конечным итогом деятельности музыканта, мастерство которого в творческом аспекте исполнения, предполагающее создание и реализацию исполнительского образа музыкального произведения.

Как верно отмечал И.К.Назаренко: «Поэты, художники, архитекторы, скульпторы и композиторы сами имеют достаточное и необходимое время, чтобы исправлять и усовершенствовать свои произведения, прежде чем их представить на обсуждение публики, но певцу, который делает ошибку, нет спасения. Отсюда видно, какое должно быть приложено старание со стороны тех, которые принуждены не ошибаться..., и сколько работы предстоит тем, кто должен подчинить столь трудному искусству голос, обречённый на постоянное и многоразличное движение».1

Всякое мастерство, и в особенности, сценическое искусство требует выработки соответствующей техники, в том числе и интуиции, четкой манеры исполнения, правильного поведения на сцене, ясного выражения слов и конечно главное актёрского обаяния, имеющего немаловажное значение.

История мирового вокального искусства знает немало имён певцов органически синтезирующих все эти качества. В числе них надо отметить: Титта Руффо, Энрико Карузо, Марио Ланца, Рената Тебальди, и многие другие исполнители европейских школ.

Огромное значение в истории вокального искусства сыграла русская вокальная школа созданная и закреплённая в течение длительного времени великими композиторами - М.Глинкой, А.Даргомыжским, М.Мусоргским. В числе ярких представителей русской вокальной школы отметим творчество О.Петрова, А.Воробьёва-Петрова, Ф.Стравинского, П.Хохлова, А.Нежданова, Л.Собинова, Ф.Шаляпина, имена которых украсили русскуюмузыкаль-ную культуру.

Именно они определили основные художественные требования современной русской вокальной школы.

В истории вокального искусства заметное место заняла и вокальная культура Азербайджана, основанная на синтезе западных и восточных традиций.

В Азербайджане, эталоном звучания в академической манере, можно назвать голоса таких выдающихся исполнителей как Шовгет Мамедовой, Бюль-Бюля, Рашида Бей-будова, Агабабы Буниятзаде, Рауфа Атакишиева, Фиран-гиз Ахмедовой, Лютфияра Иманова, Муслим Магомаева, А.Ахвердиева, сестёр Фидан и Хураман Касимовых.

Следует подробнее рассмотреть творческую деятельность прославленного азербайджанского певца Бюль-Бюля, который возглавляет эту славную когорту.

Бюль-Бюль был первым азербайджанским вокалистом получивший в консерватории профессиональное вокальное образование. Он был первым Лауреатом Всесоюзного

1. И.К.Назаренко-Искуство пения-М. «Музыка», 1968 г. 621 с.

конкурса вокалистов, а также единственным представителем азербайджанской вокально-исполнительской школы, который в своем вокальном искусстве и преподавательской деятельности стремился к синтезу европейского и восточного пения.

Бюль-Бюль-Муртуза Рза оглы Мамедов родился 22 июня в 1897 г.в Шуше-родине многих великих азербайджанских поэтов и музыкантов, родине знаменитых ханен-де-певцов мугамистов со специфическим восточным голосом и оригинальной манерой исполнения. Поступив в 1921 г. в Азербайджанскую Государственную консерваторию по классу вокала к педагогу Ф.Поляеву, в дальнейшем он продолжил учёбу в классе профессора Н.И.Сперанского.

Он прошёл большой творческий путь от народного ха-ненде до оперного певца, педагога и учёного по вокальному искусству, представляющий собой феномен, не имеющий аналогов в мировой вокальной практике.

Главный его феномен состоял в том, что он совмещал народную исполнительскую манеру пения с общеевропейской. Он был действительно велик как в исполнении народных песен, требующих особой, восточной постановки голоса, так и классических оперных партий.

Как известно, во многих азербайджанских народных песнях многократно распевается какая-либо фраза или отдельное слово, которые становятся ключевыми для понимания характера, настроения сочинения. Бюль-Бюль делал это с неподражаемым мастерством, в каждом новом повторении он придавал своему голосу иную окраску и делал это с удивительным обаянием, простотой, лёгкостью и безыскусственностью. Говоря об исполнении Бюль-Бюль надо заметить, что он был не просто блистательным вокалистом, его исполнение отличали богатство художественного воображения, творческая фантазия умение найти в своём голосе множество красок и оттенков, способных поразительно тонко и одухотворённо исполнить романс Узеира Гаджи-бекова «Сенсиз» («Без тебя») на стихи Низами. Вокальная декламация Бюль-Бюля была наполнена эмоциональной окраской буквально в каждой фразе, каждом слове. Он акцентировал свою речь, придавал ей возвышенно-патетический характер. Погружаясь в стихию музыки, его голос звучал пламенно с необыкновенным подъёмом на предельно высоких нотах. Долгие мелодичные легато, колоратуры, мелизмы удавались ему без всякого труда. Помимо виртуозной свободы и мастерства не меньшее впечатление оставляла художественная концепция артиста, отличающаяся ярко выраженным драматизмом.

В 1927 году появилась первая опера Глиэра «Шах-Сэнем», основанная на синтезе русской и азербайджанской музыкальной культуры, в которой вдохновенно с подлинным мастерством Бюль-Бюль создал образ Ашуга Гариба. Блестящее знание народных мотивов и классической музыки и не менее яркое исполнение придавали игре Бюль-Бюля необычайную обаятельность. Опера «Шах-Сэнем» вызвала у общественности Азербайджана интерес к симфонизму, открыла путь к созданию сложных форм, она проложила широкую дорогу к появлению новых опер.

В 1937 году в Баку состоялась премьера бессмертной оперы Уз.Гаджибекова «Кероглы», в которой по приглашению Уз.Гаджибекова Бюль-Бюль исполнил образ главного героя «Кероглы» с величайшим мастерством, тем самым показал свою исключительную исполнительскую культуру.

Бюль-Бюль был непревзойдённым камерным певцом.

Он великолепно ощущал природу камерного вокального музицирования и драматический настрой, присущий вокальному жанру. Исполняя романсы, он демонстрировал редкое мастерство вокального перевоплощения, его голос звучал в камерном репертуаре особенно мягко, тепло и проникновенно.

Существующие многочисленные записи Бюль-Бюля помогают современному слушателю составить определённое представление о голосовых возможностях выдающегося певца. Это был настоящий драматический тенор с удивительно яркими, звонкими верхними нотами. Вместе с тем его низкий регистр звучал достаточно бархатисто, сочно и мягко.

Азербайджанская музыкальная культура знала многих знаменитых певцов-мугамистов, но ни один из них не рискнул выступить на оперной сцене с исполнением мирового классического репертуара. Им не доставало прежде всего соответствующих знаний и исполнительских навыков. Кроме того, голоса народных певцов никак не подходили для такого исполнения из- за специфического носового или горлового оттенка, пестроты регистров. Голос Бюль-Бюля был совершенно лишен этих недочётов, потому что свобода исполнения европейского и восточного стиля была обусловлена, прежде всего, индивидуальным феноменальным вокальным дарованием артиста. Новаторская деятельность Бюль-Бюля имеет принципиальное отличие от исторической роли великих русских мастеров оперного искусства, так как у выдающихся представителей русского вокального искусства Собинова и Козловского были такие предшественники, как Фигнер и Шаляпин. У Бюль-Бюля не было предшественников, выросших на классических оперных традициях. Он создал в Азербайджане новую вокальную школу, основанную на синтезе двух школ - национальной и европейской.

Учитывая особую природную одарённость Бюль-Бюля, правительство, в числе первых советских певцов, направило его в Миланскую консерваторию в 1927 г. для формирования классического вокалиста.

В 1931 году в итальянском журнале «Арте Ностра», в статье «Бюль-Бюль из Азербайджана» всемирно известный маэстро Рафаеле Грани отмечал: «Бюль-Бюль первый вокалист из мусульманского мира, который приехал в Италию учиться, и со специфического восточного пения перешёл на европейскую школу пения».

Воздействие голоса на наше восприятие становится особенно неотразимым, когда певец наделён неповторимым обаянием, ярчайшим талантом. Именно таким был Бюль-Бюль, одним из самых осведомлённых, научно вооружённых, тонких ценителей классического и народного искусства. Сложившись как художник он ощущал нерасторжимость своей связи с народом, его духовными запросами. Основав в стенах консерватории классическую школу вокального искусства, певец вносит черты современности, интонационную новизну и в народные песни, тем самым вызывает со стороны слушателей заслуженную благодарность за доставленное им эстетическое наслаждение, за незабываемое исполнение песен.

Пожалуй, наиболее точно определил его значение первый наставник певца, Н.И.Сперанский: «Новаторская деятельность Бюль-Бюля имеет принципиальное отличие от исторической роли великих мастеров русского оперного искусства, ибо Бюль-Бюлю пришлось не развивать всё

то, что было сделано талантливыми предшественниками, а создавать совершенно новое, ломать старые принципы, завоевывать право нового стиля, нового вокального мастерства. Всё то новое, что внес Бюль-Бюль в вокальную культуру Азербайджана, является, богатейшим вкладом в дальнейшее развитие оперной и исполнительской культуры»2

Бюль-Бюль был также инициатором создания азербайджанских композиций симфонических произведений на основе азербайджанских мугамов. Суть этого синтеза заключалась в том, что одноголосные фольклорные произведения представали перед слушателями в полифоническом наряде. Появление симфонических мугамов сыграло большую роль в приобщении азербайджанцев к симфонической музыкальной культуре через наиболее близкие формы музыкального мышления. К работе над симфоническими мугамами «Шур» и «Кюрд-овшары», Бюль-Бюль пригласил молодого талантливого композитора Фикрета Амирова. Вскоре после симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-овшары» Фикрета Амирова, появляется симфонический мугам «Раст» Ниязи, а затем симфонический мугам «Баяты-Шираз» Сулеймана Алескерова.

Певец и артист, педагог и учёный-музыковед, подвижник и новатор Бюль-Бюль был страстным пропагандистом и инициатором всего прогрессивного и нового в нашем музыкальном искусстве.

Выдающийся маэстро был первым азербайджанцем, поставивший область вокала на высокий уровень музыкально-учебного и научно-исследовательского процесса в Азербайджане. Благодаря творческому наследию певца азербайджанское вокальное искусство вошло в большой мир реализма, развиваясь и совершенствуясь с достижениями русского и европейского вокального искусства, обогатило его новым содержанием, соответствующим духу и времени века.

Необходимо отметить, что он впервые в Азербайджане организовал научно-исследовательский кабинет по собиранию и изучению фольклора Никмуз, он вовлекал в эту работу опытнейших знатоков народного творчества, молодых и талантливых композиторов и музыкантов для постоянного обобщения и изучения классического наследия народных мелодий.

Многие азербайджанские мугамы нашли своё яркое воплощение в оперных, балетных, симфонических, камерных, инструментальных и вокальных произведениях, в песнях и романсах корифеев азербайджанского и мирового музыкального искусства: Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи, Джевдет Гаджиева, Рауфа Гаджиева, Султан Гаджи-бекова, Джангир Джангирова, Тофик Кулиева и многих других. Говоря о широчайших мыслительных возможностях выдаюшегося учёного профессора Бюль-Бюля Ниязи говорил:

«.Меня восхищало его умение шлифовать каждую музыкальную фразу. Беспрерывно впиваясь в каждую ноту нового произведения, Бюль-Бюль словно воскрешает процесс сочинения самой музыки. Часто, подолгу сидя в кресле с закрытыми глазами, он как бы мысленно составляет партитуру, согласует со всей композицией произведения разнообразные краски, утончённую палитру нюансов. Именно такая вдумчивая работа помогла Бюль-Бюлю достигнуть вершин художественного мастерства.

2. Б.Заболотских «Соловей из Шуши». М. «Советский композитор», 1987 г. 109 с.

Я считаю Шаляпина новатором русской оперы, Бюль-Бюля-новатором азербайджанской оперы» 3

Его перу принадлежат крупные научные работы по исследованию азербайджанского фольклора.

Он являлся редактором и составителем первых сборников, народных песен и вокальных сочинений как мировой классики, так и азербайджанских композиторов.

Его многогранная творческая деятельность является ярким отражением основных этапов развития азербайджанского профессионального музыкально- исполнительского искусства.

Огромное значение Бюль-Бюль придавал русской классической музыке, мастерству великих русских певцов. В этом смысле очень интересен один из докладов Бюль-Бюля, посвящённый Глинке:

«.То огромное влияние, которое оказала русская художественная литература второй половины 19 века на духовное развитие всех наций, населяющих Россию, помогло и развитию их музыкально-вокальной культуры. Среди замечательных имён, составляющих гордость и славу русского народа, немеркнущим светом сияет имя основоположника русской классической музыки, величайшего композитора Михаила Ивановича

Глинки. Творчество Глинки оказало огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, а также на творчество современных талантливых азербайджанских композиторов. .Мне хотелось бы особенно отметить, что в произведениях Глинки заложены основные принципы многонациональной школы пения. Ведь создавая русскую национальную музыкально-вокальную драматургию, композитор тем самым создал фундамент для новой русской классической школы пения.

.Русская художественная литература, русское симфоническое мышление, русская оперная драматургия, русская хореография-словом, русская культура является тем, вечно кипучим источником, неизменно свежим, жизнеутверждающим, к которому обращены взоры всех народов..»4

Выдающийся певец заботился о систематическом приобщении народа к искусству, о развитии художественных талантов, о повышении культуры и познании прекрасного. Вся жизнь Бюль-Бюля была служением родному искусству. Он работал неутомимо, умел свои мысли претворять в жизнь. Мысли его были направлены для народа, для его будущего. Плодотворная деятельность научно-исследовательского кабинета музыки, которым бессменно руководил Бюль-Бюль, ярко говорит о большом его таланте как неутомимого и целеустремлённого научного исследователя.

Бюль-Бюль, развивая вокальное искусство в Азербайджане, уделял большое внимание изучению народной музыки, созданию новых музыкальных произведений, воспитанию молодых композиторов и вокалистов, выработке у широких народных масс высокого эстетического вкуса.

Бюль-Бюль своим исполнительским мастерством завоёвывал сердца миллионов слушателей.

Талантливый педагог, глубоко эрудированный учёный до конца своей жизни будучи профессором Азгосконсер-ватории, вырастил многих талантливых певцов, создал в

3. Мамедова А.И. О Бюль-Бюле и Мемориальном Музее Бюль-Бюля, Ниязи-Новатор Азербайджанской оперы. Баку, «Шарг-Гарб», 1997, 212с.

4. А.И.Мамедова . О Бюль-Бюле и Мемориальном музее Бюль-Бюля. Баку, «Шарг-Гарб», 1997, 212с.

Азербайджане новую профессиональную вокальную школу. Выдающийся знаток песенного фольклора призывал молодых певцов творчески осваивать классическое наследие, учиться и повышать музыкальную культуру. Маэстро заботился о систематическом приобщении народа к искусству, о развитии художественных талантов, о повышении культуры и познании прекрасного.

Народный артист СССР был дважды награждён орденами Ленина и трудового красного знамени, ему было присвоено почётное звание Лауреата Государственной премии, а также высокая медаль «Гарибальди» (Италия), которой были удостоены четырежды герой Советского Союза Маршал Жуков Георгий Константинович, Бюль-Бюль, и ещё две личности за мужество и отвагу.

Об искусстве Бюль-Бюля, о его новаторстве, о бесподобном обаянии голоса можно говорить бесконечно, но в завершении хочется подчеркнуть, что Бюль-Бюль был поистине великим художником, одним из бессмертных творцов вокального искусства, которых мы никогда не забудем.

Литература

1. Абдуллазаде Г. «Музыка, человек, общество...» Баку, «Язы-чи», 1991 г. 245 с.

2. Алекперова Н.И. «Эстетика и музыкальное творчество» Баку, «Азербайджанское Государственное издательство», 1988 г. 142 с.

3. Заболотских Б. - Соловей из Шуши. М. «Советский композитор»,1987г. 109с.

4. Мамедова А.И. О Бюль-Бюле и Мемориальном музее Бюль-Бюля. Баку, «Шарг-Гарб», 1997 г. 212 с.

5. Мамедова А.И. Бюль-Бюль. Баку, «Азербайджанское Государственное издательство», 1964 г. 121 с.

6. Назаренко И.К. -Искусство пения- М. «Музыка», 1968 г.621с.

7. Мастерство музыканта-исполнителя-выпуск 2., М., Всесоюзное издательство, «Советский композитор» 1976 г. 333 с.

8. Республика Елми-практик конфрансынын материаллары. Бакы, «Центральный полиграфический центр «Мутаржим», 201 1, 405 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.