Научная статья на тему 'Бюджетный дефицит и государственный долг: пути преодоления'

Бюджетный дефицит и государственный долг: пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6732
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ИНВЕСТОРЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / BUDGET DEFICIT / PUBLIC DEBT / INVESTORS / SOURCES OF FINANCING / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева М.В., Наталуха С.Н.

В статье рассматривается сущность понятия «государственный бюджет», его виды и функции. Анализируются причины возникновения бюджетного дефицита и его возможные последствия для экономики государства. Изучаются эффективные способы ликвидации данных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET DEFICIT AND PUBLIC DEBT: THE OVERCOMING

The article deals with the essence of the concept of "state budget", its types and functions. The causes of the budget deficit and its possible consequences for the state economy are analyzed. Effective methods of elimination of these phenomena are studied.

Текст научной работы на тему «Бюджетный дефицит и государственный долг: пути преодоления»

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

М.В. Ананьева, студент С.Н. Наталуха, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

Б01:10.24411/2411-0450-2019-11065

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «государственный бюджет», его виды и функции. Анализируются причины возникновения бюджетного дефицита и его возможные последствия для экономики государства. Изучаются эффективные способы ликвидации данных явлений.

Ключевые слова: бюджетный дефицит, государственный долг, инвесторы, источники финансирования, планирование.

Наиболее важное значение в финансовой системе экономически развитого государства занимает государственный бюджет. Под государственным бюджетом страны понимается крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования деятельности всего государства.

С экономической точки зрения, государственный бюджет определяет совокупность денежных отношений, которые возникают при расходовании, образовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства [1, с. 212]. При планировании государством своих доходов и расходов, возникает такая проблема, как бюджетный дефицит, который представляет собой превышение расходов над доходами государственного фонда и характерен для многих развитых государств.

Бюджетный дефицит зачастую обусловлен государственным регулированием экономической сферы и отражает попытки, и намерения государственной власти осуществлять значительно крупные государственные вложения в развитие отдельных отраслей хозяйства для получения дополнительной прибыли. Но чаще всего дефицит является индикатором отражения кризисных явлений в экономике страны, сдвиги финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, неэффективность системы налогообложения и нарушение в системе экономических связей,

что, в свою очередь, требует незамедлительного принятия мер по стабилизации экономики [2, с. 235].

В зависимости от стратегий бюджетно-налоговой политики различают несколько видов бюджетного дефицита:

1. Циклический дефицит - это излишки, которые возникают в результате действий встроенных стабилизаторов экономики. Под встроенным стабилизатором понимаются экономические механизмы, которые позволяют стабилизировать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, при этом, не изменяя экономическую политику.

2. Структурный дефицит представляет собой разницу между расходами и доходами бюджета при условии полной занятости. Оценками структурного дефицита чаще всего пользуются в экономически развитых странах.

В настоящее время каждое государство разрабатывает собственную политику по предотвращению и ликвидации государственного дефицита. Самыми распространенными способами являются:

1. Уменьшение расходов государства.

2. Поиски новых источников доходов и использование их.

3. Ужесточение налогообложения, что, в свою очередь, может привести к сокращению производства и упадку уровня экономической активности.

4. Усиленное производство денег, что также имеет свою негативную сторону, так

как данный процесс вполне может являться причиной инфляции в стране.

5. Выпуск госзаймов.

Таким образом, государства испытывают значительные трудности в преодолении государственного дефицита, что требует дополнительных разработок и усилий.

Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства своим гражданам или иностранным физическим и юридическим лицам, а также правительствам иным государств [3, с. 135]. Он накапливается у правительства в результате заимствования денежных средств для покрытия прошлых бюджетных дефицитов.

Выделяют две основные функции государственного долга:

1. Фиксальная. Данная функция включает в себя необходимость создания финансовой базы, которая необходима для того, чтобы государство вовремя выполняло свои денежные функции и обязательства.

2. Стабилизирующая. Эта функция представляет собой положительное влияние на макроэкономические пропорции, то есть стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение рынка необходимыми товарами, рост занятости населения и сокращение безработицы, удержание инфляции.

Государственный долг бывает внутренним и внешним. Под внешним государственным долгом понимается задолженность юридическим, физическим лицам, а также другим странам. Внутренний же долг, в отличие от внешнего, распространяется на граждан своего государства.

Основными компонентами внутреннего государственного долга являются:

- кредит, который правительство получает в центральном банке страны;

- кредит, который получает правительство в коммерческих банках государства, за минусом размещенных депозитов;

- объём продаж долговых обязательств государства;

- вложения денежных средств населения в государственном сберегательном банке [4, с. 210];

- казначейские векселя, которые используются для оплаты нужд общества;

- истёкший срок задолженности государственных предприятий коммерческим банкам;

- понижение экономической эффективности предпринимательской деятельности, в результате формирования атмосферы недоверия и подозрительности;

-облигации внутренних государственных займов, распространённых среди физических лиц.

Существует несколько эффективных способов борьбы с государственным долгом:

1. Ужесточение требований к российскому бизнесу, повышение его социальной ответственности и повышение степени прозрачности деятельности действующих предприятий [5, с. 45];

2. Самым распространённым способом является уплата государством своих задолженностей с помощью золотовалютных резервов. Но для тех государств, которые находятся в состоянии должников продолжительный период времени данный метод исключён, так как обычно у них отсутствуют резервы.

3. Консолидация внешнего долга. Данная операция возможно только лишь с согласия кредиторов и представляет собой создание специальных организаций (клубов), участники которых занимаются разработкой солидарной политики по отношению к странам-должникам.

4. Конверсия государственного долга. Что означает предоставление права кредиторам приобретение различных резервов, таких как недвижимости, ценных бумаг, прав на владение организациями, у государства, являющегося должником.

5. Обращение за помощью к международным банкам. Такие банки, как правило, помогают избавиться от государственного долга, но взамен требует жестоких ограничений в различных сферах экономической политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что все страны проводят политику, способствующую сбалансированности бюджета и не превышать допустимую величину бюджетного дефицита, а также, что

между такими понятиями как «бюджетный сударственный долг является следствием дефицит» и «государственный долг» су- бюджетного дефицита. ществует прямая взаимосвязь, так как го-

Библиографический список

1. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №2. - С. 26-35.

2. Киященко Е.А., Мищенко Е.А. Роль инвестиций в стимулировании отечественного бизнеса // Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ В 4-х частях. Т. 1 / сост. А. Я. Барчукова, Я. К. Тосунов; под ред. А. И. Трубилина, отв. ред. А. Г. Кощаев. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 234-238.

3. Мищенко Е.А., Морозова Д.С. Реальные преобразования как ключ к эффективной антимонопольной политике // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Омега сайнс, 2015. - С. 132-136.

4. Лебедева И.С., Лебедев П.В., Шулимова А.А. Социально-экономическая эффективность и качество социальных услуг как основа частного и общественного сектора экономики России // В мире научных открытий. - 2015. - № 12 (72). - С. 206-216.

5. Шулимова А.А. Эволюция институциональных форм социальных инвестиций в современной России // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - № 3 (63). -С. 40-48.

BUDGET DEFICIT AND PUBLIC DEBT: THE OVERCOMING

M.V. Ananyeva, Student

S.N. Nataluha Student

Trubilin Kuban State Agrarian University

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the essence of the concept of "state budget", its types and functions. The causes of the budget deficit and its possible consequences for the state economy are analyzed. Effective methods of elimination of these phenomena are studied. Keywords: budget deficit, public debt, investors, sources of financing, planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.