Научная статья на тему 'Бюджетные технологии в стратегическом планировании'

Бюджетные технологии в стратегическом планировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белецкий А. А.

В статье рассмотрен понятийный аппарат, связанный со стратегическим планированием и предложен вариант определения термина «стратегия». Актуализирована проблема планирования в условиях неопределенности. В качестве методики стратегического планирования рассмотрен вариант сценарного планирования. Определена степень применения бюджетных технологий в качестве инструмента при стратегическом планировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетные технологии в стратегическом планировании»

бюджетные технологии в стратегическом планировании*

А. А. БЕЛЕЦКИЙ, член совета директоров E-mail: 016499@mail.ru ОАО «Славянский судоремонтный завод»

В статье рассмотрен понятийный аппарат, связанный со стратегическим планированием, и предложен вариант определения термина «стратегия». Актуализирована проблема планирования в условиях неопределенности. В качестве методики стратегического планирования рассмотрен вариант сценарного планирования. Определена степень применения бюджетных технологий в качестве инструмента при стратегическом планировании.

Ключевые слова: стратегия, стратегический менеджмент, планирование, бюджетирование.

Некоторое время назад вопрос о том, являются ли понятия «стратегия» и «план» тождественными, имел право на существование. Однако на сегодняшний день ученые и практики трактуют термин «стратегия» более широко.

В зарубежной и отечественной литературе существует много точек зрения на содержание и роль планирования деятельности, которые в большинстве своем схожи по сути и различаются только в деталях.

По мнению Ч. Е. Хорнгена и Дж. Фостера, «планирование — процесс установления целей компании, а также решение о том, как достичь этих целей» [9, с. 999]. Экономист Дж. Бримсон дает практически схожее определение [6, с. 327].

По Дж. Долану и Б. И. Домиенко, планирование — «постановка целей и пути их достижения» [10, с. 78].

Согласно определению, данному Horvath& Partners, под планированием понимается «систематически подготавливаемое, ориентированное на будущее определение целей, а также мероприятий, средств и способов их достижения» [3, с. 60].

Интересна терминология и определение Института управленческих бухгалтеров США, касаю-

* Статья подготовлена при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда. Выводы и мнения, содержащиеся в статье, отражают исключительно точку зрения автора.

щиеся планирования [15]. Термин «планирование и процесс контроля» (Planning and Control Process) обозначает «общее название методов управления, включающих:

• урегулирование текущих целей и стратегических планов;

• составление бюджета капитала;

• составление бюджета доходов и расходов;

• сравнение планов с фактическими результатами;

• оценку работы и корректирующее действие;

• пересмотр целей, планов и бюджетов». Данным определением «связываются» текущее

операционное планирование (бюджетирование) и стратегическое планирование.

Термин «стратегия» имеет древнегреческое происхождение и означает «искусство полководца» [4]. Писатель Роберт Грин считает, что возможно величайшим стратегом всех времен и народов был Сунь-цзы, древнекитайский классик, а его книга «Трактат о военном искусстве» содержит основы всех известных в настоящее время стратегий [1, с. 20]. Связующим звеном всех стратегий (или военным искусством) по Сунь-цзы является победа без кровопролития. Таким образом, в его понимании стратегия заключалась в том, чтобы при наименьших затратах ресурсов достигать поставленных целей.

В настоящее время данный термин получил повсеместное распространение. Бизнесмен Брюс Хендерсон проводит аналогию в действиях участников в войне и бизнесе и приводит понятие «стратегическая конкуренция», которая «ищет возможность произвести существенные изменения в конкурентной среде» [8, с. 22]. Стратегию он определяет так: «Все участники рынка, настойчиво преследующие свои долговременные цели, должны создавать себе уникальное преимущество для того, чтобы выделяться среди других. Управление этим

48

финансы и кредит

преимуществом и есть сущность долгосрочной бизнес-стратегии» [8, с. 19]. Значительные исследования в области стратегической конкуренции, вариантов стратегии по отношению к конкурентам и прочее были опубликованы М. Е. Портером [2].

Аналогичная мысль есть в определении, которое приведено в положении по управленческому учету (Statements on Management Accounting, SMA) Института управленческих бухгалтеров США (Institute of Management Accountants, IMA), что «стратегия — способ, которым организацией достигаются позиции, отличающие ее от конкурентов. Это основной подход в бизнесе, при реализации которого достигаются цели организации» [15].

Несколько иной подход изложен в работе «Стратегия голубого океана» [4]. По мнению авторов, под «стратегией голубого океана» подразумевается стратегия, при которой борьба в существующем рыночном пространстве не ведется, а создается что-либо новое, свободное от конкуренции. Суть стратегии должна заключаться в создании инновационной ценности, т. е. упор делается как на ценность, так и на инновацию [8, с. 12]. Такая же позиция и у М. Е. Портера, который при определении трех вариантов стратегии по отношению к конкурентам, наряду с абсолютным лидерством в издержках и фокусированием, выделяет дифференциацию, т. е. «уникальность продукта, воспринимаемую потребителем» [2, с. 77].

Писатель Роберт Грин в своей работе «33 стратегии войны» цитирует Гельмута фон Моль-тке-старшего, который определяет, что стратегия «больше, чем наука: это приложение знания к практической жизни, развитие мысли, способной изменить исходную движущую идею в зависимости от динамичных, постоянно меняющихся ситуаций; это искусство действовать под давлением сложнейших обстоятельств» [1, с. 18].

Анализ определений термина «стратегия», данных разными источниками, позволяет сделать следующие выводы:

1) определяющими звеньями стратегии являются цели (соответственно их постановка) и механизмы их достижения. Суть термина распространяется на различные области деятельности, связанные с наличием конкуренции независимо от времени, рода деятельности и пр. Однако в настоящее время отношение к конкуренции при достижении целей не однозначно. Есть мнение, что наиболее рациональный вариант — избежать ее, создавая новые рыночные пространства (так называемая «стратегия голубого океана»);

2) большинство определений стратегии (как процесса) связано с долгосрочностью. В качестве примера можно привести одно из самых цитируемых определений, данное Е. Кассельсом: «Стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей» [11, с. 1—18]. Однако у него, как и у большинства других авторов, стратегия связывается с долгосрочными целями. Причиной этого, думается, является то, что с развитием теории стратегического менеджмента планирование (из долгосрочного) стало стратегическим (с элементом «долгосрочности» целей). Классификации стратегического планирования в зависимости от горизонта планирования не существует, т. е. все ученые и практики едины во мнении, что это процесс всегда с долгосрочными целями. Данный подход к определению стратегии указан в Оксфордском словаре, где цели в стратегии являются «особыми» или «специфическими» [14];

3) немаловажным является процесс сохранения достигнутых позиций, о чем говорится у В. Квинта [13, с. 264] и Р. Грюнига [12, с. 362]. Если не проработана стратегия сохранения завоеванных позиций, то полученные результаты не сохранятся в условиях конкуренции.

На основании изложенного, думается, что более удачным было бы следующее определение: «стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения и поддержания особых целей».

В случае, когда планирование является стратегическим, есть определенные особенности, связанные с этим процессом.

Если говорить о процессах, то их суть схематически удачно представлена Дж. Рингландом [7, с. 54].

Планирование деятельности осуществляется при определенных условиях, которые сформулированы, определены и известны. Как правило, этот процесс идет по спирали или в виде «дерева» решений. Стратегическое же планирование начинается в условиях полной неопределенности (рис. 1). При этом надо выстроить систему с понятными целями

а б

Рис. 1. Прогноз и неопределенность: а — прогнозирование; б — неопределенность

Тенденции

Прогноз с единственной точкой

Спектр неопределенности

Время

рис. 2. Планирование в условиях неопределенности

и путями их достижения, в каком бы направлении не планировалось движение.

При слиянии этих процессов с течением времени возникает спектр неопределенности, который увеличивается при удалении от начальной точки или при увеличении неопределенности в прогнозе (рис. 2) [7, с. 54].

Сложность процесса связана с неопределенностью и ростом величины рассеивания сценариев при увеличении горизонта планирования. Далее Дж. Рин-гланд отмечает, что на сегодняшний момент наиболее актуальной и значимой является концепция сценарного планирования при разработке стратегии. Суть этой концепции заключается в том, что будущее связано с неопределенностью, и основная задача, реализация которой выходит на первый план, является построение прогноза и сценария развития событий, которые бы наиболее правдоподобно описывали будущее.

Аналогичную концепцию предлагает Т. Коупленд [5, с. 135]. Им также предлагается ввести понятие «сценария развития при благоприятных условиях, реализация которых позволит с течением времени добиться наилучших показателей». Интервал между оптимальным прогнозом и выигрышем за счет благоприятных возможностей определятся благоприятными факторами, которые не были учтены при стратегическом планировании и реализация которых позволит улучшить оптимальный прогноз.

В современной теории стратегическое планирование стало составной частью менеджмента, направленного на достижение стратегических целей.

Этапы развития стратегического планирования (рис. 3) были предложены Р. Грунигом в качестве одного из примеров теории эволюции стратегического планирования и менеджмента [1, с. 18].

Начальной стадией было долгосрочное планирование как связь между анализом и изменением внешней среды.

Следующим этапом идет развитие уже стратегического планирования. Начинается данный этап в 1970-х гг. с диверсификации методов планирования и заканчивается этапом анализа и планирования ресурсов.

В начале 1990-х гг. идет интеграция стратегического планирования и менеджмента.

К И о

и у

к

2 Э

Ь Я

й а н О

^ Я о К и «

& 4 ¿3 с

и и

2 я

я я

¡г 3

о ш

а о

о а

о к

И 3

►Я ч

Ч с

Этап 3.

Интеграция стратегического планирования и стратегического менеджмента

Этап 1.

Диверсификация методов планирования на корпоративном уровне

Этап 2.

Рост конкурентной стратегии и стратегического планирования на уровне бизнеса

Этап 4.

Анализ и планирование ресурсов

Долгосрочное планирование -промежуточный этап, использовавшийся между анализом и изменением среды

1970 г. 1980 г. 1990 г.

рис. 3. Развитие стратегического планирования

2000 г.

50

финансы и кредит

Этапы эволюции, сформулированные Р. Гру-нигом, находят отражение и у других авторов. Так, Д. Рингланд указывает на эволюцию развития планирования и стратегии компании Shell, которая начинается с физического планирования в 1950-х гг. и заканчивается развитием сценарных прогнозов и стратегии в конце 1990-х гг. [7, с. 37].

В настоящее время стратегическое планирование рассматривается как составная часть стратегического менеджмента, включающего процессы, свойственные в целом процессу управления. В частности, Р. Грунигом стратегический менеджмент представлен процессами планирования, реализации и контроля [12, с. 19].

Экономист В. Квинт говорит, что не менее важными процессами (по сравнению с указанными) является стратегическая мотивация и стимулирование [13, с. 312]. Мотивация при реализации стратегии имеет свои особенности. При разработке стратегии концепция развития может быть не ясна для сотрудников, которые ее будут реализовывать, так как она может нести в себе инновации, значительно отличающиеся от общепринятых норм. В случае если работники будут понимать нереальность стратегических целей или вообще их не понимать, то мотивация значительно понизится и успех мероприятия будет невозможен.

Если рассматривать инструменты, которые используются в стратегическом менеджменте в целом и в планировании в частности, то можно наблюдать некоторые особенности.

В общепринятом понимании инструментом планирования является бюджетирование. Причем этот инструмент относят к оперативному планированию и в общем виде практически все специалисты в данной области процесс бюджетирования представляют в следующем виде: на основе бюджета продаж составляется: бюджет производства, который увязывает в себе прямые расходы, необходимые для производства товаров (услуг); бюджет коммерческих расходов и бюджет управленческих расходов. С учетом предполагаемого поступления денежных средств по осуществляемой деятельности, расходов на привлекаемые ресурсы, изменения по величине активов и пассивов составляются три основных бюджетных документа: бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс и бюджет движения денежных средств. После составления пояснительной записки процесс составления бюджета можно считать оконченным. Составляется бюджет обычно на 1 год (за месяц до начала календарного года) и утверждается высшими органами управления компании (рис. 4).

Если говорить о стратегическом планировании, то бюджетирование будет составлять только один из комплекса инструментов, причем он будет самым последним по времени применения. Указанная методология бюджетирования в стандартном варианте относится именно к планированию.

Рассмотрим процесс формирования стратегии с точки зрения возможности применения бюджетных технологий (рис. 5).

Первым этапом составления стратегического плана является определение тенденций: технологических, политических, экологических, экономических и деловых [13, с. 283]. Глобальные тенденции предопределяют динамику развития экономической системы в целом, и их верное определение является необходимым условием для развития «внутри» тренда. Примерами глобального тренда могут являться глобализация, развитие Интернета и пр. По мнению ученых, глобальные тренды в целом могут быть описаны длинными волнами Кондратьева (большие циклы Кондратьева). Тенденции необходимо определить как для отраслей, так и для региона.

На основании тенденций в отрасли и регионе строятся прогнозы развития отраслей и региона, которые могут повлиять на процесс развития компании, и выявляются факторы ограничения внутренней и внешней среды, которые могут повлиять на принимаемые решения. В качестве инструмента этого этапа может использоваться метод Дэль-фи, который был разработан компанией RAND Corporation для сбора информации о будущем. Этот метод основан на опросе экспертов в разных облас-

тях, каждый из которых самостоятельно оценивал вероятность наступления в будущем определенных событий [7, с. 36].

Далее начинается основной процесс по выработке стратегии (с определения миссии компании). Миссия компании направлена на раскрытие для потенциальных партнеров и внешних потребителей целей существования компании. По сути, этот документ можно сравнить с конституцией страны (только в очень сжатом виде), которая в идеале принимается единожды, но может быть изменена в исключительных случаях.

Следующим этапом разработки стратегии является определение видения (перспективы). В отличие от миссии этот документ направлен как на внешних пользователей, так и на внутренних. Видение — это философия компании, в которой изложены принципы и идеология. Этот документ является связующим звеном между миссией и це-леполаганием.

Последующие этапы формирования стратегического плана направлены исключительно на внутренних пользователей. Цели определяют качественную ориентацию компании в пространстве и времени.

Задачи компании должны соответствовать пределам ресурсных ограничений, которые должны быть определены в тенденциях и прогнозах развития. Одним из используемых инструментов для определения задач могут быть методы экономически-математического моделирования в случае выявления тенденций развития и факторов, которые

Рис. 5. Применение бюджетных технологий в стратегическом управлении

могут повлиять на развитие построенной модели. Также на этом этапе начинают использоваться бюджетные технологии (составление бюджета продаж). В соответствии с концепцией сценарного развития, предложенной Т. Коуплендом и Д. Рингландом, задачи должны быть определены несколькими вариантами развития компании. На основании нескольких сценариев развития должны быть определены как минимум три варианта развития событий с определенными значениями поставленных задач. Причем чем меньше разброс значений задач, тем стратегия может считаться более качественной по подготовке, но в то же время она будет требовать более высокого контроля за ее выполнением и оперативной корректировки в случае необходимости.

Выбор тактики является конечным этапом разработки стратегического плана. Тактика отвечает за инструменты достижения целей и носит практический характер. На этом этапе бюджетные технологии могут применяться более широко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании разработанного стратегического плана составляется бюджет (см. рис. 4). В оперативном планировании бюджетные технологии используются на 100 %.

Бюджетные технологии используются в различной степени и в других процессах стратегического управления.

Наибольшее использование различных форм бюджетных технологий осуществляется при стратегическом контроле. Это обусловлено тем, что стратегический план имеет стоимостные и натуральные характеристики, которые удобно контролировать в ходе план-фактного анализа.

В настоящее время понятие стратегического менеджмента широко используется в различных учебных и научных изданиях. Эта тема стала особо популярной и в связи с необходимостью инновационного развития нашей страны, которое предполагает определенную долгосрочность в развитии. Соответственно в нашей стране и на уровне хозяйствующих субъектов стали рассматривать необходимость разработки стратегий и долгосрочного планирования своей деятельности.

На практике к этому процессу в большинстве случаев подходят как к процессу бюджетирования с построением таблиц с временным интервалом от 10 до 15 лет и «закладкой» показателей устойчивого роста в 5—20 % в год. Для определения места бюджетных технологий в стратегическом планировании были актуализированы понятия «планирование», «стратегия», «стратегическое планирование». В результате проведенных исследований было

определено, что бюджетные технологии занимают не самую значительную часть в стратегическом планировании, особенно на начальной стадии. На взгляд автора, применение нестандартных бюджетных технологий, учитывающих сценарное планирование, позволит более эффективно осуществлять реализацию стратегий.

Список литературы

1. Грин Р. 33 стратегии войны / пер. с англ. М.: РИПОЛ классик. 2007. 672 с.

2. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. 453 с.

3. Концепция контроллинга: управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. 269 с.

4. Ким У. Ч., Моборн Р. Стратегия голубого океана / пер. с англ. М.: HIPPO. 2005. 272 с.

5. Коупленд Т., Долгофф А. Как достичь превосходства в управлении стоимостью компании / пер. с англ. М.: Эксмо. 2009. 384 с.

6. Процессно-ориентированное бюджетирование: внедрение нового инструмента управления стоимостью компании / Дж. Бримсон, Дж. Антос. М.: Вершина. 2007. 336 с.

7. Рингланд Дж. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии / пер. с англ. М.: И. Д. Вильямс. 2008. 560 с.

8. Стратегии, которые работают: подход BCG: сборник статей / пер. с англ. / сост. К. Штерн и Дж. Сток мл. М.: Манн, Иванов и Фебер. 2005. 496 с.

9. Хоринген Ч, ФостерДж., ДатарШ. Управленческий учет. СПб.: Питер. 2005. 1008 с.

10. Экономикс. Англо-русский справочник / Дж. Э. Долан, Б. И. Домиенко. М.: Лазурь. 1994. 544 с.

11. Cassels E. Book 1 Introduction. B820 Strategy / Open University Business School, Milton Keynes. Open University. 2000. 184 p.

12. Grunig R., Kuhn R. Process-based Strategic Planning / Springer. Berlin. 2005. 380 p.

13. Kvint V. The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics / Routledge. New York. 2009. 488 p.

14. Oxford English Dictionary / Oxford, England. Oxford University Press. 2003. URL: http://www. oed.com.

15. URL: http://www.imanet.org/pdf/IMA %20Glossary %20083108.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.