Научная статья на тему 'Бюджетные технологии и формы стимулирования городских подкомплексов в решении региональных проблем'

Бюджетные технологии и формы стимулирования городских подкомплексов в решении региональных проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМ «ВКЛЮЧЕНИЯ» В ЭКОНОМИКУ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амнинова Н. Ю.

В свете реализации концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации основные задачи органов местного самоуправления могут состоять в формировании приоритетов бюджетной политики на среднеи долгосрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетные технологии и формы стимулирования городских подкомплексов в решении региональных проблем»

субрегиональных систем в пространстве регионов России. Данный фактор приобретает все возрастающее значение для субрегиональной системы Большого Сочи в силу подготовки ее к проведению глобального проекта - зимних Олимпийских игр 2014 года.

В развитии субрегиональных систем соединяются процессы интеграции и дифференциации. Если интеграция создает один из существенных эффектов системного взаимодействия - эффект синергии, то дифференциация объективно ориентирована на иной результат - высвобождение того потенциала развития, который в условиях соединения элементов либо вообще не реализуется, либо неэффективно растрачивается.

Дифференциация есть способ обретения элементами системы социально-экономической свободы. Образно говоря, если система не может ничего больше дать своим элементам в целях обеспечения условий их дальнейшего развития, она должна предоставить им свободу от системной связи, системной зависимости. Мера такого освобождения зависит от многих обстоятельств - глубины кризиса системы, масштабов ее элементов, потенциала их развития в обособленном состоянии и др.

Обобщим приведенные выше положения. Развитие региональной структуры обусловлено следующими основными факторами:

- генетической связью (преемственностью) существующей социально-экономической системы страны по отношению к прежней, планово-централизованной системе;

- глобальными интеграционными процессами, вовлекающими Россию в целом и ее регионы в мировую социально-экономическую систему;

- восстановлением и развитием вертикали власти в условиях завершения рыночных преобразований и перехода к воспроизводству социально-экономической системы страны;

- пространственной локализацией общественного воспроизводственного процесса и социальных коммуникаций на основе выделения устойчивых совокупностей общественно-хозяйственных связей;

- упорядочиванием взаимодействия пространственных элементов во внутренней среде системы страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2005.

2. ЛьвовД.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.

3. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: Советская Кубань, 2000.

4. ФедоренкоН.П. Россия. Уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2004.

5. Человек институциональный / Под ред. О.В. Иншакова. Волгоград: ВолГУ, 2005.

Коды классификатора JEL: R 51

БЮДЖЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПОДКОМПЛЕКСОВ В РЕШЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

АМНИНОВА Н.Ю.

Амнинова Н.Ю. Калмыцкий государственный университет, аспирантка, 358000, Республика Калмыкия, Элиста, ул.Пушкина, 11

В свете реализации концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации основные задачи органов местного самоуправления могут состоять в формировании приоритетов бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета.

Ключевые слова: бюджет; бюджетно-налоговое законодательство; механизм «включения» в экономику; муниципальные закупки

В настоящее время в бюджете г. Элисты предусматриваются средства на полное выполнение предусмотренных законодательством прямых обязательств перед населением, из которых основная часть обеспечивается за счет предоставленных трансфертов федерального бюджета.

К приоритетным направлениям расходов бюджета г. Элисты относятся образование, здравоохранение, культура, а также сфера жилищно-коммунального хозяйства.

Забота о росте доходов без сокращения нерациональных расходов - это полумера. Учитывая это, в 2005-2006 годах проведена оптимизация расходов городского бюджета, усилен контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышается требовательность к руководителям учреждений по сокращению непроизводительных расходов, внедрению энергоресурсосберегающих технологий.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

В целях экономии бюджетных средств и достижения прозрачности бюджетных расходов размещение муниципального заказа проводится строго на конкурсной основе. При этом созданы все условия, позволяющие желающим равноправно участвовать в этом состязании.

В связи с реализацией ФЗ № 131, в целях обеспечения прозрачности действий органов местного самоуправления, информирования общественности о бюджетных параметрах, вовлечения населения в процесс формирования бюджета проводится процедура публичных слушаний.

Переход от существующей системы управления затратами к модели управления результатами - неизбежный этап развития финансовой системы территории, который зависит от готовности муниципального образования к переменам, полному пересмотру механизмов управления бюджетным процессом.

Как видно из рис. 1., к 2010 г. объем собственных доходов увеличится в 1,3 раза по сравнению с объемом поступлений 2007 года. Основными причинами данной тенденции является увеличение благосостояния граждан г.Элисты в связи с увеличением заработной платы, увеличение числа субъектов малого предпринимательства, а также расширение частного сектора городского округа.

ю

Р 400 в)

я . а :

<Ц £

Я г в -

ео

Доходы

Расходы

Период, год

Рис. 1. Планируемая динамика роста доходов и расходов бюджета г. Элисты на 2007-2010 гг.

Рассматривая расходную часть бюджета г. Элисты, следует отметить, что в рамках принимаемой бюджетной политики необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

Одним из главных направлений в работе является проведение мероприятий по увеличению доходного потенциала для финансового обеспечения приоритетных направлений в области социального и экономического развития города Элисты. В результате за рассматриваемый период (2004-2006 г.г.) обеспечивается своевременная выплата заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы г. Элисты. Задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы отсутствует или носит кратковременный характер. При этом рост заработной платы работникам бюджетной сферы, других выплат социального характера обеспечил ускорение темпов роста реальных денежных доходов населения.

За 2004 год поступления собственных доходов в бюджет города Элисты составили 1085791,0 тыс. рублей, за 2005 год по сравнению с 2004 годом - снизились в 4,2 раза. В 2006 году поступления составили 270309,0 тыс. рублей, по сравнению с 2005 годом увеличились на 9944,0 тыс. рублей или 3,8%.

Внесенные с 01.01.2005г. изменения в бюджетно-налоговом законодательстве негативно отразились на местных бюджетах, изменились нормативы отчислений по основным видам налогов. Так, налог на прибыль полностью выбыл из состава доходных источников местного бюджета, а норматив отчислений налога на доходы физических лиц, поступающего в местный бюджет, уменьшился с 70% в 2004 г. до 30% в 2006 г. Таким образом, если в 2004 г. наибольший удельный вес в структуре доходов занимал налог на прибыль организаций, то в 2005 г. и в 2006 г. - налог на доходы физических лиц (рис.3.).

Следует отметить, что по налогу на доходы физических лиц, являющимся основным бюджетообразующим налогом, наблюдается тенденция к увеличению норматива отчислений в бюджет г. Элисты с 30% в 2005г. до 60% в 2007 г., что связано, прежде всего, с замещением в 2007 году части дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ в 20%.

Таблица 1

Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Элисты за период 2004-2006 годы (тыс. руб.)

Наименование доходов 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Налог на прибыль организаций 759 558 0 0

Налог на доходы физических лиц 205 654 90 827 118 710

Налог на игорный бизнес 2 834 0 0

Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы. Акцизы 5 423 10 -12

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 16 936 0 0

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 11 942 25 715 36 841

Единый сельскохозяйственный налог 0 0 5

Налоги на имущество 34 730 6 196 10 716

Земельный налог 12 109 34 169 41 538

Платежи за пользование природными ресурсами 12 38 525

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0 71 526 29 384

Прочие налоги, пошлины и сборы 5 389 9 249 8 823

Итого налоговые доходы 1 054 587 237 730 246 530

Неналоговые доходы 31 204 22 635 23 779

Итого доходов 1 085 791 260 365 270 309

Безвозмездные перечисления 203 074 211 462 365 550

Всего доходов 1 288 865 471 827 635 859

100% 90% 80% 70% 5? 60% £ в

а 50%

9

Л

з

£ 40% 30% 20% 10% 0%

Прочие налоги, пошлины и сборы

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам I Платежи за пользование природными ресурсами

I Земельный налог

Налоги на имущество

I Единый сельскохозяйственный налог

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

I Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы. Акцизы Налог на игорный бизнес

I Налог на доходы физических лиц

I Налог на прибыль организаций

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Период, год

Рис. 2. Структура налоговых поступлений в бюджет г. Элисты за 2004-2006 гг.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

250 ОООі

& 200 ООО

а и - 150 000

н

= 100 ООО

5

м 50 ООО

205 654

I Налог на доходы физических лиц

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Период, год

Рис. 3. Динамика поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет г. Элисты за 2004-2006 гг.

Бюджетная политика в вопросах планирования расходов бюджета г.Элисты на 2007 и последующие годы базируется на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов, а также реалистичности, то есть обязательства и направления в расходовании бюджетных средств подкрепляются доходными источниками финансирования. Проект расходов бюджета г. Элисты на 2007 и последующие годы рассчитан, исходя из прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений из республиканского бюджета. При этом в качестве приоритетных задач определено финансовое обеспечение действующих обязательств по социальной поддержке граждан, мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, а также стабильного функционирования систем жизнеобеспечения города Элисты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В области муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом одной из главных задач является оптимизация структуры муниципального долга, направленная на снижение рисков и обеспечение стабильного уровня текущей ликвидности бюджета г. Элисты. Как видно из табл. 2. и рис. 4., наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета г. Элисты за 2006 год занимает социальная сфера (66%), а также жилищно-коммунальное хозяйство (25%), в связи с чем, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются: реализация полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере, а также поддержка жилищно-коммунального хозяйства.

Таблица 2

Состав расходов бюджета г. Элисты (тыс.руб.)

Наименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Расходы, всего 909 538 798 942 657 371

в том числе: общегосударственные вопросы 143 467 18 441 37 162

национальная безопасность и правоохранительная деятельность 11 195 13 589 16 213

национальная экономика 12 020 4 345 9 168

жилищно-коммунальное хозяйство 220 051 183 619 161 980

социальная сфера: 522805 578948 432848

в том числе: образование 307 656 249 664 315 654

культура, кинематография и СМИ 27 918 236 481 17 331

здравоохранение и спорт 80 464 62 810 56 545

социальная политика 106 767 29 993 43 318

Дефицит (-), Профицит (+) 379 327 -327 114 -21 512

Общегосударственные вопросы 6%

Социальная сфера 66%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2%

Национальная экономика 1%

Жилищно-коммунальное хозяйство 25%

Рис. 4. Структура расходов бюджета г. Элисты за 2006 год

Распределение налоговых доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами закреплено на постоянной основе в Бюджетном кодексе Российской Федерации, что создает условия для внедрения среднесрочного планирования, повышения стабильности и предсказуемости бюджетных доходов.

Однако с вступлением в силу Федерального закона №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2009 г. в компетенцию органов местного самоуправления переходит ряд функций, ранее не закрепленных за местным бюджетом.

В сложившейся ситуации, особую актуальность приобретает вопрос подготовки комплекса мер по увеличению собственной ресурсной базы бюджета в целях укрепления самостоятельности, обеспечения возможности экономического роста. В связи с этим необходимо скоординированное совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, важным элементом которого должно стать совершенствование планирования и контроля за собираемостью налогов, борьба с уклонением от уплаты налогов, а также развитие налогового законодательства в интересах местного самоуправления.

В этой связи нами предлагается комплекс программируемых мер для оптимизации процессов бюджетного планирования (см. рис.5.).

Рис. 5. Этапы бюджетного планирования

Организационной формой представления целевых расходов бюджета должен, по нашему мнению, являться бюджет развития, создание которого предусмотрено статьей 67 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаемый как неотъемлемая составляющая бюджета субъекта федерации, концентрирующая в себе все источники целевого бюджетного инвестирования и, что особенно важно, определяющая формы и способы выделения бюджетных средств для решения задач, требующих использования государственных (региональных) инвестиционных ресурсов.

Оценка данных г. Элисты и современных условий развития городских хозяйств современной России [1] свидетельствует о необходимости активизации предпринимательских инициатив города, - есть насущная потребность в усовершенствовании механизмов их «включения» в экономику города. В качестве наиболее продуктивных финансовых механизмов, по их вплетению в хозяйственную среду муниципальных бюджетов можно выделить:

1. Механизм формирования государственного социального заказа

2. Государственное социальное спонсорство;

3. Механизм социального побуждения негосударственных спонсоров;

4. Механизм прямого финансирования;

5. Механизм формирования муниципального гранта;

6. Механизм микрокредитования;

7. Партнерский кредит;

8. Механизм бизнес-инкубирования

Следует отметить, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (часть первая в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ). Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ). Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

При наличии тех доходных источников, которые определены на сегодняшний день законодательством, город не в состоянии выполнить все возложенные на него обязательства. Для реализации всех определенных полномочий необходима финансовая помощь вышестоящего бюджета, предоставление которой планируется путем выделения средств из региональных фондов (см. рис.6.).

Рис. 6. Инструменты финансовой помощи местным бюджетам

В свете реализации концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации основные задачи органов местного самоуправления могут состоять в формировании приоритетов бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета. Для реализации указанной задачи администрации города могут планировать проведение работы в следующих направлениях:

1. разработка и использование новых механизмов программно-целевого бюджетирования, постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами;

2. оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из выполняемых ими муниципальных функций и задач (изменение организационно-правовой формы учреждений путем реорганизации их в некоммерческие организации);

3. формирование бюджета на основе разделения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;

4. совершенствование механизма муниципальных закупок, направленного на эффективное и рациональное использование бюджетных средств;

5. обеспечение сбалансированности бюджета на основе разграничения расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007.: Стат.сб./Росстат. М., 2007.;

Регионы России. 2007.: Стат.сб./Росстат. М., 2007.

Коды классификатора JEL: R11

РЕГИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СИСТЕМА ИНТЕРЕСОВ

КУЗНЕЦОВА Е.Л.

Кузнецова Е.Л. Кубанский государственный университет, г. Краснодар, доцент кафедры теоретической экономики, кандидат экономических наук, [email protected]

Статья посвящена проблемам методологического анализа регионального хозяйства; автор останавливается на вопросе структуризации и степени возможности согласования интересов разных субъектов хозяйствования; выделяет современные концепции региона.

Ключевые слова: регион; интересы; субъекты хозяйствования; система; мотивация.

Возможности современного теоретического анализа предлагают достаточно обширный инструментарий в проведении научного исследования, и многое в этом процессе зависит от теоретических предпочтений и приоритетов, которыми руководствуется и которые разделяет исследователь. Однако в эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.