Научная статья на тему 'Бюджетные риски: подходы к определению и классификации'

Бюджетные риски: подходы к определению и классификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ РИСК / ФАКТОРЫ БЮДЖЕТНОГО РИСКА / УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТНЫЙ РИСК / НЕСИСТЕМАТИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТНЫЙ РИСК / BUDGET RISK / BUDGET RISK FACTORS / STABILITY OF THE BUDGET SYSTEM / SYSTEMATIC BUDGET RISK / NON-SYSTEMATIC BUDGET RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханина Екатерина Владимировна

Бюджетный риск ключевой фактор устойчивости финансовой системы государства, от которого зависит не только способность экономики выжить в условиях макроэкономических шоков, но и возможность ее развития. В статье приводится определение бюджетного риска, сформулированное на основе анализа точек зрения различных авторов. Рассматриваются подходы к классификации факторов бюджетного риска, на основе которых сформировано деление бюджетного риска на такие составляющие как систематический и несистематический бюджетный риск в зависимости от возможности их регулирования со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET RISKS: APPROACHES TO DEFINITION AND CLASSIFICATION

Budget risk is a key factor in the financial system stability, which affects not only the ability of the economy to survive macroeconomic shocks, but also the possibility of its development. The definition of budget risk, formulated on the basis of an analysis of the points of view of various authors, provided in the article. The division of budget risk into such components as systematic and non-systematic budget risk is formed, depending on the possibility of their regulation by the state, proposed on the basis of consideration of various approaches to the classification of budget risk factors.

Текст научной работы на тему «Бюджетные риски: подходы к определению и классификации»

63

УДК 332.14

БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ

©Ханина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Нижний Новгород

Бюджетный риск - ключевой фактор устойчивости финансовой системы государства, от которого зависит не только способность экономики выжить в условиях

макроэкономических шоков, но и возможность ее развития. В статье приводится определение бюджетного риска, сформулированное на основе анализа точек зрения различных авторов. Рассматриваются подходы к классификации факторов бюджетного риска, на основе которых сформировано деление бюджетного риска на такие составляющие как систематический и несистематический бюджетный риск в зависимости от возможности их регулирования со стороны государства.

Ключевые слова: бюджетный риск, факторы бюджетного риска, устойчивость бюджетной системы, систематический бюджетный риск, бюджетный риск.

несистематическим

Бюджетная система является

центральным звеном финансовой системы России, которая чувствительна к влиянию различных экономических факторов.

Разбалансированность государственного бюджета представляет угрозу экономике страны и ее политической стабильности. Зарубежные исследования показывают зависимость между ростом экономики и устойчивостью бюджетных показателей. Следовательно, устойчивость бюджетной системы можно рассматривать как необходимое условие для реализации экономических преобразований, обеспечивающих рост экономики. В свою очередь, реализация бюджетных рисков приводит к замедлению развития и необходимости мобилизации ресурсов, в том числе, финансовых для решения текущих проблем.

Изменчивость макроэкономических показателей многие исследователи

рассматривают как основную причину замедленного роста сырьевых экономик. Следовательно, высокая зависимость от факторов,

не контролируемых правительством, увеличивает вероятность экономических шоков и как следствие приводит к реализации бюджетных рисков. Большое значение необходимо уделять созданию среды благоприятной для развития экономических субъектов, поскольку именно от их финансового состояния зависит устойчивость бюджетной системы. В настоящее время мировая экономическая конъюнктура не способствует развитию экономики РФ «В условиях нестабильности мировой финансовой системы инвестиционные возможности государства, а также частного бизнеса значительно снизились». [4, с. 224 ].

Несмотря не внедрение риск-ориентированного подхода в рамках программных документов Правительства еще в 2014г., до сих пор отсутствует единый системный подход и механизм управления бюджетными рисками, применимый в практической деятельности и закрепленный в правовых документах. Затрудняя, тем самым, его практическую реализацию на всех уровнях государственного управления.

Таким образом, поскольку бюджетный риск-менеджмент не реализован в правовом поле РФ, следовательно, это создает предпосылки для разработки теоретической базы и практического инструментария в данной области.

В литературе нет единого мнения по поводу понятия бюджетного риска. В докладе Рабочей группы по оценке бюджетных рисков, они рассматриваются как факторы, оказывающие негативное воздействие на параметры бюджетной системы. Таким образом, бюджетный риск это не свойство самого государственного бюджета, а скорее, внешнее негативное воздействие не него.

В исследовании Кувалдиной Т.Б. [5,27] бюджетный риск рассматривается как вероятностная ситуация, имеющая

дестабилизирующее воздействие на бюджетную систему, которая носит субъективный характер, исход которой зависит от действий или бездействий конкретных людей - участников бюджетного процесса. Данное определение, безусловно, имеет определенные преимущества: во-первых вероятностный характер события, что не исключает количественную оценку риска, во-вторых участие субъекта в процессе реализации риска, что предполагает способность данного субъекта или группы субъектов повлиять в положительную сторону на ход реализации данной рисковой ситуации, следовательно, бюджетный риск управляем.

В работе Паздниковой Н.П. и Шипицыной С.Е. [7,209] бюджетный риск рассматривается в узком смысле как вероятность возникновения потерь в бюджете, а в широком

64

смысле как недофинансирование территории вследствие неисполнения бюджета или исполнения в неполном объеме, имеющее социальные последствия. Таким образом, в данном определении основной акцент сделан на негативных последствиях реализации риска ввиду неполного финансирования, что, несомненно, отражает суть проблемы, но не ее механизм.

Горохова Д.В. [3] рассматривает бюджетный риск с вероятностной точки зрения, следствием воздействия которого является снижение устойчивости бюджета, который, однако, поддается качественной или количественной оценке.

В работе Левдонского А.А. бюджетный риск рассматривается как вероятность отклонения фактических параметров бюджета от плановых под влиянием различных факторов [6, 176].

Гамукин В.В. понимает под бюджетным риском совокупность факторов, которые необходимо оценивать для определения возможных отклонений фактических показателей бюджета от плановых значений [2, 53].

Международный опыт показывает, что неустойчивость бюджетных показателей служит важным источником рисков для всей экономики и в итоге снижает среднюю скорость экономического роста. По мнению многих экономистов именно волатильность

макроэкономических показателей служит ключевым механизмом голландской болезни.

В отчете МВФ под бюджетными рисками понимаются факторы, которые могут привести к отклонению финансовых результатов от ожидаемых или прогнозных значений [8, 6]. Бюджетные риски могут возникнуть в результате макроэкономических потрясений или реализации условных обязательства. Таким образом, большое значение придается источникам возникновения бюджетных рисков. А поскольку любой бюджет -это, в первую очередь, финансовый план, то любое отклонение от этого плана, способно привести к невыполнению обязательств государства, следовательно, необходимо предусмотреть и обеспечить возможность получения дополнительных источников финансирования для выполнения обязательств государства.

МВФ выделяет следующие источники бюджетных рисков [8,7]:

1. Макроэкономические потрясения в виде резкого снижения темпов роста номинального ВВП отражаются на объемах государственного долга. Государственные финансы, как правило, страдают от макроэкономических шоков каждые 12 лет, со средними бюджетными затратами, эквивалентными примерно 9 процентов ВВП.

2. Финансовый сектор является еще большим источником потрясений для государственных финансов, хотя и менее значительным. Правительство вынуждено поддерживать из собственных средств проблемные финансовые институты для поддержания финансовой устойчивости экономики. В среднем это происходит каждые 24 года, затраты государства составляют около 10 процентов ВВП.

3. Судебные дела являются удивительно большим, но относительно нечастым источником фискального риска. Требования о государственной компенсации в среднем составляют около 8% ВВП и 15 процентов ВВП в самых крайних случаях.

4. Субнациональные правительства также являются значительным, но менее частым источником бюджетных рисков. Спасение проблемных региональных и местных органов власти обходится в среднем в 4% ВВП, и 12% ВВП в экстремальных условиях.

5. Государственные предприятия являются потенциально значимым и распространенным источником бюджетных расходов. Государственная помощь проблемным госпредприятиям обходится в среднем в 3% ВВП и 15% ВВП в самых крайних случаях.

6. Частные нефинансовые компании также являются источником финансового риска государства. Спасение компаний или принятие на себя их долговых обязательств составляет в среднем около 1 / % ВВП.

7. Стихийные бедствия являются относительно частым источником фискальных рисков, но небольшим по суммам затрат.

8. Государственно-частное партнерство является нечастым источником государственной поддержки и небольшим по затратам. Затраты на спасение проектов ГЧП составляют в среднем 1% ВВП.

Таким образом, в качестве наиболее существенных внешних причин бюджетных рисков МВФ выделил макроэкономические факторы и внутренних причин - финансовую систему страны.

В России факторы бюджетных рисков необходимо рассматривать с учетом сложившейся экономической специфики. В докладе рабочей группы по оценке бюджетных рисков приводятся такие факторы как [1,3]:

1. избыточная величина накопленного страной государственного долга;

2. замедление экономического роста в условиях не решенной демографической проблемы;

3. волатильность цен на нефть при сохранении существенной доли

65

нефтегазовых доходов федерального бюджета;

4. финансовая поддержка системно-образующих компаний;

5. участие государства в крупных инвестиционных проектах;

6. инерционность бюджетных прогнозов.

Таким образом, бюджетный риск может рассматриваться как встроенную характеристику бюджета. Уровень его в значительной степени зависит от стабильности бюджетной системы, которую определяет не только правовая база, а в первую очередь, характер доходов и расходов самих бюджетов. Источниками бюджетных рисков могут быть как внутренние противоречия в экономике, так и внешние шоки. Зависимость бюджетной системы от внешнеэкономических параметров, таких как цена не нефть, формирует систематический бюджетный риск. Возможность его снижения определяется

диверсифицированностью экспортно-импортных операций и структурой государственного долга.

Другая часть бюджетного риска, вызванная внутренними факторами, такими как замедление роста экономики, структура расходов государственного бюджета, налоговая политика и другие, формирует несистематический бюджетный риск. Снижение данного вида риска зависит в большей степени от экономической политики самого государства.

Список источников и литературы:

1. Бюджетные риски - выявление, предупреждение и защита. Доклад рабочей группы по оценке бюджетных рисков. Общественный совет при Министерстве финансов Российской Федерации. М. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://economytimes.ru/sites/default/files.pdf

2. Гамукин В.В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику/ZTERRA ECONOMICUS. 2013 Том 11. № 3. С. 52-61.

3. Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов российской федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 2013.

4. Красулина О.Ю. Финансово-экономическое государственное управление развитием регионов (на примере Арктической зоны РФ) // Прикладные исследования в поле регионального стратегического дискурса современной России. Основные итоги научной работы в Нижегородском институте управления в 2017 г. Сборник научных статей научно-

практической конференции, посвященной Дню российской науки. - Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС 2018. С. 223-227.

5. Кувалдина Т.Б. Бюджетный риск: понятие и система управления// Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. №2(22). 2017. С.26-33.

6. Левдонский А.А. Бюджетные риски и устойчивость федерального бюджета//Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 2. — С. 175-184.

7. Паздникова Н.П., Шипицына С. Е. Стресс-тестирование в управлении бюджетными рисками региона//Экономика региона. №3. 2014. С.208-217.

8. Analyzing and managing fiscal risks—best practices. International Monetary Fund. May 4, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http: www.imf.org/external/np/pp/eng/2016/050416.pdf

BUDGET RISKS: APPROACHES TO DEFINITION AND CLASSIFICATION

© Khanina Ekaterina Vladimirovna

associate Professor of the Department of Finance and legal regulation of financial market Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Nizhny Novgorod Institute of Management, Branch of RANEPA, Nizhny Novgorod

Abstract. Budget risk is a key factor in the financial system stability, which affects not only the ability of the economy to survive macroeconomic shocks, but also the possibility of its development. The definition of budget risk, formulated on the basis of an analysis of the points of view of various authors, provided in the article. The division of budget risk into such components as systematic and non-systematic budget risk is formed, depending on the possibility of their regulation by the state, proposed on the basis of consideration of various approaches to the classification of budget risk factors.

Keywords: budget risk, budget risk factors, stability of the budget system, systematic budget risk, non-systematic budget risk.

Рукопись поступила: 19 января 2020 г. Submitted: 19 January 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.