Научная статья на тему 'Бюджетные и частные инвестиции в моногорода Кузбасса'

Бюджетные и частные инвестиции в моногорода Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / REGIONAL POLICIES / DIVERSIFICATION / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова В.А.

В статье рассмотрены социально-экономические проблемы моногородов на современном этапе. Как помочь этим регионам, какие задачи стоят перед Фондом развития моногородов? На примере Кемеровской области показано, какие механизмы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса используются для решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the socio-economic problems of mono-towns at the present stage. How to help these regions, what are the challenges facing the Fund of development of monotowns? On the example of the Kemerovo region shows the mechanisms of interaction of public authorities and business are used to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Бюджетные и частные инвестиции в моногорода Кузбасса»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь

Литература

1. Энхмаа Б. Бизнес и общество.: Улан-Батор. 2008.

2. Эдвард П. Лазар. Предпринимательство.: Университет Чикаго Пресс. Журнал экономики труда. - 2005.- №4. С. 649-680,

3. Золтан Дж , Самеекша Декай и Джоланда Хэссэлс. Предпринимательство, экономическое развитие и институты.: Малый бизнес Экономика. - 2008. - №3. С. 219-234

4. Роберт Нельсон. Обучение предпринимательству в развивающихся странах, Азии обследования.: Калифорнийский университет в пресс. - 1977. - №9. С. 880-885,

5. Спенсер. Л. М., и Спенсер. С.М. Компетенция в сфере труда.: Джон и Уилей. 1993

6. Харада Кикуко. Презентация, предпринимательство: первая предпринимательская форума - 2014. Улан-Батор.

7. Хэмпден-Тернер. Учение Инновации и предпринимательство.: Кембридж ЮП. 2009.

8. Хисаси Ягинума. Предпринимательство и образование.: Журнал региональных политических исследований. 2010. С.67

References

1. Б. Энхмаа. Бизнес ба нийгэм.: УБ хот. 2008.

2. Edward P. Lazear. Entrepreneurship.: The University of Chicago Press . Journal of Labor Economics. - 2005. - No. 4. S. 649-680,

3. Zoltan J. Acs, Sameeksha Desai and JolandaHessels. Entrepreneurship, economic development and institutions.: Small Business Economics. - 2008. - No. 3. S. 219-234

4. Robert E. Nelson. Entrepreneurship Education in Developing Countries, Asian Survey.: University of California Press. - 1977. S. 880-885,

5. Spencer, L.M., & S.M. Spencer. Competence at Work.: John Wiley. 1993.

6. Harada Kikuko. Presentation on Entrepreneurship. First Entrepreneurship Forum - 2014. Ulaanbaatar

7. Hampden-Turner. Teaching Innovation and Entrepreneurship.: Cambridge UP. 2009.

8. Hisashi Yaginuma. Entrepreneurship and education.: Journal of Regional Policy Studies, [in Japanese]. 2010. S. 67

DOI 10.18454/IRJ.2015.41.033 Воронцова В.А.

Аспирант, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева БЮДЖЕТНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МОНОГОРОДА КУЗБАССА

Аннотация

В статье рассмотрены социально-экономические проблемы моногородов на современном этапе. Как помочь этим регионам, какие задачи стоят перед Фондом развития моногородов? На примере Кемеровской области показано, какие механизмы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса используются для решения данной проблемы.

Ключевые слова: региональная политика, диверсификация, инвестиции.

Vorontsova V.A.

Postgraduate student, Kemerovo state technical University. T. F. Gorbachev BUDGET AND PRIVATE INVESTMENTS IN MONOTOWNS OF KUZBASS

Abstract

The paper discusses the socio-economic problems of mono-towns at the present stage. How to help these regions, what are the challenges facing the Fund of development of monotowns? On the example of the Kemerovo region shows the mechanisms of interaction ofpublic authorities and business are used to solve this problem.

Keywords: regional policies, diversification, investments.

Сегодня в России около ста моногородов с максимально тяжелым социально-экономическим положением и нуждаются срочно в его улучшении. Всего в российских регионах насчитывается 319 моногородов. «Моногород» или «монопрофильный город» это населенный пункт, экономика которого, трудоустройство людей и развитие инфраструктуры зависят от одного или нескольких «градообразующих» предприятий, ориентированных на производство продукции (услуги) в определенной отрасли. В таких городах зачастую наблюдается рост социальной напряженности, которая провоцирует рост конфликтов на предприятии, что в конечном итоге приводит к забастовкам. И тогда эта «проблема» предприятия становится общей, в том числе и для муниципальных властей.

В конце 2009 года Министерством регионального развития Российской Федерации был сформирован, а в 2010 году Правительством Российской Федерации одобрен первый перечень моногородов, в отношении которых были разработаны и приняты к реализации программы поддержки и оздоровления.

Кемеровская область не исключение, где проблема развития моногородов является актуальной. Базовыми отраслями промышленности региона являются: угольная промышленность и металлургия. И сегодня Кузбасс - это регион, где все города, кроме его столицы, являются монопрофильными. В таких городах проживают порядка 70% жителей области [2].

Государство всегда уделяло угольной отрасли пристальное внимание. Еще в 2013 году президент России Владимир Путин провел в Кузбассе заседание Комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, на котором были озвучены проблемы угольной отрасли и названы неотложные меры их решения.

21

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь

Глава государства считает угольную отрасль перспективной и важной для экономики Российской Федерации. «Мы должны думать о том, как ее развивать, как обеспечить рабочие места, как сделать ее более прибыльной и более конкурентоспособной», - отметил Президент [5].

Еще в 2008 - 2010 гг. законодательными органами Кемеровской области был принят ряд основополагающих нормативно-правовых актов, направленных на государственную поддержку инновационной, инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области. Государственная поддержка предоставляется в форме налоговых льгот и иных преференций как финансового, так и нефинансового характера. Ведь для инвестора, очень важно наличие благоприятного и стабильного инвестиционного климата в регионе.

Поэтому, в 2010 году по поручению Губернатора Кемеровской области органами местного самоуправления были разработаны планы модернизации всех кузбасских моногородов. Первыми городами, которые представили свои Комплексные инвестиционные планы развития (далее - КИП) в Правительственную комиссию, были - Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагол. Данные города были отобраны из-за складывающейся уже ни один год сложной ситуации в экономике муниципалитетов (в том числе наличие высокой дотационности местных бюджетов), проблемой трудоустройства, и др. Были созданы три региональные зоны экономического благоприятствования (далее - ЗЭБ): две промышленно-производственного типа и одна туристко-рекреационного [1]. Здесь инвесторам предоставляется возможность развивать свой бизнес на земельных участках, где есть вся необходимая инженерная инфраструктура, либо существует возможность подключения к ним.

В результате, государственную поддержку в виде финансовой помощи эти три территории получили уже в 2010 году. Средства пошли на создание инфраструктуры для реализации крупных инвестпроектов, что в конечном итоге позволило на 1 рубль бюджетных средств привлечь порядка 11 рублей частных инвестиций. По данным Администрации Кемеровской области, за 2010-2013 годы в этих трех городах создано более 16 тысяч новых рабочих мест. Уровень безработицы на данных территориях в среднем сократился в 2,6 раза, уровень монопрофильной зависимости снизился на 11,2% [4].

Программа модернизации экономики моногородов нацелена в-первую очередь на диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

Так, на территории ЗЭБ «Северная промзона» в Ленинск-Кузнецком городском округе развивается кластер предприятий по производству конвейерного оборудования. В южной части Кузбасса (Новокузнецкий городской округ и Новокузнецкий район) реализуются проекты по производству универсальных полувагонов, строительству и эксплуатации вагоноремонтного депо.

Известно, что Кузбасс - самый богатый угольными предприятиями и ресурсами регион страны, а это означает, что регион всегда будет нуждаться в техническом и технологическом оснащении своей производственной базы. В связи с чем, необходимо создание новых и модернизация действующих производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких, соответствующих последним требованиям, предъявляемым в области промышленной безопасности [3].

Уже более пяти лет в Кузбассе проходят «Круглые столы» по различным аспектам инновационной политики. Участники мероприятия дискутируют на темы, касающиеся актуальных для региона и России вопросов социальной политики, социальной ответственности бизнес сообщества, новые подходы и программы развития монозависимых территорий. Как правило, «Круглые столы» проводятся Администрацией Кемеровской области на территории Кузбасского технопарка, при участии Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» и Международной информационной группы «Интерфакс» [5].

В октябре 2014 году в России была создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов». Миссия фонда - это содействие в развитии инфраструктуры и диверсификации экономики монозависимых территорий с целью стабилизации их социально-демографического и экономического статуса.

Фонд работает совместно c инвесторами, муниципальными и региональными властями. Как правило, именно в региональные бюджеты поступают федеральные целевые средства Фонда на перспективные и одобренные им проекты, которые реализуются местными предпринимателями при поддержке муниципальных властей.

Такая форма сотрудничества, как привлечение бизнеса - необходимое условие модернизации экономики угольных городов Кузбасса. В Кемеровской области слаженно работает механизм партнерства «власть - бизнес -общество». Когда власть создает необходимые условия для развития бизнеса, привлекая, таким образом, частные инвестиции, а бизнес, в свою очередь, реагирует активным участием в реализации новых инвестиционных и социальных проектов.

Сегодня очень важно эту системную работу продолжать, только тогда можно рассчитывать на решение социально-экономических проблем моногородов. Существующая сегодня возможность привлекать и использовать как бюджетные, так и внебюджетные инвестиции, позволит более успешно и устойчиво развиваться экономикам моногородов. Создание новых, модернизация действующих предприятий позволит улучшить качество жизни в Кузбассе. А для бюджета Кемеровской области - это увеличение собственных доходов регионального бюджета и наполнение доходами местных бюджетов.

Литература

1. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.01.2013 № 68-р «О стратегии привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения 25.10.2015).

2. Гридин В.Г., Баскаков В.П., Ефимов В.И., Корчагина Т.В. Развитие горнодобывающей отрасли в моногородах // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. - 2011. - № 1. - С. 6-9.

3. Корниенко Ю. Кемеровская область: Проект становится реальностью // Содружество: газета промышленников, предпринимателей, политиков. - 2012. - № 11-12. - С. 13.

22

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь

4. Воскресенская О. Запасов угля на земле хватит минимум на 270 лет [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/09/26/ugol.html (дата обращения 25.10.2015).

5. Львова В. Российские угольщики с оптимизмом смотрят в будущее [Электронный ресурс] URL: http://www.suek.ru/suekinthenews-year/sueknews-2014/page/5/ (дата обращения 25.10.2015).

References

1. The order of the Board of Administration of the Kemerovo region dated 30.01.2013 № 68-p "About the strategy of

attracting investment in the Kemerovo region for the period up to 2030" [Electronic resource] URL:

http://www.consultant.ru/online/ (accessed 25.10.2015).

2. Gridin V. G., Baskakov V. P., Efimov I. V., Korchagina T. V. the Development of the mining sector in mono // Izvestiya of Tula state University. Earth Sciences. - 2011. - No 1. - S. 6-9.

3. Kornienko Y. Kemerovo region: the project becomes a reality // the Commonwealth: newspaper of Industrialists, entrepreneurs, politicians. - 2012. - No 11-12. - S. 13.

4. Voskresenskaya O. Reserves of coal on earth will last at least 270 years [Electronic resource] URL: http://www.rg.ru/2013/09/26/ugol.html (25.10.2015).

5. Lviva V. Russian coal producers are optimistic about the future [Electronic resource] URL:

http ://www. suek. ru/suekinthenews-year/sueknews-2014/page/5/ (accessed 25.10.2015).

DOI 10.18454/IRJ.2015.41.158 Гришина Е.А.

Доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Производственный менеджмент и экономики энергетики»

Новосибирский государственный технический университет ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье предлагается методический подход для решения задачи многокритериального выбора стратегических альтернатив в условиях неопределенности, основанный на теории нечетких множеств.

Ключевые слова: стратегическая альтернатива, теория нечетких множеств, лингвистическая переменная.

Grishina E.A.

Associate professor, PhD in Economics

Department «Management Systems and Economy of Electricity Industry», Novosibirsk State Technical University

THE CHOICE OF STRATEGIC ALTERNATIVES OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE UNDER UNCERTAINTY

Abstract

The article offers a methodical approach to solve the problem of multicriteria choice of strategic alternatives under conditions of uncertainty on the base offuzzy logic.

Keywords: strategic alternatives, fuzzy logic, linguistic variable.

На сегодняшний день стратегические управленческие решения на предприятии не могут основываться на дискретных данных. В условиях неопределенности и отсутствия точной информации оценку стратегических альтернатив можно осуществлять по экспертным оценкам, представленным в виде нечетких множеств.

Каждая стратегическая альтернатива предоставляет промышленному предприятию разные возможности и определяется разными затратами и результатами, что в конечном итоге и предопределяет необходимость их выбора. Для характеристики стратегических альтернатив должны быть выбраны критерии (количественные или качественные), с помощью которых из нескольких допустимых вариантов альтернатив выбирается наилучший.

Рассмотрим пример использования теории нечетких множеств при выборе стратегических альтернатив (а1) для увеличения объема продаж (таб.1).

Таблица 1 - Стратегические альтернативы для увеличения объема продаж

Стратегическая альтернатива Обозна- чение Описание

Снижение цены а1 Предполагает необходимость обеспечить снижение себестоимости продукции.

Модификация существующего продукта а2 Повлечет дополнительные затраты на переналадку производства. Позволит привлечь новых покупателей, тем самым увеличив объем продаж.

Разработка нового продукта а3 Потребует значительных дополнительных затрат. Позволит в случае успеха опередить конкурентов.

Освоение нового рынка сбыта а4 Велика вероятность возникновения сильной конкурентной борьбы и увеличения затрат на маркетинговые исследования и новые производственные мощности.

Увеличение объема производства продукции а5 Необходима оценка финансовых возможностей обеспечить выпуск определенного объема промышленной продукции. Особенно это важно в случае использования заемных средств на расширение производства, закупку сырья и рекламу.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.