Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Серяева М.Г.

В статье представлены результаты оценки бюджетного стимулирования муниципальных образований Оренбургской области, проведенной по авторской методике. Эффективность может быть достигнута тогда, когда обеспечен вклад в развитие муниципального образования, выразившийся в приросте доходов бюджета, сокращении зависимости от вышестоящего бюджета, улучшении показателей эффективности деятельности органов местной власти, сохранении стабильности достигнутых итогов социально-экономического развития. По результатам проведенного исследования, соответствующим органам власти предоставляется возможность принятия двух вариантов решений: оценка эффективности использования уже полученных средств бюджетного стимулирования (в статье - грантов) и принятие решения о возможности предоставления данных средств муниципальному образованию в будущем. Действующий в настоящее время в Оренбургской области Порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам ориентирован только на результаты оценки показателей эффективности деятельности органов местной власти, но не учитывает влияние достигнутых итогов на бюджет, а также не принимается во внимание динамика важных финансово-экономических параметров. По результатам проведенной оценки, бюджетное стимулирование муниципальных образований Оренбургской области за период 2011-2012 гг. можно охарактеризовать как не обеспечивающее их существенного социально-экономического развития. Анализ показал, что большее число муниципальных образований, получивших гранты в 2011 году, включены в группу неэффективного бюджетного стимулирования. То есть бюджетные средства в форме грантов, которые предоставляются муниципалитетам Оренбургской области по результатам оценки эффективности их деятельности, не способствуют обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Серяева М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULUS SPENDING OF MUNICIPAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the results of the stimulus spending evaluation of Orenburg region municipalities, conducted by the author's method. Efficiency can be achieved when a contribution to the development of the municipality is ensured, that is manifested in the increase of budget revenues, reduction of higher budget dependence, local authorities performance improvement, stability of the socio-economic development. According to the survey, the appropriate authorities face two types of decisions: the efficiency evaluation of the stimulus spending funds (in the article - grants), and decision-making on funding a municipality in future years. The current grant-making procedure to urban districts and municipal areas of the Orenburg region depends on the results of the local authorities performance evaluation, but does not consider the impact of the results on a budget, and the dynamics of important financial and economic parameters. According to result-based evaluation, stimulus spending of municipalities of the Orenburg region for the period 2011-2012 can be described as not providing their significant socio-economic development. The analysis showed that a greater number of municipalities that received grants in 2011, are included into the group of inefficient stimulus spending. That is, the budget funds in the form of grants provided to municipalities of the Orenburg region according to performance efficiency evaluation do not contribute to their sustainable socio-economic development.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

М. Г. Серяева, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» e-mail: maria2479@mail.ru

БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье представлены результаты оценки бюджетного стимулирования муниципальных образований Оренбургской области, проведенной по авторской методике. Эффективность может быть достигнута тогда, когда обеспечен вклад в развитие муниципального образования, выразившийся в приросте доходов бюджета, сокращении зависимости от вышестоящего бюджета, улучшении показателей эффективности деятельности органов местной власти, сохранении стабильности достигнутых итогов социально-экономического развития. По результатам проведенного исследования, соответствующим органам власти предоставляется возможность принятия двух вариантов решений: оценка эффективности использования уже полученных средств бюджетного стимулирования (в статье - грантов) и принятие решения о возможности предоставления данных средств муниципальному образованию в будущем. Действующий в настоящее время в Оренбургской области Порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам ориентирован только на результаты оценки показателей эффективности деятельности органов местной власти, но не учитывает влияние достигнутых итогов на бюджет, а также не принимается во внимание динамика важных финансово-экономических параметров.

По результатам проведенной оценки, бюджетное стимулирование муниципальных образований Оренбургской области за период 2011-2012 гг. можно охарактеризовать как не обеспечивающее их существенного социально-экономического развития. Анализ показал, что большее число муниципальных образований, получивших гранты в 2011 году, включены в группу неэффективного бюджетного стимулирования. То есть бюджетные средства в форме грантов, которые предоставляются муниципалитетам Оренбургской области по результатам оценки эффективности их деятельности, не способствуют обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Ключевые слова: эффективность, органы местного самоуправления, бюджетное стимулирование, бюджетные средства, муниципальные образования.

Средства, которые предоставляются из бюджета субъекта РФ в местный бюджет в форме дотации, субсидий, налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, грантов по итогам достижения показателей эффективности (за исключением субвенций) и др., следует относить к средствам бюджетного стимулирования, поскольку они направлены на оказание финансовой поддержки муниципальных образований, реализующих мероприятия и программы социально-экономического развития.

Эффективность бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований следует оценивать

в совокупности итогов, достигнутых местными органами власти в динамике по следующим параметрам [1]:

1. Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений из бюджетов субъектов Российской Федерации и номер группы по доле межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

2. Достигнутый ранг в комплексной оценке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №13-32-01011/14.

3. Гранты муниципальным образованиям по результатам комплексной оценки эффективности их деятельности или в других целях стимулирования.

Показатель эффективности бюджетного стимулирования муниципальных районов и городских округов Оренбургской области, рассчитанный по данным четырех из шести параметров оценки за период 2011-2012 гг., составил 7%. На основании полученных результатов, бюджетное стимулирование муниципальных образований Оренбургской области можно охарактеризовать как не обеспечивающее существенного социально-экономического развития муниципальных образований.

Проведем оценку эффективности бюджетного стимулирования муниципальных образований Оренбургской области за счет добавления двух параметров. Данный показатель характеризуется как «Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации в собственных доходах бюджетов муниципальных районов и городских округов Оренбургской области», рассчитанный по итогам 2011 и 2012 гг. Поскольку расчетные данные по данному параметру не содержат суммы налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, их значения отличаются от интервального диапазона группы по доле межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

По итогам 2011 года минимальное значение показателя «Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации в собственных

доходах бюджетов муниципальных районов и городских округов Оренбургской области» составил 22,67% в г. Оренбурге и максимальное - 71,92% в Ташлинском районе. В 2012 году выделенные по аналогии муниципальные образования - это: г. Оренбург (27,28%) и Светлин-ский район (83,15%). Ситуация по динамике данного показателя в 2011-2012 гг. такова, что:

1) в 20 муниципальных образованиях (45% от общего количества муниципальных образований в выборке) наблюдается сокращение доли межбюджетных трансфертов;

2) в 22 муниципальных образованиях (50% от общего количества муниципальных образований в выборке) выявлено увеличение доли межбюджетных трансфертов;

3) в 2 муниципальных образованиях (5% выборки) доля межбюджетных трансфертов в динамике не изменилась.

Таким образом, большее количество муниципальных образований Оренбургской области в 2012 году ухудшили свои позиции по данному показателю, что указывает на усиление их зависимости от средств вышестоящего бюджета.

Если сопоставить полученный результат с данными по параметру Дгр. (группа по доле межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)), то мы видим, что общая ситуация по данному показателю также негативная. В 2012 году у 39-ти муниципальных образований их место в группе не изменилось, у 5-ти -ухудшилось. В 2011 году 50% муниципальных образований области входили в 4 группу с долей межбюджетных трансфертов больше 70%, в 2012 году - 52%. Доля муниципалитетов во 2 группе с долей межбюджетных трансфертов не

Таблица 1

Результаты анализа по муниципальным образованиям, которые улучшили свои позиции по доле

межбюджетных трансфертов в 2011-2012 гг.

Муниципальные образования Д2011 Д2012 ДгР.2011 ДгР.2012 ДгР.2011-ДгР.2012 Эф.2011 Эф2012 Эф.2011 -Эф.2012 Гр. 2011 ГР 2012

1 21 31 41 51 6 72 82 9 102 112

Грачевский район 56 43 3 3 0 14 1 +13 - +

Курманаевский район 47 29 2 2 0 31 20 +11 - -

Переволоцкий район 61 46 3 3 0 9 30 -21 - -

Тоцкий район 58 45 3 3 0 8 25 -17 - -

1 Информация предоставлена Министерством финансов Оренбургской области.

2 Источники [2, 3].

больше 30% сократилось, в 2011 году их было 9 (20%), в 2012 году - всего 5 (11%).

Обратим внимание на показатели оценочных параметров тех муниципальных образований Оренбургской области, которые существенно улучшили свои позиции по показателю

«Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации в собственных доходах бюджетов муниципальных районов и городских округов Оренбургской области» по итогам 2011-12 гг. (таблица 1):

Таблица 2

Результаты оценки эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области в 2011-2012 гг.

Вариант № 1 Д2011 > Д2012 Эф. 2011-ЭФ. 2012>0 Дгр.2011 и Дгр.,„п Эффективное бюджетное стимулирование Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году

1.1 Илекский район 75>66 +7 4 Условно данный вариант можно признать эффективнъм, учитывая короткий период исследования, но сохранение позиции районов в 3 и 4 группах нельзя признать положительным фактом

1.2 Красногвардейский район 54>46 +12 3

1.4 Октябрьский район (грант 2011 и 2012 гг.) 60>59 +1 3

1.5 Сорочинский район 54>46 +2 3

1.3 Курманаевский район 47>29 +11 2 Можно признать данный вариант эффективнъгм, поскольку на фоне улучшения показателей эффективности, сокращения показателя Д, наблюдается сохранение позиции района во 2 группе, что является наилучшим результатом в данном случае

Вариант № 2 Д2011 = Д2012. ЭФ.201Г ЭФ.2012=0 Дгр.2011 и ДгР.2012 Эффективность следует оценивать с учетом необходимости сохранения достигнутых позиций муниципального образования Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году, если сохраняются высокие позиции муниципального образования

Муниципальные образования, соответствующим парамет зам оценки варианта №2 отсутствуют

Вариант № 3 Д2011 > Д2012 Эф.2011-Эф. 2012 = 0 Дгр.2011 и Дгр. 2012 Эффективное бюджетное стимулирование Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году

3.1 Асекеевский район 59>58 0; 19 место из 35 4 Условно данный вариант можно признать эффективным, учитывая короткий период исследования, но сохранение позиции района в 4 группе нельзя признать положительным фактом

3.2 г. Бузулук (грант 2011 и 2012 гг.) 36>34 0; 1 место 2 Данный вариант можно признать эффективнъм, поскольку наблюдается сохранение высшего места по оценке эффективности при сокращении зависимости от вышестоящего бюджета, а также при сохранении места во 2 группе по Д^

Вариант № 4 Д2011 > Д2012 Эф.2011-ЭФ.2012<0 Дгр.2011 и Дгр. 2012 Эффективное бюджетное стимулирование Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году, если отмечается незначительная потеря достигнутых позиций муниципального образования

4.1 Бугурусланский район 62>57 -12 4 Учитывая короткий период исследования, потеря значительных позиций по оценке эффективности за 1 год даже при снижении доли межбюджетных трансфертов нельзя признать эффективным бюджетным стимулированием, тем более что районы сохраняют позиции в 3 и 4 группах по Дгр

4.2 Бузулукский район (грант 2011 г.) 64>58 -11 3

4.3 Новоорский район (грант 2011 г.) 47>46 -30 3

4.4 Переволоцкий район 61>46 -21 3

4.5 Сакмарский район (грант 2011 г.) 53>45 -16 4

4.6 Тоцкий район 58>45 -17 3

По всем указанным в таблице 1 муниципалитетам Оренбургской области сокращение показателя доли межбюджетных трансфертов составило более 10%. Одновременно улучшили свое место в рейтинге по оценке эффективности только Грачевский и Курманаевский районы. Переволоцкий и Тоцкий районы, несмотря на существенное сокращение доли безвозмездных поступлений в динамике, не обеспечили вклад в повышение эффективности деятельности органов местной власти.

Оценочная таблица результатов эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований не включает варианты динамики показателей для районов, представленных в таблице 1 [1, с. 176]. В трех вариантах оценки, которые мы рекомендуем признавать эффективным бюджетным стимулированием, отмечается изменение места муниципального образования по группе межбюджетных трансфертов (Дгр.), и в одном варианте (№ 3) - сохранение достигнутого места в группе, если этот факт имеет отношение к сохранению наилучшего результата (например, группа 1 с долей межбюджетных трансфертов не более 10%). Мы понимаем, что в действительности может существовать значительно большее количество вариантов, которые можно (с определенной долей условности) признать эффективными. В данном случае, по данным таблицы 1, бюджетное стимулирование в Курманаевском районе может быть признано эффективным, поскольку достигается сохранение позиций во 2 группе по доле межбюджетных трансфертов, что для Оренбургской области в этот период исследования является наилучшим результатом.

Также следует учитывать, что результаты во многом зависят от периода исследования.

Чем меньше продолжительность периода исследования, которая принимается в анализе, тем меньше вероятность изменения показателя Дгр. Именно по этой причине в первой части статьи мы рекомендовали при проведении анализа основываться на показателе Д в качестве основного [1, с. 176]. Таким образом, если в нашем случае период исследования составляет менее 3-х лет, то будем принимать во внимание значения Д2011 и Д2012 в качестве основного. Поскольку цель нашего исследования состоит в оценке эффективности, то заведомо неэффективные результаты, которые характеризуются результатом Дгр.баз- Дгр.тек< 0, будут исключены сразу. В 2011-2012 гг. мы исключили 6 муниципальных образований (в том числе, ЗАТО Комаровский). Полученные результаты оценки эффективности представлены в таблице 2.

Таким образом, показатель эффективности бюджетного стимулирования муниципальных районов и городских округов Оренбургской области, рассчитанный по данным шести параметров оценки, но с условными допущениями, за период 2011-2012 гг. составил 16%. В результате, бюджетное стимулирование муниципальных образований Оренбургской области за этот период можно охарактеризовать как не обеспечивающее их существенного социально-экономического развития. Как видно из таблицы 2, большее число муниципальных образований, получивших гранты в 2011 году, включены в группу неэффективного бюджетного стимулирования. То есть бюджетные средства в форме грантов, которые предоставляются муниципалитетам Оренбургской области по результатам оценки эффективности их деятельности, не способствуют обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Литература

1. Серяева, М. Г. Об эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований / М. Г. Серяева // Вестник ОГУ - 2014. - № 8. - С. 175-181.

2. Сводный доклад Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2011 года [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - URL : http://www.orenburg-gov. ru/magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html

3. Сводный доклад Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2012 года [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - URL : http://www.orenburg-gov. ru/magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html

References

1. Seryaeva, M. (2014), About the effectiveness of fiscal stimulus socio-economic development of municipalities // Vestnik OSU, No. 8, pp. 175-181.

2. Summary report of the Orenburg region on the effectiveness of the activities of local government, urban districts and municipal districts in 2011 [Electronic resource] / the Government of the Orenburg region [web site]. - Mode of access: // http://www.orenburg-gov.ru/magnoliapublic/regportal/info/areas/ oceffect.html.

3. Summary report of the Orenburg region on the effectiveness of activities local authorities, urban districts and municipal areas by 2012 [Electronic resource] / the Government of the Orenburg region [web site]. - Mode of access: // http://www.orenburg-gov.ru/magnoliapublic/regportal/info/areas/ oceffect.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.