УДК 33
Атдакова Г.
преподаватель
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Ашхабад, Туркменистан)
Аннаев А.
студент,
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Ашхабад, Туркменистан)
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: в статье рассматриваются бюджетно-налоговые (фискальная) инструменты обеспечения экономической безопасности. Приведены два варианты обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дана характеристика «встроенных стабилизаторов» автоматической фискальной политики.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, экономическая безопасность, фискальная политика, экономика, дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика проводится Правительством в области налогообложения и государственных расходов и направлена на поддержание стабильной экономики, сопряженной с высоким уровнем занятости и приростом ВВП. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы. Регулирование данных инструментов - это неотъемлемая часть механизма обеспечения экономической безопасности.
Существует два варианта обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дискреционная фискальная политика объявляется государством. Для нее характерны следующие маневры: изменение государственных закупок в большую или меньшую сторону в зависимости от фазы экономического цикла, изменение налоговой ставки, изменение трансфертных выплат. Особенностью данной политики является то, что она имеет недостатки, связанные с наличием временных лагов, ошибок прогнозирования и оппортунизма (от лат. оррогШпш - удобный, выгодный) политических лидеров. Автоматическая фискальная политика данных недостатков не имеет, поэтому она наиболее эффективно обеспечивает экономическую безопасность и именно на нее следует опираться в государственном регулировании.
Автоматическая фискальная политика - это политика так называемых «встроенных стабилизаторов». Встроенные стабилизаторы - это финансовые механизмы, позволяющие сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых коррективов экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны [2, с.172]. Другими словами, данным термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве».
Инструментами или «встроенными стабилизаторами» автоматической фискальной политики выступают: прогрессивная шкала НДФЛ, система государственных трансфертов, государственные программы помощи фермерам.
Прогрессивная шкала налогообложения применяется для налогообложения доходов физических лиц. В зависимости от размера дохода НДФЛ имеет несколько процентных ставок. Как работает прогрессивная шкала НДФЛ? На фазе спада экономики доходы населения сокращаются, что
неминуемо приводит к изменению их социального статуса и, как следствие, перехода из одной категории налогоплательщиков в другую, более низшую. В связи с этим в государственный бюджет поступает меньше налоговых отчислений и возникает циклический бюджетный дефицит, который полезен на фазе спада экономического цикла. Если не было бы встроенного стабилизатора, то спрос бы резко сократился и падение ВВП было бы еще больше. Со встроенным стабилизатором ВВП сокращается не сильно, а кризис менее ощутим, что оказывает положительный эффект на обеспечение экономической безопасности.
На фазе подъема экономики наблюдается обратная ситуация: доходы населения увеличиваются, как результат происходит переход из одной категории налогоплательщиков в другую, более высшую по социальному положению, налогооблагаемая база увеличивается, и, как следствие, возникает бюджетный профицит, который очень полезен для финансовой системы на фазе подъема, так как он сдерживает инфляцию и не дает ей выйти за пороговое значение.
Степень прогрессивности шкалы зависит от взаимоотношений общества и власти. В случае, если общество понимает, что средства от взятия налогов пойдут на благое дело, то относится к власти терпимо. В противном случае, если власти будут растрачивать средства на свои популистские цели, не заботясь об интересах простого человека и удовлетворяя только свои личные эгоистические потребности, общество будет негодовать и всяческими законными и незаконными способами уклоняться от уплаты налогов, уходя в теневой сектор экономики или размещая свои капиталы за границей, что абсолютно невыгодно для поддержания экономической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / В.К. Сенчагов. - 2 изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
2. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с.
3. Капканщиков С.Г. Экономика России. Часть 1: учебное пособие: в 2 ч. / С.Г. Капканщиков. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 376 с.
Atdakowa G.
teachers
Turkmen State Institute of Economics and Management (Ashgabat, Turkmenistan)
Annayev A.
student,
Turkmen State Institute of Economics and Management (Ashgabat, Turkmenistan)
BUDGET AND TAX INSTRUMENTS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY
Abstract: the article uses fiscal (fiscal) tools to ensure economic security. Two options for ensuring economic security are proposed by the fiscal policy: discretionary and automatic. The characteristic of "built-in stabilizers" of automatic fiscal policy is given.
Keywords: fiscal policy, economic security, fiscal policy, economy, discretionary fiscal policy, automatic fiscal policy.