Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговые инструменты обеспечения экономической безопаности'

Бюджетно-налоговые инструменты обеспечения экономической безопаности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
FISCAL POLICY / ECONOMIC SECURITY / ECONOMY / DISCRETIONARY FISCAL POLICY / AUTOMATIC FISCAL POLICY / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Анастасия Александровна, Клевцова Елена Михайловна

В статье рассматриваются бюджетно-налоговые (фискальная) инструменты обеспечения экономической безопасности. Приведены два варианты обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дана характеристика «встроенных стабилизаторов» автоматической фискальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET AND TAX INSTRUMENTS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY

The article uses fiscal (fiscal) tools to ensure economic security. Two options for ensuring economic security are proposed by the fiscal policy: discretionary and automatic. The characteristic of “built-in stabilizers” of automatic fiscal policy is given.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговые инструменты обеспечения экономической безопаности»

УДК 336.02

Исаева Анастасия Александровна, студент, Ульяновский государственный университет Россия, г. Ульяновск Научный руководитель: Клевцова Елена Михайлова, преподаватель Ульяновского государственного университета Россия, город Ульяновск

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются бюджетно-налоговые (фискальная) инструменты обеспечения экономической безопасности. Приведены два варианты обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дана характеристика «встроенных стабилизаторов» автоматической фискальной политики.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, экономическая безопасность, фискальная политика, экономика, дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика.

Isaeva Anastasia A., student, Ulyanovsk state University Russia, Ulyanovsk Scientific adviser: Klevtsova Elena M.,

lecturer of Ulyanovsk state University Russia, city Ulyanovsk

BUDGET AND TAX INSTRUMENTS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY

Abstract. The article uses fiscal (fiscal) tools to ensure economic security. Two options for ensuring economic security are proposed by the fiscal policy: discretionary and automatic. The characteristic of "built-in stabilizers" of automatic fiscal policy is given.

Keywords: fiscal policy, economic security, fiscal policy, economy, discretionary fiscal policy, automatic fiscal policy.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика проводится Правительством в области налогообложения и государственных расходов и направлена на поддержание

стабильной экономики, сопряженной с высоким уровнем занятости и приростом ВВП. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы. Регулирование данных инструментов - это неотъемлемая часть механизма обеспечения экономической безопасности.

Существует два варианта обеспечения экономической безопасности, предлагаемые бюджетно-налоговой политикой: дискреционный и автоматический. Дискреционная фискальная политика объявляется государством. Для нее характерны следующие маневры: изменение государственных закупок в большую или меньшую сторону в зависимости от фазы экономического цикла, изменение налоговой ставки, изменение трансфертных выплат. Особенностью данной политики является то, что она имеет недостатки, связанные с наличием временных лагов, ошибок прогнозирования и оппортунизма (от лат. орроГппш - удобный, выгодный) политических лидеров. Автоматическая фискальная политика данных недостатков не имеет, поэтому она наиболее эффективно обеспечивает экономическую безопасность и именно на нее следует опираться в государственном регулировании.

Автоматическая фискальная политика - это политика так называемых «встроенных стабилизаторов». Встроенные стабилизаторы - это финансовые механизмы, позволяющие сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых коррективов экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны [2, с.172]. Другими словами, данным термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве».

Инструментами или «встроенными стабилизаторами» автоматической фискальной политики выступают: прогрессивная шкала НДФЛ, система государственных трансфертов, государственные программы помощи фермерам.

Прогрессивная шкала налогообложения применяется для налогообложения доходов физических лиц. В зависимости от размера дохода НДФЛ имеет несколько процентных ставок. Как работает прогрессивная шкала НДФЛ? На фазе спада экономики доходы населения сокращаются, что неминуемо приводит к изменению их

социального статуса и, как следствие, перехода из одной категории налогоплательщиков в другую, более низшую. В связи с этим в государственный бюджет поступает меньше налоговых отчислений и возникает циклический бюджетный дефицит, который полезен на фазе спада экономического цикла. Если не было бы встроенного стабилизатора, то спрос бы резко сократился и падение ВВП было бы еще больше. Со встроенным стабилизатором ВВП сокращается не сильно, а кризис менее ощутим, что оказывает положительный эффект на обеспечение экономической безопасности.

На фазе подъема экономики наблюдается обратная ситуация: доходы населения увеличиваются, как результат происходит переход из одной категории налогоплательщиков в другую, более высшую по социальному положению, налогооблагаемая база увеличивается, и, как следствие, возникает бюджетный профицит, который очень полезен для финансовой системы на фазе подъема, так как он сдерживает инфляцию и не дает ей выйти за пороговое значение.

Степень прогрессивности шкалы зависит от взаимоотношений общества и власти. В случае, если общество понимает, что средства от взятия налогов пойдут на благое дело, то относится к власти терпимо. В противном случае, если власти будут растрачивать средства на свои популистские цели, не заботясь об интересах простого человека и удовлетворяя только свои личные эгоистические потребности, общество будет негодовать и всяческими законными и незаконными способами уклоняться от уплаты налогов, уходя в теневой сектор экономики или размещая свои капиталы за границей, что абсолютно невыгодно для поддержания экономической безопасности.

Надо понимать, что прогрессивная шкала НДФЛ - это не просто выравнивание население по социальному положению, но и сдерживание циклических колебаний экономики, что полезно для ее роста и обеспечения экономической безопасности. В России плоская шкала НДФЛ с 2001 года. Это во многом связано с весомым падением ВВП на 7-8% (официально на 11-12%) в 2008 году по сравнению с другими странами, в которых присутствует прогрессивная шкала налогообложения.

Встроенный стабилизатор под названием «система государственных трансфертов» предусматривает, что всем лицам, живущим за чертой бедности,

выплачиваются трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности»). В период спада экономического цикла доходы населения падают, соответственно становится больше бедных людей, и государству приходится увеличивать количество социальных выплат. У населения возникает финансовая возможность тратить больше - повышается спрос, и кризис становится менее ощутим.

Во время подъема доходы населения, наоборот, увеличиваются, и как, результат, количество лиц со статусом «бедные» сокращается, а соответственно сокращаются и государственные трансферты. Возникает бюджетный профицит, сдерживающий инфляцию, так как спрос не растет выше допустимого уровня, тем самым не создавая ценовой дисбаланс в экономической системе.

Встроенный стабилизатор «государственные программы помощи фермерам» предусматривает, что в момент, когда цена на зерно падает, Правительство проводит государственные закупки, которые вполне ожидаемо приведут к росту совокупного спроса, так как сами закупки являются частью совокупных расходов. Создаются товарные резервы, цель которых состоит в том, чтобы нормализовать прибыль фермера и иметь стратегический запас зерна на случай неурожая или, например, военных действий. Во время подъема цена зерна увеличивается, и государство проводит так называемую «товарную интервенцию», распродавая зерно по более низкой цене на рынке, тем самым оказывая сдерживающее влияние на экономику.

Необходимо отметить, что товарная интервенция сдерживает циклические колебания экономики. В России товарная интервенция существует, но, как правило, государство закупает зерно только у тех, с кого сможет в дальнейшем получить какую-то прибыль.

Рациональность регулирования Правительством инструментов бюджетно-налоговой политики во многом оказывает влияние на механизм обеспечения экономической безопасности и оценивается ее результатами. Результативность такого регулирования, чаще всего, определяется ростом ВВП и обеспечением стабильного развития национальной экономики. Также результативность применения инструментов бюджетно-налоговой политики в механизме обеспечения экономической безопасности может оцениваться состоянием государственного

бюджета. Однако судить по этому показателю о степени обеспечения экономической безопасности достаточно сложно. Это объясняется тем, что, бюджетный дефицит и бюджетный профицит могут возникнуть вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а также в результате изменения объема национального продукта, доходов.

После Второй мировой войны применение инструментов бюджетно-налоговой политики стало основным средством ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции, что опять же свидетельствует о их значимости в механизме обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, инструменты бюджетно-налоговой политики играют важную роль в механизме обеспечения экономической безопасности. Обеспечивая экономическую безопасность, в государственном регулировании необходимо опираться на автоматическую фискальную политику, которая наиболее эффективна и результативна в регулировании экономических процессов. Итог такого регулирования состоит прежде всего в обеспечении стабильного развития экономики, постоянного прироста ВВП, недопущения высоких темпов инфляции и высоко уровня безработицы, что оказывает соответствующее положительное влияние на динамику экономической безопасности.

Библиографический список

1. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / В.К. Сенчагов. - 2 изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

2. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с.

3. Капканщиков С.Г. Экономика России. Часть 1: учебное пособие: в 2 ч. / С.Г. Капканщиков. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.