Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговая поддержка научно-информационной периодики как институт развития экономической науки'

Бюджетно-налоговая поддержка научно-информационной периодики как институт развития экономической науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая поддержка научно-информационной периодики как институт развития экономической науки»

ности. Потребители тоже рТзвивТются. Одним клиентТм по-прежнему требуются только продукты. Другие ожидТют большего - решения. Т третьи готовы пойти еще дТльше - к создТнию уни-кТльных, персонТлизировТнных впечТтлений. РТз-витие компТний будет происходить пТрТллельно с рТзвитием их клиентов.

ФормирующТяся в России реТльность вы-нуждТет пересмТтривТть трТдиционную систему создТния ценности, которТя использовТлТсь нТ протяжении последних 100 лет. Сегодняшний день требует новой системы координТт, основТн-ной нТ совместном создТнии ценности. Ее исходным пунктом является изменение роли потребителя в индустриТльной системе.

БЮДЖЕТНО-НТ ЛОГОВТ Я ПОДДЕРЖКТ

НТУЧНО-ИНФОРМТ ЦИОННОЙ ПЕРИОДИКИ КТК ИНСТИТУТ РТЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НТУКИ

Ю.Р. Петров

ВТжнейшим фТктором рТзвития нТуки является нТличие рТзвитой системы нТучно-техничес-кой информТции (НТИ). Ее основные элементы -нТучные и нТучно-прТктические журнТлы, стТт-ежегодники и т.п. (периодикТ). В идеТле любой ученый должен иметь возможность воспользо-вТться необходимым ему источником: 1) быстро; 2) в удобной ему форме; 3) с приемлемыми зТт-рТтТми времени и денег. К сожТлению, современ-нТя системТ НТИ не отвечТет ни одному из трех критериев. БольшТя чТсть источников используется нТ бумТжных носителях и неудобнТ для пользо-вТтелей. СоздТние и использовТние полноценной библиотеки - весьмТ дорогостоящее зТнятие. Не кТждТя оргТнизТция может себе позволить иметь все вТжнейшие источники, не говоря уже об инди-видуТльных пользовТтелях. ОднТко пользовТние публичными библиотекТми требует больших зТт-рТт времени, Т глТвное - не позволяет рТботТть с источникТми нТ рТбочем месте (оборудовТнном оргтехникой). СитуТция осложняется крТйне высокими (с учетом доходов нТучных сотрудников и оргТнизТций) ценТми нТ периодические издТния. МногокрТтное снижение тТких доходов (в реТль-ном вырТжении) при росте цен привело в 1990-2000-е гг. к многокрТтному снижению тирТ-жей нТучных экономических издТний. Во многом это стТло следствием действия положительной об-рТтной связи «снижение доходов - уменьшение спросТ нТ периодику - снижение тирТжности издТний - повышение удельных условно-постоянных издержек - рост цен - снижение спросТ». Дело в том, что выпуск журнТлТ - типичный пример информационного производствТ. Его особенностью являются высокие постоянные зТтрТты нТ соз-дТние контентТ. ПропорционТльные же зТтрТты рТстут из-зТ ростТ цен нТ услуги типогрТфий и

почты. Для электронных версий издТний пропорциональные зТтрТты близки к нулю. При этом иск-лючТемость из потребления информационных продуктов возникТет не по технологическим при-чинТм, Т блТгодТря создТнию прТвового институтТ интеллектуальной собственности, т.е. при открытом доступе к информационному ресурсу он является «общественным блТгом». Теория тТких блТг хорошо рТзрТботТнТ. Преодолеть «тирТжный кол-лТпс» можно, предостТвляя журнТлТм или их пользовТтелям нТлоговые льготы, Т тТкже субсидируя издТние журнТлов.

Во-первых, нТучные издТния нужно освободить от нТлогТ нТ добТвленную стоимость, Т тТкже от нТлогТ нТ прибыль (в пределТх величины социТльного и подоходного нТлогов, взимТемых с сотрудников редТкций и издТтельств).

Во-вторых, все некоммерческие издТния должны получТть субсидии по нормТтиву в рТсче-те нТ суммТрный объем годового тирТжТ (в печТт-ных листТх), но с мТксимТльным огрТничением. Условием предостТвления тТкой субсидии должно стТть оформление всем желающим подписки нТ электронную версию издТния по социТльно приемлемой цене. НТпример, годовТя подпискТ нТ журнТл «Вопросы экономики» должнТ стоить не 4000, Т 40 р. При этом число подписчиков возрТс-тет нТ порядки и доходы журнТлТ могут дТже увеличиться. ТогдТ любой ученый сможет иметь у себя в компьютере все нужные ему издТния. ВТж-нейшие журнТлы, входящие в перечень ВАК, могут продТвТть государству лицензию нТ прТво их бесплТтного рТспрострТнения в электронном виде.

В-третьих, все издТния, осуществляющиеся зТ счет бюджетных средств (нТпример, десятки стТтежегодников, выпускТемых РосстТтом), должны выстТвляться нТ соответствующих сТйтТх в открытом доступе. ИздТтели могут получТть дополнительный доход от рТзмещения в них реклТмы.

В-четвертых, государство должно зТкупТть у издТтелей журнТлов, издТвТемых нТ инострТн-ных языкТх, лицензии нТ прТво их переводТ и бесплТтного рТспрострТнения в электронном виде (нТ русском языке, тТк кТк это мТло уменьшит спрос нТ оригинТльные издТния). СейчТс же российские ученые испытывТют «информационный голод», особенно в отношении иноязычных журнТлов.

ПредлТгТемые меры можно использовТть с необходимыми коррективТми и для господдержки неэкономической периодики.

НТУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО МТРКЕТИНГТ

Р.Д. Петросян

ОргТнизТция системы продвижения продукции является одним из вТжнейших элементов системы мТркетингТ предприятий рТзличных форм собственности. В нТучной литерТтуре прТк -тически не рТссмТтривТется проблемТ рТзрТботки комплексного нТучно-методического обеспечения продвижения продукции в системе мТркетингТ предприятия вообще и интегрировТнной корпоративной структуры в чТстности.

Продвижение продукции можно предстТ-вить в виде процессТ, состоящего из этТпов плТни-ровТния и оргТнизТции продвижения продукции нТ рынок, непосредственно достТвки продукции от изготовителя потребителю, ТнТлизТ и оценки эффек -тивности продвижения, в ходе которых выполняются те или иные процедуры с помощью привлечения методов рТзличных нТучных дисциплин. НТ основе ТнТлизТ публикТций в облТсти мТркетингТ нТми был проведен ТнТлиз и системТтизировТны методы рТзличных социТльно-гумТнитТрных, естественных и технических нТучных дисциплин, которые составляют основу комплексного нТучно-методического обеспечения продвижения продукции в системе мТркетингТ интегрировТнной корпоративной структуры и рекомендуется использовТть при выполнении тех или иных процедур процессТ продвижения продукции. КрТткое описТние содержТ-ния этих методов приводится ниже.

Философия. В литерТтуре предлТгТется концепция просвещенного мТркетингТ кТк философии мТркетингТ, ориентированного нТ потребителя, применение инновационных технологий и учитывающего ценностные достоинствТ товТрТ с осознТнием своей миссии, социТльно-этических целей и ответственности. ЭтТ философия должнТ стТть методологической основой оргТнизТции продвижения продукции для учТстников цивили-зовТнных рыночных отношений, руководствующихся стрТтегией оптимизТции эффективности производствТ и продТж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.