Научная статья на тему 'Бюджетно-финансовые методы нивелирования социального неравенства: характеристика и анализ использования'

Бюджетно-финансовые методы нивелирования социального неравенства: характеристика и анализ использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / МЕТОДЫ И МОДЕЛИ НИВЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ / SOCIAL INEQUALITIES SOCIO-ECONOMIC GAPS / SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION / LEVELING METHODS AND MODELS OF SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Мария Викторовна, Болдырева Любовь Валентиновна, Китюкова Дарья Сергеевна

В настоящее время социальное неравенство закономерное явление общества. Социально-экономический разрыв в Российской Федерации между самыми бедными и самыми богатыми в 2016 г. составил 16,5 раза. Все многообразие мер по снижению социального расслоения и его последствий, как правило, заключаются в мероприятиях по сокращению бедности и ликвидации нищеты населения. Для Российской Федерации большое значение имеет использование опыта экономически развитых стран по сокращению социальных рисков. В данной статье представлены современные методы и модели нивелирования социального неравенства в Российской Федерации и зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радченко Мария Викторовна, Болдырева Любовь Валентиновна, Китюкова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISCAL METHODS OF LEVELING SOCIAL INEQUALITIES: CHARACTERIZATION AND ANALYSIS OF THE USING

Currently, social inequality is a natural phenomenon in society. The socio-economic gap in the Russian Federation between the poorest and richest in 2016 totaled 16.5 times. The diversity of measures to reduce the social stratification and its implications tend to lie in activities for the reduction of poverty and the elimination of poverty. Great importance for the Russian Federation has the expertise to effectively combat social risk reduction of economically developed countries. This article presents modern methods and models of social leveling inequalities in the Russian Federation and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-финансовые методы нивелирования социального неравенства: характеристика и анализ использования»

УДК 338

DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-97-102

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ НИВЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА: ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Радченко

Мария

Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал] (350051, Россия, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников/ул. им. Федора Лузана, 32/34]. E-mail: [email protected]

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал] (350051, Россия, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников/ул. им. Федора Лузана, 32/34]. E-mail: [email protected]

аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]

Болдырева

Любовь

Валентиновна

Китюкова

Дарья

Сергеевна

Аннотация

В настоящее время социальное неравенство - закономерное явление общества. Социально-экономический разрыв в Российской Федерации между самыми бедными и самыми богатыми в 2016 г. составил 16,5 раза. Все многообразие мер по снижению социального расслоения и его последствий, как правило, заключаются в мероприятиях по сокращению бедности и ликвидации нищеты населения. Для Российской Федерации большое значение имеет использование опыта экономически развитых стран по сокращению социальных рисков. В данной статье представлены современные методы и модели нивелирования социального неравенства в Российской Федерации и зарубежных странах.

Ключевые слова: социальное неравенство, социально-экономические разрывы, социальная защита населения, методы и модели нивелирования социального расслоения.

Социальное неравенство является закономерным явлением современного общества. При этом резкий разрыв между самыми богатыми и бедными слоями населения, порождают огромное количество отрицательных последствий, что делает реализацию мер по сглаживанию социального неравенства и таких порождаемых им издержек, как бедность и нищета, стратегическим направлением деятельности любого современного государства с социально ориентированной экономикой.

По имеющимся данным Федеральной службы государственной статистики в России в 2016 г. почти 62% домашних хозяйств, проживающих в городах, считались малоимущими. К самым малоимущим группам населения относятся дети в возрасте до 16 лет (29,9%], молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (19,1,2%), женщины в возрасте от 31 до 54 лет (20,1%), мужчины в возрасте от 31 до 59 лет (18,9%) [9]. 64,2% экономически активного населения в 2016 году являлись малоимущими.

Экономисты, социологи, политики предлагают различные меры и направления совершенствования механизмов по снижению социального расслоения и его последствий [1-8]. Направления по нивелированию последствий социального неравенства во многом заключаются в мероприятиях по сокращению бедности и ликвидации нищеты населения.

В странах с развитой экономикой широкое распространение получили такие методы борьбы с социальным неравенством, как: увеличение размера минимальной зарплаты или ограничение зарплат генеральных директоров корпораций; повышение налогов, через которые происходит перераспределение богатства и финансирование государственных программ благосостояния; развитие действенных механизмов мотивации миллионеров к филантропической деятельности.

Наряду с прямыми методами государственного регулирования благосостояния граждан (размер минимальной зарплаты и фискальная политика) применяются косвенные рычаги, к которым относится филантропия, финансовые вливания на безвозмездной основе фондов, организаций, богатых физических лиц в особо крупных размерах в развитие долгосрочных социально значимых проектов.

Мероприятия по нивелированию социального неравенства можно свести к реализации таких направлений, как меры по сокращению самого социального неравенства, меры по преодолению бедности, а также универсальные направления, имеющие комплексное воздействие, как на преодоление бедности, так и на снижение социального неравенства.

При этом правительством должен быть найден баланс между реализацией программ по борьбе с бедностью и программ по стимулированию занятости населения и экономии расходов средств бюджета. Важное место в нивелировании социального неравенства играют программы по социальной поддержке и социальной защите населения.

Социальная поддержка включает совокупность специальных социальных услуг: медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иные виды помощи человеку со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в трудных жизненных ситуациях.

Системы социальной помощи населения включают социальные программы по поддержке различных категорий граждан, которые являются частью механизма по преодолению бедности.

В мире сложилось две основные модели данного механизма:

- с высокой ролью государства и существенным значением общественных механизмов управления социально-экономическими процессами;

- с относительно небольшим государственным вмешательством в социально-экономические процессы, где государство выполняет преимущественно координирующую роль в реализации частных инициатив в сфере удовлетворения социальных потребностей и социальной защиты личности.

В этом свете формируются соответствующие подходы к социально-защитительной практике:

- приоритетно-государственный, опирающийся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (он предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и избирательное предоставление им мер социальной поддержки];

- личностно-инициативный, базирующийся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (этот подход ориентирован на распределение по труду и включает частное социальное страхование].

Ограничителем для реализации политики смягчения социального неравенства регионов выступают дефицитные ресурсы государства, поэтому основной задачей становится их эффективное использование. Для этого необходимым является четкое выделение проблем и использование наиболее подходящих инструментов социальной поддержки населения, например, адресного распределения социальных трансфертов.

Социальные трансферты - выплаты гражданам (из госбюджета и (или] специальных фондов], не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и т. д.].

Политика сокращения бедности предполагает: экономическую стабилизацию, нейтрализацию кризисных явлений; признание обеспечения эффективной занятости общенациональной проблемой; усиление конкуренции между работодателями на рынках труда; обеспечение высокого качества государственного регулирования рынков труда; усиление роли социальной функции налогообложения и другие направления.

Многие страны имеют хороший положительный опыт эффективной борьбы с социально-экономическим неравенством и сокращением разрывов между населением. При этом не существует универсального способа решения этой проблемы, так как многое зависит от социально-экономического положения и развития страны, государственного режима, приоритетов в политике, традиций, потребностей и экономических возможностей. Но использование этого опыта с адаптацией под свою ситуацию бывает полезным для государства.

Эксперты выделяют ряд стран, которые в борьбе с социально-экономическим неравенством добились хороших положительных результатов.

Например, во Франции устанавливается обязательная для всех работодателей минимальная ставка заработной платы, достаточная для удовлетворения основных потребностей работающего, которая систематически индексируется, в США имеет традиционно широкое развитие

опыт благотворительности, в Казахстане хороший результат показали государственные целевые программы, направленные на сокращение числа малообеспеченных и т.д.

Для создания эффективных механизмов управления социальными рисками, к которым относится малообеспеченность, многие страны в настоящее время все большее внимание уделяют современным программам расширенного спектра, отказываясь от традиционных программ преодоления бедности, которые подтягивали доходы малообеспеченных слоев населения до общественно приемлемого уровня. Основной целью социальных программ расширенного спектра является выравнивание неравенства доходов за счет повышения уровня человеческого капитала представителей социально уязвимых групп, что, в свою очередь, может быть обеспечено при помощи увеличения доступности общественных благ и расширения возможностей развития малообеспеченных граждан.

В данном направлении немаловажную роль играет сокращение электронно-цифрового разрыва, увеличение доступа к сети Интернет, который позволяет в полной мере пользоваться социально значимыми ресурсами.

В рамках нивелирования социального-экономического неравенства важной составляющей выступает правильное установление прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

В современном мире нивелирование социального неравенства эксперты сводят к нескольким направлениям, получившим оформление в виде моделей. Эти современные модели функционируют на территориях экономически развитых государств, таких как: Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция (модель социального страхования], Великобритания, Ирландия, США, Япония (либеральная модель], Италия, Испания, Греция, Португалия (Южноевропейская (рудиментарная] модель], Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия (социал-демократическая (скандинавская] модель].

Способы социальной защиты, применяемые государствами в рамках перечисленных моделей различны, но инструменты осуществления остаются неизменными и сводятся в основном к социальным выплатам малообеспеченным гражданам.

Что касается России, то в настоящее время обеспечение социальной защищенности населения осуществляется путем использования следующих бюджетно-финансовых методов:

- поддержка социальной инфраструктуры;

- финансирование оказания услуг в области социальной защиты;

- компенсация затрат на социальное обеспечение;

- непосредственные выплаты гражданам, которые являются объектами социальной защиты.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ, согласно которой «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Необходимость сглаживания социального неравенства и его последствий также находит свое отражение в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением правительства от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Концепция предполагает тесное сотрудничество государства, бизнеса, общества, которое может позволить осуществить реализацию следующих направлений:

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- снижение административных и коррупционных барьеров в экономике;

- формирование условий для массового создания частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение рисков для предпринимательства и развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- поддержка инициатив бизнеса в развитии социальной сферы и человеческого капитала и др.

Кроме того, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ придается важное значение такому инструменту в борьбе с бедностью, как благотворительная деятельность. Несмотря на это, основным источником финансирования мероприятий по нивелированию социально-экономического неравенства остаются бюджетные ресурсы.

Из федерального бюджета по разделу «Социальная политика» за 2011-2015 гг. было выделено 19623,13 млрд руб.

Таблица 1

Динамика и структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» за 2011-2015 гг., млрд руб. [9]

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Относительное изменение в 2015 г. к 2011 г., %

Социальная политика 3128,5 3859,726 3962,9 4112,7 4559,3 45,73

Пенсионное обеспечение 2137,500 2720,477 2824,577 3007,940 3396,359 58,89

Социальное обслуживание населения 6,900 7, 943 8,598 9,098 10,014 45,13

Социальное обеспечение населения 786,690 906,500 903,256 891,082 929,771 18,19

Охрана семьи и детства 191,280 218,867 219,130 193,451 212,648 11,17

Прикладные научные исследования в области социальной политики 0,200 0,142 0,113 0,116 0,117 -41,50

Другие вопросы в области социальной политики 5,888 5,796 7,267 11,056 10,431 77,16

Как видно из данных табл. 1, расходы на социальную политику растут из года в год и в 2015 году они выросли по отношению к 2011 г. почти на 50 %.

Рассматривая структуру расходов по статье «социальная политика» можно сказать, что больше всего средств выделяется на пенсионное обеспечение, так в 2015 г. на эту статью направлено 3396,359 млрд руб., и это почти на 60% больше чем в 2011 г.

На втором месте по величине расходов находится социальное обеспечение населения, расходы на него с 2011 года в 2015 г. увеличились на 18,2 %.

Большое внимание уделено финансированию вопросов охраны семьи и детства, в 2015 г. из бюджета выделено 212,648 млрд руб., и это на 11,17 % больше, чем в 2011 г.

На 45% увеличились расходы на социальное обслуживание населения, и в 2015 г. составили 10,014 млрд руб.

Наглядно структура расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 и 2015 гг. представлена на рис. 2.

Таблица 2

Общий объем социальных выплат в Российской Федерации за 2011-2015 гг., млрд руб. [9]

Относительное из-

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. менение в 2015 г. к 2011 г., %

Общий объем соци-

альных выплат, млрд 6514 7321 8295,7 8628,2 9768,3 49,96

руб., из них:

пенсии 4415,5 5078,7 5849,7 6055,5 6972, 5 57,90

пособия 1831,4 1935,9 2076,2 2179,3 2397,6 30,92

стипендии 51,6 60,8 75,1 77,1 78, 4 51,90

■ Социальная политика

■ Пенсионное обеспечение

■ Социальное обслуживание населения

■ Социальное обеспечение населения

■ Охрана семьи и детства

■ Прикладные научные исследования в области социальной политики

■ Другие вопросы в области социальной политики

Рис. 2. Структура расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 и 2015 годах [9]

Согласно данным табл. 2, в рамках реализации мер социальной поддержки и социальной защиты населения в 2015 г. общий объем социальных выплат по стране составил 9768,3,2 млрд руб. Социальная помощь населению в 2015 г. составила 402,898 млрд руб.

В настоящее время мы наблюдаем рост количества некоммерческих организаций социально ориентированного характера, при этом государство планирует осуществлять поддержку становления и развития таких компаний.

Таким образом, сглаживание социального неравенства, преодоление бедности и нищеты реализуются в рамках различных механизмов социально-экономической, налоговой, бюджетной политики [10]. Важным условием эффективности выступает комплексность и всеобщность работы в данном направлении.

Многие государства имеют эффективный опыт по нивелированию социально-экономического неравенства, однако проблемы, возникающие под действием данного явления, остаются актуальными. Вопросы по сокращению бедности вызывают необходимость дальнейшего совершенствования механизмов по ее преодолению, целесообразным также является изучение и адаптированное использование зарубежных методик по решению проблем в области социально-экономического неравенства.

Что касается ситуации в России, которая является социальным государством, социальная защита в стране выступает комплексной системой социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. При этом, российская система социальной защиты, социальная политика государства, направленные на нивелирование последствий социально-экономического неравенства, имеют как преимущества, так и недостатки, требуют совершенствования и постоянных корректировок вследствие непостоянства как внешней, так и внутренней среды государства, действия большого спектра рисков обострения социально-экономического неравенства в стране.

Литература

1. Вакуленко О.В., Болдырева Л.В., Чемеренко Н.А. Особенности реализации сценариев долгосрочного социально-экономического развития российских регионов: экономические санкции и экономическая безопасность// Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71]. - С. 226-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зубаревич Н.В. Мифы и реалии пространственного неравенства // Общественные науки и современность. 2009. № 1.

3. Игонина Л.Л. Финансовое развитие и экономический рост // Вестник Финансового университета. 2016. № 1 (91]. - С. 111-120.

2011г. 2015 г.

4. Ильченко А.Н., Севастьянова Е.В., Сарычева Т.В. Адресная социальная поддержка как инструмент сглаживания межрегионального неравенства // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2012. № 3 (31).

5. Климова А.Н., Ерина Е.А. К вопросу о нивелировании социально-экономического неравенства как угрозы экономической безопасности // Социально-экономические явления и процессы. Т. 10, 2015. № 11.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Радченко М.В., Беличенкин С.А Проблемы криминализации общества в контексте экономической безопасности страны // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 5. - С. 152-159.

8. Солонина С.В. Рыночная институционализация региональной банковской системы как основа финансового развития территорий// Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2013.

9. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

10. Игнатова Т.В., Мушенко И.Г. Государственные финансы в системе регулирования общественного сектора. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.

Radchenko Maria Viktorovna, candidate of economic science, docent of Cathedra of Economy and Finance, Financial university under the Government of Russian Federation (Krasnodar branch) (32/34, Shosse Oil Industry Workers/St. Of Fedor Luzan, Krasnodar, 350051, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Boldyreva Lyubov Valentinovna, candidate of economic science, docent of Cathedra of Economy and Finance, Financial university under the Government of Russian Federation (Krasnodar branch) (32/34, Shosse Oil Industry Workers/St. Of Fedor Luzan, Krasnodar, 350051, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Kituykova Daria Sergeevna, graduate student, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ksp @aaanet.ru

FISCAL METHODS OF LEVELING SOCIAL INEQUALITIES: CHARACTERIZATION AND ANALYSIS OF THE USING

Abstract

Currently, social inequality is a natural phenomenon in society. The socio-economic gap in the Russian Federation between the poorest and richest in 2016 totaled 16.5 times. The diversity of measures to reduce the social stratification and its implications tend to lie in activities for the reduction of poverty and the elimination of poverty. Great importance for the Russian Federation has the expertise to effectively combat social risk reduction of economically developed countries. This article presents modern methods and models of social leveling inequalities in the Russian Federation and foreign countries.

Keywords: social inequalities socio-economic gaps, social protection of the population, leveling methods and models of social stratification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.