Научная статья на тему 'К вопросу о нивелировании социально-экономического неравенства как угрозы экономической безопасности'

К вопросу о нивелировании социально-экономического неравенства как угрозы экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / НИВЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL AND ECONOMIC INEQUALITY / LEVELING / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SUPPORT OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климонова Анастасия Николаевна, Юрина Елена Александровна

В статье рассматривается социально-экономическое неравенство как закономерное явление современного общества. Усиление социально-экономического неравенства является одной из угроз экономической безопасности. Резкий разрыв между самыми богатыми и бедными слоями населения, бедность и нищета порождают огромное количество отрицательных последствий, ухудшая ситуацию в сфере экономической безопасности, что делает реализацию мер по сглаживанию социально-экономического неравенства и таких порождаемых им издержек, как бедность и нищета, стратегическим направлением деятельности любого современного государства с социально ориентированной экономикой. Предметом исследования в рамках статьи является нивелирование социально-экономического неравенства и его последствий. Цель написания работы рассмотрение основных направлений нивелирования социально-экономического неравенства, используемых в мировой практике. При написании статьи использовались общенаучные методы: теоретические, экспериментальные (метод сравнения) и эмпирическо-теоретические (метод аналогии). В мировой практике существуют различные меры и направления совершенствования механизмов по снижению социально-экономического расслоения и его последствий. Направления по нивелированию последствий социально-экономического неравенства во многом заключаются в направлениях по сокращению бедности и ликвидации нищеты населения. В работе раскрывается и обобщается ряд основных направлений по нивелированию социально-экономического неравенства и его последствий, используемых в различных странах, а также приведены основные достижения некоторых стран в нивелировании социально-экономического неравенства. Определено, что социально-экономическое неравенство усиливается под действием различных рисков, инспирирующих его обострение. В механизме сглаживания социально-экономического неравенства важную роль играет правильное определение и направление снижения рисков его обострения. В статье приводятся основные виды этих рисков и направления их снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климонова Анастасия Николаевна, Юрина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT LEVELING OF THE SOCIAL AND ECONOMIC INEQUALITY AS THREATS OF ECONOMIC SECURITY

In article authors considered the social and economic inequality, as natural phenomenon of modern society. Strengthening of a social and economic inequality is one of threats of economic security. A sharp gap between the richest and poor segments of the population, poverty generate a huge number of negative consequences, worsening a situation in the sphere of economic security that does implementation of measures for smoothing of a social and economic inequality and such expenses generated by it as poverty, strategic activity of any modern state with socially oriented economy. An object of research within article is leveling of a social and economic inequality and its consequences. The work writing purpose is a consideration of the main directions of leveling of a social and economic inequality used to world practice. During writing article authors used general scientific methods: theoretical, experimental (comparison method) and empirical and theoretical (analogy method). In world practice there are various measures and directions of improvement of mechanisms for decrease in social and economic stratification and its consequences. The directions on leveling of consequences of a social and economic inequality in many respects consist in the directions on reduction of poverty eradication of the population. In article authors revealed and generalized a number of the main directions on leveling of a social and economic inequality and its consequences used in various countries and also gave the main achievements of some countries in leveling of a social and economic inequality. Authors defined that the social and economic inequality amplifies under the influence of various risks inspiring its aggravation. In the mechanism of smoothing of a social and economic inequality the correct definition and the direction of decrease in risks of its aggravation plays an important role. In article authors gave main types of these risks and the direction of their decrease.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нивелировании социально-экономического неравенства как угрозы экономической безопасности»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-41-48

К ВОПРОСУ О НИВЕЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КЛИМОНОВА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: klimonova.stasya@yandex.ru

ЮРИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: yurinaelena1976@gmail.com

В статье рассматривается социально-экономическое неравенство как закономерное явление современного общества. Усиление социально-экономического неравенства является одной из угроз экономической безопасности. Резкий разрыв между самыми богатыми и бедными слоями населения, бедность и нищета порождают огромное количество отрицательных последствий, ухудшая ситуацию в сфере экономической безопасности, что делает реализацию мер по сглаживанию социально-экономического неравенства и таких порождаемых им издержек, как бедность и нищета, стратегическим направлением деятельности любого современного государства с социально ориентированной экономикой. Предметом исследования в рамках статьи является нивелирование социально-экономического неравенства и его последствий. Цель написания работы - рассмотрение основных направлений нивелирования социально-экономического неравенства, используемых в мировой практике. При написании статьи использовались общенаучные методы: теоретические, экспериментальные (метод сравнения) и эмпирическо-теоретические (метод аналогии). В мировой практике существуют различные меры и направления совершенствования механизмов по снижению социально-экономического расслоения и его последствий. Направления по нивелированию последствий социально-экономического неравенства во многом заключаются в направлениях по сокращению бедности и ликвидации нищеты населения. В работе раскрывается и обобщается ряд основных направлений по нивелированию социально-экономического неравенства и его последствий, используемых в различных странах, а также приведены основные достижения некоторых стран в нивелировании социально-экономического неравенства. Определено, что социально-экономическое неравенство усиливается под действием различных рисков, инспирирующих его обострение. В механизме сглаживания социально-экономического неравенства важную роль играет правильное определение и направление снижения рисков его обострения. В статье приводятся основные виды этих рисков и направления их снижения.

Ключевые слова социально-экономическое неравенство, нивелирование, социальная защита, социальная поддержка населения

Социально-экономическое неравенство является закономерным явлением современного общества. При этом резкий разрыв между самыми богатыми и бедными слоями населения, бедность и нищета порождают огромное количество отрицательных последствий, что делает реализацию мер по сглаживанию социально-экономического неравенства и таких порождаемых им издержек, как бедность и нищета, стратегическим направлением деятельности любого современного государства с социально ориентированной экономикой.

Экономисты, социологи, политики предлагают различные меры и направления совершенствования механизмов по снижению социально-экономичес-

кого расслоения и его последствий. Направления по нивелированию последствий социально-экономического неравенства во многом заключаются в направлениях по сокращению бедности и ликвидации нищеты населения.

В общем, все многообразие направлений нивелирования последствий социально-экономического неравенства можно свести к реализации таких направлений, как меры по сокращению самого социально-экономического неравенства, меры по преодолению бедности, а также универсальные направления, имеющие комплексное воздействие, как на преодоление бедности, так и на снижение социально-экономического неравенства.

При этом правительством государства должен находиться баланс между реализацией программ по борьбе с бедностью и программ по стимулированию занятости населения и экономии расходов средств бюджета. Политика государства может менять уклон в зависимости от экономической ситуации в стране.

Важное место в нивелировании социально-экономического неравенства играют программы по социальной поддержке и социальной защите населения.

Согласно одному мировоззрению, понятия социальной защиты и социальной поддержки признаются тождественными, согласно другому - являются различными механизмами сглаживания последствий социально-экономического неравенства.

Под социальной поддержкой подразумевается совокупность положительных влияний социального окружения на человека и на его интеграцию в систему социальных отношений, комплекс мер государства, реализуемый не только государственными организациями, но и общественными, благотворительными и коммерческими. Социальная поддержка является помощью в трудных жизненных ситуациях.

Существует несколько подходов, выделяющих отличия социальной поддержки и социальной защиты. В одном подходе подчеркивается абсолютное отличие «социальной поддержки» от «социальной защиты». Слово «защита» предполагает долговременный патронаж государства над личностью, вызывающий иждивенческие настроения у населения, находящегося под «защитой». Граждане, признанные малообеспеченными, могут приобрести привычку получения помощи от государства, постоянно ожидать ее, при этом иметь возможность самостоятельно выйти из бедности. Что касается социальной поддержки, она предполагает активное участие самого индивида в решении собственных проблем, использование элементов самопомощи. Социальная поддержка включает совокупность специальных социальных услуг: медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иные виды помощи человеку со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в трудных жизненных ситуациях.

Другой подход отражает различие между социальной поддержкой и социальной защитой по субъекту оказания помощи и по объекту этой помощи. В случае, если субъектом выступает государство, то оказываемая им помощь является «социальной защитой». В ситуации, при которой субъектом стано-

вятся добровольческие, частные или общественные организации, помощь получает название социальной поддержки.

Основной признак отличия социальной поддержки - временный или частичный характер, сочетающее активное участие самого нуждающегося в решении поставленных задач, использование элементов самоподдержки.

Системы социальной поддержки населения включают различные социальные программы по поддержке различных категорий граждан.

И социальная поддержка, и социальная защита населения является частью механизма по преодолению бедности.

Необходимо отметить, что в России под этим механизмом подразумевается такое направление, как социальная защита, при этом социальная поддержка выступает элементом социальной защиты.

В мире сложилось две основные модели данного механизма:

с высокой ролью государства и высоким значением общественных механизмов управления социально-экономическими процессами;

- с относительно небольшим государственным вмешательством в социально-экономические процессы, где государство выполняет преимущественно координирующую роль в реализации частных инициатив в сфере удовлетворения социальных потребностей и социальной защиты личности.

В этом свете формируются соответствующие подходы к социально-защитительной практике [1]:

- приоритетно-государственный, опирающийся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (он предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и избирательное предоставление им мер социальной поддержки);

личностно-инициативный, базирующийся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (этот подход ориентирован на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Ограничителем для реализации политики смягчения социального неравенства регионов выступают дефицитные ресурсы государства, поэтому основной задачей становится их эффективное использование [2].

Для этого необходимым является четкое выделение проблем и использование наиболее подходя-

щих инструментов социальной поддержки населения, например, адресного распределения социальных трансфертов.

Социальные трансферты - выплаты гражданам (из госбюджета и (или) специальных фондов), не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и т. д.) [3].

В середине 90-х гг. ХХ в. международным сообществом было предложено национальным правительствам осуществить следующие мероприятия по снижению бедности: [4]

1) разработать комплексные стратегии;

2) улучшить доступ для бедных общин (социальных групп) к производственным ресурсам и социальной инфраструктуре;

3) обеспечить стандарт благосостояния, удовлетворяющий основные потребности человека независимо от принадлежности к тому или иному слою;

4) укреплять и расширять законодательство с целью усиления социальной защиты и снижения уязвимости определенных категорий людей.

Политика сокращения бедности предполагает [5]:

экономическую стабилизацию, нейтрализацию кризисных явлений;

признание обеспечения эффективной занятости общенациональной проблемой;

- усиление конкуренции между работодателями на рынках труда;

- обеспечение высокого качества государственного регулирования рынков труда;

- усиление роли социальной функции налогообложения и другие направления.

Механизмы, используемые для сглаживания последствий социально-экономического неравенства, преодоления бедности в России получили названия социальной защиты населения.

Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни [6].

Многие страны имеют хороший опыт эффективной борьбы с бедностью и сокращением социально-экономических разрывов. При этом не существует четко отработанного «рецепта», так как все зависит от социально-экономического положения и развития страны, государственного режима, приоритетов в политике, традиций, потребностей и экономических возможностей. При этом для государства бывает полезным использовать опыт других стран, адаптируя используемые ими механизмы под свою ситуацию.

Эксперты выделяют следующие основные достижения ряда стран в борьбе с бедностью, представленные в таблице 1.

В мировой практике накоплено множество инструментов государственной поддержки бедных. Для создания эффективных механизмов управления социальными рисками, к которым относится мало-обеспеченность, многие страны в настоящее время все большее внимание уделяют современным программам расширенного спектра, отказываясь от традиционных программ преодоления бедности, которые подтягивали доходы малообеспеченных слоев населения до общественно приемлемого уровня. Основной целью социальных программ расширенного спектра является выравнивание неравенства доходов за счет повышения уровня человеческого капитала представителей социально уязвимых групп, что, в свою очередь, может быть обеспечено при помощи увеличения доступности общественных благ и расширения возможностей развития малообеспеченных граждан [9].

В данном направлении также важное значение приобретает сокращение электронно-цифрового разрыва, увеличение доступа к сети Интернет.

В рамках нивелирования социально-экономического неравенства важной составляющей выступает правильное установление прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

Эксперты выделяют два главных способа по преодолению бедности в мировой практике.

Первый способ используется в развитых странах, где основные минимальные доходы (заработная плата, пенсии) достаточны для действующих в обществе стандартов потребления.

Второй способ представляет собой систему адресной помощи лицам, находящимся в худшем, относительно других граждан, положении. Этот механизм используется в странах с развитой рыночной экономикой как дополнительная мера для граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, угрожающей резким ухудшением их социально-экономического положения.

Таблица 1

Достижения некоторых государств в сфере нивелирования последствий социально-экономического неравенства [7]

Страна Достижения в борьбе с бедностью

Германия Значительные наработки в области социального страхования, а социальная защита является одной из самых эффективных в мире

США Опыт благотворительности, который имеет традиционно широкое развитие

Нидерланды Привлечения местных властей к решению проблем малоимущих граждан

Китай Борьба с бедностью стала частью стратегии социально-экономического развития страны. Помимо активной поддержки в трудоустройстве и становлении частного предпринимательства, с каждым годом наращивается и денежная помощь бедному населению. В результате за 1978-2005 гг. число нуждающихся сократилось практически в 10 раз - до 23,6 млн.Численность нового среднего класса со стабильными доходами уже достигла 150 млн чел. (около 11,5 % населения страны)

Казахстан Результативность государственных целевых программ решения такой сложной задачи, как сокращение числа малообеспеченных

Франция Установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего, которая систематически индексируется. Действует мощное обязательное социальное страхование. Важную роль играет система пособий и льгот на детей. С конца 80-х гг. была введена система минимально гарантированного дохода (МГД), которая, в противоположность адресному социальному пособию, доступна всем, но при условиях возвращения индивида на рынок труда [8]

Скандинавские страны С целью снижения обеднения молодых групп населения, реализуются правительственные программы грантовой поддержки образовательного процесса, пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния

Все многообразие направлений по нивелированию последствий социально-экономического неравенства, применяемых в мире, эксперты сводят к нескольким характерным группам, представленным в таблице 2.

Что касается России, являясь социально ориентированной страной, она реализует различные программы по социальной поддержки населения, сокращению неравенства и преодолению бедности.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

Помимо социальных программ, одним из широко применяемых инструментов социальной поддержки населения являются льготы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ, отражаясь в социальной политике. Согласно Конституции, «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Важное место в системе законодательных актов по нивелированию последствий социально -экономического неравенства и бедности занимает Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно закону, государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [14].

Основными формами социальной защиты выступают:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

- регулирование доходов и расходов населения;

- социальное страхование;

- социальное вспомоществование;

- социальные услуги;

- целевые социальные программы.

Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды:

- ежемесячную денежную выплату;

- иные денежные выплаты;

- полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;

- набор социальных услуг.

Необходимость сглаживания социально-экономического неравенства и его последствий также находит свое отражение в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением правительства от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Модели социальной защиты населения, применяемые в различных странах

Таблица 2

Название модели Характерные особенности Примеры государств

Система Бисмарка (модель социального страхования) или немецкая, континентальная модель Взаимозависимость между уровнем социальной защиты населения и продолжительностью трудовой деятельности. В основе модели - обязательное социальное страхование, услуги, направляемые на различные формы страхования: медицинское, пенсионное и страхование по безработице. Государство является гарантом реализации обязательств органами социального страхования при возникновении у последних финансовых затруднений. В основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего. В результате минимальная заработная плата во Франции составляет почти 60 %, в остальных странах - около 50 % от среднего уровня [10] Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция

Либеральная модель Важное значение играют принципы всеобщности (охватывает всех членов общества, нуждающихся в материальной поддержке) и единообразия социальных услуг (равный размер пенсий и пособий, единообразие условий их выплат). Модель имеет страновые особенности. Например, в США и Японии программы социальной помощи разрознены и адресно направлены на отдельные категории неимущих. Пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы сдерживать процесс обеднения, но не устранять его. Данная политика исходит из логики, что состояние бедности является результатом личного выбора индивида. Необходимо отметить, что среди наиболее развитых промышленных стран мира США и Япония лидируют по уровню относительной бедности своего населения [11] Великобритания, Ирландия, США, Япония

Южноевропейская (рудиментарная) модель Модель имеет относительно низкий уровень социального обеспечения, а социальная защита - приоритет семьи и родственников. В отличие от ранее представленных, данную модель можно рассматривать как развивающуюся, следовательно, без ясной организации. Типичной особенностью является и асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение, тогда как на поддержку семьи, образования и политику занятости затрачиваются незначительные средства (около 1 %) [12] Италия, Испания, Греция, Португалия

Социал- демократическая (скандинавская) модель Реализуется широким охватом разных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки государства и общества. Социальные услуги гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень соцзащиты высокий, что сводит бедность в этих странах к самым низким в мире показателям. Социальная политика основана на том, что бедность -болезнь общества, а бедными становятся в ходе рыночного процесса, не успевая приспособиться к условиям изменяющегося рынка труда [13] Наиболее ярко данная модель представлена в Швеции, где наблюдается один из самых низких уровней бедности в странах Западной Европы. Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия

Концепция предполагает тесное сотрудничество государства, бизнеса, общества, которое может позволить осуществить реализацию следующих направлений [15]:

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- снижение административных и коррупционных барьеров в экономике;

- формирование условий для массового создания частных компаний во всех отраслях эконо-

мики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение рисков для предпринимательства и развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса в развитии социальной сферы и человеческого капитала и др.

Кроме того, в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ придается важное значение такому инструменту в борьбе с

бедностью, как благотворительная деятельность. В настоящее время мы наблюдаем рост количества некоммерческих организаций с социально ориентированным характером, при этом государство планирует осуществлять поддержку становления и развития таких компаний.

Социально-экономическое неравенство усиливается под действием различных рисков, инспирирующих его обострение. В механизме сглаживания социально-экономического неравенства важную роль играет правильное определение и направление снижения этих рисков (табл. 3).

Таблица 3

Риски обострения социально-экономического неравенства и направления их снижения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Риск Описание проявления риска Направление снижения

Риск возникновения экономических и финансовых кризисов Вероятность проявления кризисных тенденций в экономике - закономерное явление. Негативные последствия кризисов зачастую усугубляются увеличением социально-экономического неравенства Усиление внимания государства к социальной сфере, реализация социальных программ по поддержке населения

Риск увеличения безработицы любого типа кроме фрикционной Обострение безработицы любого типа кроме естественного, циклической (в результате проявления кризисов), структурной (результат несовпадение спроса и предложения рабочей силы как результата развития общества и снижения спроса на отдельные специальности), технологической (несовпадение спроса и предложения рабочей силы в результате научно-технического прогресса, вслед-ствии устаревания ряда специальностей) и других, приводят к увеличению бедного населения, социально-экономического неравенства, социальной напряженности. В развитых странах безработица считается одной из основных причин бедности Реализация традиционных методов борьбы с безработицей, например трудоустройство граждан в секторе государственного хозяйства: благоустройство, сезонные работы, поддержка самозанятости население, отсутствие программы сокращения социального финансирования

Риск увеличения инфляции (проявление галлопирую-щей гипер-инфляции) проявление таких форм инфляции, как галлопирующая и гиперинфляция разрушительно воздействуют на экономику, снижают возможности удовлетворения гражданами своих потребностей, усиливают дифференциацию в обществе, усугубляя положение категорий граждан, относящихся к бедным слоям населения применение традиционных форм снижения инфляции и ее последствий государством, усиление социальных мер поддержки населения

Риск возникновения стагфляции или стагнации проявляется как в ухудшении общего состояния социально-экономического развития государства, так и обострении социально-экономического неравенства усиление социальных мер поддержки населения

Риск необоснованного снижения уровня заработной платы на фоне стабильности или роста цен необоснованное снижение заработной платы приводит к снижению дохода категорий граждан, к которым была применен данная мера, что, в свою очередь, может привести к обострению экономической дифференциации контроль со стороны государства за МРОТ, поддержание оптимального среднего уровня оплаты труда

Риск снижения стоимости национальной валюты проявляется в снижении покупательной способности граждан при приобретении любой импортной продукции, ограничивается возможность посещения заграницы, при этом наибольшей уязвимости подвергается средний и низший класс, усиливается разрыв с высшим классом развитие политики импортозамещения

Риски негативного проявления глобализации проявляются в двоякости глобализационных и интеграционных тенденций, отрицательным направлением которых является усиление социально-экономического разрыва между странами, обогащение одних государств за счет других. усиление независимости государства при проведении внутренней политики, оптимальное соотношение отечественного и зарубежного капитала в стране, независимость от иностранных инвесторов

Институциональные риски проявляются в неэффективности работы институтов социальной сферы, планирования и прогнозирования в социально-экономической сфере развитие механизмов социально-экономической поддержки населения,

Необходимо постоянное совершенствование направлений по предотвращению усиления социально-экономического неравенства и росту бедности. Изменения должны быть адекватны ситуациям, происходящим в мире, изменениям в общественных отношениях, различным угрозам обострения неравенств.

Таким образом, сглаживание последствий социально-экономического неравенства, преодоление бедности и нищеты реализуются в рамках различных механизмов социально-экономической, налоговой, бюджетной политики. Важным условием эффективности выступает комплексность и всеобщность работы в данном направлении.

Многие государства имеют эффективный опыт по нивелированию социально-экономического неравенства, однако проблемы, возникающие под действием данного явления, остаются актуальными, вопросы по сокращению бедности вызывают необходимость дальнейшего совершенствования механизмов по ее преодолению, целесообразным также является изучение и адаптированное использование зарубежных методик по решению проблем в области социально-экономического неравенства.

Что касается ситуации в России, которая является социальным государством, социальная защита в стране выступает комплексной системой социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. При этом, российская система социальной защиты, социальная политика государства, направленные на нивелирование последствий социально-экономического неравенства имеет как преимущества, так и недостатки, требуют совершенствования и постоянных корректировок вследствие непостоянства как внешней, так и внутренней среды государства, действия большого спектра рисков обострения социально-экономического неравенства в стране.

Литература

1. Экономические основы социальной работы: Краткий курс лекций по дисциплине. URL: http:// studme.org/14620125/sotsiologiya/ekonomicheskie_osnov y_sotsialnoy_raboty

2. Зубаревич Н. В. Мифы и реалии пространственного неравенства. // Общественные науки и современность. 2009. № 1. С. 38-53

3. Ильченко А. Н., Севастьянова Е. В., Сарыче-ва Т. В. Адресная социальная поддержка как инструмент сглаживания межрегионального неравенства. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2012. № 3 (31).

4. Мельников А. Б., Снимщикова И. В. Преодоление бедности как условие обеспечения экономической безопасности страны // Экономическая политика российского государства общество и право. 2006. № 4(14).

5. Ишмуратова В. Г. Обеспечение эффективной занятости как фактор борьбы с бедностью// Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4.

6. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения. М.: Форум-Инфра-М, 2003.

7. Богданова В. П., Родионова С. Д. Особенности социального управления преодолением бедности в российских условиях // Фундаментальные исследования. 2014. № 12.

8. Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения. URL: http://www.librero.ru/noosphere-/poor

9. Шевяков А. Ю., Кирута А. Л. Экономическое неравенство, уровень жизни и бедность населения России и ее регионов в процессе реформ: методы измерения и анализ причинных зависимостей: Заключ. отчет. М.: Эпикон. 1999.

10. Проблема бедности в Российской Федерации: аналитический выпуск // Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. URL: http:// iam. duma.gov. ru/node/8/4508/15092

11. Воронкова О. В. Теория и практика государственного регулирования уровня бедности // Экономические науки. 2008. № 8 (45).

12. Pensions in Europe: Expenditure and Beneficiaries/ Eurostat / Theme 3-8/2004. Luxemburg, 2004.

13. Беглова Е. И. Опыт преодоления бедности в странах с различным уровнем экономического развития // Российское предпринимательство. 2012. № 11 (209). C. 4-9.

14. О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Ekonomicheskiye osnovy sotsial'noj raboty: Kratkij kurs lektsij po distsipline [Economic bases of social work: Short course of lectures on discipline]. URL: http://studme.org/14620125/sotsiologiya/ ekonomi-cheskie_osnovy_sotsialnoy_raboty

2. Zubarevich N. V. Mify i realii prostranstvennogo ne-ravenstva [Myths and realities of a spatial inequality] // Obsh-chestvennye nauki i sovremennost'. 2009. № 1. S. 38-53

3. Il'chenko А. N., Sevast'yanova E. V., Sarycheva T. V. Аdresnaya sotsial'naya podderzhka kak instrument sglazhivaniya mezhregional'nogo neravenstva [Targeted social support as instrument of smoothing of an interregional inequality] // Sovremennye naukoyomkiye tekhno-logii. Regional'noye prilozheniye. 2012. №3 (31).

4. Mel'nikov А. B., Snimshchikova I. V. Preodole-niye bednosti kak usloviye obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti strany [Poverty overcoming as condition of providing economic security of the country] // Ekonomi-cheskaya politika rossijskogo gosudarstva obshchestvo i pravo. 2006. № 4(14).

5. Ishmuratova V. G. Obespecheniye effektivnoj za-nyatosti kak faktor bor'by s bednost'yu [Ensuring effective employment as factor of fight against poverty]// Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. T. 19. № 4.

6. Savinov А. N. Organizatsiya raboty organov sot-sial'nogo obespecheniya [Organization of work of social security bodies]. M.: Forum-Infra-M. 2003.

7. Bogdanova V. P., Rodionova S. D. Osobennosti sotsial'nogo upravleniya preodoleniem bednosti v rossijs-

kikh usloviyakh [Features of social management of poverty overcoming in the Russian conditions] // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 12.

8. Dubrovskaya T. A., Makarov V. E., Lebedev A. V. Bednost' v Rossii i mire: sotsial'no-politicheskiye i puti resheniya [Poverty in Russia and the world: socio-political and solutions]. URL: http://www.librero.ru/noosphere-/poor

9. Shevyakov A. Yu., Kiruta A. L. Eko-nomicheskoye neravenstvo, uroven' zhizni i bednost' nase-leniya Rossii i yeyo regionov v protsesse reform: metody izmereniya i analiz prichinnykh zavisimostej: zaklyuch. otchet [Economic inequality, standard of living and poverty of the population of Russia and its regions in the course of reforms: methods of measurement and analysis of causal dependences: final report]. M.: Epikon. 1999.

10. Analiticheskij vypusk Problema bednosti v Ros-sijskoj Federatsii [Analytical release. Poverty problem in the Russian Federation] // Informatsionno-analiticheskiye materialy Gosudarstvennoj Dumy. URL: http ://iam. duma. gov. ru/node/8/4508/15092

11. Voronkova O. V. Teoriya i praktika gosu-darstvennogo regulirovaniya urovnya bednosti [Theory and practice of state regulation of poverty level] // Ekonomi-cheskiye nauki. 2008. № 8 (45).

12. Pensions in Europe: Expenditure and Beneficiaries/ Eurostat / Theme 3-8/2004. Luxemburg, 2004.

13. Beglova E. I. Opyt preodoleniya bednosti v stra-nakh s razlichnym urovnem ekonomicheskogo razvitiya [Experience of poverty overcoming in the countries with various level of economic development] // Rossijskoye predprinimatel'stvo. 2012. № 11 (209). S. 4-9.

14. O gosudarstvennoj sotsial'noj pomoshchi: feder. zakon ot 17.07.1999 № 178-FZ [About the state social help: federal law from17.07.1999 № 178-FL].

15. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020]. Dostup iz sprav.-pravovjj sistemy «Kon-sul'tant-Plyus».

* * *

TO THE ISSUE ABOUT LEVELING OF THE SOCIAL AND ECONOMIC INEQUALITY AS THREATS OF ECONOMIC SECURITY

KLIMONOVA ANASTASIYA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: klimonova.stasya@yandex.ru

YURINA ELENA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: yurinaelena1976@gmail.com

In article authors considered the social and economic inequality, as natural phenomenon of modern society. Strengthening of a social and economic inequality is one of threats of economic security. A sharp gap between the richest and poor segments of the population, poverty generate a huge number of negative consequences, worsening a situation in the sphere of economic security that does implementation of measures for smoothing of a social and economic inequality and such expenses generated by it as poverty, strategic activity of any modern state with socially oriented economy. An object of research within article is leveling of a social and economic inequality and its consequences. The work writing purpose is a consideration of the main directions of leveling of a social and economic inequality used to world practice. During writing article authors used general scientific methods: theoretical, experimental (comparison method) and empirical and theoretical (analogy method). In world practice there are various measures and directions of improvement of mechanisms for decrease in social and economic stratification and its consequences. The directions on leveling of consequences of a social and economic inequality in many respects consist in the directions on reduction of poverty eradication of the population. In article authors revealed and generalized a number of the main directions on leveling of a social and economic inequality and its consequences used in various countries and also gave the main achievements of some countries in leveling of a social and economic inequality. Authors defined that the social and economic inequality amplifies under the influence of various risks inspiring its aggravation. In the mechanism of smoothing of a social and economic inequality the correct definition and the direction of decrease in risks of its aggravation plays an important role. In article authors gave main types of these risks and the direction of their decrease.

Key words: social and economic inequality, leveling, social protection, social support of the population

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.