Научная статья на тему 'Бюджетная реформа в России'

Бюджетная реформа в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ПЕРЕХОД НА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВУЮ МОДЕЛЬ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / BUDGET EXPENSES EFFICIENCY / ADOPTION OF A TARGET MODEL / LONG-TERM TARGET PROGRAMS / IMPLEMENTATION EFFICIENCY / ECONOMIC REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожурова Наталия Александ-ровна, Корнеева Светлана Михай-ловна

В статье рассматриваются вопросы, посвященные бюджетной реформе в России. Согласно программе повышения эффективности бюджетных расходов, Россия переходит к строгой экономии бюджетных средств. Главный принцип новой программы изменение структуры бюджета и переход на программно-целевую модель работы органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная реформа в России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.14:061

Н.А. Кожурова, С.М. Корнеева

БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы, посвященные бюджетной реформе в России.

Согласно программе повышения эффективности бюджетных расходов, Россия переходит к строгой экономии бюджетных средств. Главный принцип новой программы - изменение структуры бюджета и переход на программно-целевую модель работы органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы.

Повышение эффективности бюджетных расходов, переход на программно-целевую модель, долгосрочные целевые программы, эффективность реализации, реформирование экономики.

The paper considers the problems of the budgetary reform in Russia.

Within the program of improving budget expenses efficiency, Russia is turning to rigid economy of the budget. The main principle of the new program is to change budget structure and to adopt a target approach and long-term target programs. Efficiency of the program will be checked annually.

Budget expenses efficiency, adoption of a target model, long-term target programs, implementation efficiency, economic reforms.

Россию в ближайшие три года ожидает масштабная бюджетная реформа. Как следует из опубликованной на сайте Министерства финансов РФ программы повышения эффективности бюджетных расходов, страна переходит к строгой экономии бюджетных средств. Главный принцип новой программы -изменение структуры бюджета и переход на программно-целевую модель работы федеральных и муниципальных органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП). Федеральным ведомствам будет предложено составлять ДЦП исходя из целей концепции-2020. У каждого министерства будет как минимум по одной ДЦП. Инструментом ДЦП станут ведомственные целевые программы (ВЦП), у каждой из которых также будет куратор среди министерства, агентства или службы. На переходном этапе (два-три года) в состав ДЦП предполагается включать ныне действующие федеральные целевые программы (ФЦП). Исключительно под разработанные программы главные распорядители бюджетных средств (министерства и ведомства) станут получать бюджетные деньги. Эффективность реализации ДЦП и ФЦП планируется проверять ежегодно, при этом если целевые показатели не достигнут необходимого уровня, программа подлежит корректировке. Бюджет - лишь один из инструментов достижения целей государственной политики. Чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо, во-первых, четко определить эти цели, а во-вторых, увязать в рамках ДЦП бюджетные расходы с другими инструментами - регулятивными мерами, осуществлением контроля, налоговыми льготами. Это значит, что нужно усиливать политическую направленность бюджета, в том числе упрощать его структуру. Вместо нынешней четырехуровневой классификации расходов по каждому из ве-

домств бюджет может быть представлен в виде 30 -40 ДЦП, каждая из которых включает по 10 - 15 ВЦП.

В настоящее время на долю программных расходов (ФЦП, нацпроектов) приходится около 15 % бюджетных расходов. Долгосрочными же программами будут охвачены почти 100 % - кроме расходов, которые обеспечивают деятельность государства в целом. Порядок формирования и реализации ДЦП находится в стадии разработки. Однако на стадии обсуждения проекта у Минэкономразвития и Минфина выявлено разное понимание определения ДЦП, из-за чего до сих пор нет методики написания программ. Очевидно, что нынешний вариант программы сделает бюджетные расходы действительно эффективнее. Позиция Минэкономразвития в том, что «можно и нужно обсуждать переход на программный бюджет», а основой должны стать меры по реструктуризации бюджетной сети, повышение эффективности управления госимуществом и формирование федеральной контрактной системы. При ближайшем межведомственном согласовании противоречия могут быть сняты.

Масштабная реформа бюджетных учреждений в России подразумевает деление их на три типа: автономные, новые бюджетные и казенные [3]. Согласно закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившего в силу с 1 января 2011 г., главная новация состоит в финансировании не по смете, как сейчас, а по государственному заданию, в котором прописаны показатели эффективности и конечный результат. Доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, использования имущества, будут оста-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ваться в собственном распоряжении. Новые правила касаются учреждений образования, здравоохранения, культуры и др. Учреждения, относящиеся к обороне, правоохранительной деятельности, будут называться казенными. Правила для данных учреждений останутся теми же, что и для нынешних бюджетных учреждений.

Главная цель нового закона - повысить качество предоставляемых услуг. При этом в законе устанавливается четкая связь между финансированием так называемого нового бюджетного учреждения и качеством его работы. В обществе между тем активно идут дискуссии по поводу этого закона. Главный миф - новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг. В сфере образования вызывает беспокойство тот факт, что со вступлением в силу этого закона в школе останутся бесплатными только обязательные предметы. Законодательство предполагает финансирование за счет бюджета основной образовательной программы. Разница заключается в формах финансирования расходов бюджетного учреждения. При сметном финансировании средства выделялись под определенные статьи расходов, которые до конца года обязательно подлежали реализации. Субсидии же дают больше возможностей для использования полученных средств.

В сфере медицинских услуг планируется подготовка региональных программ модернизации системы здравоохранения. Целью модернизации является создание оптимальной системы организации здравоохранения [1]. В связи с этим ключевым разделом региональных программ модернизации являются целевые показатели эффективности и качества медицинской помощи, включая уровень рождаемости, продолжительность жизни и снижение смертности. Правительство РФ планирует выделение 908 млн р. на строительство 17 медицинских учреждений в субъектах РФ. О необходимости масштабной реорганизации системы российских медицинских учреждений В.В. Путин заявил, выступая с отчетом о деятельности правительства в Государственной Думе РФ. На сегодняшний день более 30 % медицинских учреждений в регионах РФ в настоящее время находятся в аварийном состоянии или нуждаются в капитальном ремонте. Для осуществления модернизации медицинских учреждений также будут использованы средства фонда обязательного медицинского страхования. С 2011 г. страховые взносы в систему обязательного медицинского страхования (Фонд ОМС) должны вырасти с 3,1 до 5,1 % от фонда оплаты труда. Бизнесу придется найти возможность «доплатить» за здоровье своих сотрудников дополнительные 2 %. Такое повышение страховых взносов за два года пополнит Фонд ОМС (а проще говоря - систему нашей бесплатной медицины) на 460 млрд р. Предполагается, что «дополнительные» поступления останутся на федеральном уровне, при этом в Фонде ОМС их выделят в отдельный «подфонд». Порядка двух третей суммы - около 300 млрд р. будут потрачены на реконструкцию поликлиник и больниц, капитальный ремонт, обновление оборудования.

Второе направление - информатизация здравоохранения. Правительство намерено отладить действующую (а вернее, бездействующую сегодня) систему обязательного медицинского страхования на всей территории страны. Сведения обо всех застрахованных будут сведены в единую федеральную электронную базу, а «межрегиональные» счета за лечение приезжих пациентов должны будут оплачиваться за счет федерального фонда. Чтобы получить дополнительное финансирование, клиники, наконец, перестанут отказываться от «чужих» пациентов.

Третье направление, оцениваемое предварительно в 136 млрд р., это улучшение качества лечения. Речь идет о повышении зарплат медикам, улучшении питания и лекарственного обеспечения в стационарах. Особое внимание в программе по улучшению качества медицинской помощи уделяется старшему поколению. Улучшить ситуацию по медицинскому обслуживанию пенсионеров предполагается путем фиксирования некоторой суммы, которая будет выделена в расчете на одного неработающего пенсионера [2]. В.В. Путин условно назвал этот фонд «Здоровье». Принцип работы этого фонда будет основан на том, что определенная сумма, выделенная для конкретного неработающего пенсионера, поступившая на его индивидуальный пенсионный счет, перейдет медицинскому учреждению, услугами которого он будет пользоваться в течение года. Таким образом, поликлиника, больница будут заинтересованы привлечь дополнительных пациентов, и это позволит улучшить качество оказываемой им помощи.

Один из плюсов закона в том, что бюджетные организации могут активно использовать свои временно свободные средства, в том числе размещая их на счетах, а также участвовать в создании фондов и внебюджетных организаций. Однако есть противники этой реформы, считающие, что такая свобода может обернуться полным безденежьем и привести к массовому закрытию бюджетных учреждений.

Введение новой системы бюджетного процесса необходимо увязывать с комплексом других мер, затрагивающим как бюджетную систему, так и реформирование экономики в целом. Никакие прорывы в области бюджетного процесса не дадут эффекта без жестких бюджетных ограничений. Если бюджетная система постоянно будет находиться под риском пересмотра расходных обязательств, если будут меняться одобренные прежде параметры, то это существенно подорвет ожидаемые результаты от реформирования бюджетной системы.

Список литературы

1. Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 г. / Министерство финансов Российской Федерации. - М., 2010.

2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности МФ РФ на 2010 - 2012 гг. - URL: http://www. minfin.ru/ru/

3. ФЗ РФ № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010. -М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.