ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
УДК 336.143.2 ББК 65.261.3
Гираев В. К. - к.э.н., ст.н.с. НИИ управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства.
Giraev V. K. - PhD, senior researcher the Research Institute of management, economics, politics and sociology of the Dagestan state university of the national economy.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ
BUDGET POLICY - THE BASIS FOR EFFECTIVE GOVERNMENT SUPPORT ECONOMY
Важнейшим институтом воздействия государства на социально-экономические процессы выступает бюджетная система. В статье рассмотрены основные тенденции формирования и реализации бюджетной политики на современном этапе. Особое внимание уделено проблеме эффективного распределения расходов федерального бюджета на национальную экономику. Обоснована необходимость пересмотра целевых ориентиров и оптимизации структуры бюджетных расходов на федеральном уровне для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста. Обозначены основные направления бюджетной политики на региональном и местном уровнях, направленные на достижение целевых индикаторов с применением методов проектного управления. The most important institution of state influence on the socio-economic processes in favor budget system. The article examines the key trends shaping and implementation of fiscal policy at the present stage. Particular attention is paid to the efficient allocation of federal budget expenditures on the national economy. The necessity of the revision of targets and optimize the structure of budget expenditures at the federal level to ensure sustainable and balanced economic growth. The basic directions of budgetary policy for regional and local levels to achieve the target indicators with the use of project management methods.
Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетная классификация, национальная экономика, структура расходов, экономический рост. Keywords: fiscal policy, budgetary classification, national economy, cost structure, economic growth.
Бюджетная политика принадлежит к важнейшим методам государственного влияния на социально-экономические процессы, а бюджет является средством ее реализации. С помощью бюджета государство выполняет конституционные функции - экономические, социальные, охраны окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержки обороноспособности страны и др. Все это требует последовательной реализации научно обоснованной бюджетной политики как сознательной (субъективной) нормотворческой деятельности людей по поводу распределения и использования общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Бюджет совмещает основные формы финансирования в их действии: через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Его устойчивость является определяющим критерием не только сбалансированного и пропорционального развития экономики и
социальной сферы, но и стабильного развития государства и его институтов. Размеры и порядок формирования доходов, направления и методы использования этих средств, отражают степень реализации налогово-бюджетной политики, приоритеты экономической политики при финансировании расходов, характеризует уровень взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации.
В рыночной экономике бюджет выполняет функцию рычага экономического роста и макроэкономической стабильности. Роль бюджета в системе макроэкономического регулирования объективно обусловлена, поскольку возникновение бюджетных отношений и изменения в них происходят в результате развития экономики, которая в то же время является гарантом формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и объектом их влияния.
В таблице 1 представлена динамика основных параметров федерального бюджета Российской Федерации (далее-РФ) за 20162017 гг.
Таблица 1
Динамика основных параметров федерального бюджета РФ на 2016-2017 гг.
Показатели Г О Д Ы
2016 2017
Прогнозный объем ВВП РФ, млрд. руб. 82 815,0 86806,0
Инфляция, % (декабрь 2016 (2017)/декабрь 2015(2016) 5,8 4
Объем доходов федерального бюджета, млрд. руб. 13 368, 5 13 487, 5
Объем расходов федерального бюджета, млрд. руб. 16 402, 9 16 240, 8
Нормативная величина Резервного фонда, млрд. руб. 5797,0 6 076, 4
Дефицит федерального бюджета, млрд. руб. 3 034, 4 2 753, 3
Источник: Федеральный закон от 14.12. 2015 №359-Ф3 (редакция от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год»., Федеральный закон от 19.12.2016 №415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". СПС КонсультантПлюс.
Из данных таблицы 1 видно, что к концу 2017 года ВВП увеличится в реальном исчислении (относительно 2016 г.) на 0,78 % , абсолютные суммы доходов и расходов уменьшатся на 2,99 и 4,8 процентов соответственно. За анализируемый период доля доходов в структуре ВВП уменьшилась с 16,14% до 15,54%, а расходов-с 19,8% до 18,71%. То есть, удельный вес доходов «сжался» на 0,6%, а расходов-на 1,09%. Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета позволяет удержать объемы расходов на обслуживание государственного долга на уровне 0,8% ВВП. Из этого можно заключить, что бюджетная политика на 2017 год направлена на существенное ограничение бюджетных расходов, что обусловлена кризисным состоянием экономики.
Доходы и расходы отражают современные тенденции развития российской экономики и влияют непосредственно на формирование и использование бюджетных ресурсов.
В таблице 2 представлена оценка объемов общих расходов федерального бюджета в 2016-2017 гг.
Таблица 2
Динамика расходов федерального бюджета в 2015-2017 гг., в % к ВВП
Наименование разделов функциональной Г О Д Ы
Отклонение
классификации расходов 2016 г. 2017 г. 2017г. к 2016г.
в п.п. ВВП
Расходы (без учета условно утвержденных), всего: 15,48 15,52 +0,04
в том числе;
Общегосударственные вопросы 1,24 1,31 +0,07
Национальная оборона 1,33 1,17 -0,16
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,56 1,47 -0,09
Национальная экономика 2,59 2,38 -0,21
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,06 0,09 +0,03
Охрана окружающей среды 0,07 0,09 +0,02
Образование 0,65 0,68 +0,03
Культура и кинематография 0,11 0,11 0,0
Здравоохранение 0,54 0,44 -0,1
Социальная политика 5,58 5,87 +0,29
Физическая культура и спорт 0,08 0,1 +0,02
СМИ 0,09 0,09 0,0
Обслуживание государственного долга 0,78 0,84 +0,06
Межбюджетные трансферты общего характера 0,8 0,88 +0,08
Источник: Федеральный закон от 14.12. 2015 №359-Ф3 (редакция от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год»., Федеральный закон от 19.12.2016 №415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". СПС КонсультантПлюс. Расчеты автора
Как видно из данных таблицы 2, удельный вес функциональных расходов в структуре ВВП в 2017 году снижается по статьям: «Национальная оборона»-0,16%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»-0,09%, «Национальная экономика»-0,21%, «Здраво-охранение»-0,1%. По остальным статьям функциональной классификации расходов в 2017 году наблюдается рост от 0,02% (охрана окружающей среды) до 0,29% (Социальная политика), при общем росте расходов на 0,04%. То есть, бюджет 2017 года сохраняет социально-ориентированный характер.
Определенный прикладной интерес представляет динамика расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» (табл.3).
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета по разделу
«Общегосударственные вопросы» в 2016-2017 гг., в млрд. руб.
Г О Д Ы Отклонение
Статьи функциональной классификации расходов 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2016 г., % в реальном исчислении
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» 1024,55 1141,31 +7,11
в том числе по статьям
-функционирование Президента РФ 15,87 15,95 -3,36
-функционирование законодательных 14,16 15,23 +3,42
(представительных) органов госвласти
-функционирование Правительства РФ, 6,07 6,45 +2,17
высших исполнительных органов
госвласти
-судебная система 156,32 160,56 -1,23
-обеспечение деятельности финансовых, 202,8 213,85 +1,39
налоговых и таможенных органов и
органов финнадзора
-обеспечение проведения выборов и референдумов 16,14 21,25 +26,59
-государственный материальный резерв 11,89 11,72 -5,22
-международные отношения и 209,03 236,83 +8,94
международное сотрудничество
-фундаментальные исследования 105,78 117,47 +6,78
-резервные фонды 6,68 38,47 5,53 раза
-прикладные научные исследования 14,3 16,67 +12,08
-другие общегосударственные вопросы 265,51 286,86 +3,88
Источник: Федеральный закон от 14.12. 2015 №359-Ф3 (редакция от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год»., Федеральный закон от 19.12.2016 №415-Ф3 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". СПС КонсультантПлюс. Расчеты автора
В 2017 году общий объем бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютном выражении увеличивается на 11,4% от запланированных объемов 2016 года, а в реальном выражении на 7,11%. При этом сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении запланировано по трем статьям: «государственный материальный резерв»-на 5,22%, «функционирование Президента РФ»-3,36% и «судебная система»-1,23%. В условиях прогнозируемого роста цен вызывает сомнение в целесообразности секвестра по первой статье.
Значительно увеличены в 2017 году расходы на формирование резервных фондов-в 5.53 раза, обеспечение проведения выборов и референдумов-26,59%, прикладные научные исследования-12,08%. Также в 2017 году увеличены реальные расходы относительно 2016 года по статьям «международные отношения и международное сотрудничество»-8,94%, «фундаментальные исследования» -6,78%. «другие общегосударственные вопросы»-3,88%. Предусмотрено также реальное увеличение расходов на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти-3,42%, функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти-2,17% и обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финнадзора-1,39%. Отметим, что несмотря на увеличение расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования, 2/3 расходов на науку направляются вне конкурсных процедур в виде субсидий бюджетным организациям.
Представляет интерес своей отрицательной динамикой расходы федерального бюджета, запланированные по разделу «Национальная экономика» на 7,6% в реальном исчислении в 2017 году относительно уровня 2016 года (табл.4).
В 2017 году в реальном исчислении возрастут расходы по статьям: прикладные научные исследования в области национальной экономики -1,5 раза, другие вопросы в области национальной экономики-1,5 раза, топливно-энергетический комплекс-12,5%, водное хозяйство-5,5% и дорожное хозяйство (дорожные фонды)-4,04%. По остальным статьям объем финансирования за счет средств федерального бюджета сокращается. Причем существенное сокращение запланировано по статьям: общеэкономические вопросы-14,5 раза, исследование и использование космического пространства-2,9 раза. Значительное сокращение предусмотрено и по статьям: «транспорт»-18,85%, «воспроизводство минерально-сырьевой базы»-9,8%, «связь и
информатика»-4,76%. Умеренно снижаются расходы по статьям: «сельское хозяйство»-3,6% и «лесное хозяйство»-3,5%.
Наблюдаемые структурные сдвиги в расходах федерального бюджета обусловлены главным образом внешними факторами, среди которых влияние санкций западных стран и снижение цен на углеводородное сырье. Правда вызывает недоумение увеличение расходов на топливно-энергетический комплекс, когда Россия согласилась снижать добычу нефти по соглашению со странами ОПЕК в первом полугодии 2017 года. Снижение расходов по статье «Транспорт» связано с сокращением субсидий на проезд в пригородных поездах, что, несомненно, приведет к снижению социальной поддержки малоимущих слоев населения, которое к тому же стремительно нищает.
Таблица 4
Динамика расходов федерального бюджета, утвержденных
по разделу«Национальная экономика» в 2016-2017 гг., в млрд. руб.
Статьи функциональной классификации расходов Г О Д Ы Отклонение 2017 г. к 2016 г., % в реальном исчислении
2016 2017
Расходы по разделу «Национальная экономика» 2146,65 2069,13 -7,3
в том числе по статьям
-общеэкономические вопросы 273,7 20,26 -14,5 раза
-топливно-энергетический комплекс 27,47 32,15 +12,5
-исследование и использование космического пространства 158,66 56,84 -2,9 раза
-воспроизводство минерально-сырьевой базы 32,82 30,77 -9,8
-сельское хозяйство и рыболовство 198,77 199,28 -3,6
-водное хозяйство 17,08 18,74 +5,5
-лесное хозяйство 27,93 28,03 -3,5
-транспорт 287,33 242,49 -18,85
-дорожное хозяйство (дорожные фонды) 614,59 665,03 +4,04
-связь и информатика 32,55 32,24 -4,76
-прикладные научные исследования в области национальной экономики 110,34 171,37 +1,5 раза
-другие вопросы в области национальной экономики 365,41 571,93 +1,5 раза
Источник: Источник: Федеральный закон от 14.12. 2015 №359-Ф3 (редакция от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год»., Федеральный закон от 19.12.2016 №415-Ф3 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". СПС КонсультантПлюс. Расчеты автора
Из проведенного анализа функциональной классификации расходов федерального бюджета за 2016-2017 гг. можно сделать вывод о том, что для государства вопросы национальной экономики и обеспечения экономического роста не стали приоритетными. Продолжается рост расходов на содержание органов государственной власти на фоне сокращения расходов на национальную экономику, в том числе в таких приоритетных сферах, как мы отмечали выше, -исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; связь и информатика.
Научно-экспертное сообщество России на традиционном ежегодном Гайдаровском форуме (январь 2017 г. ) констатировало факт исчерпания потенциала модели роста экономики РФ на основе экспорта сырья. В текущих условиях реализация бюджетной политики становится важным фактором формирования внутренних экономических условий стимулирования экономического роста. Однако стимулирующее влияние бюджетной политики на российскую экономику в краткосрочном периоде будет ограниченным. Мерам по оптимизации структуры бюджетных расходов отводится доминирующая роль для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста.
Повышенный интерес ученых и практиков к государственным расходам в начале XXI в. есть следствие глобальных факторов, вызванных ипотечным кризисом в США (2007-2008 гг.), замедлением темпов роста экономики Китая и обвалом мировых цен на нефть в 2015 году. Под их воздействием многие страны, в том числе и Россия, столкнулись с бюджетным дефицитом, инфляцией, ростом процентных ставок, что в итоге негативно повлияли на уровень инвестиций. Из этого следует, что макроэкономическая стабилизация и экономическое развитие на современном этапе, в условиях ограниченных финансовых ресурсов государства, невозможны без мероприятий по управлению бюджетными расходами. Поэтому эффективный процесс управления государственными расходами на федеральном уровне должен предусматривать следующие этапы:
1. Выбор политики, цели и необходимых ресурсов для их достижения.
2. Распределение ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.
3. Обеспечение экономного и эффективного выполнения конкретных заданий.
Расходы бюджета, в первую очередь, нужно рассматривать как экономические отношения, которые опосредуют процесс использования централизованного фонда денежных средств государства по разным направлениям. Их экономическая сущность проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может характеризоваться с качественной и количественной стороны. При этом качественная характеристика дает возможность определить экономическую природу и общественное назначение бюджетных расходов, а количественная - их величину.
Эффективная бюджетная политика в современных условиях развития России имеет важное значение не только для выполнения государством социальных обязательств, но и для развития экономики в целом, финансирования инфраструктурных проектов и стимулирования предприятий реального сектора экономики.
Бесспорно и то, что оптимизация бюджетных расходов на всех уровнях должна быть под контролем с позиции их целевого, эффективного и рационального использования.
Основной целью расходования бюджетных ресурсов на развитие экономики должно стать стимулирование достижения уровня доходности экономических агентов, способного обеспечить процесс устойчивого развития и расширенного воспроизводства.
Кроме того, по нашему мнению, при формировании бюджетной политики в области расходов в субъектах Федерации в ближайшие годы необходимо:
- отказаться от порочной практики отраслевого лоббирования и зашиты интересов отдельных бюджетополучателей, перейдя к
формированию государственного подхода к распределению бюджетных средств, основанного на понимании необходимости комплексного развития территории;
- продолжить упорядочение системы социальных льгот и других социальных выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот, предоставляемых по региональному законодательству, адресными формами социальной поддержки населения;
- рассмотреть возможность сокращения в отдельных организациях и органах управления работников бюджетной сферы с обязательным условием их трудоустройства;
-создать условия для более рационального использования бюджетных средств на поставки продукции для региональных государственных нужд на основе прозрачного механизма расходования бюджетных средств с конкурсным подходом к получению государственных заказов;
- создать систему мониторинга результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов, заложить в нее элементы стимулирования и заинтересованности руководителей - получателей бюджетных средств в повышении эффективности использования ресурсов;
- разработать основу для введения процедур ответственности руководителей органов местного самоуправления за принятие решений или бездействие, влекущие неэффективное использование бюджетных средств.
- шире использовать инструменты проектного управления с ориентацией на конкретные целевые показатели достижения результатов, финансируемых (и софинансируемых) региональных государственных и адресных инвестиционных программ;
Обозначенные направления позволят сократить неэффективные государственные расходы на федеральном уровне, снизить все возрастающую дотационность региональных бюджетов и сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях, вытекающих из единой экономической стратегии развития Российской Федерации.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля
2016 г.). -М.: КноРус, -318 с.
2. Федеральный закон от 14.12. 2015 №359-ФЗ (редакция от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год». СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 19.12.2016 №415-ФЗ "О федеральном бюджете на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". СПС КонсультантПлюс.
4. Морган Бр. Г., Самойлова С. С. Структура расходов федерального бюджета как выражение перспективных направлений развития России // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №2 (048) С. 79-83.
5. Нурмухаметов И.М., Ахматьянова Э.Р. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг. по оптимизации затрат бюджета // Вестник Марийского государственного университета. Серия "Сельскохозяйственные науки. Экономические науки". 2016. №5. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/osnovnye-napravlemya-byudzhetaoy-poHtiki-na-2016-god-i-na-planovyy-period-2017-2018-gg-po-optimizatsii-zatrat-byudzheta (дата обращения: 12.02.2017).
6. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. Осокина Л. - М.: Экономика, 1994. - 333 с.