Научная статья на тему 'Анализ и контроль эффективности бюджетной политики в 2016-2018 гг'

Анализ и контроль эффективности бюджетной политики в 2016-2018 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3781
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ / BUDGETARY POLICY / EFFICIENCY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / BUDGETARY PLANNING / BUDGETARY PROCESS / BUDGET MESSAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Г. В., Дусетова С. М.

Предмет. Актуальность определяется необходимостью изучения проблем и перспектив повышения эффективности управления бюджетной политики. Предметом выступают финансово-экономические отношения, обеспечивающие общий процесс управления бюджетными ресурсами. Цели. Теоретическое и практическое обоснование эффективного управления бюджета в современных, достаточно сложно прогнозируемых условиях финансового планирования. В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы и последовательно решены следующие задачи: проведен краткий анализ эффективности бюджетной политики за 2016 г., подробно проанализированы направления бюджетной политики в 2016 г., выявлены риски и даны рекомендации по их устранению, сделан прогноз развития экономики на перспективу. Методология. В настоящей работе с помощью метода статистического анализа, финансового анализа, горизонтального и вертикального анализа данных проанализирована эффективность бюджетной политики. Результаты. Внешнеэкономические условия в 2015 г. характеризовались значительным снижением цены на нефть и уменьшением потребительских возможностей российских покупателей импортной продукции. Уровень жизни населения будет характеризоваться также повышением общего уровня безработицы в условиях снижения деловой активности в экономике. Исходя из принципов бюджетной политики и законодательства, предлагается общий объем расходов федерального бюджета сократить по сравнению с утвержденными параметрами только на величину условно утверждаемых расходов в 2016 г., превышающих 2,5% общего объема расходов, в 2017 г., и рассчитать объем расходов на 2018 г. по «бюджетным правилам». Выводы. Ценность данной работы заключается в том, что бюджетная политика является центром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федотова Г. В., Дусетова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and control of the budgetary policy efficiency in 2016-2018

Importance The research is of significance since there is a need to study issues and prospects of enhancing the budgetary policy efficiency. The article focuses on financial and economic relationships underlying the process of budgetary resource management. Objectives The research theoretically and practically substantiates the effective budgetary management in the current and hardly predictable conditions of financial planning. Methods Relying upon methods of statistical analysis, financial analysis, horizontal and vertical analysis of data, we analyzed the efficiency of budgetary policy. Results In 2015, external economic conditions included significant drop in oil prices and consumption possibilities of the Russian buyers of imported products. The standard of living will imply a general rise in unemployment as business activities go down. Adhering to principles of budgetary policies and laws, total expenditures of the federal budget are proposed to cut against the approved indicators only by conditionally approved expenditures in 2016, which are 2.5% higher than total spending in 2017, and estimate expenses for 2018 in line with the budgetary rules. Conclusions and Relevance This research presents certain scientific novelty since the budgetary policy is a focal point of the governmental economic policy, reflecting entirely financial relationships of the State with public institutions and citizens.

Текст научной работы на тему «Анализ и контроль эффективности бюджетной политики в 2016-2018 гг»

ISSN 2311-9438 (Online) Денежная система и денежное обращение

ISSN 2073-8005 (Print)

АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2016-2018 ГОДОВ Гилян Васильевна ФЕДОТОВА^, Сания Михайловна ДУСЕТОВА"

a кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы предприятий»,

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Российская Федерация

[email protected]

b магистр кафедры «Экономика и финансы предприятий»,

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 15.02.2016 Принята в доработанном виде 03.03.2016 Одобрена 24.03.2016

УДК 336.02

JEL: Н53, Н61, Н62, Н68

Ключевые слова: бюджетная политика, эффективность, социально-экономическое развитие, бюджетное планирование, бюджетный процесс, бюджетное послание

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Аннотация

Предмет. Актуальность определяется необходимостью изучения проблем и перспектив повышения эффективности управления бюджетной политики. Предметом выступают финансово-экономические отношения, обеспечивающие общий процесс управления бюджетными ресурсами.

Цели. Теоретическое и практическое обоснование эффективного управления бюджета в современных, достаточно сложно прогнозируемых условиях финансового планирования. В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы и последовательно решены следующие задачи: проведен краткий анализ эффективности бюджетной политики за 2016 г., подробно проанализированы направления бюджетной политики в 2016 г., выявлены риски и даны рекомендации по их устранению, сделан прогноз развития экономики на перспективу. Методология. В настоящей работе с помощью метода статистического анализа, финансового анализа, горизонтального и вертикального анализа данных проанализирована эффективность бюджетной политики.

Результаты. Внешнеэкономические условия в 2015 г. характеризовались значительным снижением цены на нефть и уменьшением потребительских возможностей российских покупателей импортной продукции. Уровень жизни населения будет характеризоваться также повышением общего уровня безработицы в условиях снижения деловой активности в экономике. Исходя из принципов бюджетной политики и законодательства, предлагается общий объем расходов федерального бюджета сократить по сравнению с утвержденными параметрами только на величину условно утверждаемых расходов в 2016 г., превышающих 2,5% общего объема расходов, в 2017 г., и рассчитать объем расходов на 2018 г. по «бюджетным правилам».

Выводы. Ценность данной работы заключается в том, что бюджетная политика является центром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства1.

Базой для формирования бюджетной политики субъектов РФ является бюджетная политика государства, будущие направления которой законодательно устанавливаются в Бюджетном послании Президента РФ ежегодно. Ст. 170 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ закрепляет, что «...в Бюджетном послании

1 Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-Ф3

«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». URL: http://urlid.ru/ahr7

Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.».

Реализация бюджетной политики в 2014 г. и первой половине 2015 г. осуществлялась в качественно новых экономических условиях. Падение цен на традиционные товары российского экспорта, введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов определяют внешние и внутренние условия, не соответствующие тем ожиданиям, которые закладывались при

формировании бюджета на предшествующую

2

трехлетку .

2 Официальный сайт информационного агентства. URL: http://www.rbc.ru/

Основные направления реализации бюджетной политики в 2016 г.: гарантирование сбалансированности и стабильности бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений3.

Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на 2016-2018 гг., значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. (табл. 1). Поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 г. (в том числе произошедшие в IV квартале 2014 г. снижение цен на нефть, ослабление рубля, ускоренное повышение уровня потребительских цен)4.

Базовый сценарий макроэкономического прогноза предполагает небольшой рост мировой экономики (с 3,4% в 2015 г. до 3,6% в 2018 г.), продолжение действия санкций со стороны США и Европейского союза в отношении России и контрсанкций со стороны России на протяжении всего прогнозного периода [1].

«Я уверен, что санкции начнут снижаться в конце этого года - начале следующего (2017 г.). Никто в России не собирается сохранять противостояние, я думаю, будут исполняться Минские соглашения, и тем самым этот конфликт в отношении санкций будет разрешаться», - пояснил А.Л. Кудрин, отмечая что Россия и Запад сейчас не противостоят друг другу, как идеологически разные системы, они «абсолютно едины в определенных ценностях рыночной экономики и демократии», никакой «холодной войны» нет, а геополитический кризис рано или поздно сойдет на нет5 [1].

Среднегодовая цена на нефть марки «Юралс», положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2015 г. составляла 50 долл. США за барр. (против 100 долл. США за баррель в прогнозе от 1 декабря 2014 г.)

3 Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-Ф3

«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». URL: http://urlid.ru/ahr7

4 Официальный сайт информационного агентства. URL: http://www.rbc.ru/

5 Игонина Л.Л. Оценка эффективности бюджетно-

налоговой политики: ретроспективный и

целеориентированный подходы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 28 (265). С. 2-10.

и к 2018 г. вырастет до 70 долл. США за барр. [2].

Промышленное производство в 2016-2018 гг. будет нарастать небольшими темпами в размере 1,5-1,9% после понижения в 2015 г. О б р аб аты в аю щ ие п р о из в о д с тв а, как и в предыдущие годы, будут увеличиваться быстрее производства топливно-энергетического комплекса. С наибольшей скоростью будут расти отрасли потребительского комплекса: среди машиностроительных отраслей - производство транспортных средств и оборудования, а среди отраслей промежуточного спроса - химическое производство.

Уровень потребительских цен под влиянием ослабления рубля и продовольственных контрсанкций ускорялся на протяжении I квартала 2015 г. и составил 16,9% в годовом исчислении на конец марта 2015 г. По текущей оценке Минэкономразвития России, по итогам 2015 г. прирост потребительских цен составил 11,9%, а к 2018 г. он снизится до 5,1%6 [1, 3].

Уровень жизни населения будет характеризоваться также повышением общего уровня безработицы в условиях снижения деловой активности в экономике. При этом повышение безработицы будет несущественным (6,0% в 2015 г. против 5,4% в 2014 г.) и снизится к 2018 г. (5,7%)7.

Повышение количества прогнозируемого прихода нефтегазовых доходов в 2016-2018 гг. обусловлено предполагаемым повышением экспортных цен на нефть и природный газ, а также объемов добычи газа и газового конденсата, экспорта сырой нефти (к 2018 году) и природного газа. Хороший результат от данных преобразований перевешивает негативное воздействие на нефтегазовые доходы, возникающее в результате предвидимого снижения курса доллара США по отношению к рублю, сокращения объемов добычи нефти и экспорта товаров, выработанных из нее. При этом в 2018 г. уровень нефтегазовых доходов к ВВП не восстанавливается до уровня 2014 г. Сокращение величины нефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с относительно стабильными физическими объемами

6Матвиенко И.И., Чижова Л.А., Тутыгин А.Г. Совершенствование механизма межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации для повышения эффективности исполнения полномочий на территории муниципальных образований// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 45 (87). С. 39-46.

7 Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. Эффективность госрасходов в России. 13.01.2011. URL: http://urlid.ru/ahr8

налогооблагаемой добычи и экспорта данной продукции и, соответственно, сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП.

Повышение ненефтегазовых доходов

в номинальном выражении преимущественно связано с поступлениями по НДС (как внутреннему, так и по НДС на импорт) и налогу на прибыль организаций на фоне восстановления экономической активности. В то же время ожидается снижение объема ввозных таможенных пошлин на фоне сокращения доли импорта в ВВП, а также снижение среднего значения импортного тарифа в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Состав расходов федерального бюджета в 2016-2018 гг. претерпевает ряд изменений (табл. 3). Почти треть всех расходов приходится на статью «Социальная политика». Доля указанных расходов увеличивается с 27,7% в 2015 г. до 31,8% в 2018 г., достигнув максимального значения за рассматриваемый период (рис. 1).

Немаловажна и динамика в размере 16,2% в 2016 г. по сравнению с 2015 г., что обусловлено необходимостью увеличения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение произведенной индексации в

2015-2016 гг. в объеме 357,4 млрд рублей.

Доля расходов по статье «Национальная экономика» постепенно уменьшается с 14,2% в 2015 г. до 13,5% в 2018 г. за счет снижения расходов антикризисного характера.

Расходы по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга» существенно возрастают в течение 2016-2018 гг. (на 18,0% в 2016 г. по сравнению с 2015 г., на 7,9% в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и на 11,3% в 2018 г. по сравнению с 2017 г.).

Расходы по статье «Жилищно-коммунальное хозяйство» сокращаются на 32,3% в 2016 г. по сравнению с 2015 г., на 54,5% в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и на 22,9% в 2018 г. по сравнению с 2017 г., что, главным образом, связано с сокращением расходов федерального бюджета на предоставление имущественного взноса Российской Федерации в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального

хозяйства и уставный капитал

ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», а также в связи с сокращением бюджетных инвестиций в объекты капитального

строительства по отдельным федеральным целевым программам.

Р ас хо д ы п о с тать я м « О б р аз о в ан и е » и «Здравоохранение» практически не изменяются. Бюджетные ассигнования по статье «Средства массовой информации» уменьшаются в 2016 г. по сравнению с 2015 г. (на 21,6%), что обусловлено сокращением расходов на предоставление субсидий средствам массовой информации и реализацию федеральной целевой программы в связи с ее завершением [5, 6].

Расходы по статье «Физическая культура и спорт» возрастут в 2017 г. по сравнению с 2016 г. (на 13,7%) и сократятся в 2018 г. по сравнению с 2017 г. (на 40,1%) в связи с завершением ряда мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в Российской Федерации.

В 2016 г. дефицит федерального бюджета планируется в объеме 1 906,2 млрд рублей (2,4% ВВП), в 2017 г. - 1 733,9 млрд рублей (1,9% ВВП), в 2018 г. - 665,9 млрд рублей (0,7% ВВП). Основными источниками

финансирования дефицита федерального бюджета в 2016-2018 гг. будут выступать государственные заимствования Российской Федерации и средства Резервного фонда.

«2016 год несет риски. Ни помощники Президента, ни я не полагали, что будет новый такой большой обвал цен на нефть, это создало новую реальность. Поэтому пик кризиса еще впереди», - заявил А.Л. Кудрин на Всемирном экономическом форуме в Давосе [7, 8].

Значительную опасность для российской экономики по-прежнему несет усиление геополитической напряженности в мире, что может дополнительно затруднить доступ российских компаний к мировому рынку капитала, привести к ослаблению рубля и новому витку повышения потребительских цен, снижению деловой и потребительской активности [9, 10].

Кроме того, сохраняется опасность нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также реализации ограничений, направленных на снижение энергетической зависимости стран Европы от поставок из России. Данные факторы могут снизить ожидаемую динамику ВВП [11].

Большая неопределенность существует вокруг цены на нефть. Достаточно трудно оценить в среднесрочной перспективе соотношение спроса и предложения на рынке нефти. При дальнейшем

падении цены на нефть, ниже прогнозируемой, может произойти ослабление курса рубля, ускорятся инфляция и отток капитала, произойдет ослабление инвестиционной активности, снизятся доходы населения, потребительский спрос.

Еще одной опасностью является инфляционный риск, т.е. недостижение запланированного уровня инфляции. Данная опасность может реализоваться в связи с более низкими, чем ожидается, ценами на нефть и, как следствие, ослаблением курса рубля, а также по причине возможного неурожая в России и в мире, повышением цен в инфраструктурных секторах и рядом других факторов8 [12].

При этом реализация базового варианта прогноза предполагает сохранение высоких темпов повышения кредитования на протяжении 2015-2018 гг., что позволяет поддержать восстановление инвестиций и снизить норму чистых сбережений населения с 2016 г. Кроме того, опасностью для прогноза инфляции является сохранение высоких инфляционных ожиданий, чему может способствовать возможное повышение темпов роста тарифов естественных монополий, ускорение повышения номинальных зарплат, повышение коммунальных платежей.

Также российская промышленность может не суметь воспользоваться эффектом ослабления рубля, действием контрсанкций и не в полной мере реализовать возможности импортозамещения, диверсификации экономики. Это может произойти в связи с имеющимися инфраструктурными ограничениями и снижением инвестиций. Реализация данной угрозы приведет к замедлению экономического роста относительно

прогнозируемого [13].

Кроме того, на российскую экономику и бюджетную систему по-прежнему будет оказывать значительное влияние демографический фактор, который связан с сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, старением населения. Помимо повышения нагрузки на бюджет в части расходов на социальную политику, сокращение численности экономически активного населения (не менее чем на 200 тыс. чел. ежегодно) негативно сказывается на рынке труда, возникает потребность в повышении предложения труда,

в том числе со стороны возрастных работников.

При их наступлении перечисленные риски могут требовать разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий и создания эффективной системы управления рисками.

Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются: повышение эффективности

и результативности имеющихся инструментов п р о г р ам м н о - це ле в о г о у п р а в ле н и я и бюджетирования; создание условий для повышения качества предоставления

государственных услуг; совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере; обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности [3].

В настоящее время формируются фундаментальные предпосылки для

реструктуризации российской экономики. С одной стороны, происходит перераспределение национального дохода от населения к корпоративному сектору, что создает финансовую базу для потенциальных инвестиций. С другой стороны, корректировка валютного курса и последующее изменение уровня цен отчасти способствуют исправлению некоторых из накопившихся структурных перекосов,

обеспечивая перемещение финансовых и трудовых ресурсов в торгуемые секторы, где доходность на вложенный капитал заметно выросла [11, 13].

Бюджетная политика является центром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже

предпринимательская активность граждан.

8 Плотников В.А., Федотова Г.В. Индикаторы стратегического регионального планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 21-33.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.

2015 2016 2017 2018

Показатели Закон 384-Ф3 Закон 93-Ф3 Закон 384-Ф3 Прогноз Закон 384-Ф3 Прогноз Прогноз

Цены на нефть «Юралс», долл./барр. 100 50 100 60 100 65 70

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс.м3 289 208 282 179 278 208 225

ВВП, млрд рублей 77 498 73 119 83 208 82 689 90 063 91 050 99 572

Рост ВВП, % 1,2 -3 2,3 2,3 3 2,3 2,4

Инвестиции, млрд рублей 14 442 12 650 15 356 14 714 16 526 16 037 17 576

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США 299,2 182,3 205,5 221,8 316,6 235,5 248,6

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США 494,2 333,8 498,2 376,5 507,3 402,2 431,0

Прибыль прибыльных организаций, млрд рублей 13 955 14 345 14 725 20 245 15 990 22 375 24 675

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 5,5 12,2 4,5 7,0 4 6,3 5,1

Курс доллара, руб./долл. США 37,7 61,5 38,7 56,8 39,5 54,5 53,2

Фонд заработной платы, млрд руб. 19 022 18 559 20 420 20 129 22 259 22 288 24 462

Источник: составлено автором по материалам Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2014-2018 гг., млрд рублей

2014 (отчет) 2015 2016 2017

Показатель Закон 384-Ф3 Закон 93-Ф3 Закон 384-Ф3 Проект Закон 384-Ф3 Проект 2018 (проект)

Доходы, всего 14 496,9 15 082,4 12 539,7 15 795,5 13 958,8 16 547,8 14 916,6 15 932,7

Расходы, всего 14 831,6 15 513,1 15 215 16 271,8 15 865 17 088,7 16 650,5 16 598,6

Дефицит (-) / профицит(+) -334,7 -430,7 -2 675,3 -476,3 -1 906,2 -540,9 -1 733,9 -665,9

Источник: составлено автором по материалам Обзора Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. Эффективность госрасходов в России. 13.01.2011.

URL: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/Review_20110113.pdf

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд рублей

Наименование 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Общегосударственные вопросы 1 082,5 1 100,7 1226 993,6

Национальная оборона 3 107,9 2 930,9 3 064,6 3 065

Национальная безопасность и правоохранительная 2 049,9 2 077,2 1 971,9 1 781,7

деятельность

Национальная экономика 2 166 2 211,6 2 243,3 2 123,5

Жилищно-коммунальное хозяйство 127,7 86,4 39,3 30,3

Охрана окружающей среды 46,8 49,7 47,2 48

Образование 602,4 602,7 644,7 645,9

Культура, кинематография 90,9 91,6 81,4 81,3

Здравоохранение 385,5 395,8 417,7 390,2

Социальная политика 4 214,7 4 897,7 4 962,1 5 021

Физическая культура и спорт 71,3 70,1 79,7 47,7

СМИ 72,8 57,1 60,1 60,1

Обслуживание государственного и муниципального 585,3 690,9 745,7 829,6

долга

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ 611,4 602,7 650,5 650,5

Источник: составлено автором по материалам Федерального закона от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/

Рисунок 1

Состав расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, 2016 г., млрд рублей

Мэкбкджетные трансферты общего характера Обс/уживание госудерственного и муниципального долга

СМИ

Физическая культура и спорт Социальная политика Здравоохранение Культура, кинематограф Образование Охрана окружающей среды Жилищно-коммунальное хозяйство Национальная экономика Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная оборона Общегосударственные вопросы

I 602.7 I 690.9

57 Д 70.1

395,8 191,6 ■ 602,7 49,7 №4

1100

,7

2930.

4897

0 1000 2000 3000 4000 ЭООО 6000

Источник: составлено автором по материалам статьи Сазонова С.П., Кастюриной А.А., Кабанова В.В. Эволюция взаимодействия регионального бизнеса и власти (анализ, практика, проблемы) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 2 (236). С. 2-10.

Список литературы

1. Плотников В.А., Федотова Г.В. Государственная бюджетная политика в условиях кризиса: региональный аспект // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76). С. 59-69.

2. Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. № 3. С. 48-63.

3. Лазарева Г.И. Бюджетная политика в решении социальных задач государства // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 3. С. 223-229.

4. Сазонов С.П., Киреева А.А., Шор Д.М., Сазонов А.С. Эффективность и результативность деятельности органов власти на региональном уровне: монография // Под общ. ред. С.П. Сазонова. Волгоград: ВолгГТУ. 2013. 234 с.

5. Кудрявцев Н.А., Перекрестова Л.В., Сазонов С.П. Бюджетные инвестиции как фактор развития экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 1998. Т. 3. С. 78.

6. Никологорский Д.Ю. Финансово-бюджетные механизмы реализации программы импортозамещения // Аналитический вестник. Серия: Проблемы национальной безопасности. 2014. № 27 (545). С. 65-71.

7. Пеньков П.Е., Сазонов С.П. Развитие потенциала инновационного предпринимательства на региональном уровне как пример эффективного направления развития экономики РФ // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет. 2015. С. 145-147.

8. Дятлов С.А., Миропольский Д.Ю., Плотников В.А. Механизмы взаимодействия государства и рынка в условиях глобальной нестабильности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2 (92). С. 142-146.

9. Кузнецов Ю.В., Маленков Ю.А., Жигалов В.М. Обсуждение «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года»: материалы круглого стола // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 1. С. 168-176.

10. Кузнецов Ю.В., Кайсарова В.П. Модернизация стратегического управления крупным городом в региональной системе России // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 2-3. С. 31-35.

11. Плотников В.А., Федотова Г.В. Генезис контроля в системе публичного управления России // Экономическое возрождение России. 2013. № 2. C. 101-110.

12. Сазонов С.П., Лукьянова А.В. Внутренний контроль и аудит как необходимый этап развития ведомственного контроля деятельности региональных органов Федерального казначейства // Финансы и бизнес. 2011. № 4. С. 122-133.

13. Сазонов С.П., Сазонов А.С. Контроль в органах федерального казначейства и его совершенствование. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 1. С. 181-189.

ISSN 2311-9438 (Online) ISSN 2073-8005 (Print)

Monetary System and Currency Circulation

ANALYSIS AND CONTROL OF THE BUDGETARY POLICY EFFICIENCY IN 2016-2018 Gilyan V. FEDOTOVAa% Saniya M. DUSETOVAb

a Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]

b Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 15 February 2016 Received in revised form 3 March 2016 Accepted 24 March 2016

JEL classification: H53, H61, H62, H68

Keywords: budgetary policy, efficiency, socio-economic development, budgetary planning, budgetary process, budget message

Abstract

Importance The research is of significance since there is a need to study issues and prospects of enhancing the budgetary policy efficiency. The article focuses on financial and economic relationships underlying the process of budgetary resource management.

Objectives The research theoretically and practically substantiates the effective budgetary management in the current and hardly predictable conditions of financial planning. Methods Relying upon methods of statistical analysis, financial analysis, horizontal and vertical analysis of data, we analyzed the efficiency of budgetary policy.

Results In 2015, external economic conditions included significant drop in oil prices and consumption possibilities of the Russian buyers of imported products. The standard of living will imply a general rise in unemployment as business activities go down. Adhering to principles of budgetary policies and laws, total expenditures of the federal budget are proposed to cut against the approved indicators only by conditionally approved expenditures in 2016, which are 2.5% higher than total spending in 2017, and estimate expenses for 2018 in line with the budgetary rules. Conclusions and Relevance This research presents certain scientific novelty since the budgetary policy is a focal point of the governmental economic policy, reflecting entirely financial relationships of the State with public institutions and citizens.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Plotnikov V.A., Fedotova G.V. [State budgetary policy during the crisis: regional perspectives]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting, 2015, no. 4, pp. 59-69. (In Russ.)

2. Il'in VA., Povarova A.I. [Regional development issues as a reflection of public administration efficiency]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 3, pp. 48-63. (In Russ.)

3. Lazareva G.I. [Budgetary policy for tackling social issues of the State]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2014, no. 3, pp. 223-229. (In Russ.)

4. Sazonov S.P., Kireeva A.A., Shor D.M., Sazonov A.S. Effektivnost' i rezul'tativnost'deyatel'nosti organov vlasti na regional'nom urovne: monografiya [Efficiency and productivity of authorities at the regional level: a monograph]. Volgograd, Volgograd State Technical University Publ., 2013, 234 p.

5. Kudryavtsev N.A., Perekrestova L.V., Sazonov S.P. [Budgetary investment as an economic growth driver].

Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya = Science Journal of VolSU. Global Economic System, 1998, vol. 3, p. 78. (In Russ.)

6. Nikologorskii D.Yu. [Financial and budgetary mechanisms for implementing the import substitution program]. Analiticheskii vestnik. Seriya: Problemy natsional'noi bezopasnosti = Analytical Bulletin. Series: Issues of National Security, 2014, no. 27, pp. 65-71. (In Russ.)

7. Pen'kov P.E., Sazonov S.P. [Developing capabilities of innovative businesses at the regional level to illustrate an effective vector of Russia's economic growth]. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii i strategii razvitiya ee regionov v sovremennykh usloviyakh: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Economic Security of Russia and Strategies for Developing Its Regions under Current Circumstances]. Volgograd, Volgograd State Technical University Publ., 2015, pp.145-147.

8. Dyatlov S.A., Miropol'skii D.Yu., Plotnikov V.A. [Mechanisms for the interaction of the State and the market during global instability]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saint-Petersburg State University of Economics, 2015, no. 2, pp. 142-146. (In Russ.)

9. Kuznetsov Yu.V., Malenkov Yu.A., Zhigalov V.M. [Discussing 'The Strategy for Socio-Economic Development of Saint-Petersburg up to 2030: round table materials']. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika = Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 5. Economics, 2014, no. 1, pp. 168-176. (In Russ.)

10. Kuznetsov Yu.V., Kaisarova V.P. [Modernizing strategic management of the large city within the regional system of Russia]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 2-3, pp. 31-35. (In Russ.)

11. Plotnikov V.A., Fedotova G.V. [Genesis of control as part of public administration in Russia].

Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2013, no. 2, pp. 101-110. (In Russ.)

12. Sazonov S.P., Luk'yanova A.V. [Internal control and audit as a necessary step of institutional control in activities of regional offices of the Federal Treasury]. Finansy i biznes = Finance and Business, 2011, no. 4, pp. 122-133. (In Russ.)

13. Sazonov S.P., Sazonov A.S. [Control in offices of the Federal Treasury and its improvement]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute, 2010, no. 1, pp. 181-189. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.