7. Юань укрепляет позиции. Новостной портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBNovBric/4BD8E750B9915D1643257DE8004B849B (дата обращения: 18.04.2016).
8. IMF Quota Data August 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.imf.org/external/np/fm/quotas/2012/0812.html. (дата обращения: 7.12.2015).
9. Triennial Central Bank Survey. Foreign exchange turnover in April 2013. Bank for international Settlements, 2013. September. P. 10.
The fiscal capacity of specific regions of Russia Isakov A.
Бюджетная обеспеченность отдельных регионов России
Исаков А. В.
Исаков Анатолий Владимирович /Isakov Anatoly — студент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируются основные показатели бюджетной самостоятельности отдельных регионов России, в частности малообеспеченных субъектов РФ, и экономические отношения по межбюджетному выравниванию Федерального центра и субъектов РФ. На основе конкретных данных выявляются основные проблемы бюджетной обеспеченности регионов, формируются соответствующие выводы и намечаются основные тенденции развития межбюджетных отношений.
Abstract: the article analyzes the main indicators of fiscal autonomy of individual regions of Russia, in particular low-income subjects of the Russian Federation, and economic relations in the sphere of interbudgetary alignment of the Federal center and state subjects. On the basis of specific data the author identifies the main problems of budgetary security of regions, forms appropriate conclusions and outlines the main tendencies of development of interbudgetary relations.
Ключевые слова: бюджет, межбюджетные отношения, трансферты, межбюджетное выравнивание, дотации, субсидии, субвенции, регионы.
Keywords: budget, interbudgetary relations, transfers, interbudget alignment, grants, subsidies, subventions, regions.
Бюджетная система России, как федеративного государства, основана на бюджетном федерализме и состоит из следующих трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты [3, с.190].
Бюджет каждого уровня предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам данного уровня (государства в целом, области, города), что позволяет осуществлять бюджетную политику автономно и эффективно. Однако в полной мере обеспечить все имеющиеся субъекты не представляется возможным, так как каждый регион имеет свои особенности и проблемные отрасли.
Бюджеты субъектов РФ являются основополагающими звеньями бюджетной системы государства - им достаются финансовые средства Федерального бюджета для финансирования собственных задач региона и входящих в его территориальную целостность городов и поселков. Поэтому должное финансовое обеспечение субъектов федерации - приоритетная задача для Правительства РФ, ведь именно от этого будет зависеть дальнейшее развитие государства в целом. Финансирование осуществляется посредством межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, а именно посредством трех видов: дотаций, субвенций и субсидий. Дотации могут быть разного характера, однако в данной статье автором рассматриваются непосредственно дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Необходимо отметить, что в 2016 году межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ составили 4,2 % от совокупных расходов - порядка 662 млрд. руб. [2].
Оценка экономической самостоятельности региона производится по трем основным показателям: индексу бюджетных расходов, уровню бюджетной обеспеченности и индексу бюджетного потенциала. Каждый из данных коэффициентов является мерой бюджетной обеспеченности и самостоятельности конкретного субъекта. Для качественного анализа бюджетной обеспеченности автором была сформирована таблица наиболее малообеспеченных субъектов РФ по данным двум показателям (табл. 1).
Таблица 1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности и индекс бюджетных расходов субъектов
Российской Федерации на 2016 год [1]
Субъект федерации Население (тыс. чел.) Индекс бюджетных расходов Индекс налогового потенциала
Республика Карелия 632,5 1,374 0,766
Республика Дагестан 2 990,4 0,829 0,221
Республика Чечня 1 370,3 0,814 0,213
Республика Алтай 213,7 1,944 0,436
Республика Тыва 313,8 1,927 0,364
Республика Саха (Якутия) 956,9 4,438 2,126
Республика Крым 1 895,9 0,726 0,255
Камчатский край 317,3 5,421 1,456
Ставропольский край 2 799,5 0,839 0,477
Исходя из данных табл. 1, автором было выявлено, что у большинства малообеспеченных малонаселенных субъектов РФ наблюдается низкий индекс налогового потенциала. По мнению автора, этот факт является неблагоприятным, так как именно данный индекс означает доходность и эффективность конкретного региона. В данной ситуации такие республики, как Дагестан и Чечня показывают крайне низкую доходность при относительно немалом населении. Вдобавок, можно заметить, что некоторые регионы, например Республика Саха, Алтай и Камчатский край показывают чрезмерно высокую бюджетную расходность, что также неблагоприятно.
Для оценки межбюджетного выравнивания со стороны государства, автором была сформирована табл. 2. В данной таблице представлены основные показатели обеспеченности регионов России и их выравнивание.
Таблица 2. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2016 год [1]
Субъект федерации Уровень расчетной бюджетной обеспеченности (РБО) до распределения дотаций Расчет средств, недостающих до среднего уровня БО, (тыс. руб.) Расчетный объем дотаций на 2016 год, (тыс. руб.) Уровень РБО (после распределения дотаций)
Республика Карелия 0,557 17 594 931 5 014 887 0,673
Республика Дагестан 0,267 55 616 281 46 722 123 0,645
Республика Чечня 0,261 25 048 566 22 162 866 0,660
Республика Алтай 0,224 9 445 115 8 593 190 0,639
Республика Тыва 0,189 13 904 814 13 486 143 0,637
Республика Саха (Якутия) 0,479 88 399 574 43 189 612 0,684
Республика Крым 0,352 29 970 318 22 333 637 0,678
Камчатский край 0,268 38 541 766 37 486 695 0,706
Ставропольск ий край 0,569 47 341 453 12 292 413 0,674
Из указанных данных в табл. 1 можно сделать заключение о том, что основными малообеспеченными субъектами Российской Федерации являются регионы Северного Кавказа и
республики Севера. Данные регионы отличаются малонаселенностью и, соответственно, низким налоговым потенциалом. Нельзя также не отметить, что некоторые регионы, такие как Республики Тыва, Дагестан, Крым и Камчатский край, особенно остро нуждались в бюджетном выравнивании со стороны органов исполнительной власти. После распределения дотаций уровень бюджетной обеспеченности данных и других проблемных регионов заметно увеличился, однако все же не дотягивает до нормированного коэффициента - 1,00. Однако из представленных данных можно сделать вывод о том, что государство крайне заинтересовано в обеспечении бюджетного выравнивания регионов России и активно и полно предоставляет им бюджетные средства на улучшение текущей финансовой ситуации.
Говоря о дальнейшем развитии межбюджетных отношений на территории РФ, наибольшее соотношение денежных средств в 2017 году и в дальнейшем будет направлено на бюджетное выравнивание Республики Крым. Что касается остальных регионов, в частности республик Кавказа, то их финансирование будет снижено в среднем на 7 - 8% [2]. По мнению автора, такая тенденция вполне обоснована - недавно присоединенная республика Крым нуждается в должном финансировании для обеспечения граждан всем необходимым.
Литература
1. Министерство финансов РФ. Информационно-аналитический раздел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р:/%'%гмг.тй.ттГт.ги/ (дата обращения: 18.05.2016).
2. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 г.: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-Ф3 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/consultantru/ (дата обращения: 18.05.2016).
3. Финансы [Текст]: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева, 2001. 640 с.