Научная статья на тему 'Выравнивание бюджетной обеспеченности на региональном уровне'

Выравнивание бюджетной обеспеченности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТОВ / ALIGNMENT OF BUDGETS / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / BUDGET CONTROL / ДОТАЦИИ / SUBSIDIES / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BUDGETARY SUPPORT / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ РЕГИОНЫ / AND LOW-INCOME REGIONS / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин Р.Р., Сайпушева Е.О.

В данной статье раскрыты основные проблемы использования бюджетного выравнивания для снижения уровня дифференциации регионов. Рассмотрено действующее законодательство РФ в области межбюджетного регулирования, а также проведен анализ существующей системы распределения дотаций. Предложены конкретные пути для совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALIGNMENT OF BUDGETARY SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL

This article presents the main problems of using fiscal equalization to reduce the level of differentiation of regions. Reviewed the current legislation of the Russian Federation in the field of budgetary control, as well as the analysis of the existing system of distribution of grants. The study suggested specific ways to improve methods of distribution of grants for leveling the budget supply of constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Выравнивание бюджетной обеспеченности на региональном уровне»

ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Р.Р. Яруллин1, д-р экон. наук, профессор 2

Е.О. Сайпушева , студент

башкирский государственный университет

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Уфа)

Аннотация. В данной статье раскрыты основные проблемы использования бюджетного выравнивания для снижения уровня дифференциации регионов. Рассмотрено действующее законодательство РФ в области межбюджетного регулирования, а также проведен анализ существующей системы распределения дотаций. Предложены конкретные пути для совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Ключевые слова: выравнивание бюджетов, бюджетная обеспеченность, дотации, бюджетное регулирование, малообеспеченные регионы.

В условиях дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития особо остро стоит вопрос о бюджетном обеспечении регионов в нашей стране, под которым понимают доходы бюджетов того или иного субъекта, приходящиеся на каждого жителя и скорректированные на индекс цен и стоимость потребительской корзины этого субъекта.

Зависимость бюджетной обеспеченности субъектов от уровня доходов и расходов не позволяет реализовать в нашей стране принцип бюджетного федерализма и полностью решить проблему финансирования региональных расходов только

Наибольший объем дотаций был выделен Дагестану - 46,7 млрд руб. (9% от об-

лишь за счет собственных средств субъектов РФ. Для решения данной проблемы существуют межбюджетные трансферты: дотации, субсидии, субвенции, предоставляемые бюджетам субъектов из федерального бюджета РФ.

В 2016 г. сумма дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов бюджетной системы РФ составила 515 млрд руб., что на 5,5% больше, чем в предыдущем 2015 г. [1]. Эта сумма была поделена между 70 субъектами.

По итогам 2015 г. в России наиболее малообеспеченные регионами являются 9 субъектов федерации.

щего количества дотаций) и Якутии - 43,2 млрд руб. Около половины от этой суммы

Таблица 1. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности малообеспеченных субъектов РФ на 2016 г._

Субъект федерации Уровень расчетной БО (до распределения дотаций) Сумма средств, недостающих до среднего уровня БО (тыс.руб) Объем дотаций на 2016 год, (тыс. руб.) Уровень расчетной БО (после распределения дотаций)

1.Республика Карелия 0,557 17 594 931 5 014 887 0,673

2.Республика Дагестан 0,267 55 616 281 46 722 123 0,645

З.Республика Чечня 0,261 25 048 566 22 162 866 0,66

4.Республика Алтай 0,224 9 445 115 8 593 190 0,639

5.Республика Тыва 0,189 13 904 814 13 486 143 0,637

б.Республика Саха (Якутия) 0,479 88 399 574 43 189 612 0,684

7.Республика Крым 0,352 29 970 318 22 333 637 0,678

8.Камчатский край 0,268 38 541 766 37 486 695 0,706

9.Ставропольский край 0,569 47 341 453 12 292 413 0,674

22,3 млрд руб. получил Крым и 22,2 млрд руб. - Чечня. Камчатский край получил 37,5 млрд руб. Далее суммы дотаций были выделены таким образом: Республика Тыва - 13,5 млрд руб., Ставропольский край - 12,3 млрд руб., Республика Алтай - 8,6 млрд руб., Республика Карелия - 5 млрд руб. [2].

Исходя из данных таблицы, можно отметить, что наиболее малообеспеченными субъектами РФ являются регионы Северного Кавказа и Севера. Данные регионы отличаются малонаселенностью, и поэтому имеют низкий налоговый потенциал. После распределения дотаций указанным субъектам уровень их бюджетной обеспеченности повысился, но еще не дотягивает до норматива.

Наиболее обеспеченными регионами являются г. Москва, Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Сахалинская область, Ленинградская область, Московская область, Республика Татарстан и Самарская область [2].

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, недостающего до достижения минимального его уровня, размер дотаций субъектам рассчитывается согласно официальной методике исходя из показателей: численности постоянного населения региона, индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов [3]. В конечном итоге, Минфин РФ устанавливает уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ как до, так и после распределения дотаций, выделяемых из бюджета страны.

На фоне снижения темпов роста доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, дотации на выравнивание обеспеченности.

На данный момент в России действует система предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, основанная и утвержденная ст. 131, 137 и 138 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», а также законами субъектов РФ. По

нашему мнению у данной системы есть недостатки, перечислим некоторые из них:

1. Отсутствие общероссийской методики, которая устанавливала бы единые критерии эффективности использования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

2. У регионов нет стимулов для наращивания доходов, оптимизации расходов бюджетов и повышения инвестиций.

В соответствии со ст. 131 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются субъектам, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превышает критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, т.е. чем ниже значение бюджетной обеспеченности региона, тем на больший объем дотаций субъект вправе рассчитывать. Это ведёт к иждивенческому подходу в распределении средств бюджета субъекта РФ.

3. Действующая методика не привязана к обеспеченности исполнения социально значимых расходов бюджетов субъектов необходимой доходной базой.

4. В данной системе недостаточно разработаны подходы к оценке налогового потенциала регионов, а также можно отметить сложность алгоритма расчета индекса бюджетных расходов.

Для совершенствования методики можно предложить ряд мер, которые бы способствовали объективной оценке финансовой обеспеченности субъектов РФ:

1) Необходимо разработать мероприятия по увеличению собираемости налогов, путем уменьшения задолженности в бюджетную систему РФ (по состоянию на 1 января 2017 г. сумма задолженности составила 1031 млрд руб. и увеличился на 25% по сравнению с прошлым годом);

2) Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должно исходить из покрытия социально значимых расходов (затраты в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также культуры, средств массовой информации);

3) Следует учитывать экономические, географические и иные факторы, а также отражать механизм финансового поощре-

ния муниципальных районов, достигших наилучшие результатов в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций, повышения уровня благоустройства территорий.;

4) Требуется организовать систему анализа и оценки эффективности управления бюджетным процессом в субъектах РФ.

Подводя итог можно отметить, что государство крайне заинтересовано в обеспечении бюджетного выравнивания ре-

бюджетные средства на улучшение финансовой ситуации. Наибольшее количество денежных средств в 2017 г. и в последующие годы будет направлено на бюджетное выравнивание Республики Крым, а вот финансирование остальных регионов будет снижено на 7%. Это обосновано тем, что недавно присоединенная республика Крым нуждается в должном финансировании для обеспечения граждан всем необходимым.

гионов России и активно предоставляет им

Библиографический список

1. О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 г.: Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/consultant.ru/

2. Министерство финансов РФ. Информационно-аналитический раздел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.mfo.mmfm.ru/

3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. №670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

THE ALIGNMENT OF BUDGETARY SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL

R.R. Yarullin1, doctor of economic sciences, professor E.O. Saypusheva2, student 1Bashkir state university

2Ufa branch of the financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Ufa)

Abstract. This article presents the main problems of using fiscal equalization to reduce the level of differentiation of regions. Reviewed the current legislation of the Russian Federation in the field of budgetary control, as well as the analysis of the existing system of distribution of grants. The study suggested specific ways to improve methods of distribution of grants for leveling the budget supply of constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: alignment of budgets, budgetary support, subsidies, intergovernmental transfers, budget control, and low-income regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.