Научная статья на тему 'Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент повышения эффективности бюджетного процесса'

Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент повышения эффективности бюджетного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2635
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинцева С. А.

В статье представлено бюджетирование, ориентированное на результат, как неотъемлемая часть бюджетной реформы. Показана комплексность и сложность определения понятия БОР и его многовариантность. Выявлены достоинства бюджетирования, ориентированного на результат, в управлении государственными расходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент повышения эффективности бюджетного процесса»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

С.А. ОВЧИНЦЕВА,

начальник отдела УФК по Волгоградской области, 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а

В статье представлено бюджетирование, ориентированное на результат, как неотъемлемая часть бюджетной реформы. Показана комплексность и сложность определения понятия БОР и его многовариантность. Выявлены достоинства бюджетирования, ориентированного на результат, в управлении государственными расходами.

Ключевые слова: бюджетирование; государственные расходы; конечный результат; эффективность

Коды классификатора JEL: G31, H61

Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, исполняется ли их государственный бюджет с дефицитом или профицитом. На необходимость оптимального расходования средств в условиях предельной ограниченности ресурсов указывалось еще в бюджетном послании Президента РФ на 2000 г. О том, что эта задача не утратила своей актуальности, свидетельствуют бюджетные послания Президента на последующие годы, хотя страна в этот период имела уже бездефицитный бюджет.

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — это более прогрессивная по сравнению с затратным методом методология подготовки и исполнения бюджета, где акцент переносится с затрат на результаты. В русскоязычной литературе применяются также термины «бюджетирование по результатам» и «программно-целевой подход» [4], «программно-целевое бюджетирование». Термин «программно-целевое бюджетирование» используется в качестве русского эквивалента английского понятия «performance budgeting». Перевод этого термина как «бюджетирование, ориентированное на результат» в большей степени отвечает сути явления, тем более что в англоязычной литературе мы находим примеры использования термина «results-oriented budget» в качестве синонима «performance budget»[3, c. 19].

Единого общепринятого определения бюджетирования, ориентированного на результат, не существует. Его суть заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения ими конкретных результатов (предоставления услуг). Эти результаты оцениваются в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах объемов бюджетных ресурсов, прогнозируемых на долгосрочную перспективу [1]. Отсутствие общепринято-

© Овчинцева С. А., 2009

ТЕRRА E^NOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

46

С.А. ОВЧИНЦЕВА

го определения объясняется комплексностью понятия, его «открытостью», способностью эволюционировать. В самом общем виде программно-целевое бюджетирование, (бюджетирование, ориентированное на результат) можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их социальной и экономической эффективностью [5]. Хотя в этом определении речь идет о программно-целевом методе как о системе бюджетного планирования, одним только планированием особенности этого метода не ограничиваются. Программно-целевой подход оказывает влияние на все стадии бюджетного процесса. Вследствие этого программноцелевой характер принимают и исполнение бюджета, и контроль за его исполнением.

Комплексность описываемого термина хорошо демонстрирует определение, данное Ф.С. Мошером: «Для политолога и юриста программно-целевое бюджетирование означает представление и анализ бюджетных заявок в такой форме, которая обеспечивает обществу наиболее эффективный выбор. Для чиновника это понятие означает, помимо выше названного, большую гибкость и свободу маневра, а также большую личную ответственность и большую требовательность к подчиненным. Для министерств и ведомств оно может означать большую самостоятельность, гибкость в принятии решений и большую ответственность за использование выделенных им фондов. Для бухгалтера программноцелевое бюджетирование ассоциируется с учетом по начислению, разделением счетов по текущим и капитальным операциям, с обособленным учетом оборотных средств и использованием других специфических технологий учета» [2].

Сложность концепции программно-целевого бюджетирования (бюджетирования, ориентированного на результат) обусловлена еще и тем, что этот метод можно применять как для планирования расходов органов государственной власти и местного самоуправления, так и для планирования расходов отдельных распорядителей кредитов и бюджетополучателей — министерств, ведомств, бюджетных учреждений, государственных предприятий и др. Естественно, что в каждом конкретном случае возникают свои особенности, которые, впрочем, не меняют существа дела.

Открытость концепции программно-целевого бюджетирования (бюджетирования, ориентированного на результат) означает, что включаемая в нее система элементов не является неизменной, а, напротив, допускает многовариантность, различные способы установления связи между государственными расходами и значимыми для общества результатами.

Внедрение БОР, являясь частью бюджетной реформы, предполагает реформирование других сфер:

1) завершение разграничения полномочий в рамках реформы госуправления и местного самоуправления;

2) переход к стратегическому планированию развития регионов и муниципалитетов (реформа планирования);

3) применение элементов административной реформы — управления по результатам, стандартов качества и регламентов оказания бюджетных услуг, контрактов с негосударственными поставщиками бюджетных услуг (муниципальные задания на принципах аутсорсинга) или контрактов с руководителями бюджетных учреждений [3, ^ 41].

Достоинства бюджетирования, ориентированного на результат, состоят в следующем:

— в предоставлении государством населению именно тех общественных благ и услуг, в которых общество реально заинтересовано. Бюджетирование, ориентированное на результат, обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;

— переход на бюджетирование, ориентированное на результат, позволяет критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без надлежащего социальноэкономического обоснования необходимости этих расходов.

— выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий;

— усиливается ответственность государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей. Регулярная публикация отчетов о достигнутых

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ.

47

результатах деятельности министерств позволяет обществу реально оценивать деятельность правительства;

— повышается обоснованность решений о государственных расходах. Существенно повышается информационная база принимаемых правительством бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы.

—появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Все это имеет особо важное значение для управления будущими рисками, прежде всего риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, М. Модернизация государственных финансов / М. Афанасьев, И. Кривогов. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — С. 41.

2. Богданов,Л. Методические подходы к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, на муниципальном уровне (на примере расходов на образование и культуру в муниципалитетах Калининградской области) [Текст] / Л. Богданов, Ю. Кузнецов // Модернизация муниципальных финансов Калининградской области: программноцелевой подход и региональное развитие: сборник материалов международного проекта «Программно-целевое бюджетирование как инструмент реформирования муниципальных финансов Калиниградской области». — М., 2007. — С. 56.

3. Бюджетирование, ориентированное на результат, в контексте реформы государственного управления: международный опыт и возможности применения в России. Центр фискальной политики. — М., 2002.

4. Бюджетирование, ориентированное на результат: цели и принципы [Текст]. Отдел Макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов Московское отделение Нидерландского Экономического Института, NEI-ECORYS. — М., 2002. — С. 5.

5. Frederick C. Mosher, Program Budgeting: Theory and Practice with Particular Reference to the U.S. Department of the Army. 80-81. Цит. по: GAO/AIMD-97-46 Performance Budgeting/. Р. 7-8.

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.