Научная статья на тему 'Управление регионом на основе инструментария системы бюджетирования, ориентированного на результат'

Управление регионом на основе инструментария системы бюджетирования, ориентированного на результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ / БЮДЖЕТИРОВВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / REGION / MANAGEMENT BY A REGION / BUDGETING ORIENTED TO THE RESUL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. А.

Обоснована необходимость внедрения в практику регионального управления системы бюджетирования, ориентированного на результат. Разработана модель совершенствования системы управления регионом на основе внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT BY REGION ON BASIS OF THE TOOL OF SYSTEM BUDGETING, ORIENTED TO RESULT

The necessity of introduction is grounded for practice of regional management system of budgeting, oriented to result. The model of perfection of region control system is worked out on the basis of introduction the system of budgeting oriented to result.

Текст научной работы на тему «Управление регионом на основе инструментария системы бюджетирования, ориентированного на результат»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 353:336.132.11

Т.А. Попова

старший преподаватель, кафедра маркетинга и логистики, Донецкий государственный университет управления, Украина

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ

НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация. Обоснована необходимость внедрения в практику регионального управления системы бюджетирования, ориентированного на результат. Разработана модель совершенствования системы управления регионом на основе внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Ключевые слова: регион, управление регионом, бюджетироввание, ориентированное на результат.

T.A. Popova, Donetsk state university of management

MANAGEMENT BY REGION ON BASIS OF THE TOOL OF SYSTEM BUDGETING, ORIENTED TO RESULT

Abstract. The necessity of introduction is grounded for practice of regional management system of budgeting, oriented to result. The model of perfection of region control system is worked out on the basis of introduction the system of budgeting oriented to result.

Keywords: region, management by a region, budgeting oriented to the resul.

Действующая практика бюджетообразования свидетельствует о наличии существенных просчетов в бюджетном планировании и прогнозировании, что непосредственно влияет на качество системы регионального управления, а, как следствие, и на социально-экономическое развития региона. Перманентное применение в бюджетных расчетах консервативного сценария развития экономики привело не только к фискальным потерям, но и искривлению финансово-информационного пространства страны.

Исследование показало, что основные причины возникновения угроз в сфере бюджетного планирования и прогнозирования связаны с неразвитостью системы государственного планирования, которая не отражает современные передовые технологии бюджетообразования, активно применяемые в практике стран с развитым рынком и высокими социально-экономическими стандартами. В связи с этим, исследуемая проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения и решения возникших проблем.

Цель исследования - разработка модели бюджетирования, соответствующей современным условиям, которая приведет повышению эффективности системы регионального управления и к активации социально-экономического развития страны.

Несмотря на попытки внедрения элементов системы бюджетирования, ориентированного на результат, повышение эффективности работы государственных органов управления фактически не наблюдается. Связано это, прежде всего, с отсутствием системного подхода к реформированию данной сферы. Для наибольшего эффекта необхо-

92

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

димо реформирование бюджетной системы по средством интеграции в систему управления общественными финансами принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Переход к системе управления по результатам предполагает изменение идеологии бюджетного процесса, критериев, целей и задач бюджетообразования: четкая регламентация уровней бюджетной системы, среднесрочное планирование, бюджетирование по целям и результатам, реорганизация бюджетных учреждений, учет и отчетность по международным стандартам. Таким образом, реформирование сферы бюджетного планирования должно базироваться на интеграции в бюджетный процесс методики бюджетирования, ориентированного на результат (рис. 1) [3].

Рисунок 1 - Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)

На данном этапе развития складываются благоприятные условия для внедрения новаций в систему регионального управления и проведения бюджетной реформы, цель которой - создать предпосылки и обеспечить условия для максимально эффективного использования бюджетных ресурсов в соответствии с приоритетами социальноэкономической политики путем расширения самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Поэтому на основе проведенного исследования разработана следующая модель совершенствования системы управления регионом на основе внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат (рис. 2).

Бюджетирование, ориентированное на результат предполагает такой подход к бюджетному процессу, при котором общественно-значимые результаты, ожидаемые при затрачивании ресурсов, являются первоочередными. При внедрении данной системы обязательным является внедрение в практику управления среднесрочного (3-5 лет) и стратегического планирования. При этом происходит расстановка приоритетов расходования бюджетных средств и ожидаемых результатов, а так же создание стимулов для их экономии.

№ 1 (53) - 2016

93

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 2 - Основные пути реформирования бюджетной системы

Бюджетные расходы привязываются к показателям результативности деятельности органов регионального управления, а основным становится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой и возможностью оперативного управления средствами (перераспределение между статьями и периодами). Фиксированная величина бюджета стимулирует его относительную экономию за счет рационализации деятельности. Ответственность за принятие решений делегируется на те уровни управления, которые непосредственно связаны с расходованием средств и результатами. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности. Применение бюджетирования, ориентированного на результат, позволяет определить подходы к решению следующих задач [1]:

1) распределение бюджетных ресурсов по стратегическим целям;

2) предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;

3) контроль над издержками на бюджетные услуги путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;

4) сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;

5) сопоставление услуг с точки зрения их качества с подобными услугами в других странах, регионах и городах;

6) повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;

7) определение положительного общественного эффекта от услуги, а не только

94

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

стоимости ее предоставления;

8) смещение акцента с внешнего контроля над целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов;

9) учет последствий принимаемых решений по объему и структуре расходных статей бюджетов.

Бюджет результативности сложнее формировать, обрабатывать и анализировать, чем постатейный, но он предоставляет значительно больше информации для обсуждения и принятия решений. Исходя из этого, становится очевидным необходимость наличия нужного количества высококвалифицированных работников. Эта форма бюджетирования требует также дополнительных систем учета и представления отчетности для целей мониторинга и управления, разработки эффективной системы показателей результативности для проведения измерений и дальнейшего применения полученных оценок.

Благодаря тому, что система БОР формирует систему отчетности и оценки работы, она обеспечивает высокий уровень прозрачности принятия решений в системе регионального управления.

Таким образом, внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, имеет такие преимущества как: обеспечение прозрачности бюджетного процесса, четкое определение целей и задач, на достижение которых тратятся бюджетные средства; повышение уровня контроля за результатами выполнения бюджетных программ; упорядочение организации деятельности главного распорядителя бюджетных средств по формированию и исполнению бюджетных программ.

Внедрение прогрессивных технологий планирования и прогнозирования и их установка в бюджетный процесс является необходимым условием обеспечения бюджетной безопасности государства и наиболее полного использования потенциала экономического роста для стабильного развития страны в долгосрочной перспективе.

Список литературы:

1. Овчинцева С. А. Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент повышения эффективности бюджетного процесса // TERRA ECONOMICUS. -2009. - № 2-2, т. 7. - С. 45-47.

2. Куликов Н.И. Современная бюджетная система России: учебное пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 104 с.

3. Беляева Д.Ю. Бюджетирование, ориентирование на результат, и проблема идентификации «результата» // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 2. - С. 34-39.

№ 1 (53) - 2016

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.