Научная статья на тему 'Бюджетирование на предприятиях общественного питания: особенности планирования и контроля'

Бюджетирование на предприятиях общественного питания: особенности планирования и контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1626
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Всяких М.В., Галуцких М.С.

В данной статье рассматриваются ограничивающие факторы, влияющие на составление бюджетов предприятий общественного питания. Определенна необходимость бюджетирования в заведениях данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование на предприятиях общественного питания: особенности планирования и контроля»

часть федеральных инвестиционных средств должна поддерживать фундаментальные программы (государственные, социально-экономические), определяющие первоочередные задачи по развитию высокотехнологической экономики.

Следующим принципом является необходимость разработать инвестиционную концепцию регионов, предусматривающую набор альтернатив за счет инвестиций. Такая модель, составленная в регионах, должна иметь обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов регионального развития. Необходимо также обосновать определенные формы организационного механизма инвестирования через такие принципы как принцип мониторинга и анализа инвестиционной деятельности в регионе, принцип разработки инвестиционной политики с учетом кластеров и регионов, принцип реализации государственного регулирования инвестиционной деятельности. Список использованной литературы

1. Большой экономический словарь / авт. и сост. А.Б. Борисов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Книжный мир, 2005. - 860с.

2. Борщ Л.М. Ипотечное кредитование в системе финансовой безопасности банков / Л.М. Борщ //Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2014. - № 3(28). - С. 106-113.

3.Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для магистров /Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ;под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. - Москва: Юрайт, 2014. - 551 с.

4. Справка об инвестициях [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

5. Яруллин Р. Р. Банк как участник государственно-частного партнерства в инвестиционных процессах// Сборник научных трудов «Управление. Экономический анализ. Финансы». /Под общей ред. д-ра экон. наук, профессора И. Р. Кощегуловой. - Уфа: УГАТУ, 2014.- с. 225-231.

6. Яруллин Р. Р. О необходимости привлечения иностранных инвестиций в Республику Башкортостан// Современные финансовые инструменты развития экономики регионов: сборник статей Международной научно-практической конференции. (Уфа, 5-6 декабря 2013 г.):/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.-С. 250-252.

7. Яруллин Р. Р. Источники обеспечения инновационных процессов в аграрной сфере экономики// Инновационное развитие экономики АПК: теория, история и современная практика. Материалы международной научно-практической конференции /Под общ. ред. Н. Д. Заводчикова.- Оренбург: издательский центр ОГАУ, 2013.- С. 339-345.

© Гаймелетдинова Г.М., Яруллин Р.Р., 2016

УДК 657.1

М.В. Всяких

доцент каф. бухгалтерского учета и аудита Института экономики НИУ «БелГУ» М. С. Галуцких

студентка 4 курса Института экономики НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются ограничивающие факторы, влияющие на составление бюджетов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

предприятий общественного питания. Определенна необходимость бюджетирования в заведениях данной отрасли.

Ключевые слова

Бюджетирование, ресторанный бизнес, предприятия общественного питания, ограничения, планирование, контроль.

Ресторанный бизнес очень непрост. При разработке финансовой модели бюджетирования обязательно нужно учитывать основные ограничивающие факторы, влияющие на бизнес ресторана. Расчет бюджета должен начинаться с учета ограничивающих факторов. Ограничение - это то, что при правильном управлении «поднимает» всю систему на новый уровень.

Ограничения можно разделить на [2, с.54]:

- поведенческий;

- управленческий;

- производственный;

- логистический.

Поведенческий критерий заключается в поведении работников ресторана, препятствующем увеличению производительности. Это ограничение можно решить с помощью мотивации работников, например увязки производственных результатов с заработной платой.

Управленческий критерий заключается в принятии эффективных управленческих решений. В ответ на данное ограничение можно ответить построением системы оперативного реагирования на отклонения по заранее заданным идентификаторам.

Производственный критерий подразумевает увеличение производственной мощности над рыночным спросом. При данном ограничении необходимо наладить бюджет продаж.

Логистический критерий включает в себя неэффективное функционирование систем планирования и внутреннего контроля. В данном случае уместно было бы разработать или скорректировать бюджет закупок ресторана.

В разных сферах деятельности предприятия могут иметь различные ограничения. Более того, в пределах каждого направления деятельности ограничения могут изменяться в течение бюджетного периода. Это может быть вызвано, например, сезонностью. Любому предприятию необходимо знать свои ограничения и то, как они изменяются в течение бюджетного периода. При создании финансовой модели бюджетирования нужно уметь выделять ограничения и правильно над ними работать[1, с.34].

При составлении бюджетов следует учитывать следующие ограничивающие факторы[3, с.112]:

- маркетинговые;

- производственные;

- логистические;

- финансовые.

К маркетинговым ограничениям можно отнести, например, емкость рынка (фактический объем спроса на продукцию в зависимости от цены, ценовую политику каналов сбыта, ценовую политику относительно конкурента), цену продукта, ассортимент (большинство потребителей заинтересованы в большом выборе продукции на рынке), фактический объем продаж (продажи предшествующих периодов), сезонность (увеличение и сокращение продаж различных видов продукции в зависимости от сезона), рекламу и стимулирование сбыта, конкуренцию (основные конкуренты по продукции и канала сбыта).

К производственным ограничениям относятся производственные мощности (возможности производства) и качество продукции (соответствие определенным стандартам качества).

Логистические ограничивающие факторы представляют собой сроки заказа (наличие запасов на складе), динамику цен на материалы, остатки сырья и материалов (их списание при выбытии продукта), складские площади, объем закупок (транспортные расходы на доставку), транспортный парк (заказ стороннего транспорта).

К финансовым ограничениям можно отнести кредиты (финансовое состояние компании, её кредитная история), налоги (схема оптимизации налогообложения), макроэкономические показатели (курс валюты, уровень инфляции и др.)

Одним из наиболее важных, на наш взгляд, бюджетов при планировании деятельности ресторана является бюджет закупок, то есть здесь срабатывает логистический фактор. Как известно, через четкий контроль бюджетов закупок можно довольно таки эффективно управлять существенной частью затрат компании. Понятно, что здесь нужно контролировать два основных параметра бюджета закупок - это объемы и цены. Так как рестораны работают с продукцией пищевого характера, то вопрос логистики очень актуален: либо заказать меньше чем надо, либо заказать больше и списать продукты в связи с порчей по сроку годности, то есть потерять деньги в любом случае. Очень важно рассчитать допустимые пределы поставки, чтобы не потерять существенную сумму на списании продукции и не упустить клиентов, если будет отсутствовать желаемый продукт.

Касаемо цен, нужно иметь несколько проверенных поставщиков, чтобы, в случае повышения цен на продукцию одним поставщиком, можно было бы выбирать между несколькими. При составлении данного бюджета рассматривается по большей части логистический фактор, но все вышеперечисленные ограничения имеют свое влияние на любой бюджет организации в той или иной степени.

Главное, о чем не стоит забывать при управлении предприятием общественного питания - это специфика деятельности. Не все бюджеты необходимы на предприятии общественного питания, так, например, бюджета запасов, на мой взгляд, быть не должно вообще, так как еда всегда должна быть свежей, а любой объем запасов продукции влечет за собой списания и, как итог, потерю денежных средств.

Любой ресторан представляет сферу обслуживания, спрос в таких заведениях очень тяжело запланировать, но его можно контролировать с помощью маркетинговых мероприятий (семплинг, акции, скидки и др.). Бюджетирование в заведениях общественного питания необходимо. С его помощью любое предприятие способно добиться наилучших результатов.

Список использованной литературы:

1. Аксенова Е.А. Концептуальные подходы теории ограничений в управлении экономическими показателями коммерческой организации/ Е.А. Аксенова//Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №5. - 41 с.

2. Аткинсон Э.А. и др. Управленческий учет [Текст]/ Энтони А. Аткинсон, Раджив Д Банкер, Роберт С. Каплан, Марк С. Янг; пер. с англ. под ред. А.Д. Рахубовского. - 3-е изд. - М.: Вильямс, 2007. -880с.

3. Воронова Е.Ю. Практикум по управленческому учету [Текст] / Е.Ю. Воронова. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - 148 с.

© Всяких М.В., Галуцких М.С., 2016

УДК 330

Л.Г.Гарифуллина

Студентка гр. 14.5-450 Н.З. Сафиуллин к.э.н., профессор

Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт управления, экономики и финансов Г. Казань, Российская Федерация

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация

В данной статье затронута проблема качества подготовки водителей автотранспортных средств. Статья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.