Научная статья на тему 'Бюджетирование на малом предприятии в условиях кризиса'

Бюджетирование на малом предприятии в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / CRISIS / ECONOMICS / SMALL BUSINESS / BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Ольга Андреевна, Девянина Алёна Валерьевна

В представленной статье рассмотрена актуальность процессов бюджетирования деятельности малого предприятия в условиях кризиса. Изучены основные факторы, влияющие на малый бизнес и их взаимодействие. Авторы проанализировали оптимальные подходы антикризисного бюджетирования, основываясь на эффективном использовании возможностей малого предприятия. Оптимальное использование возможностей, грамотная оценка и эффективное распределение ресурсов при непрерывном мониторинге обстановки позволят скоординировать стратегические мероприятия с тактическими антикризисными действиями и динамично управлять стратегией предприятия в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING AT THE SMALL ENTERPRISE UNDER THE CONDITIONS OF THE CRISIS

In the presented article the budgeting processes relevance of small enterprises activity under the conditions of the crisis is considered. Main factors influencing the small business and their interaction are under study. The authors analyze optimal approaches of the anti-crisis budgeting based on the efficient use of small enterprises capacities. The optimal use of opportunities, competent assessment and efficient allocation of resources in the continuous monitoring of the situation will help to coordinate strategic activities with tactical anti-crisis actions and dynamically manage the Company's strategy under the conditions of the economic crisis.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование на малом предприятии в условиях кризиса»

№ 2 (35)

февраль, 2017 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Агеева Ольга Андреевна

д-р экон. наук, профессор, Государственный университет управления, 109542, РФ, г. Москва, Рязанский проспект, д. 99 E-mail: oa-ageeva@yandex. ru

Девянина Алёна Валерьевна

студент 1-го курса магистратуры, Государственный университет управления,

109542, РФ, г. Москва, Рязанский проспект, д. 99 E-mail: devianina. al@yandex. ru

BUDGETING AT THE SMALL ENTERPRISE UNDER THE CONDITIONS OF THE CRISIS

Olga Ageeva

doctor of Economical Sciences, Professor, State University of Management, 109542, Russia, Moscow, Ryazansky prospect, b. 99

Alena Devyanina

1-year student of Master's Degree Program, State University of Management, 109542, Russia, Moscow, Ryazansky prospect, b. 99

АННОТАЦИЯ

В представленной статье рассмотрена актуальность процессов бюджетирования деятельности малого предприятия в условиях кризиса. Изучены основные факторы, влияющие на малый бизнес и их взаимодействие. Авторы проанализировали оптимальные подходы антикризисного бюджетирования, основываясь на эффективном использовании возможностей малого предприятия. Оптимальное использование возможностей, грамотная оценка и эффективное распределение ресурсов при непрерывном мониторинге обстановки позволят скоординировать стратегические мероприятия с тактическими антикризисными действиями и динамично управлять стратегией предприятия в условиях экономического кризиса.

ABSTRACT

In the presented article the budgeting processes relevance of small enterprises activity under the conditions of the crisis is considered. Main factors influencing the small business and their interaction are under study. The authors analyze optimal approaches of the anti-crisis budgeting based on the efficient use of small enterprises capacities. The optimal use of opportunities, competent assessment and efficient allocation of resources in the continuous monitoring of the situation will help to coordinate strategic activities with tactical anti-crisis actions and dynamically manage the Company's strategy under the conditions of the economic crisis.

Ключевые слова: кризис, экономика, малый бизнес, бюджетирование.

Keywords: crisis; economics; small business; budgeting.

Мировой экономический кризис неблагоприятно сказался на всей экономике России в целом, включая сферу малого предпринимательства. Согласно данным Федеральной службы государственной стати-

стики, в России существенно сократилось количество субъектов малых предприятий: во втором полугодии 2015 года насчитывалось более 242 тысяч малых предприятий, в то время как на конец 2016 года порядка 172 тысяч [3]. По данным, опубликованным

Библиографическое описание: Агеева О.А., Девянина А.В. Бюджетирование на малом предприятии в условиях кризиса // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2017. № 2(35). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/4187

№ 2 (35)

на сайте Федеральной налоговой службы, на 10 декабря 2016 года зарегистрировано 268901 малых предприятий [2].

В действительности на основании статистики оценить динамику развития в сфере малого бизнеса практически невозможно. Это связано с тем, что на начало 2015 года изменились критерии отнесения организации к малым предприятиям [8]: часть предприятий среднего бизнеса попала в разряд малого, а значительная часть малого бизнеса была отнесена к микробизнесу.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малого бизнеса, можно отнести низкую инвестиционную активность, снижение ликвидности, неплатежи. Также, необходимо отметить ряд специфических факторов.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к получению льгот. В результате принятия постановления №702 [8] формально увеличилось число предприятий малого бизнеса и, соответственно, претендентов на льготы. Предприятия среднего бизнеса, которые обрели статус малого предприятия, смогли претендовать на льготные программы, например, брать в аренду имущество по особым ставкам, участвовать в специальных торгах, рассчитывать на различные субсидии. Однако финансовая часть программы поддержки малого и среднего предпринимательства год от года сокращается. По данным Министерства экономического развития, объем финансирования Программы на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2015 году составлял 16,9 миллиардов рублей, в то время как в 2016 году -только 12,3 миллиарда рублей [7]. Помимо прочего, знание о мерах государственной поддержки и пользование остаются на низком уровне. По большей части это связано с отсутствием скоординированной информационной политики со стороны государства и нацеленности на ограниченный круг пользователей.

Во-вторых, не менее 40% представителей малого и среднего бизнеса в 2016 году отметили усиление негативного влияния санкций Запада на свой бизнес. Однако в сложившейся ситуации только каждый десятый предприниматель планирует обратиться за государственной поддержкой. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей малого и среднего бизнеса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2016 года. Безусловно, в большей степени на малый бизнес повлияла общая экономическая ситуация, вызванная резким снижением нефтяных цен в конце 2014 года. Однако и меры против России сыграли свою роль. Так, по мнению Центрального банка РФ, которое отражено в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы», одним из факторов, препятствующих росту экономики являются санкции

[9].

В-третьих, санкции имели отрицательное влияние, что сказалось на курсе рубля и стоимости кредитов. В большей степени отрицательное влияние почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывают в настоящий момент значительные

февраль, 2017 г.

сложности с ликвидностью. Так, по данным Аналитического центра НАФИ за 8 месяцев 2016 года объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу сократился на 11% до 5,3 триллион рублей [9]. Переломить негативную тенденцию не сумела ни активизация банков из ТОП-30, нарастивших выдачу на 18%, ни программы господдержки.

В-четвертых, есть высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Это связанно с тем, что малый бизнес в большинстве своем направлен на удовлетворение потребностей клиентов на территории России, в то время как доля малых предприятий, занимающихся экспортом, очень мала. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2016 года число экспортоориенти-рованных малых предприятий составляло всего 14641 единиц [3]. Следовательно, снижение спроса на услуги и товары предприятий малого бизнеса сказалось отрицательно на всей деятельности. Так, сокращение спроса привело к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставило предприятия урезать издержки путем уменьшения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки планов развития и расширения деятельности.

В-пятых, необходимо обратить внимание, что для многих секторов малого бизнеса перестает быть целесообразным использование схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции" при работе с поставщиками и крупными производителями, поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам малые предприятия не могут привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это повлекло приостановку деятельности отдельных малых предприятий, работа которых основывается на данной схеме.

В-шестых, кризис спровоцировал уход малых предприятий в теневую часть экономики. При отсутствии средств и платежеспособного спроса малые предприятия были вынуждены сокращать деятельность. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия минимизировали налоговые поступления, в том числе занижали собственные доходы.

В целом можно отметить, что главные проблемы малого бизнеса носят финансовый характер: отсутствие оборотных средств, свободного доступа к государственным льготам поддержки малого бизнеса, ограниченный доступ к банковским кредитным услугам, отказ от сотрудничества с частью контрагентов, уменьшение прибыли, понижение спроса на продукцию, увеличение рисков "затоваривания", при не меняющемся уровне издержек. Все это ухудшает показатели оборачиваемости активов, снижает норму прибыли и рентабельности бизнеса [6].

Роль бюджетирования деятельности малого предприятия в период кризиса экономики актуальна и важна, поскольку негативные факторы, оказывающие влияние на деятельность малого бизнеса, вызывают проблемы в основном финансового характера. Бюджетирование деятельности малых предприятий в период кризиса существенно отличается от бюджетирования в условиях подъема экономики. При этом при правильном анализе ситуации и своевременной

№ 2 (35)

адаптации предприятия к преобразованиям экономики, возможно, даже усилить свои позиции. Оптимальное использование возможностей, грамотная оценка и эффективное распределение ресурсов при непрерывном мониторинге обстановки позволят скоординировать стратегические мероприятия с тактическими антикризисными действиями и динамично управлять стратегией предприятия в условиях экономического кризиса [4, с. 325].

В условиях экономического кризиса важно иметь грамотное бизнес-планирование, которое позволяет контролировать затраты, эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы, оптимизировать финансовые потоки. Прогнозирование финансовых результатов в условиях риска позволяет достичь необходимого уровня дохода, оценить уровень платежеспособности. Успешная деятельность компаний зависит от достоверности перспектив развития и методов их реализации.

В условиях нестабильной инфраструктуры экономики повышается роль гибкого, оперативного и многосценарного бюджетирования.

Одной из особенностей в системе бюджетирования малого предприятия можно назвать преобладающую роль месячного (квартального) денежного планирования, а не годового. Главным образом это объясняется тем, что сформированный бюджет компании на большой срок становится не актуальным в сложившихся условиях.

В докризисный период, опираясь на прогнозы развития экономической ситуации на рынке, составляют бюджет компании по двум сценариям - реалистический и оптимистический. В текущий, помимо вышеперечисленных, предприятию необходимо добавить пессимистический вариант бюджета для принятия радикальных действий. При этом, ежемесячно анализируя оперативные бюджеты, предприятие вносит поправки в планы и учитывает предложения начальников отделов для внесения изменений в планы действий и бюджеты на дальнейшие периоды. В данном случае приобретает актуальность автоматизация бизнес-процессов предприятия. При наличии единых принципов учета, единой базы данных, автоматизация позволяет просчитывать различные пути развития деятельности предприятия с учетом изменения экономики, производить план-факторный анализ.

В условиях сокращенной возможности получения льгот, ограниченного доступа к банковским кредитным услугам важно правильно расходовать денежные средства и вести четкий контроль за денежным потоком и текущей ликвидностью. На момент кризиса стоит отказаться от инвестиций в расширение деятельности за счет заемных средств, так как в дальнейшем это может обернуться нехваткой средств на деятельность компании. В данных условиях целесообразно вести деятельность предприятия за счет собственных средств, а инвестиции оценивать, основываясь на сопоставлении стоимости ресурсов и их

февраль, 2017 г.

отдачи, а также опираясь на модели окупаемости проектов и эффективности их показателей. Другими словами, смоделировать сценарий деятельности бизнеса поможет инвестиционный анализ и по-процесс-ное бюджетирование [5].

Следует отметить, что в докризисный период, при оценке деятельности малого бизнеса в бюджетных формах акцент делался на систему показателей, отражающих финансовую перспективу. В сложных экономических условиях наибольшее внимание уделяется показателям, отражающим способность предприятия выжить, а именно таким показателям как ликвидность денежного потока и операционная прибыль. Под ликвидностью денежного потока понимается разность между суммой привлеченных кредитов и величиной денежных средств. Под операционной прибылью понимается остаток денежных средств после вычета из торговой прибыли операционных накладных расходов.

Принятие решений должно основываться на многосторонней оценке текущей ситуации и быть направлено на все стороны деятельности малого бизнеса. Бюджетирование деятельности предприятия, на наш взгляд, должно взаимодействовать с управленческим учетом, создающим основу для принятия своевременных и правильных решений. Интеграция позволяет избежать двойного ввода данных по операциям, минимизирует ошибки, обеспечивает значительную степень достоверности, а также позволяет объединять различные методологии и техники учета. Управленческий учет предоставляет возможность разграничить расходы на постоянные и переменные, определить матрицу контроля расходов, смоделировать будущее в денежном и натуральном выражениях. Благодаря этому, бюджетирование, опирающееся на управленческий учет, актуально для решений проблем и оптимизации деятельности малого предприятия, как в настоящем, так и в будущих периодах.

Бюджетирование деятельности малых предприятий в период кризиса значительно отличается от бюджетирования в докризисное время. Выбор наилучших инструментов многосценарного бюджетирования, основанного на управленческом учете разрешит своевременно адаптироваться к изменениям рынка и сориентирует предприятие не только на превышение доходов над расходами и уменьшение издержек, но и на вовлечение новых клиентов, расширение ассортимента продуктов и услуг, увеличению качества, продуктивности ценовой политики и качества организационной деятельности предприятия. В условиях сложившейся ситуации правильно построенная система финансового управления, основанная на системе бюджетирования, позволит любой компании, оперативно реагировать, что является главным в условиях конкурентной борьбы, поскольку процветают те компании, которые быстро адаптируются в абсолютно новых условиях.

№ 2 (35)

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

февраль, 2017 г.

Список литературы:

1. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб.: Питер, 2009.

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Федеральная налоговая служба / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 06.01.2017).

3. Институциональные преобразования в экономике / Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/reform (дата обращения: 06.01.2017).

4. Колин Друри Управленческий учет для бизнес-решений, 2-е издание. М., Юнити, 2012 - 325 с.

5. Крохмаль Яна Рудольфовна 12. 11. Актуальность планирования деятельности компании в условиях кризиса // Бизнес в законе. 2010. .№5. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/12-11-aktualnost-planirovaniya-deyatelnosti-kompanii-v-usloviyah-krizisa (дата обращения: 06.01.2017).

6. Литвак Е.Г., Мигин С.В., Нехаев А.А., Шестоперов А.М. Влияние кризисных явлений в экономике Российской федерации на малый бизнес: аналитическая записка, нояб. 2008. — М.: АНО НИСИПП / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=128179 (дата обращения: 06.01.2017).

7. Малый бизнес / Министерство экономического развития Российской Федерации. / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness (дата обращения: 06.01.2017).

8. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182963 (дата обращения: 06.01.2017).

9. Санкции Запада россиянам не страшны / Аналитический центр НАФИ / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://nacfin.ru/sankcii-zapada-rossiyanam-ne-strashny (дата обращения: 06.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.