УДК 338.984
И.В. Боровских
канд. экон. наук, доцент, кафедра предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы, ФГБОУВО «Иркутский государственный
университет»
А.Е. Шавшуков
бакалавр,
ФГБОУ ВО ««Иркутский государственный
университет»
НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. В статье рассматривается роль бюджетирования на современном малом предприятии, основные проблемы, с которыми сталкивается компания в вопросах бюджетирования, рассмотрены основные методы составления бюджета.
Ключевые слова: бюджетирование, малое предприятие, методы составления бюджета.
I.V. Borovskih, Irkutsk State University
A.E. Shavshukov, Irkutsk State University
THE NEED TO IMPLEMENT A SMALL BUSINESS BUDGETING
Abstract. The article discusses the role of budgeting in the modern small business, the main problems faced by the company in matters of budgeting, the basic method of budgeting.
Keywords: budgeting, small business, budgeting techniques.
В условиях кризиса многие компании столкнулись с проблемой не выполнения ранее принятого бюджета. В результате этого руководству будет необходимо провести его корректировку [1].
Основные проблемы, с которыми сталкивается компания в вопросах бюджетирования [2]:
• в компании не разработана или же не доработана система бюджетирования;
• действующая система перенята с другой компании и не учитывает специфики вашей деятельности;
• у компании нет денежных средств на разработку и внедрение системы.
Есть несколько методик составления бюджета, которые позволяют оперативно скорректировать бюджет в течение года, если становится понятно, что он не может быть выполнен в первоначальном виде. Но, как правило, эти методики относятся к крупным компаниям, и использования этих методов невозможно для малого и среднего бизнеса.
Бюджетирование в компаниях малого бизнеса имеет, как правило, краткосрочный характер, в то время как в крупных компаниях - долгосрочный стратегический характер [3]. Предлагаем Вам рассмотреть методики разработки и корректировки формирования бюджета для компаний малого бизнеса.
За время своего существования любое предприятие проходит различные стадии развития, которые в свою очередь имеют свои проблемы и задачи. Для того чтобы минимизировать возможность компании потерпеть неудачу при очередной стадии развития, собственник рано или поздно задумывается о составлении бюджета.
Самый доступный метод составления бюджета, применяемый на практике -подсчет годовых доходов и расходов предпринимателем, на основании этих данных собственник путем нехитрых манипуляций получает среднее значение за месяц.
Однако данный метод является не совсем эффективным, так как многое можно «забыть», а также нет возможности ставить долгосрочные цели - нет полной и достоверной информации.
Сегодня самой распространенной методикой является сценарное бюджетирование. Например, строительная компания ООО «ЕВРОДОМ» занимается строительством, производством пиломатериала и продажей строительной продукции. Соответственно существует три центра прибыли, назовем их: «Строительство», «Пиломатериал» и «Стройматериалы». Каждое из ЦФО формирует три варианта бюджета: базовый (как правило, рассчитывается исходя из данных прошлого года, увеличиваясь на коэффициенты - увеличения/уменьшения прибыли/убытки), оптимистический (сегодня этот сценарий основывается на цифрах с «потолка») и пессимистический (собственники обычно прописывают в данном сценарии нулевую прибыль, однако кризис 2015 года заставил изменить взгляды собственников, по этой причине даже небольшой убыток считается для владельцев нормой). Три варианта сценария позволяют спрогнозировать развитие компании на ближайшее время, и если есть необходимость
- переключаться на тот бюджет, который более других отражает сегодняшнюю ситуацию в компании.
Данный метод имеет несомненный плюс - собственник имеет представление о вилке бюджета. Благодаря трем вариантам он имеет представление о том в каких рамках расходов и доходов может действовать. Однако это является и минусом, ведь взятые цифры с «потолка» компания может не увидеть в реальности.
Все больше набирает актуальность метод натурального бюджетирования. Это базовый вариант бюджета, используемый в БДР (бюджет доходов и расходов), в котором помимо денежных показателей отображаются еще и количественные. Например, ООО «ЕВРОДОМ» планирует построить типовые коттеджи, на сумму 15 млн рублей. И в данном методе в бюджете указывается не только сумма - 15 миллионов рублей, но и количество - три. Это очень удобно для собственника компании, ведь ООО «ЕВРОДОМ» может построить три коттеджа и не получить 15 млн рублей, и наоборот
- не выполнить план. Благодаря натуральному выражению, удобному при планировании, владелец может контролировать объем для принятия наиболее верного решения, что обеспечит выполнение плана.
И, наконец, последний метод - адаптивный - основывается также на базовом варианте бюджета. Однако если в сценарном методе собственник использует цифры с «потолка», то в адаптивном наиболее реальные или же пессимистические. Например,
владелец ООО «ЕВРОДОМ» не уверен, что этой зимой продажи пиломатериала будут хорошо продаваться (не сезон - строить дом нельзя), а услуги по ремонту наоборот будут пользоваться успехом, то доходы от продажи пиломатериала не включаются в бюджет.
После составления бюджета компания начинает работать, собственнику же остается анализировать уровень продаж, если владелец видит, что он ниже, чем было определено и прописано в бюджете, начинается корректировка расходов.
Данный метод имеет большое достоинство перед другими - еще на стадии формирования бюджета собственник определяет, какие расходы и в каком порядке будут сокращены в случае необходимости.
Например, владелец ООО «ЕВРОДОМ» принял решение, что в первую очередь будут сокращены представительские расходы (было отменено участие в выставке в рамках строительной недели СибЭкспоЦентра в мае 2016 года), по его мнению, в условиях кризиса данные мероприятия не дадут ожидаемого развития на вложенные в них средства. Во вторую очередь директор отказался от рекламы в газетах и журналах города Иркутска и перешел на рекламу в сети интернет - охват территории и аудитории намного выше в расходы ниже, чем у печатных СМИ.
Также вместе с бюджетом необходимо составить таблицу расходов, это поможет владельцу понять, еще на стадии проектирования, в каком порядке буду сокращаться расходы при изменении ситуации в худшую сторону, а также быстро и наиболее эффективно вносить коррективы в расходы, если реальные доходы меньше ожидаемых.
Однако может быть и так, что доходы окажутся выше, чем заложено в бюджете. В таком случае собственник должен иметь таблицу доходов, и знать еще на стадии проектирования, как и куда эти доходы потратить. Например, руководитель ООО «ЕВРОДОМ» на стадии проектирования прописал, что полученные доходы свыше 10 млн рублей, будут направлены на покупку дисковой пилы.
В условиях кризиса бюджетирование все чаще рассматривается предпринимателем как способ снижения расходов и контроля доходов. Снижение покупательской способности и девальвация показали, что не только крупным компаниям необходимо формировать и придерживаться бюджета, но и малым и средним. Ведь сформировав бюджет, компания становиться на один шаг к планированию, которое в свою очередь помогает сформировать стратегические цели. Это обеспечивает устойчивое положение фирмы на рынке и дает конкурентное преимущество перед другими игроками-бизнесменами. Подробная процедура разработки и введения системы бюджетирования приведена в диссертационной работе «Формирование стратегически ориентированной системы управления предприятием на основе бюджетирования» кандидата экономических наук - Боровских И.В. [4]. Однако не все пункты являются обязательными при разработке системы для малого предприятия, ведь разработки бюджетирования в малом бизнесе ограничена бюджетом самой организации.
Список литературы:
1. Попова М. Как вывести предприятие из финансового кризиса [Электронный ресурс] / М. Попова. - Режим доступа: http://iteam.ru/publications/finances/ section_43/article_2468 (дата обращения: 11. 03. 2016).
2. Сегизбаева А.Н., Мухамадиева А.А. Проблемы бюджетирования и пути их решения [Электронный ресурс] / А.Н. Сегизбаева. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/29_DWS_2009/Economics/53924.doc.htm (дата обращения: 11.03. 2016).
3. Центр управления финансами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Byudzhetirovanie.php (дата обращения: 11.03.2016).
4. Боровских И. В. Формирование стратегически ориентированной системы управления предприятием на основе бюджетирования: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Байкальский государственный университет экономики и права. - Иркутск, 2007.