Научная статья на тему 'Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (часть II)'

Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (часть II) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ПЛАН ПРОДАЖ / СМЕТЫ ЗАТРАТ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блажевич Олег Георгиевич, Шальнева Власта Витальевна, Кирильчук Надежда Александровна, Сафонова Наталья Сергеевна

В статье определяется сущность процесса бюджетирования, которая заключается в планировании, контроле и анализе материальных и других ресурсов, потребление которых приводит к созданию продукции на предприятии в процессе осуществления им финансово-хозяйственной деятельности. На каждом предприятии составляется консолидированный бюджет, который структурно состоит из двух видов бюджетов: операционного и финансового. Операционный бюджет создается с целью отражения информации об отдельных стадиях и сторонах производственного процесса предприятия, а также его хозяйственной деятельности. Он состоит из плана продаж, плана производства, сметы затрат на основные материалы, сметы затрат прямого труда, сметы производственно-накладных затрат, сметы административно-маркетинговых затрат. Финансовый бюджет представляет собой совокупность обязательных для предприятия конечных документов, содержащих информацию о плане денежных поступлений и расходов, а также о движении денежных средств и имеющихся у предприятия обязательств. К финансовому бюджету относят план доходов и расходов, плановый отчет о движении денежных средств и расчетный (итоговый) баланс. Главная цель составления финансового бюджета заключается в планировании объемов поступлений денежных средств и их источников, а также определении направлений их использования с целью достижения поставленных целей и обеспечения бесперебойного функционирования предприятия. Предложенная универсальная технология построения бюджета может использоваться в качестве основы для предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блажевич Олег Георгиевич, Шальнева Власта Витальевна, Кирильчук Надежда Александровна, Сафонова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (часть II)»

ФИНАНСЫ

УДК 336.64

Блажевич Олег Георгиевич,

к. э. н.,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Шальнева Власта Витальевна,

к. э. н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Кирильчук Надежда Александровна, Сафонова Наталья Сергеевна,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics,

Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Shalneva Vlasta Vital'evna, Ph.D. in Economics,

Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Kirilchuk Nadezhda Alexandrovna, Safonova Natali Sergeevna, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

(ЧАСТЬ II)

BUDGETINGASAN INTEGRAL PART OFTHE FINANCIAL PLANNING

INTHE COMPANY (PART II)

В статье определяется сущность процесса бюджетирования, которая заключается в планировании, контроле и анализе материальных и других ресурсов, потребление которых приводит к созданию продукции на предприятии в процессе осуществления им финансово-хозяйственной деятельности. На каждом предприятии составляется консолидированный бюджет, который структурно состоит из двух видов бюджетов: операционного и финансового. Операционный бюджет создается с целью отражения информации об отдельных стадиях и сторонах производственного процесса предприятия, а также его хозяйственной деятельности. Он состоит из плана продаж, плана производства, сметы затрат на основные материалы, сметы затрат прямого труда, сметы производственно-накладных затрат, сметы административно-маркетинговых затрат. Финансовый бюджет представляет собой совокупность обязательных для предприятия конечных документов, содержащих информацию о плане денежных поступлений и расходов, а также о движении денежных средств и имеющихся у предприятия обязательств. К финансовому бюджету относят план доходов и расходов, плановый отчет о движении денежных средств и расчетный (итоговый) баланс. Главная цель составления финансового бюджета заключается в планировании объемов поступлений денежных средств и их источников, а также определении направлений их использования с целью достижения поставленных целей и обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.

Предложенная универсальная технология построения бюджета может использоваться в качестве основы для предприятий.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, план продаж, сметы затрат, технология построения бюджета.

5

The article defines the essence of the budgeting process, which is in the planning, control and analysis of material and other resources, consumption of which leads to the creation of the company products in the process of implementation of financial and economic activities. Each enterprise is drawn up the consolidated budget, which is structurally composed of two types of budgets: operational and financial. An operating budget is created for the purpose of reporting information about the individual stages and the parties to the production process of the enterprise and its economic activities. It consists of a sales plan, production plan, cost estimates for basic materials, estimates of costs of direct labor budget manufacturing-overhead costs estimates of the administrative and marketing costs. The financial budget is a combination of mandatory for the company the final documents containing information about the plan of cash income and expenditure, and cash flow and existing enterprise obligations. The financial budget will include the plan of income and expenses, planned cash flow statement and estimated funds (total) balance. The main purpose of drawing up a financial budget is to plan revenues of funds and their sources and definition of directions of their use to achieve goals and ensure smooth functioning of the enterprise.

A universal technology of building a budget can be used as the basis for enterprises.

Keywords: budgeting, budget, sales plan, cost estimates, technology of constructing a budget.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый хозяйствующий субъект так или иначе стремится к тому, чтобы организация финансового менеджмента была как можно более эффективной. Среди приоритетных задач управления предприятием можно выделить рационализацию использования финансовых ресурсов, оптимизацию финансовой структуры, а также достижение слаженной и согласованной работы различных подразделений предприятия. Последнее играет определяющую роль в повышении эффективности менеджмента и достижении стратегических целей организации, поскольку лишь при взаимоувя-занности действий центров ответственности предприятия возможно его эффективное функционирование. Решением поставленных задач является процесс бюджетирования, внедрение которого позволяет построить правильный механизм функционирования предприятия.

Вопросами бюджетирования и финансового планирования на предприятии занимаются многие отечественные и зарубежные ученые, к которым можно отнести Костюкову Е.И., Керимова В.Э., Сухинина В.В., Савчука В.П., Воробьева Ю.Н., Данилина В.И., Куссого М.Ю. и многих других. Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность исследуемого вопроса, технология построения бюджета на предприятии в экономической литературе описана достаточно скудно. В связи с этим возникает объективная необходимость в дальнейших исследованиях данной области и, прежде всего, в разработке универсальной методики построения бюджета, которая могла бы использоваться на практике. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение теоретических аспектов процесса бюджетирования, а также разработка универсальной технологии построения бюджета, которая могла бы стать методической основой процесса бюджетирования на предприятиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В первой части статьи [1] были рассмотрены первые четыре этапа процесса бюджетирования:

I. Построение плана продаж и составление схемы денежных поступлений;

II. Составление плана производства;

III. Построение сметы коммерческих расходов (или сметы затрат на основные материалы) и составление схемы денежных выплат;

IV. Построение сметы затрат прямого труда.

Рассмотрим последующие этапы процесса бюджетирования.

V. Далее составляется смета производственно-накладных затрат, которая «формируется по производственным подразделениям в постатейной разбивке. Номенклатура статей накладных расходов для целей бюджетирования определяется особенностями деятельности организации, а также аналитическими и контрольными потребностями руководства. На основе бюджетных оценок суммы накладных производственных расходов можно рассчитать бюджетные ставки распределения накладных расходов» [4, с. 315]. Технология построения данной сметы представлена в табл. 1.

Методика составления сметы производственно-накладных затрат:

1. Совокупные затраты труда основного персонала (Н1, Н2, Н3, Н4) были рассчитаны в смете затрат прямого труда [1, с. 26; табл. 7], поэтому в этой статье используются данные, расчет которых был представлен ранее.

2. Норматив переменных накладных затрат (v) является расчетной величиной, в основу которой положены данные о совокупных переменных расходах (V). К переменным расходам относят затраты, зависящие от объема производства: сдельная заработная плата производственных ра-

6

Таблица 1. Смета производственно-накладных затрат *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Совокупные затраты труда основного персонала, час Н1 = в1х ъ Н2 = О2 х Ъ Нз = Оз х Ъ Н4 = О4 х Ъ ЕЙ = ЕО х Ъ

2. Норматив переменных накладных затрат, руб. / час V = V -ЕЙ V = V - ЕЙ V = V -ЕЙ V = V -ЕЙ V = V -ЕЙ

3. Переменные накладные затраты, руб. Н1 х V Н2 х V Нз х V Н4 х V V = ЕЙ х V

4. Постоянные накладные затраты, руб. W - 4 W - 4 W - 4 W - 4 W

5. Сумма накладных затрат, руб. ^ - 4) + (Н1 х V) ^ - 4) + (Н2 х V) ^ - 4) + (Нз х V) ^ - 4) + (Н4 х V) W + (ЕЙ х V)

6. Амортизация, руб. А - 4 А - 4 А - 4 А - 4 А

7. Оплата накладных затрат, руб. НЗ1 = ^ - 4) + (Н1 х V)-(А - 4) НЗ2 = ^ - 4) + (Н2 х V)-(А - 4) НЗз = ^ - 4) +(Н3 х V) -(А - 4) НЗ4 = ((№ - 4) + (Н4 х V) -(А - 4) ЕНЗ =W + (ЕЙх V)- А

* Составлено авторами

бочих (зависящая от объемов произведенной продукции или выполненной работы), освещение и отопление на местах производства продукции, ремонт и обслуживание оборудования, другие расходы. Для определения величины норматива переменных накладных затрат необходимо совокупные переменные расходы (V) разделить на совокупные затраты труда основного персонала за год (ХН). Полученное нормативное значение будет одинаковым на протяжении всего планируемого периода.

3. Переменные накладные затраты представляют собой произведение совокупных затрат труда основного персонала (Н1, Н2, Н3, Н4, £Н) и норматива переменных накладных затрат (у).

4. Постоянные накладные затраты, как и переменные затраты, заранее планируются предприятием. Их основное отличие от переменных затрат состоит в том, что постоянные затраты не зависят от объемов производства: повременная заработная плата производственных рабочих, аренда, освещение и отопление в административных помещениях, амортизация, плановый ремонт и обслуживание оборудования, другие расходы. Они заранее определяются на весь плановый период. Поэтому данные о постоянных накладных затратах заносятся в столбец «Всего», а значения в конкретный период времени (месяц, квартал, полугодие и т. д.) получаются путем деления годовых постоянных затрат на количество периодов (12, 4, 2 и т. д.).

5. Сумма накладных затрат находятся путем суммирования постоянных и переменных накладных затрат.

6. Амортизация, как и постоянные накладные затраты, планируется заранее и на весь плановый период сразу. Поэтому сумма амортизационных отчислений (А) также заносится в столбец «Всего», а поквартальные значения находятся путем деления годовой сумма амортизации на 4.

7. Оплата накладных затрат (НЗ1, НЗ2, НЗ3, НЗ4) представляет собой сумму накладных затрат и амортизации.

Поскольку оплата накладных затрат может происходить не сразу, а на протяжении нескольких периодов, последующих за периодом их начисления, то необходимо составлять схему денежных выплат по накладным затратам, аналогичный рассмотренным в первой части статьи схемам денежных выплат. Представим технологию построения этой схемы в виде табл. 2.

Методика составления графика денежных выплат по накладным затратам:

1. Кредиторская задолженность по накладным затратам на начало планового периода (КНЗнг) на первый квартал берется из финансовой отчетности предприятия за предыдущий год и записывается в ячейку «Кредиторская задолженность - 1 квартал». Остальные столбцы по данному показателю не заполняются, за исключением столбца «Всего», в который переносится значение кредиторской задолженности за начало периода.

2. Оплата накладных затрат за 1 квартал рассчитывается так же, как и аналогичные показатели в ранее рассмотренных схемах денежных выплат. Так, в столбце «1 квартал» расчет показателя будет вестись по формуле НЗ1 х %, где НЗ1 — сумма к оплате накладных затрат в 1 квартале. В столбце «2 квартал» заносится оставшаяся часть выплат по затратам в 1 квартале, которая находится по формуле НЗ1 - (НЗ1 х %).

7

Таблица 2. Схема денежных выплат по накладным затратам *

№ п/п Выплаты денежных средств 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Кредиторская задолженность по накладным затратам на начало планового периода КНЗн.г. Е ^

2. Оплата накладных затрат за 1 квартал ИЗ! X % ИЗ! - (ИЗ! X %) Е ^

3. Оплата накладных затрат за 2 квартал НЗ2 X % НЗ2- (НЗ2х %) Е ^

4. Оплата накладных затрат за 3 квартал НЗ3 X % НЗ3- (НЗ3х %) Е ^

5. Оплата накладных затрат за 4 квартал НЗ4 X % Е ^

6. Итого выплаты по накладным затратам ВНЗ1 = Е ^ ВИЗ 2= Е ^ ВИЗ 3 = Е ^ ВИЗ 4 = Е ^ Е ^ = Е ^

7. Кредиторская задолженность по накладным затратам на конец планового периода КИЗкг. =НЗ4- (НЗ4х%)

* Составлено авторами

3. Оплата материалов за 2 квартал. Расчет производится аналогичным образом, начиная со столбца «2 квартал».

4. Оплата материалов за 3 квартал. Расчет производится аналогичным образом, начиная со столбца «3 квартал».

5. Оплата материалов за 4 квартал. Столбец «4 квартал» заполняется так же, как и у предыдущих показателей, а остаток средств, которые предприятие не выплатило за понесенные расходы, переносится в виде кредиторской задолженности на следующий год (показатель 7).

6. Итого выплаты по накладным затратам (ВНЗ1, ВНЗ2, ВНЗ3, ВНЗ4). Для каждого столбца находится сумма всех его значений.

7. Кредиторская задолженность по накладным затратам на конец планового периода (КНЗкг) рассчитывается как разница между частью выплат в 4 квартале (НЗ4) и осуществленными предприятием платежами за эти материалы в 4 квартале (НЗ4 х %). Это значение в дальнейшем будет заноситься в итоговый расчетный баланс на конец года.

Значение столбца «Всего» для всех показателей рассчитывается одинаково: путем суммирования значений построчно.

Для проверки правильности расчетов необходимо, чтобы соблюдалось следующее равенство:

Сумма значений строки «Итого выплаты по накладным затратам» =

= Сумма значений столбца «Всего» (1)

VI. Следующим этапом в построении сводного бюджета предприятия является формирование сметы административных и маркетинговых затрат. Ее основной целью является оценка расходов, которые предприятию необходимо осуществить для своего поддержания как бизнес-единицы. Технология построения данного документа представлена в табл. 3.

Методика составления сметы административных и маркетинговых затрат:

1. Ожидаемый объем продаж q2, q3, q4) — является исходной величиной, не требующей дополнительных расчетов. Этот показатель уже использовался в плане продаж [1, с. 20; табл. 1].

2. Переменные затраты. К переменным административным и маркетинговым затратам относят, чаще всего:

• комиссионные (кБр ks2, ks3, ks4, Х^б) — данный вид затрат зависит от объемов производства, т. е. чем больше произведено продукции, тем больше будет необходимость в привлечении посредников с целью продвижения товара, следовательно, тем выше будут комиссионные расходы. Исходя из этого, расчет комиссионных будет происходить следующим образом: стоимость реализованной продукции (Я1, И2, И3, Я4,умножается на процент, уплачиваемый посреднику в виде комиссии (%).

8

Таблица 3. Смета административных и маркетинговых затрат *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Ожидаемый объем продаж, шт. Ч1 Ч2 Чз Ч4 2Ч

2. Переменные затраты, руб.

комиссионные = К х % к82 = Я.2 х % к8з = Я.з х % к84 = Я.4 х % 2к8 = 2Я. х %

командир овочные ктСб.1 = кшСб. х (Ч. - 24) кшсб.2= кшсб. х кшсб.з = кшсб. х (Чз-2ч) кшсб.4= кшсб. х (Ч4 - 2ч) кшсб.

3. Переменные затраты на единицу продукции, руб. (2к + ктсб) - (2к8+ кшсб) - 2Ч (2к + кшсб) -2Ч (2к8+ кшсб) - 2Ч (2к8 + кшсб) -2Ч

4. Планируемые переменные затраты, руб. Зпер.1 Ч1 х ((2к8+ кшсб.) - 2ч) Зпер.2 4 х ((2к8 + кшсб.) - 2ч) Зпер.3 4 х ((2Ъ + кшсб) -2ч) Зпер.4 Ч4 х ((2к8+ кшсб.) - 2ч) 2Зпер. 2к + кшсб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Планируемые постоянные затраты, руб.

Заработная плата ЗП1 = (ЗПа. + ЗПсб.)- 4 ЗП2 = (ЗПа + ЗПсб)- 4 ЗПз = (ЗПа. + ЗПсб.)- 4 ЗП4 = (ЗПа + ЗПсб..)- 4 2ЗП = ЗПа+ ЗПсб.

Аренда аг1 = (аГа. + агсб.) - 4 аг2 = (ага + агсб)- 4 агз = (ага. + агсб.)- 4 аг4 = (ага. + агсб.) - 4 2аг = ага. + агсб.

Амортизация Аа,сб. 1 = (Аа. + Асб)- 4 Аа,сб .2 = (Аа. + Асб.)- 4 Аа,сб.3 (Аа. + Асб.)- 4 Аа,сб.4 = (Аа. + Асб.)- 4 2 Аа,сб. = Аа. + ^сб.

Коммунальные услуги ку1 = (кУа.+кУсб.)- 4 кУ2 = (кУа+кУсб.)- 4 кУз = (кУа + кУсб)-4 кУ4 = (кУа. + кУсб.)- 4 2кУ = кУа. + кУсб.

Командировочные кта. 1 = кта. - 4 кша.2 = кша.- 4 кша.3 = кша. - 4 кп1а.4 = кша - 4 кша.

Реклама ге1 = гесб- 4 ге2 = гесб.- 4 гез = гесб- 4 ге4 = гесб.- 4 гесб.

Другие аг1 = (ага. + агСб) - 4 аг2 = (ага + агсб.) - 4 агз = (ага. + агсб) - 4 аг4 = (ага. + агсб.) - 4 2аг= а^ + агсб.

6. Совокупные постоянные затраты, руб. Зпост.1 = 2 5 ^ Зпост.2 = 2 5 ^ Зпост.3 = 2 5 ^ Зпост.4 = 2 5 ^ 2Зпост. = 2 5 ^

7. Сумма планируемых административных и маркетинговых затрат, руб. АМЗ1 = З + З пер.1 пост.1 АМЗ2 = З + З пер.2 пост.2 АМЗз = З + З пер.3 пост.3 АМЗ4 = З + З ^пер.4 ^пост.4 2АМЗ = 2З + 2З пер. по ст.

* Составлено авторами

• командировочные расходы, связанные со сбытом продукции (кшсб1, ктсб2, ктсб3, ктсб4) — командировки административного персонала в данной статье сметы не учитываются, — рассчитываются руководителем отдела заранее на весь планируемый период. Их объем записывается в смете в столбце «Всего», а для нахождения поквартальных расходов необходимо годовой объем командировочных умножить на долю квартального объема реализации в общем объеме реализации всего периода.

3. Переменные затраты на единицу продукции — данный показатель является нормативной величиной, поэтому он одинаков для каждого квартала планового периода. Расчет показателя происходит следующим образом: находится сумма переменных затрат за год (комиссионные и командировочные, 2к8 + кшсб), которая затем делится на ожидаемый объем продаж за год

В столбце «Всего» полученное значение также дублируется.

4. Планируемые переменные затраты (Зпер1, Зпер2, Зпер3, Зпер4) — это произведение ожидаемого объема продаж в рассчитываемом периоде д2, д3, д4) и переменных затрат на единицу продукции ((£к8+ кшсб) - В столбце «Всего» расчет происходит аналогичным образом, однако вследствие математических преобразований расчетная формула принимает вид: 23 = £к8 + кшсб.

9

5. Планируемые постоянные затраты. Все постоянные затраты всегда планируются предприятием заранее на весь год. Следует отметить, что в состав постоянных затрат могут входить одинаковые наименования расходов, которые несут административный и маркетинговый отдел независимо друг от друга.

• Заработная плата (ЗП1, ЗП2, ЗП3, ЗП4) — поскольку оплата труда производится как административному персоналу (ЗПа), так и работникам отдела маркетинга и сбыта (ЗПсб), то в состав годовых постоянных затрат предприятия эти два значения будут внесены в равной степени в виде суммы. Для нахождения квартальных значений данного показателя необходимо годовую заработную плату, начисленную административному персоналу и работникам отдела маркетинга и сбыта (2ЗП) разделить на количество кварталов — на 4.

• Аренда (аг1, аг2, аг3, аг4) — данный вид расходов также осуществляется администрацией (ага), поскольку необходимы помещения для работы административного персонала, и отделом сбыта (агсб), который также нуждается в отдельных офисах. Поэтому в столбец «Всего» заносится сумма данных значений (2аг = ага + агсб), а поквартальные значения находятся путем деления 2аг на 4.

• Амортизация (Аасб1, Аб2, Аасб3, Аб4) — начисляется как на оборудование (компьютеры, вычислительные машины, иная орг. техника) администрации (Аа), так и отдела сбыта (Асб). Поэтому в столбец «Всего» заносится сумма данных значений (2Аб = Аа + Асб), а поквартальные суммы начислений находятся путем деления 2Аасб на 4.

• Коммунальные услуги (ку1 ку2 ку3 ку4) — рассчитываются аналогичным образом: сумма расходов, понесенных административным отделом (куа) и отделом сбыта (кусб), заносится в столбец «Всего», а поквартальные значения находятся путем деления этой суммы на 4.

• Командировочные (кта1 кта2 кта3 кта4) — в данном показателе отражаются суммы командировочных выплат, начисляемых только административным работникам. Это связано с тем, что объемы командировок административного персонала не зависят от объемов производства продукции, следовательно, данный вид расходов является постоянным. Что же касается командировок работников отдела сбыта, то их объем, напротив, зависит от объемов производства продукции, следовательно, они относятся к переменным расходам. Таким образом, в данном показателе в столбец «Всего» заносится сумма командировочных административного персонала (кта.), а поквартальные значения находятся путем деления этого значения на 4.

• Реклама (ге1, ге2, ге3, ге4) — относится только к отделу сбыта продукции (гесб). Это значение является годовым, а квартальные будут равны гесб ^ 4.

• Другие расходы (ёг^ ^4) — сюда относятся иные виды постоянных расходов, которые не были учтены представленными выше группировками. Они накапливаются в виде административных расходов (^а) и расходов на сбыт (^сб), суммируются в столбце «Всего», а по кварталам делятся на 4.

6. Совокупные постоянные затраты (З ,,З ,, З „ З ., 2 З ). Данный показатель

г \ пост.Р пост.2' пост.3' пост.4' пост/ ^

представляет собой поквартальную сумму значений показателя 5 (25^), т. е. всех перечисленных видов планируемых постоянных затрат.

7. Сумма планируемых административных и маркетинговых затрат (АМЗ) — представляет собой сумму совокупных переменных и совокупных постоянных затрат.

Поскольку предприятие, как правило, часть административных и маркетинговых затрат оплачивает в периоде их начисления, а часть — в последующих периодах (чаще всего это касается коммунальных расходов), то возникает необходимость составления схемы оплаты затрат на сбыт и управление (табл. 4).

Следует отметить, что в приведенном примере по частям оплачиваются только расходы на коммунальные услуги. На практике же возможны варианты, когда возникает кредиторская задолженность по иным расходам. Тогда расчет будет проводиться аналогичным образом, как и для расходов, осуществляемых с рассрочкой платежа.

Кредиторская задолженность за коммунальные услуги на начало планового периода берется из баланса предприятия на начало период. Расходы, осуществляемые в период их начисления, переносятся из сметы административных и маркетинговых затрат без каких-либо изменений. Командировочные считаются как сумма командировочных, начисленных работникам администрации, и командировочных работникам отдела сбыта. Амортизация в график оплаты затрат не заносится, поскольку данный вид расходов предприятие не осуществляет фактически: этот показатель служит основой для формирования амортизационного фонда, который в дальнейшем путем

10

Таблица 4. Схема оплаты затрат на сбыт и управление *

№ п/п Выплаты денежных средств 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги на начало планового периода Ккукг Е ^

2. Оплата коммунальных услуг за 1 квартал ку1 х % ку1- (ку1 х %) Е ^

3. Оплата коммунальных услуг за 2 квартал ку2 х % ку2- (ку2х%) Е ^

4. Оплата коммунальных услуг за 3 квартал ку3 х % ку3- (ку3 х %) Е ^

5. Оплата коммунальных услуг за 4 квартал ку4 х % Е ^

6. Комис сионные к81 к82 к83 к84 Ек8

7. Заработная плата ЗП1 ЗП2 ЗП3 ЗП4 ЕЗП

8. Аренда аг1 аг2 аг3 аг4 Еаг

9. Коман дировочные кЩ:б.1 + кЩ1.1 ктсб.2+ кЩ1.2 ктсб3 + кЩа.3 ктсб.4+ кШа.4 Е ^

10. Реклама ге1 ге2 ГС3 ге4 Е ^

11. Другие расходы сЬ-1 аГ3 аг4 Е ^

12. Итого выплаты по затратам на сбыт и управление ВСУ1 = Е1 ВСУ2 = Е 1 ВСУ 3 = Е1 ВСУ4 = Е 1 Е ^ = Е 1

13. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги на конец планового периода Ккукг. = ку4- (ку4Х%)

* Составлено авторами

перераспределения направляется на модернизацию, реконструкцию или обновление внеоборотных активов [5].

Итого выплаты по затратам на сбыт и управление рассчитываются так же, как и в предыдущих графиках денежных выплат, а возникающая кредиторская задолженность за коммунальные услуги на конец планового периода также в дальнейшем будет перенесена в расчетный бюджет на конец планового периода.

Проверочное равенство также должно соблюдаться:

Сумма значений строки «Итого выплаты по затратам на сбыт и управление» =

= Сумма значений столбца «Всего» (2)

VII. На основании полученных результатов планирования и прогнозирования составляется операционный бюджет предприятия, который содержит в себе информацию о полученных доходах и осуществленных расходах за плановый период времени. Для этого в отдельной таблице консолидируются все данные о доходах и расходах, которые были отражены в планах и сметах, составленных на предыдущих этапах, причем отражение поступлений и расходования средств осуществляется поквартально. Представим технологию построения операционного бюджета в табл. 5.

Следует обратить внимание на расходы по налогу на прибыль. Поскольку налог на прибыль относится к операционным расходам предприятия, то его целесообразно отнести к операционному бюджету. Однако он исчисляется исходя из полученной предприятием прибыли до налогообложения, которая прогнозируется при построении планового отчета о финансовых результатах. Таким образом, построение операционного бюджета будет завершено только после построения планового отчета о финансовых результатах, а значение строки «Расходы по налогу на прибыль» будет заполнено исходя из полученных в этом документе значений.

VIII. Далее в процессе бюджетирования осуществляется расчет единицы себестоимости продукции. «Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценки

11

Таблица 5. Сводные данные операционного бюджета *

Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Источники данных

1 2 3 4 5 6

ДОХОДЫ

Поступления денежных средств, в т. ч.: ПДС1 ПДС2 ПДС3 ПДС4 Схема денежных поступлений, строка 6 ([1, с. 21; табл. 21)

от реализации продукции ^ Х% И.2 Х% Я^з х% Я4 Х% Схема денежных поступлений, значения строк 2-5 ([1, с. 21; табл. 21)

от возврата дебиторской задолженности ДЗн.г. Я1- (Я1Х%) (Я2Х%) Кз- (ЯзХ%) Схема денежных поступлений, значения строк 1-4 ([1, с. 21; табл. 2])

ВСЕГО ДОХОДОВ ПДС1 ПДС2 ПДСз ПДС4

РАСХОДЫ

Расходы на основные материалы, в т. ч.: ВОМ1 ВОМ2 ВОМз ВОМ4 Схема денежных выплат по закупке основных материалов, строка 6 ([1, с. 26; табл. 61)

оплата основных материалов СЗ1Х% СЗ2Х% СЗзХ% СЗ4Х % Схема денежных выплат по закупке основных материалов, значения строк 2-5 ([1, с. 26; табл. 61)

возврат кредиторской задолженности КСЗн.г. СЗ1-(СЗ1Х%) СЗ2-(СЗ2Х%) СЗз-(СЗ3Х%) Схема денежных выплат по закупке основных материалов, значения строк 1-4 ([1, с. 26; табл. 61)

Расходы на заработную плату, в т. ч.: ВТ1 ВТ2 ВТ3 ВТ4 Схема оплаты труда, строка 6 ([1, с. 27; табл. 81)

оплата труда ОТ1Х % ОТ2Х % ОТзХ % ОТ4Х % Схема оплаты труда, значения строк 2-5 ([1, с. 27; табл. 81)

выполнение текущих обязательств по оплате труда КОТнг. ОТ1-(ОТ1 Х»/о) ОТ2-(ОТ2Х%) ОТз-(ОТ3Х%) Схема оплаты труда, значения строк 1-4 ([1, с. 27; табл. 81)

Производственно-накладные расходы, в т.ч.: ВНЗ 1 ВНЗ 2 ВНЗ з ВНЗ 4 Схем а денежных выплат по накладным затратам, строка 6 (табл. 2)

оплата накладных затрат, в т. ч. : НЗ1Х% НЗ2Х% НЗ3Х% НЗ4Х% Схема денежных выплат по накладным затратам, значения строк 2-5 (табл. 2)

переменные накладные затраты Н1 х у Н2 Х у Н3 Х у Н4Х у Смета производственно-накладных затрат, строка 3 (табл. 1)

постоянные накладные затраты W - 4 W - 4 W - 4 W - 4 Смета производственно-накладных затрат, строка 4 (табл. 1)

возврат кредиторской задолженности по накладным затратам КНЗнг. НЗ1-(НЗ1Х%) НЗ2- (НЗ2Х%) НЗз-(НЗ3Х%) Схема денежных выплат по накладным затратам, значения строк 1-4 (табл. 2)

12

Продолжение таблицы 5

1 2 3 4 5 6

Расходы на сбыт и управление, в т. ч.: ВСУ 1 ВСУ 2 ВСУ3 ВСУ 4 Схема оплаты затрат на сбыт и управление, строка 12 (табл. 4)

Схема оплаты затрат на

комиссионные к82 к83 к84 сбыт и управление, строка 6 (табл. 4)

заработная плата Схема оплаты затрат на

управленческого и ЗП1 ЗП2 ЗП3 ЗП4 сбыт и управление, строка 7

маркетингово го персонала (табл. 4)

Схема оплаты затрат на

арендная плата аг1 аг2 агз аг4 сбыт и управление, строка 8 (табл. 4)

командировочные кшс6л+ кта.1 ктс6.2+ кШа.2 ктс6.з+ кШа.3 кшс6.4+ кта.4 Схема оплаты затрат на сбыт и управление, строка 9 (табл. 4)

Схема оплаты затрат на

реклама ГС1 ге2 гез ге4 сбыт и управление, строка 10 (табл. 4)

Схема оплаты затрат на

другие расходы аг1 <1г2 агз аг4 сбыт и управление, строка 11 (табл. 4)

Схема оплаты затрат на

оплата коммунальных услуг ку!х% ку2 х% кузх% ку4Х% сбыт и управление, значение строк 2-5 (табл. 4)

возврат кредиторской задолженности за коммунальные услуги Ккун.г. ку1-(ку1х%) ку2- (ку2Х%) куз-(кузх%) Схема оплаты затрат на сбыт и управление, значение строк 1-4 (табл. 4)

Определяется при

Расходы по налогу на прибыль НП НП НП НП планировании отчета о финансовых результатах

ВОМ1+ ВОМ2+ ВОМ3 + ВОМ4+

ВТ1+ ВТ+ ВТз+ ВТ4+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВСЕГО РАСХОДОВ ВНЗ1+ ВНЗ2+ ВНЗ3 + ВНЗ4+

ВСУ1 + ВСУ2+ ВСУз+ ВСУ4+

НП НП НП НП

Всего Всего Всего Всего Если расходы > доходы —

БЮДЖЕТНЫЙ дефицит доходов доходов доходов доходов бюджетный дефицит.

(ПРОФИЦИТ) - Всего - Всего - Всего - Всего Если доходы > расходы —

расходов расходов расходов расходов бюджетный про фицит.

* Составлено авторами

величины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода. Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки» [6]. Расчет себестоимости продемонстрирован в табл. 6.

Таблица 6. Расчет себестоимости единицы продукции *

Статьи Количество Норма Всего, руб.

Затраты на единицу продукции:

основные материалы X Цср х х Цт

затраты прямого труда Ь Ь Х 8

накладные затраты Ь ШЗ -ЕН Ь х (ЕНЗ - ЕН)

Себестоимость единицы продукции СС = (х х Цср) + (Ь х 8) + (Ь х (ЕНЗ - ЕН))

* Составлено авторами

13

Для расчета себестоимости единицы продукции (СС) необходимо найти стоимость всех вышеперечисленных компонент (столбец «Всего»), которая представляет собой произведение количества и нормы определенного элемента. Рассмотрим составляющие перечисленных компонентов себестоимости.

1. Основные материалы.

• Количество основных материалов (х) по сути является требуемым объемом сырья на единицу продукции. Данный показатель уже использовался при составлении сметы затрат на основные материалы [1, с. 23; табл. 4].

• Норма основных материалов (Ц ) — это средняя цена, по которой необходимые материалы закупаются. Данная величина уже была рассчитана в табл. 5 [1, с. 25] (расчет средней цены закупки материалов).

2. Затраты прямого труда.

• Количество затрат прямого труда (Ь) — является нормативной величиной, которая использовалась в смете затрат прямого труда [1, с. 26; табл. 7].

• Норма прямого труда (8) — также является нормативной величиной, которая использовалась в той же смете [1, с. 26; табл. 7].

3. Накладные затраты.

• Количество накладных затрат. Поскольку на единицу продукции также тратится Ь часов, то и количество накладных затрат будет равняться этой же величине.

• Норма накладных затрат — является расчетной величиной. Для определения нормы необходимо объем накладных затрат за год (£НЗ, табл. 1) разделить совокупные затраты труда основного персонала за год (£И) [1, с. 26; табл. 7].

В качестве проверки правильности расчетов необходимо использовать следующее равенство (в скобках указаны источники используемых в формуле показателей):

Накладные затраты за год ( ) + Оплата труда

^ (смета производственно-накладных затрат) г

основного персонала за год ( ) + (Требуемый объем

г (смета затрат прямого труда) 4 г

сырья за 4 квартал , Л х Средняя цена (3)

(смета затрат на основные материалы)

закупки , „ ,) = Себестоимость единицы

^ (расчет средней цены закупки)7

продукции х Объем производства за год

г ^ (расчет себестоимости) г ^ ^ (смета затрат на производство)

IX. Составление планового отчета о финансовых результатах (плановый отчет о прибыли) — следующий этап процесса бюджетирования на предприятии. Методика его расчета представлена в табл. 7.

Таблица 7. Плановый отчет о финансовых результатах

№ п/п Показатели Сумма

1. Выручка от реализованной продукции Ж

2. Себестоимость реализованной продукции СС х (ЕО- д.квсг х %) + ^г(р„б)

3. Валовая прибыль ВП = Выручка - Себестоимость реализованной продукции

4. Управленческие и маркетинговые затраты ЕАМЗ

5. Прибыль (убыток) от продаж П(У)Ш. = ВП - ЕАМЗ

6. Выплата процентов за кредит % ' " кредит

7. Прибыль (убыток) до налогообложения П(У)н.о. = П(У)пр. - % кредит = ВП - ЕАМЗ - % кредит

8. Налог на прибыль НП = П(У)н о. х 0,2 = (Валовая прибыль - ЕАМЗ - % кредит) х 0,2

9. Чистая прибыль (убыток) ЧП = П(У)н.о - НП = (Валовая прибыль - ЕАМЗ - % кредит) -((Валовая прибыль -ЕАМЗ - % кведит) х 0,2)

*

* Составлено авторами

Методика составления планового отчета о финансовых результатах:

1. Выручка от реализованной продукции — данный показатель представляет собой стоимость реализованной за год продукции. Он был рассчитан в плане продаж [1, с. 20; табл. 1] и составляет

2. Себестоимость реализованной продукции — рассчитывается путем умножения себестоимости единицы продукции (СС, табл. 6) на разницу между годовым объемом производства (2О,

14

[1, с. 22; табл. 3]) и запасами готовой продукции в 4 квартале (q1m сг. х % [1, с. 22; табл. 3]), а затем прибавляется объем запасов готовой продукции на начало планируемого периода (zHr (руб)[1, с. 22; табл. 3]).

3. Валовая прибыль (ВП) находится как разница между первым и вторым показателем данной таблицы.

4. Управленческие и маркетинговые затраты — данная величина была рассчитана в смете административных и маркетинговых затрат (табл. 3) и равняется 2АМЗ.

5. Прибыль (убыток) от продаж (П(У)пр) — это разница между третьим и четвертым показателем.

6. Выплата процентов за кредит. Если в ходе составления планового отчета о движении денежных средств выявляется дефицит денежных средств, то предприятие вынуждено приобретать кредит для покрытия своей потребности в денежных ресурсах. Поскольку кредит представляет собой отношения, в основе которых лежит принцип платности, субъект предпринимательской деятельности осуществляет выплаты процентов за пользование кредитными ресурсами. Годовая сумма этих процентов находит свое отражение в данном отчете.

Если же в ходе составления планового отчета о движении денежных средств был выявлен излишек денег, то данная строка принимается за 0.

7. Прибыль (убыток) до налогообложения (П(У)но) представляет собой разницу между прибылью до выплат процентов и непосредственно самими процентами. Если процентов к уплате у предприятия нет, то даны показатель будет равен прибыли до выплаты процентов.

8. Налог на прибыль (НП). Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, ставка налога на прибыль составляет 20 % от прибыли до налогообложения. Следует отметить, что если предприятие в ходе осуществления своей деятельности несет убытки, то налог на прибыль не рассчитывается.

9. Чистая прибыль (убыток) представляет собой прибыль, очищенную от налогов, или убыток, если он получен по результатам деятельности.

X. Следующий этап построения бюджета — составление планового отчета о движении денежных средств. Он «является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждой частной составляющей бюджета» [6]. В нем находят свое отражение поступления денежных средств, а также выплат, осуществляемых предприятием. Итогом является денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным, что свидетельствует о том, что на предприятии существует избыток или дефицит денежных средств. В табл. 8 приведена технология построения планового отчета о движении денежных средств.

Методика составления планового отчета о движении денежных средств:

1. Денежные средства на начало периода. В 1 квартал заносится значение из баланса на начало периода по статье «Денежные средства и их эквиваленты» (ДСнг). После этого заполняется и рассчитывается полностью столбец «1 квартал», поскольку значение показателя денежные средства на начало 2 квартала будет представлять собой итоговое значение о состоянии денежных средств на конец 1 периода. Аналогичным образом строится оставшаяся часть отчета.

2. Поступления денежных средств от потребителей. Данная строка заполняется исходя из рассчитанных в графике денежных поступлений данных [1, с. 21; табл. 2] по строке «Итого поступление денежных средств»: ПДС1, ПДС3, ПДС3, ПДС4

3. Денежные средства в распоряжении рассчитываются путем суммирования денежных средств на начало планового периода и суммы поступлений денежных средств от потребителей.

4. Расходование денежных средств:

• на основные материалы — в данный отчет переносятся рассчитанные в графике денежных выплат [1, с. 26; табл. 6] данные по строке «Итого выплаты денежных средств по закупке основных материалов»: ВОМ1, ВОМ2, ВОМ3, ВОМ4

• на оплату труда основного персонала — заносятся данные из графика оплаты труда [1, с. 27; табл. 8], рассчитанные в строке «Итого платежи по оплате труда»: ВТ1, ВТ2, ВТ3, ВТ4

• производственные накладные затраты — из графика денежных выплат по накладным затратам (табл. 2) переносятся данные из строки «Итого выплаты по накладным затратам»: ВНЗ1, ВНЗ2, ВНЗ3, ВНЗ4.

• затраты на сбыт и управление — в данном показателе дублируются значения строки «Итого выплаты по затратам на сбыт и управление» из графика оплаты затрат на сбыт и управление (табл. 4): ВСУ1, ВСУ2, ВСУ3, ВСУ4.

15

Таблица 8. Плановый отчет о движении денежных средств

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1. Денежные средства на начало планового периода ДСнг. Изб1 (ДефО Изб2(Деф2) Избз(Дефз)

2. Поступления денежных средств:

от потребителей ПДС1 ПДС2 ПДС3 ПДС4

3. Денежные средства в распоряжении ДСн.г. + ПДС1 Изб1(Деф1) + ПДС, Изб2(Деф2) + ПДСз Избз(Дефз) + ПДС4

4. Расходование денежных средств:

на основные материалы ВОМ1 ВОМ2 ВОМз ВОМ4

на оплату труда основного персонала ВТ1 ВТ2 ВТз ВТ4

производственные накладные затраты ВНЗ1 ВНЗ2 ВНЗ3 ВНЗ4

затраты на сбыт и управление ВСУ1 ВСУ2 ВСУз ВСУ4

налог на прибыль КНСнг. НП х (R1 - SR) НПх (R2 - SR) НП х (R3 - SR)

покупка оборудования КВ1 КВ2 КВз КВ4

дивиденды Di1 Di2 Di3 DÎ4

5. Всего денежных выплат ДВ1 = S 4 i ДВ2 = S 4 i ДВз = S 4 i ДВ4 = S 4 i

6. Избыток (дефицит) денежных средств Изб1(Деф1) = ДСнг. + ПДС1-ДВ1 Изб2(Деф2) = ИзбДДефО + ПДС2- ДВ2 Избз (Дефз) = Изб2(Деф2) + ПДС3- ДВз И364 (Деф4) = Избз(Дефз) + ПДС4- ДВ4

*

• Составлено авторами

• налог на прибыль — в столбце «Всего за год» переносится рассчитанное в отчете о финансовых результатах значение налога на прибыль. А поквартальные значения рассчитываются следующим образом: в 1 квартале берется задолженность по налогу на прибыль на начало планируемого периода (КНСнг., из баланса). Во 2 квартале расчет ведется по формуле: налог на прибыль (НП) умножается на долю реализованных в 1 квартале товаров (R1) в совокупной стоимости реализованных товаров за планируемый период (ZR). Аналогично проводится расчет в 3 и 4 кварталах. Налог, начисленный на прибыль, которую предприятие получило в 4 квартале, определяется как задолженность и переносится в расчетный баланс в статью «Кредиторская задолженность по налогам и сборам» на конец планового периода. Такое распределение выплат по налогу на прибыль объясняется тем, что налог оплачивается поквартально и в периоде, следующем за периодом получения прибыли.

• покупка оборудования представляет собой в упрощенном виде смету затрат на инвестиции, сущность которой заключается в определении суммы расходов на капитальные вложения (КВ) с целью модернизации, реконструкции, строительства, обновления основных средств предприятия. Обычно сумма капитальных вложений рассчитывается предприятием отдельно с квартальной (или помесячной) разбивкой.

• дивиденды — уплачиваются предприятием, созданным в форме акционерного общества, его учредителям и собственникам в виде дохода от полученной прибыли. В данной методике дивиденды установлены в твердой форме и заранее определены: Di1, Di2, Di3, Di4

5. Всего денежных выплат (ДВ1, ДВ2, ДВ3, ДВ4) — находится как сумма всех перечисленных статей в показателе «Расходование денежных средств».

6. Избыток (дефицит) денежных средств рассчитывается как разница между суммой денежных средств, имеющихся в распоряжении, и суммой денежных выплат. Если полученное значение положительно, то можно судить об избытке денежных средств; если отрицательное — имеет место их дефицит. В этом случае предприятие вынуждено искать дополнительные источники финансирования, которые чаще всего представляют собой банковское кредитование. Следует также отметить, что при наличии у предприятия минимально допустимого уровня денежных средств даже наличие избытка денежных средств не может застраховать его от потребности привлекать кредитные ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При дефицитном отчете необходимо производить его перерасчет и корректировку на сумму приобретаемого кредита, т. е. следует вводить дополнительный блок, называемый «финансирование». Кроме этого, производится пересчет планового отчета о финансовых результатах, в котором изменяется значение показателя «Проценты к уплате» на сумму процентов, которую предприятие обязано выплатить кредитору за приобретаемый кредит.

16

XI. Последний этап процесса бюджетирования — построение расчетного баланса планового периода. Он представляет собой описание состояния активов и пассивов компании на конец планового периода. Однако для наглядности приведем механизм построения консолидированного баланса, представляя значения активов и пассивов на начало планируемого периода (табл. 9).

Таблица 9. Баланс предприятия на начало и конец планового периода *

Начало периода Конец периода Начало периода Конец периода

Активы: Пассивы:

Внеоборотные активы: Капитал и резервы:

Незавершенное строительство НС-вонг. НС-вон г + + НС-во Уставный капитал УК УК

Основные средства: Нераспределенная прибыль НПнг. НПн г. + ЧП -Е Б1

Первоначальная стоимость ПС ПС + ЕКВ Всего капитал и резервы Е Капитал и резервы ^ Е Капитал и резервы ^

Накопленная амортизация (износ) Ан.г. Ан.г. +А + Е Аа,сб. Долгосрочные обязательства:

Остаточная стоимость ПС - Анг. (ПС + Е КВ) -(Анг. + А + Е Аа,сб.) Долгосрочные кредиты банков ДКБнг. ДКБнг. ± ДКБ

Всего внеоборотные активы Е Внеобортные активы = НП-вонг. + (ПС - Ан.г.) Е Внеобортные активы = НП-вонг. + НП-во + (ПС + Е КВ) - (Анг. + А + Е Аа,сб.) Всего долгосрочные обязательства Е Долгосрочные о бязательства ^ Е Долгосрочные обязательства ^

Краткосрочные обязательства:

Оборотные активы: Кредиторская задолженность

Денежные средства ДСнг. Изб4 за сырье и материалы КСЗн г. СЗ4- (СЗ4*%)

Счета дебиторов ДЗнг. Я.4 - да* %) за коммунальные услуги КкуН1. ку4- (ку4* %)

Запасы сырья ПЗ (руб.) (01кв.сг. х X * %) *Ц4 по накладным затратам КНЗн г. НЗ4- (НЗ4*%)

Запасы готовой продукции ^ н.г.(ру б.) (фкв.сг. * %) * СС перед персоналом организации КОТнг. ОТ4- (ОТ4*%)

Всего оборотные активы Е Оборотные активы ^ Е Оборотные активы ^ по налогам и сборам КНСнг. НП * (Б.4 - Ш)

Всего краткосрочные обязательства Е Краткосрочные обязательства ^ Е Краткосрочные обязательства ^

БАЛАНС: Е Внеобортные активы + Е Оборотные активы Е Внеобортные активы + Е Оборотные активы БАЛАНС: Е Капитал и резервы + Е Долгосрочные обязательства + Е Краткосрочные обязательства Е Капитал и резервы + Е Долгосрочные обязательства + Е Краткосрочные обязательства

* Составлено авторами

17

Рассмотрим методику расчета актива:

1. Незавершенное строительство. Если в планируемом периоде предприятие не осуществляло капитального строительства, вызывающего увеличение незавершенного производства, то в конце периода значение данного показателя будет соответствовать значению на начало. Если же такой факт имел место, то для отражения в балансе на конец года данной статьи необходимо к стоимости незавершенного строительства на начало года (НС-вонг.) прибавить стоимость нового незавершенного строительства (НС-во).

2. Основные средства. Поскольку представленный баланс является расчетным, остаточная стоимость основных средств, по которой они отражаются в данной форме финансовой отчетности, будет определена методом прямого счета. Для этого необходимо отдельно рассчитать первоначальную стоимость и сумму износа основных средств на конец планового периода.

• Первоначальная стоимость. В конце периода первоначальная стоимость (ПС) увеличивается на годовую сумму покупки оборудования, которая была отражена в отчете о движении денежных средств (2КВ, табл. 8).

• Накопленная амортизация (износ). В конце периода к начальной стоимости износа (А ) добавляется стоимость амортизации, начисленной на производственное оборудование (А, табл. 1), и амортизации, отраженной в смете административных и маркетинговых затрат (2 Аасб табл. 3).

• Остаточная стоимость — представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и накопленной амортизацией.

3. Всего внеоборотные активы находятся путем суммирования стоимости незавершенного производства и остаточной стоимости основных средств.

4. Оборотные активы.

• Денежные средства. В конце периода денежные средства (ДС) увеличивается на избыток денежных средств за 4 квартал, который был отражен в отчете о движении денежных средств (Изб4 табл. 8).

• Счета дебиторов. В конце периода записывается значение дебиторской задолженности на конец планового периода (Я4 - (Я4 х %), [1, с. 21; табл. 2]).

• Запасы сырья. В начале года запасы сырья (ПЗ(руб)) отражаются в стоимостном выражении, в отличие от запасов, которые были использованы при расчете в смете затрат на основные материалы. На конец периода стоимость запасов сырья отражается как произведение запасов сырья на конец 4 квартала (01нг. х х х %, [1, с. 23; табл. 4]) в натуральном выражении и цены покупки сырья в 4 квартале (Ц4, [1, с. 25; табл. 5]).

• Запасы готовой продукции. В начале года запасы готовой продукции (гнг(руб)) отражаются в стоимостном выражении, как и запасы сырья. На конец периода стоимость запасов готовой продукции отражается как произведение запасов готовой продукции на конец 4 квартала (ч1нг. х % [1, с. 23; табл. 4]) и себестоимости единицы продукции (СС, табл. 6).

5. Всего оборотные активы — определяются как сумма денежных средств, счетов дебиторов, запасов сырья и материалов.

6. Баланс — определяется как сумма внеоборотных и оборотных активов. Баланс активов должен равняться балансу пассивов.

Рассмотрим методику расчета пассива:

1. Капитал и резервы.

• Уставный капитал (УК). Если предприятие не проводило операции по увеличению уставного капитала, то его стоимость на конец периода будет равняться стоимости уставного капитала на начало.

• Нераспределенная прибыль. На конец периода данный показатель определяется как сумма нераспределенной прибыли на начало периода (НПн.г.), чистой прибыли, полученной в результате осуществления деятельности (ЧП, табл. 7) за вычетом годовой суммы дивидендов, уплачиваемых собственникам (2 01, табл. 8).

2. Всего капитал и резервы равняется сумме уставного капитала и нераспределенной прибыли.

3. Долгосрочные обязательства. В рассматриваемой технологии построения бюджетов они представлены только долгосрочными кредитами банков (ДКБн.г.). Если предприятие за планируемый период получает или возвращает долгосрочные кредиты (ДКБ), то в балансе на конец периода значение имеющегося показателя увеличивается (или уменьшается) на сумму взятого (выплаченного) кредита.

18

4. Всего долгосрочные обязательства равняются сумме долгосрочных кредитов банка.

5. Краткосрочные обязательства.

• Кредиторская задолженность:

1) за сырье и материалы — в конце периода записывается значение кредиторской задолженности за сырье и материалы, рассчитанное в [1, с. 26; табл. 6] (СЗ4- (СЗ4 х %)).

2) за коммунальные услуги — в конце периода записывается значение кредиторской задолженности за коммунальные услуги, рассчитанное в табл. 4 (ky4- (ky4 х %)).

3) по накладным затратам — в конце периода записывается кредиторская задолженность по накладным затратам, рассчитанная в табл. 2 (НЗ4- (НЗ4 х %)).

4) перед персоналом организации — в конце периода записывается значение кредиторской задолженности по оплате труда на конец планового периода (ОТ4- (ОТ4 х %, [1, с. 27; табл. 8]).

5) по налогам и сборам — в конце планового периода записывается сумма кредиторской задолженности, которая рассчитывается как произведение годовой суммы налога на прибыль (НП) и доли реализованных в 4 квартале товаров (R4) в совокупной стоимости реализованных товаров за планируемый период (ZR).

6. Всего краткосрочные обязательства равняются сумме всех составляющих кредиторской задолженности.

7. Баланс — определяется как сумма капитала и резервов, долгосрочных и краткосрочных обязательств. Баланс пассивов должен равняться балансу активов.

Таким образом, если фундаментальное уравнение бухгалтерского учета при построении расчетного баланса соблюдается, можно заключить, что процесс бюджетирования осуществлен верно.

Как видно из исследования, построение бюджетов является достаточно сложным процессом, сопряженным с большим количеством расчетов и дополнительных корректировок. Кроме того, как видно на рисунке, все планы, сметы и отчеты так или иначе связаны друг с другом. В связи с этим составление прогнозных документов вручную является нецелесообразным, поскольку при выявлении ошибок на начальных стадиях бюджетирования их исправление займет много времени и может привести к еще большим ошибкам и неточностям.

На сегодня составление прогнозных документов с целью определения бюджета предприятия на прогнозный период можно осуществлять при помощи специального программного обеспечения. Однако если использование таких программ невозможно по ряду причин, можно прибегнуть к продукту Microsoft Office Excel. Для снижения вероятности допущения ошибок при составлении бюджета с помощью указанной программы необходимо на данные прогнозных документов, которые используются при составлении последующих планов, смет или отчетов, использовать прямые ссылки. Это позволит при обнаружении и исправлении ошибок на начальных стадиях расчетов автоматически исправить ошибки в последующих документах без потери времени.

ВЫВОДЫ

В ходе проведенного исследования на основе анализа экономической литературы была разработана универсальная технология построения бюджета на предприятии, которая может быть закреплена документально и использована на практике как универсальный механизм бюджетирования на предприятиях. Следует отметить, что бюджетирование является достаточно сложным процессом, сопряженным с большим количеством расчетов и дополнительных корректировок. Поэтому в работе делается акцент на использовании автоматизированных способов осуществления процесса построения бюджетов хозяйствующего субъекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блажевич О.Г. Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (Часть I) / О.Г. Блажевич, В.В. Шальнева, Н.А. Кирильчук, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — №°1 (38). — С. 17-29.

2. Воробьев Ю.Н. Планирование операционных затрат предприятия / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2013. — N° 5 (24). — С. 108-112.

3. Данилин В.И. Финансовое и операционное планирование в корпорации. Методы и модели: учебник / В.И. Данилин. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. — 616 с.

4. Костюкова Е.И. Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отраслях производственной сферы. [Электронный ресурс] / Е.И. Костюкова, В.С. Яковенко, И.Б. Манжосова, С.А. Тунин. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2015. — 368 с. — Режим доступа: e.lanbook.com/book/56162 (дата обращения: 01.03.2017).

19

5. Лобанов И.С. Особенности финансового планирования как основной части внутрифирменного планирования предприятия / И.С. Лобанов // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 4-2 (69-2). — С. 1067-1071.

6. Лойко А. К вопросу об автоматизации процессов управления планированием деятельности мясоперерабатывающих предприятий / А. Лойко // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2010. — № 2. — С. 193-196.

7. Паршутина И.Г. Бюджетное планирование как элемент системы внутрифирменного планирования промышленных предприятий / И.Г. Паршутина, О.А. Шапорова, Е.А. Тюхова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2013. — № 4. — С. 67-77.

8. Стрелкова Л.В. Внутрифирменное планирование: учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Ма-кушева. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 367 с.

9. Блажевич О.Г. Методы разработки текущего финансового плана на предприятии / О.Г. Блажевич, В.В. Шальнева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — №3 (36). — С. 31-36.

Статья поступила в редакцию 27 марта 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.