Научная статья на тему 'Бюджетирование как методика стратегического управления в муниципальном образовании'

Бюджетирование как методика стратегического управления в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местный бюджет / органы местного самоуправления / стратегическое управление / бюджетирование / территории / инвестиционная привлекательность / local budget / local governments / strategic management / budgeting / territories / investment attractiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. А. Хачак, С. Ю. Бунтовский

В статье уделяется внимание взаимосвязи бюджетирования и стратегического управления на уровне местного самоуправления. Рассматривается сущность муниципального бюджета и бюджетного процесса. Предлагаются возможные меры по вовлечению муниципальных образований в систему стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING AS A TECHNIQUE OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE MUNICIPALITY

The article focuses on the relationship of budgeting and strategic management at the local government level. The essence of the municipal budget and budget process is considered. Possible measures to involve municipalities in the system of strategic management are proposed.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование как методика стратегического управления в муниципальном образовании»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

З.А. Хачак, студент

С.Ю. Бунтовский, канд. экон. наук

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10675

Аннотация. В статье уделяется внимание взаимосвязи бюджетирования и стратегического управления на уровне местного самоуправления. Рассматривается сущность муниципального бюджета и бюджетного процесса. Предлагаются возможные меры по вовлечению муниципальных образований в систему стратегического управления.

Ключевые слова: местный бюджет, органы местного самоуправления, стратегическое управление, бюджетирование, территории, инвестиционная привлекательность.

Активное развитие стратегического управления в мировой практике приходится на середину двадцатого века, что в итоге позволило ему занять место одной из самых эффективных методик обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий. Значительное влияние на данную тенденцию оказало обострение международной конкуренции, усложнение механизмов и способов управления, а также необходимость разработки и применения на практике инновационных предложений по решению сложившихся проблем, характерных для той или иной территории.

На уровне муниципалитетов стратегическое управление впервые зародилось на Западе в 1970-х годах на основе городского маркетинга. Именно в это время зарубежные эксперты приходят к мысли о необходимости разработать стратегический документ, который потенциально должен стать почвой для эффективного развития местных территорий. Такой документ не только обеспечит местному сообществу видение приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления, но и станет координирующим факторов достижения общей цели по развитию муниципалитета [4].

Благодаря подобным идеям и заимствованию как зарубежной, так и советской практики, муниципальные образования Российской Федерации, начиная с конца 1990-х годов, занялись разработкой ряда

документов стратегического управления, направленных на формирование благоприятного имиджа территорий и повышения своей конкурентоспособности. Вместе с этим, в качестве одной из фундаментальных основ стратегического управления закрепляется бюджетирование в муниципальных образованиях, которое в настоящее время закреплено в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ, принятом Государственной Думой и одобренном Советом Федерации. На основании данного документа все муниципалитеты обязаны заниматься разработкой бюджетных стратегических документов и в дальнейшем формировать стратегии социально-экономического развития. Все это объясняется зависимостью будущего развития местных территорий от имеющейся у них ресурсной базы, к которой, в том числе, относится и финансовая составляющая.

Управление муниципальными образованиями базируется на решении сложившихся проблем, свойственных для конкретной территории, и осуществляется непосредственно местным населением через органы местного самоуправления. Однако для улучшения общего благосостояния граждан с учетом исторических и местных традиций требуются значительные финансовые ресурсы, где основой выступает бюджет муниципального образования.

На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетом следует понимать форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Иными словами, местный бюджет представляет собой фонд, где сосредоточены все финансовые ресурсы конкретного муниципалитета. Ответственность за его формирование, утверждение, исполнение и контроль несут уполномоченные органы местного самоуправления. Также муниципальные органы имеют право самостоятельно заниматься бюджетным процессом, под которым понимается составление и рассмотрение проектов бюджетов, утверждение и исполнение бюджетов, контроль за их исполнением и ведение соответствующей отчетности и проверки [1].

Совершенствование стратегического управления муниципальным образованием обусловлено необходимостью ликвидировать сложившиеся острые социальные проблемы. Огромную роль в этом играют привлеченные инвестиции, как со стороны государства, так и от лица частных инвесторов. Однако для этого в значительной степени требуются определенные условия, формирующие общий уровень инвестиционной привлекательности территории (развитость инфраструктуры, общественная стабильность, доступность природных ресурсов и т.д.). В развитии таких условий важнейшее место занимает грамотное планирование проектов бюджета, а также дальнейшая их реализация на практике.

Доходный потенциал бюджета муниципалитета может быть повышен посредством налоговых поступлений через рост заработной платы и доходов физических лиц в предпринимательском секторе, что напрямую зависит от инвестиционной привлекательности. Также, не меньшим значением в увеличении доходной части бюджета обладает эффективное использование муниципальной собственности, составляющей финансово-экономическую основу местного самоуправления [5]. Следовательно, эффективное бюджетирование и распределение средств в стратегическом

планировании на местном уровне должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности территории для инвесторов, что в итоге должно привести к росту общего благосостояния населения.

В связи с тем, что в России сохраняется тенденция дисбаланса в бюджетах местных территорий, следует предложить возможные перспективные меры создания благоприятных бюджетных условий для вовлечения муниципальных образований в общероссийскую систему стратегического управления. Изначально внимание необходимо уделить процессу оздоровления бюджетов муниципальных образований и совершенствования межбюджетных отношений. Например, росту собираемости местных налогов, где важно упростить порядок прохождения процедур оформления документов по регистрации прав на недвижимость, усовершенствовать механизм привлечения к ответственности физических и юридических лиц, уклоняющихся от регистрации подобного имущества, а также улучшить нормативно-правовую базу налогообложения незавершенных объектов строительства [4]. Не менее важным в настоящее время является поддержание оптимального уровня налогообложения, иными словами, обеспечение сочетания уровня благосостояния местного населения и уровня налоговой нагрузки на него. Следующим предложением выступает борьба с теневым сектором муниципальной экономики, а именно с выплатой «серой» заработной платы, так как недобросовестные работодатели уклоняют от налогов посредством использования «конвертного» способа оплаты труда работников. Практика Вологодской области показывает, что, легализовав «серую» заработную плату в местные бюджеты, в 2016 году удалось дополнительно получить 10,4 млн. рублей, которые в дальнейшем были

израсходованы в социальную инфраструктуру [4].

В отношении процесса бюджетирования в муниципальном образовании г. Краснодар можно сказать, что бюджет планируется и впоследствии составляется на основании ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ,

Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Государственных программ Краснодарского края и ряда других нормативно-правовых документов [2]. Также, исходя из «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Краснодар до 2020 года», следует отметить, что в основе прогнозной оценки доходов и расходов бюджета города в расчете на долгосрочную перспективу лежит принцип планирования данных параметров в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и оценкой, основанной на анализе основных факторов экономического взаимодействия бюджетной системы с предприятиями и населением [3]. Стратегическое бюджетирование базируется на формировании бюджетной политики г. Краснодара, которая будет соответствовать росту качества и доступности бюджетных услуг, повышению эффективности управления финансовыми ресурсами муниципального образования, обеспечению благоприятных условий, способствующих улучшению экономического и инвестиционного потенциала города и городской экономики, что в итоге должно положительно сказаться на повышении уровня жизни всего местного населения. В связи с этим, важнейшим принципом эффективного и качественного управления финансами города выступает системный подход в процессе организации управле-

ния. Следовательно, управление бюджетным процессом, доходами, расходами, долгом и заимствованиями, а также активами тесно взаимосвязано и функционирует как единая и отлаженная система [3]. На основании вышесказанного можно с уверенностью говорить, что бюджет МО г. Краснодар планируется, разрабатывается, исполняется и контролируется в соответствии со стратегическими документами развития города и повышения благосостояния населения.

Таким образом, от целесообразного бюджетирования в муниципальных образованиях в значительной степени зависит эффективность стратегического управления развития территорий. Грамотно определив наиболее острые местные проблемы, оценив имеющиеся муниципальные ресурсы и спланировав распределение бюджетных средств, можно увеличить уровень своей привлекательности для инвесторов, что в дальнейшем положительно скажется на уровне развития территории. Также стоит отметить, что, благодаря ФЗ-№172, местные бюджеты обязаны формироваться в строгом соответствии с графиком реализации долгосрочных целей развития, которые прописаны в стратегии. Подобные обстоятельства повысят уровень мотивации акторов процесса стратегического планирования в работе над стратегическими документами, а населению будет предоставлена возможность иметь четкое видение перспектив развития своего поселения и качество работы местных органов власти.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Дата обращения 01.02.2019 года)

2. Кубань: Бюджет на 2019-2021 годы: к Закону Краснодарского края от 21 декабря 2018 года №3939-К3 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]. // URL: http://бюджеткубани.рф/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2019/1032-kuban-byudzhet-na-2019-2021 -gody-byudzhet-dlya-grazhdan

3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года [Электронный ресурс]. // URL: http://investment.krd.ru/ru/v-pom-investoru/

4. Бухвальд Е.М., Печенская М.А. Возможности местных бюджетов при реализации муниципальных стратегий развития // Проблемы развития территорий. - 2017. - №4 (90). -С. 37-50.

5. Галустов В.У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 388-392.

BUDGETING AS A TECHNIQUE OF STRATEGIC MANAGEMENT

IN THE MUNICIPALITY

Z.A. Khachak, student

S.Yu. Buntovsky, candidate of economic sciences, associate professor Trubilin Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article focuses on the relationship of budgeting and strategic management at the local government level. The essence of the municipal budget and budget process is considered. Possible measures to involve municipalities in the system of strategic management are proposed.

Keywords: local budget, local governments, strategic management, budgeting, territories, investment attractiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.