Научная статья на тему 'БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ'

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ / БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барабанщикова Елена Борисовна, Кузьмина Ирина Григорьевна

В данной статье рассмотрены основные понятия, виды, методы, функции бюджетирования. Проанализированы характерные особенности этого процесса сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли. Выявлена и обоснована необходимость применения методов и способов бюджетирования для успешного развития и совершенствования бизнеса любой компании.This article describes the basic concepts, types, methods, functions of budgeting. Analyzed the characteristics of this process, comparing its activities with the best companies in the market and in the industry. Identified and justified the need for methods and ways of budgeting for the successful development and improvement of the business of any company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барабанщикова Елена Борисовна, Кузьмина Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ»

где: Ц§ууд - удельная цена земельного участка в составе объекта оценки, руб./ м2. Показатель Ц,У быть определен по итогам реализации затратного подхода к оценке стоимости объекта оценки, а в случае обоснования в отчете об оценке отказа от применения затратного подхода - методами сравнительного подхода в отдельном разделе отчета об оценке.

5. Рассчитывается скорректированная рыночная цена ^аналога с учетом поправки на излишек (недостаток) площади земельного участка:

цнор = цащ ± пан',

где: Цащ - цена ^аналога после внесения поправок в соответствии с этапами 1 - 3 (таблица 1).

6. Осуществляется переход от рыночной цены и аналога, как единого объекта недвижимости, к удельной цене объекта капитального строительства ^аналога в соответствии с обоснованной оценщиком единицы сравнения, цано

скоруд■

Ц1 =

скоруд

Цан1

ско

скор

' сан1 ' сОКС

где: S™1,, - площадь объекта капитального строительства в

Реализовав на практике приведенную выше методику, оценщик далее вносит поправки в Ц^^ на различия между характеристиками объекта капитального строительства в составе ^аналога и объекта капитального строительства в составе объекта оценки (таблица 1, этап 5). В выполнении подобных поправок в практике оценки накоплен значительный опыт.

Список литературы

1. Балтин В.Э. Особенности оценки недвижимости в составе залоговых отношений // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-18617.

2. Балтин В.Э. Повышение качества оценочных услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - № 4. - С. 14 - 19.

3. Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО 7)». Утв. приказом Минэкономразвития от 25.09.2014 г. № 611[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons /cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW; n=160678.

ОКС

составе i-аналога.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Барабанщикова Елена Борисовна

магистрант, Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В.Плеханова», г. Оренбург

Кузьмина Ирина Григорьевна

к.э.н., доцент, Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В.Плеханова», г. Оренбург

BUDGETING AS A METHOD IN THE PLANNING АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены основные понятия, виды, методы, функции бюджетирования. Проанализированы характерные особенности этого процесса сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли. Выявлена и обоснована необходимость применения методов и способов бюджетирования для успешного развития и совершенствования бизнеса любой компании. ABSTRACT

This article describes the basic concepts, types, methods, functions of budgeting. Analyzed the characteristics of this process, comparing its activities with the best companies in the market and in the industry. Identified and justified the need for methods and ways of budgeting for the successful development and improvement of the business of any company.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, планирование, бюджет текущих затрат, бюджет капитальных затрат.

Keywords: budget, budgeting, planning, budget, current expenditure, capital expenditure.

Совершенствование систем управления предприятием предполагает проведение комплекса мер, способствующих повышению конкурентоспособности бизнеса. Планирование - одна из составных частей управленческого цикла. Добиться эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов возможно при условии разработки детального плана действия организации. Планирование включает этапы определения целей и задач разрабатываемых мероприятий, рассмотрения различных вариантов их проведения, выбора оптимального варианта[1,с.325].

Принципиальная особенность современного внутрифирменного планирования связана с тем, что оно носит регулирующее - направляющий характер основываясь на

системном применении научных прогнозов, проектов и программ, балансовых расчетов, бюджетирования и методов оптимизации принимаемых решений для определения стратегических целей и конъюнктурно-тактических задач при решении проблем развития предприятия.

Стратегическое планирование и контроль результатов и их компонентов стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития предприятий в условиях конкуренции и нестабильности [1, с.412].

Бюджетирование представляет собой информационную систему внутрипроизводственного управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора).

Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры доходов и расходов.

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении - это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации [2,с.215].

При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три его основных элемента:

1. организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение процесса.

2. процесс бюджетирования, который разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных - при этом должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур.

3. технология бюджетирования включает в себя формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюд-жеты[2,с.217].

Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

1) аналитическая: -переосмысление бизнес-идеи; коррекция стратегии; постановка дополнительных целей; анализ операционных альтернатив;

2) финансовое планирование: планирует и тем самым обдумывает будущее;

3) финансовый учет: делает необходимым учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;

4) финансовый контроль: позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты; выявляет слабые и сильные стороны;

5) мотивационная: осмысленное принятие плана; ясность постановки целей; наказание за срыв; поощрение за выполнение и перевыполнение;

6) координационная: координация функциональных блоков оперативного планирования;

7) коммуникационная: согласование планов подразделений компании;

нахождение компромиссов; закрепление ответственности исполнителей.

Методы, используемые в системе бюджетирования, подразделяются на планирующие, учетные, контролирующие, аналитические. При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализе - методы финансового и управленческого учета затрат, и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих «смоделировать» деятельность предприятия через особый экономический инструмент - бюджеты. [3,с.425]

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование на предприятии выполняет три основные функции:

1. Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

2. Функция прогноза. Сущность данной функции заключается в расчете прогнозных показателей по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского.

3. Функция анализа. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного анализа его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при анализе деятельности предприятия. Путем непрерывного сопостав-

своевременно вносить корректирующие изменения, позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов, позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов, служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

К недостаткам бюджетирования относятся:

сложность и дороговизна системы бюджетирования, если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок, противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей, малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организационные изменения в компании, приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново [3,с.212].

В российской практике выделяют типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам (таблица 1.)

Таблица 1

Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности - детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности

Бюджет по инвестиционной деятельности - направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности

Бюджет по финансовой деятельности - призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств

По видам затрат Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) - состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)

Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) - представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.

По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет - разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например, бюджет оплаты труда персонала и т.д.

Комплексный бюджет - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки Фиксированный бюджет - не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия -например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности.

По длительности планируемого периода Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления Оперативный бюджет - бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения

Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия

ления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия. В общем случае в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:

1. Оценка эффективности работы предприятия, за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми.

2. Установление перспективных целей и их выполнение в текущих планах развития предприятия, на основе долгосрочного прогнозирование.

3. Контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения.

4. Контроль и анализ, деятельности всего предприятия в целом на основе общефирменных целевых показателей.

5. Планирование и контроль денежных потоков пред-приятия[3,с.211].

Мировая практика выявила в системе бюджетирования положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования заключаются в том, что оно:

оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива, позволяет координировать работу предприятия в целом, анализ бюджетов позволяет

Классификационный признак Вид бюджета

Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации

По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет - изолированный, независящий от других бюджетов

Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый

По степени содержания информации Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено

Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы, и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, бюджет использования материалов содержит только планируемые расходы сырья и полуфабрикатов.

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование — процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла [2,с.112].

Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное

следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.

Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не означает, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий проводится централизовано на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и связан с верхним уровнем управления через бюджеты.

Таким образом, использование бюджетирования в деятельности компании, необходимое условие успеха бизнеса. Системная логика, развитая методология и методы, на которых базируется бюджетирование, являются существенным преимуществом в улучшении менеджмента компании и выводе его на конкурентный уровень.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2011 - 528 с.

2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами М.: Финансы и статистика, 2012 - 624 с.

3. З.Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2013. - 400 с.

ОЦЕНКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА

Берлезева Ольга Николаевна

студентка 4 курса, Филиал Южного Федерального университета, г. Новошахтинск

Белоусова Людмила Федоровна

ст. преподаватель кафедры менеджмента и экономики, Филиал Южного Федерального университета,

г. Новошахтинск

THE ASSESSMENT OF DOMESTIC METHODS OF FORECASTING OF BANKRUPTCY

Berlizeva Olga Nikolaevna, the 4th year student, A branch of the southern Federal University, Novoshakhtinsk

Belousova Lyudmila Fedorovna, senior lecturer, Department of management and Economics, A branch of the southern Federal

University, Novoshakhtinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.