Научная статья на тему 'БЮДЖЕТ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1914-1917 ГГ'

БЮДЖЕТ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1914-1917 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НЕОКЛАДНЫЕ ЗЕМСКИЕ СБОРЫ / ОКЛАДНЫЕ СБОРЫ / ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗЕМСТВО / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томина Елена Федоровна

Актуальность и цели . На основе проведенного анализа материалов представили практическую деятельность сбора в бюджет земских учреждений в Орен-бургской губернии. Цель исследования - выяснить важнейшие статьи доходов (сборов) в бюджет Оренбургского земства, раскрыть деятельность земств по не-окладным и окладным сборам в Оренбургском крае. По «Положению о земских учреждениях» 1864 и 1890 г. они получили право для покрытия расходов вводить специальные налоги. Основную часть денежных поступлений бюджета Оренбургского земства составляли доходы от обложения недвижимого имущества: земель, лесов. Материалы и методы . Основу исследования составили неопубликованные архивные материалы, выявленные автором в фондах Объединенного государственного архива Оренбургской области. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Использованы общенаучные методы сбора, анализа и синтеза информации, сравнительно-исторический, ретроспективный метод. Результаты . Решена задача - раскрыть деятельность земств по неокладным и окладным сборам в Оренбургском крае. Выводы . Земское обложение поглощало значительную часть всех доходов крестьянского населения как главного плательщика. Постоянное отсутствие финансовых средств (недоимок) в бюджете поставил вопрос о существовании земских учреждений в Оренбургской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET OF LOCAL GOVERNMENT INSTITUTIONS OF ORENBURG PROVINCE IN 1914-1917

Background. Based on the analysis of the materials, present the practical activities of collecting the budget of local government institutions in Orenburg province. The purpose of the study is to find out the most important items of income (fees) to the budget of the Orenburg local government. To reveal the activities of local government on non-salary and salary fees in the Orenburg province. According to the “Regulations” of 1864 and 1890 they were given the right to levy special taxes to cover their expenses. The main part of the cash receipts of the budget of the Orenburg local government was income from the taxation of real estate: land, forests. Materials and methods. The basis of the study was unpublished archival materials identified by the author in the funds of the United State Archive of Orenburg Region. The research is based on the principles of historicism and objectivity. Used general scientific methods of collecting, analyzing and synthesizing information, comparative historical, retrospective. Results. The task has been solved - to reveal the activities of local government institutions in non-salary and salary fees in the Orenburg province. Conclusions. Taxation of local government institutions absorbed a significant part of all the incomes of the peasant population, as the main payer. The constant lack of financial resources (arrears) in the budget raised the question of the existence of local government institutions in the Orenburg province.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1914-1917 ГГ»

УДК 94:37 (470.56)

doi: 10.21685/2072-3024-2023-1-4

Бюджет земских учреждений Оренбургской губернии в 1914-1917 гг.

Е. Ф. Томина

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия teador17@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. На основе проведенного анализа материалов представили практическую деятельность сбора в бюджет земских учреждений в Оренбургской губернии. Цель исследования - выяснить важнейшие статьи доходов (сборов) в бюджет Оренбургского земства, раскрыть деятельность земств по не-окладным и окладным сборам в Оренбургском крае. По «Положению о земских учреждениях» 1864 и 1890 г. они получили право для покрытия расходов вводить специальные налоги. Основную часть денежных поступлений бюджета Оренбургского земства составляли доходы от обложения недвижимого имущества: земель, лесов. Материалы и методы. Основу исследования составили неопубликованные архивные материалы, выявленные автором в фондах Объединенного государственного архива Оренбургской области. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Использованы общенаучные методы сбора, анализа и синтеза информации, сравнительно-исторический, ретроспективный метод. Результаты. Решена задача -раскрыть деятельность земств по неокладным и окладным сборам в Оренбургском крае. Выводы. Земское обложение поглощало значительную часть всех доходов крестьянского населения как главного плательщика. Постоянное отсутствие финансовых средств (недоимок) в бюджете поставил вопрос о существовании земских учреждений в Оренбургской губернии.

Ключевые слова: бюджет, неокладные земские сборы, окладные сборы, Оренбургская губерния, земство, налоги

Для цитирования: Томина Е. Ф. Бюджет земских учреждений Оренбургской губернии в 1914-1917 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 1. С. 37-44. doi:10.21685/2072-3024-2023-1-4

Budget of local government institutions of Orenburg province

in 1914-1917

E.F. Tomina

Orenburg State University, Orenburg, Russia teador17@yandex.ru

Abstract. Background. Based on the analysis of the materials, present the practical activities of collecting the budget of local government institutions in Orenburg province. The purpose of the study is to find out the most important items of income (fees) to the budget of the Orenburg local government. To reveal the activities of local government on non-salary and salary fees in the Orenburg province. According to the "Regulations" of 1864 and 1890 they were given the right to levy special taxes to cover their expenses. The main

© Томина Е. Ф., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

part of the cash receipts of the budget of the Orenburg local government was income from the taxation of real estate: land, forests. Materials and methods. The basis of the study was unpublished archival materials identified by the author in the funds of the United State Archive of Orenburg Region. The research is based on the principles of historicism and objectivity. Used general scientific methods of collecting, analyzing and synthesizing information, comparative historical, retrospective. Results. The task has been solved - to reveal the activities of local government institutions in non-salary and salary fees in the Orenburg province. Conclusions. Taxation of local government institutions absorbed a significant part of all the incomes of the peasant population, as the main payer. The constant lack of financial resources (arrears) in the budget raised the question of the existence of local government institutions in the Orenburg province.

Keywords: budget, fixed fees of local government institutions, salary fees, Orenburg province, zemstvo, taxes

For citation: Tomina E.F. Budget of local government institutions of Orenburg province in 1914-1917. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(1):37-44. doi:10.21685/ 2072-3024-2023-1-4

Бюджет земских учреждений Оренбургской губернии является одним из важных источников при анализе их деятельности в исследовании Оренбургского земства. Он позволяет определить основные направления их работы и ее результативность.

Составление и утверждение земских смет и раскладок налогов в Оренбургской губернии происходило на основе «Положения о земских учреждениях» 1890 г. Согласно ему губернские и уездные управы составляли проекты земских смет и раскладок на каждый год. Затем земские собрания проводили предварительное рассмотрение проектов земских смет. Особые комиссии из гласных вносили предварительные замечания на статьи доходов и расходов. Проекты уездных земств предоставлялись также на утверждение губернатору. Уездные и губернское земские собрания после рассмотрения и исправления земских смет и раскладок утверждали последние. Управляющий казенной палатой определял свои замечания по земскому бюджету, которые направлял губернатору. Далее, если он не утверждал исполнение всей раскладки земских сборов или части ее, губернское по земским и городским делам присутствие имело право взимать земские сборы по раскладке предыдущего года или взимать их по новой раскладке с некоторыми ограничениями.

Бюджет Оренбургского земства действовал на гражданской (не казачьей) территории Оренбургской губернии, которая занимала площадь 7,8 млн дес. земли с населением около 1 200 000 человек (1914 г.) [1, с. 1].

Рассмотрим две основные категории доходов (сборов). По способам получения земские доходы относились к категории окладных сборов. Это была основа земского бюджета - обложение недвижимого имущества в городах и уездах Оренбургской губернии - лесов, земель, жилых домов, фабричных, заводских и торговых помещений. Но размер обложения недвижимости зависел как от ценности, так и от доходности облагаемых имуществ.

Вторая категория - неокладные доходы (судебные пошлины, проценты с различных капиталов, перевозки почты, плата за лечение больных, пени и т.д.). Это более непредсказуемая категория [2, л. 24-29].

В начале XX в. во многих земских учреждениях России наметилась тенденция к увеличению размеров сумм неокладных доходов в земской смете. Размер неокладных сборов колебался на уровне 24 % от сметы земских доходов. На первом месте по количеству сборов с торговли и промыслов находились Московская, Херсонская, Харьковская губернии, а на последнем -Симбирская, Вологодская. Главным источником неокладных доходов земских учреждений европейской части России была прибыль с промышленных предприятий [3, с. 35].

Иное положение сложилось в Оренбургской губернии, в которой величина и роль неокладных доходов были меньше, чем, например, в Пермской, Самарской, Саратовской губерниях. Это обстоятельство объясняется преимущественно аграрным характером экономики Оренбургского края. Промышленный сектор экономики не был достаточно развитым, чтобы стать ведущим источником земских неокладных доходов. Необходимо также учитывать тот факт, что в Оренбургском губернском земском собрании 31 место принадлежало помещикам, крупным землевладельцам, купцам, которые отстаивали свои корпоративные интересы, устанавливая низкие сборы с торговли, питейных заведений и гильдейских свидетельств.

В 1914 г. неокладные земские сборы (уездные и губернские) в Оренбургской губернии составляли 270 000 руб., или 9,2 % от общей суммы доходов [4, л. 3]. Величина неокладных сборов в бюджете губернского земства была еще более незначительной: в 1915 г. она составляла около 50 000 руб., или 4 % от общей суммы доходов Оренбургского губернского земства; в 1916 г. - 53 000 руб., или 2,9 %; в 1917 г. - 47 000 руб., или 1,6 % [5, л. 1-4]. Таким образом, удельная величина неокладных сборов в доходной смете Оренбургского земства постоянно сокращалась.

Роль неокладных сборов была заметнее в структуре уездных земских доходов, причем в некоторых уездах проявилась тенденция к увеличению обложения таких отраслей, как торговля и промышленность. Так, в Верхнеуральском - Троицком уезде размер неокладных сборов в 1914 г. составлял 28 389 руб., или 10,5 % доходной сметы, в 1915 г. - 52 972 руб., или 16,6 %, в 1916 - 134 680 руб., или 27,7 % [6, с. 8]. В Челябинском уезде удельная величина неокладных сборов в бюджете земства доходила до 15-20 %, что составляло около 120 000 руб. [7, л. 12]. Роль неокладных сборов была значительно ниже в доходной смете земства Орского уезда: в 1914 г. - 15 256 руб., или 5 %; в 1915 г. - 15 353 руб., или 5 %, в 1916 г. - 24 863 руб., или 6 % [8, с. 9]. И, наконец, в Оренбургском уезде средняя величина доходов по этой категории составляла 8-12 % (40 706 руб. в 1914 г.) в смете земских доходов [9, л. 10-12].

Но даже эти небольшие суммы поступали в земский бюджет не регулярно, с большими перебоями и задержками. Так, например, по Оренбургскому уезду в 1914 г. к поступлению было назначено судебных сборов 6900 руб. и трактирных 480 руб. Земству удалось взыскать первых только 862 руб. и трактирных 90 руб. Недоборы с торговых свидетельств составили 4900 руб. (Оренбургский уезд) [10, л. 39].

Расходы Оренбургского городского земства за весь период его существования покрывались исключительно неокладными поступлениями, а именно сборами с документов на право торговли и промыслов. Размер неокладных

доходов составлял в 1914 г. 10 240 руб., в 1915 г. - 50 650 руб., в 1916 г. -33 027 руб. [11, с. 7-8].

Таким образом, анализ неокладных доходов Оренбургского земства доказывает, что доходы от обложения торговли и промышленности в Оренбургской губернии не играли важной роли в бюджете местных органов самоуправления по сравнению с другими регионами страны. Лишь в отдельных уездных и городских земствах неокладные поступления достигли 15 % от общей величины доходов. Главным источником доходов Оренбургского земства являлось обложение земель и другого недвижимого имущества.

Теперь рассмотрим земские окладные сборы. При определении размера окладных сборов Оренбургское земство руководствовалось нормами закона от 8 июня 1893 г. «О производстве оценочных работ», которые предписывали производить обложение недвижимости «по средней чистой ее доходности». Все недвижимые имущества, подлежащие обложению, были разделены на несколько групп: городские и выгонные земли, земли частных владельцев, надельные земли, монастырские и церковные земли [3, с. 85].

Первоначально исходным материалом для определения общих сумм ценности недвижимых имуществ послужили:

1) данные губернского распорядительного комитета;

2) сведения о переходе земельных имуществ от одних владельцев к другим, имевшиеся в инвентарных книгах губернской управы;

3) данные о количестве и ценности недвижимых имуществ по каждой земской единице;

4) сведения уездных земских управ и городских дум о ценности фабричных, заводских, торговых помещений, а также жилых домов [2, л. 59-63]. Необходимо отметить, что некоторые данные о ценности имуществ были устаревшими и не соответствовали действительности [2, л. 65].

Размер губернских окладных сборов после введения земства в Оренбургском крае непрерывно увеличивался, что видно из нижеследующих данных (табл. 1) [2, л. 9].

Таблица 1

Окладные сборы Оренбургского губернского земства

Год Ценности недвижимых имуществ (в руб.) в Оренбургской губернии Процент обложения с руб. ценности недвижимых имуществ Окладный земский сбор (в руб.) (без недоимок) Размер окладных сборов в доходной смете губернского земства (%)

1914 116 467 850 0,73936 934 721 88

1915 121 763 609 0,70246 883 080 71,7

1916 122 247 521 0,98542 1 199 167 65,8

1917 123 458 048 1,67422 2 066 965 75,7

Приведенные данные показывают, что в период 1914-1917 гг. величина губернских окладных земских сборов возросла в 2,2 раза, процент обложения с рубля ценности недвижимых имуществ также возрос в 2,2 раза.

Раскладки уездных и губернских окладных сборов по уездам Оренбургской губернии в 1915 г. выражалась в следующих данных, сведенных в табл. 2 [12, л. 12].

Таблица 2

Раскладка окладных сборов по уездам Оренбургской губернии в 1 91 5 г.

Уезд Губернский окладный земский сбор (руб.) Уездный окладный земский сбор (руб.) Поступило в земский бюджет в 1915 г. (%)

Оренбургский 326 552 425 622 62

Орский 89 204 292 767 40

Верхнеуральский -

Троицкий 121 006 304 023 46

Челябинский 209 568 489 778 84

Население Оренбургской губернии было обязано выплачивать одновременно земские и государственные налоги, что отрицательно отражалось на экономическом и финансовом положении жителей края. Обложение земскими сборами в 1914 г. по сравнению с периодом до введения земства повысилось по г. Оренбургу на 228 %, по Оренбургскому уезду - на 352 %, Троицкому и Верхнеуральскому - на 400 %, Челябинскому - на 525 % и Орскому уезду - на 665 % [9, л. 48]. В результате произошло снижение платежеспособности населения и начался рост земских недоимок. Ситуация осложнялась непропорциональностью и неравномерностью обложения земель и городских недвижимых имуществ. В 1914-1916 гг. обложение одной десятины земли губернским земским сбором по отдельным земским единицам и категориям владения составляла:

1) по Оренбургскому уезду: городские и выгонные земли в 1914 г. -20,77 коп., 1915 г. - 20,37 коп., 1916 г. - 24,07 коп.; на десятину земли частных владельцев в 1914 г. - 15,68 коп., 1915 г. - 15,38 коп., 1916 г. - 18,17 коп.; надельные земли в 1914 г. - 14,48 коп., 1915 г. - 14,2 коп., 1916 г. - 16,77 коп.; земли монастырей церквей и школ в 1914 г. - 12,36 коп., в 1915 г. - 14,82 коп., 1916 г. - 17,5 коп.;

2) по Орскому уезду в среднем обложение одной десятины земли было в 1914 г. 3,24 коп., в 1915 г. - 3,17 коп., в 1916 г. - 3,64 коп.;

3) по Верхнеуральскому - Троицкому уезду: 1914 г. - 5,2 коп., 1915 г. -5,8 коп., 1916 г. - 6,3 коп.;

4) по Челябинскому уезду: 1914 г. - 9,98 коп., 1915 г. - 9,84 коп., 1916 г. -11,62 коп. [13, с. 5].

Увеличение обложения земель окладными земскими сборами тяжело отразилось на положении крестьян и башкир Оренбургской губернии, которым принадлежало 45 % всей облагаемой земскими сборами земли. Среднегодовая доходность башкирских земель составляла от 35 копеек до 1 рубля с десятины, а размер государственных и земских налогов составлял 86 копеек с каждой десятины земли [7, л. 2-4]. Тем самым земское обложение поглощало значительную часть всех доходов башкирских и других крестьянских хозяйств. Обложение земскими сборами в таком размере не соответствовало

экономическому положению и платежным возможностям населения Оренбургской губернии. Подобные выводы подтверждали местные органы податного надзора. Земский начальник 4 участка Орского уезда сообщал в казенную палату, что земские сборы «превышают по своим размерам платежеспособность населения и взыскание их в тех размерах, в каких они предназначены, безнадежно» [9, л. 9-10].

Податный инспектор 1-го участка Челябинского уезда 7 июня 1914 г. писал: «С введением земства в Челябинском уезде земские окладные сборы повысились в 6-7 раз по сравнению с прошлым, 1913 г. Это вызвало резкие протесты со стороны местного населения. Четвертая часть башкирских селений отказались от раскладки» [9, л. 12, 34].

Владельцы надельных земель (крестьяне) не справлялись с выплатой земских окладных сборов. Это подтверждает табл. 3 [9, л. 116].

Таблица 3

Данные о поступлении окладных сборов с владельцев надельных земель Оренбургской губернии (процент к окладу)

Окладные сборы За 1906-1910 гг. (средн.) В 1914 г.

Казенных сборов Земских сборов 103 102 36 68

Несмотря на энергичную деятельность податных инспекторов и земских начальников по взысканию налогов, за крестьянским населением губернии в 1914 г. образовалась значительная сумма недоимок - 444 585 руб. Недоимки с других категорий налогоплательщиков составили: частные владельцы - 345 534 руб., с городских недвижимых имуществ - 95 724 руб. Наиболее высокий размер земских недоимок числился за населением Челябинского уезда - 319 515 руб. (на 1 ноября 1914 г.) [9, л. 122]. И хотя размер окладных земских сборов был несколько понижен в 1915 г. по сравнению с уровнем 1914 г., величина недоимок продолжала увеличиваться.

На 1 января 1916 г. сумма земских недоимок с населения Оренбургской губернии достигла 577 355 руб., казенных - 203 944 руб. Еще в более безнадежном состоянии находилось башкирское население, которое имело 445 836 руб. земских долгов [7, л. 14]. Кроме того, крестьяне Оренбургской губернии имели большую задолженность по другим сборам: долги в продовольственный капитал составляли 10 696 751 руб. и 1 451 306 пудов зерна, долги в казенные, страховые и мирские фонды превышали сумму 1 394 192 руб. (на 1 июля 1915 г.) [7, л. 21].

Создавалась обстановка, при которой недоимки земских сборов с каждым годом увеличивались, подавляя своими размерами финансовые возможности налогоплательщиков, что ставило в критическое положение существование земских учреждений. Наиболее критическая ситуация возникла в 19171918 гг., когда земские сборы фактически перестали поступать в бюджет местных органов самоуправления [14, с. 3].

Чтобы выйти из сложившегося положения, земство было вынуждено обратиться к займам из фонда специальных государственных капиталов. В 1914 г. губернское земство имело долг перед государственным банком

до 400 000 руб., страхового капитала - 51 220 руб., оборотного капитала -99 000 руб. (на 1915 г.). Это привело к увеличению суммы расходов на уплату долгов и процентов по ним; так, в 1916 г. эти расходы достигли 78 421 руб. (в 1915 г. - 104 руб. 34 коп.) [7, л. 43]. В свою очередь, повышение расходов на уплату долгов вызвало увеличение и без того чрезмерного земского обложения. Тем самым нарушалось равновесие и устойчивость земского бюджета.

Правительственные учреждения выделяли Оренбургскому земству пособия на осуществление различных мероприятий. Департамент земледелия на агрономические преобразования выделил в 1915 г. 57 190 руб., в 1916 г. - 129 156 руб., в 1917 г. - 163 208 руб. Министерство народного просвещения на устройство детских садов и площадок выделило в 1917 г.

20 000 руб. Комитет по устройству беженцев предоставил на содержание двух санитарно-эпидемических отрядов в 1916 г. 16 800 руб., в 1917 г. -

21 600 руб. [12, л. 53-54]. Использование этих денежных средств земскими учреждениями находилось под контролем правительственных органов. Финансовая зависимость местных органов самоуправления от государственного аппарата приводила в конечном итоге к ограничению компетенции и полномочий Оренбургского земства.

Проанализировав структуры доходов земских учреждений Оренбургской губернии, можно отметить, что при образовании земства в Оренбургской губернии главным источником доходов в земский бюджет было обложение земли и других недвижимых имуществ. Страдало местное население -резко повысился налог. Высокий размер земских налогов не соответствовал экономическому положению и платежным средствам населения Оренбургской губернии (в первую очередь крестьян). Хотя неокладные сборы в доходной смете Оренбургского земства не превышали 10-15 %, а раскладка окладных сборов была крайне неуравнительной. Наибольшая диспропорция наблюдалась в обложении надельных земель и городских недвижимых иму-ществ. Недоимки земских сборов с каждым годом увеличивались, подавляя своими размерами налогоплательщиков, что ставило в критическое положение существование земского самоуправления в Оренбургской губернии. Таким образом, система налогообложения населения Оренбургского края нарушала равновесие земского бюджета и вызывала хронический недостаток финансовых средств, что повлекло за собой значительный рост финансовой зависимости в период 1914-1917 гг. Оренбургского земства от государственных кредитных учреждений.

Список литературы

1. Оренбургское земское дело. 1916. 25 сентября.

2. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. 43. Оп. 3. Д. 244.

3. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет : в 4 т. СПб. : Изд-во О. Н. Поповой, 1909. Т. 1. 724 с.

4. ОГАОО. Ф. 43. Оп. 3. Д. 243.

5. ОГАОО. Ф. 43. Оп. 3. Д. 245.

6. Оренбургское земское дело. 1916. 11-18 сентября.

7. ОГАОО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 310.

8. Оренбургское земское дело. 1916. 9 октября.

9. ОГАОО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 216.

10. ОГАОО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 229.

11. Оренбургское земское дело. 1916. 13 ноября.

12. ОГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 628.

13. Оренбургское земское дело. 1916. 12 июня.

14. Оренбургское земское дело. 1917. 25 июля.

1. Orenburgskoe zemskoe delo = Orenburgskoe zemskoe delo. 1916, 25 Sept. (In Russ.)

2. Ob"edinennyy gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti (OGAOO). F. 43. Op. 3. D. 244 = United State Archive of Orenburg region. Fund 43. Item 3. File 244. (In Russ.)

3. Veselovskiy B.B. Istoriya zemstva za sorok let: v 4 t. = The history of the local government institutions for forty years: in 4 volumes. Saint Petersburg: Izd-vo O.N. Popovoy, 1909;1:724. (In Russ.)

4. OGAOO. F. 43. Op. 3. D. 243 = United State Archive of Orenburg region. Fund 43. Item 3. File 243. (In Russ.)

5. OGAOO. F. 43. Op. 3. D. 245 = United State Archive of Orenburg region. Fund 43. Item 3. File 245. (In Russ.)

6. Orenburgskoe zemskoe delo = Orenburgskoe zemskoe delo. 1916, 11-18 Sept. (In Russ.)

7. OGAOO. F. 15. Op. 1. D. 310 = United State Archive of Orenburg region. Fund 15. Item 1. File 310. (In Russ.)

8. Orenburgskoe zemskoe delo = Orenburgskoe zemskoe delo. 1916, 9 Oct. (In Russ.)

9. OGAOO. F. 15. Op. 1. D. 216 = United State Archive of Orenburg region. Fund 15. Item 1. File 216. (In Russ.)

10. OGAOO. F. 15. Op. 1. D. 229 = United State Archive of Orenburg region. Fund 15. Item 1. File 229. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Orenburgskoe zemskoe delo = Orenburgskoe zemskoe delo. 1916, 13 Nov. (In Russ.)

12. OGAOO. F. 43. Op. 1. D. 628 = United State Archive of Orenburg region. Fund 43. Item 1. File 628. (In Russ.)

13. Orenburgskoe zemskoe delo = Orenburgskoe zemskoe delo. 1916, 12 Jun. (In Russ.)

14. Orenburgskoe zemskoe delo = Orenburgskoe zemskoe delo. 1917, 25 Jul. (In Russ.)

E-mail: teador17@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 02.08.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.11.2022 Принята к публикации / Accepted 20.12.2022

References

Информация об авторах / Information about the authors

Елена Федоровна Томина

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, пр-т Победы, 13)

Elena F. Tomina Candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of history, Orenburg State University (13 Pobedy avenue, Orenburg, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.