Научная статья на тему 'Бюджет для граждан в Красноярском крае'

Бюджет для граждан в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН / ГРАЖДАНСКИЙ БЮДЖЕТ / ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синкина А.А.

Рассмотрены нормативно-правовые основы представления бюджетов в доступной для граждан форме, изучен опыт Красноярского края по формированию, представлению и распространению Гражданских бюджетов, исследован механизм стимулирования муниципальных образований для повышения открытости бюджетных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджет для граждан в Красноярском крае»

Конкурентоспособность региона и региональная политика

49

политики проходит на высшем уровне. Создаются все необходимые условия для социализации молодого поколения в современном обществе с его устоями и законами. Несмотря на кризис в политической и экономической сферах деятельности, проводятся мероприятия различных уровней, где молодежь может принять участие, создать что-то новое и вывести социальнокультурную систему на новый уровень.

Список литературы:

1. Губернатор Приморского края В.В. Миклушевский «Молодежь Приморья».

2. Порозова В.В., Кияшко Е.Ю. Пути повышения социальной активности молодежи через развитие волонтерского движения студентов (на примере Волонтерского центра ВГУЭС) // Наука и образование ХХ! века: сборник статей Международной научно-практической конференции (29 мая 2014 г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - 182 с.

3. Закон Приморского края от 30.04.2009 N 423-КЗ (ред. от 03.12.2012) «О молодежной политике в Приморском крае» (принят Законодательным Собранием Приморского края 22.04.2009).

4. https://vk.com/ddmpk.

5. https://vk.com/vladmolod.

6. https://vk.com/molprav25.

7. http://www.dvfu.ru/.

БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ © Синкина А.А.*

Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск

Рассмотрены нормативно-правовые основы представления бюджетов в доступной для граждан форме, изучен опыт Красноярского края по формированию, представлению и распространению Гражданских бюджетов, исследован механизм стимулирования муниципальных образований для повышения открытости бюджетных данных.

Ключевые слова Бюджет для граждан, Гражданский бюджет, Открытый бюджет.

Бюджет для граждан - это упрощенная версия бюджетного документа публично-правового образования, в понятной и доступной форме, разрабатываемый для информирования граждан о целях, задачах и приоритетах бюджетной политики, основных направлениях социально-экономического

* Доцент кафедры «Финансы и экономический анализ», кандидат экономических наук.

50

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

развития территории, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах бюджетных ассигнований, а также, для привлечения общественности к обсуждению бюджетных вопросов [1].

Основной предпосылкой формирования Гражданских бюджетов стало создание в России системы Открытого государственного управления. Открытое правительство (от англ. - Open Government) - это совокупность принципов, механизмов и инструментов организации государственного управления на основе развития форм участия граждан в управлении, прозрачности и подотчетности деятельности органов власти, а также широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий в осуществлении взаимодействия с гражданами. Важнейшим проектом Открытого правительства является проект «Бюджет для граждан» [2].

Методической основой для формирования Гражданских бюджетов выступает совместный Приказ Министерства финансов, Министерства регионального развития, Министерства экономического развития РФ от 22 августа 2013 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» [3] (далее - Методические рекомендации).

Согласно вышеуказанному документу, Гражданский бюджет составляется на основе: проекта закона (решения) о бюджете; закона (решения) о бюджете; проекта закона (решения) об исполнении бюджета; закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

Бюджет для граждан на основе проекта закона (решения) и закона (решения) о бюджете публично-правового образования (далее - ППО) рекомендовано представлять в следующей структуре: вводная часть; общие характеристики бюджета; доходы бюджета; расходы бюджета; межбюджетные отношения; дополнительная информация.

Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) или закона (решения) об исполнении бюджета включает: вводную часть; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам, источники финансирования дефицита бюджета (направления использования профицита бюджета); итоги реализации государственных программ ППО.

В Гражданский бюджет, согласно Методическим рекомендациям, желательно включить приветственное слово руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы местной администрации, главы муниципального образования), контактную информацию для граждан, а также удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в соответствии с примерным перечнем (39 показателей для регионов, 32 - для местных органов власти), в том числе в сравнении с аналогичными показателями других ППО.

Бюджет для граждан формируется после общественного обсуждения содержания, способов его представления и распространения и размещается

Конкурентоспособность региона и региональная политика

51

на официальном сайте ШЮ, финансового органа ППО, едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

Практика представления бюджета в доступной для граждан форме существует в Красноярском крае с 2008 г. Ежегодно Администрацией края разрабатывается и публикуется брошюра «Путеводитель по бюджету Красноярского края». Она распространяется на публичных слушаниях, молодежных мероприятиях, уроках финансовой грамотности, семинарах и мероприятиях Минфина края, через многофункциональные центры. Часть тиража направляется в библиотеки.

«Путеводитель по бюджету Красноярского края - 2015» (далее - («Путеводитель») повествует о том, как формируется краевой бюджет, какие социальные гарантии положены жителям края, сколько средств предусмотрено на строительство объектов, ремонт дорог, поддержку городов и районов, а также ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий.

«Путеводитель» доступен и в электронном виде на сайте Министерства финансов края в рубрике «Открытый бюджет» [4]. Кроме того, в ней представлены: информация о конкурсах «Бюджет для граждан»; глоссарий бюджетных терминов; законы о краевом бюджете; заключения Экспертного совета на проекты законов о краевом бюджете; сведения об исполнении бюджета; данные о государственном долге и др.

Важно, что в рубрике «Открытый бюджет» предусмотрены формы обратной связи с жителями края - голосование и возможность отправить свой отзыв или предложение.

По результатам I этапа рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2015 г. [5], проводимым Научно-исследовательским финансовым институтом совместно с Центром прикладной экономики, Красноярский край (наряду с Республикой Адыгея, Краснодарским краем и Ханты-Мансийским автономным округом - Югра) признан лидером по разработке и содержательному наполнению Бюджета для граждан, подготовленного на основе закона о бюджете на 2015 г. и плановый период. Необходимо отметить, что в 2014 г. по итогам вышеуказанного рейтинга, Красноярский край был единоличным лидером по данному направлению [1].

С 2015 г. в Красноярском крае действует практика оценки открытости бюджетных данных муниципальных образований (далее - Оценка) и финансового поощрения лучших органов местного самоуправления [6]. Оценка проводится по двум направлениям:

1. Наличие и содержательное наполнение Бюджета для граждан (брошюры или информационного ресурса).

2. Содержательное наполнение сайта органа местного самоуправления в части обеспечения открытости бюджетных данных.

Оценка по первому направлению осуществляется по следующим критериям:

52

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

- наличие понятной бюджетной терминологии;

- полнота отражения сведений о бюджетном процессе, экономических показателях муниципального образования, доходах по видам и основным группам налоговых доходов, расходов по отраслям или программам с указанием ожидаемых результатов, данных о муниципальном долге и др.;

- понятность, доступность, наглядность представленной информации;

- наличие опубликованных данных о бюджетных инвестициях и капитальных вложениях в объекты муниципальной собственности.

Оценка по второму направлению включает в себя следующие показатели:

- наличие на главной странице сайта органа местного самоуправления визуально различимой гиперссылки на страницу с бюджетными данными;

- полнота отражения сведений в соответствии с п. 6 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (проекта местного бюджета на текущий финансовый год и плановый период, решения об утверждении местного бюджета на текущий финансовый год и плановый период, годового отчета об исполнении местного бюджета и др.);

- наличие возможности для граждан в электронном виде задать вопрос, направить отзыв и (или) предложение по бюджетной тематике;

- наличие информации о проведении интернет-опросов общественного мнения по бюджетной тематике.

- наличие актуальных сведений о ежемесячном исполнении местного бюджета.

- наличие сопоставимых параметров бюджета и иной финансовой или статистической информации с другими муниципальными образованиями края по состоянию на текущий финансовый год;

- наличие информации о проведенных публичных слушаниях по проекту бюджета муниципального образования на текущий финансовый год и плановый период; и др.

По результатам Оценки, проведенной в 2015 г., из 61 муниципального образования Красноярского края лучшими по бюджетной открытости признаны 22 (табл. 1).

Надо полагать, что реализация данного механизма стимулирования органов местного самоуправления обеспечит повышение открытости местных бюджетов и создаст предпосылки для вовлечения граждан в процессы бюджетного планирования и контроля на местном уровне, что особенно актуально в виду максимальной осведомленности жителей о существующих проблемах территории и целесообразности определения приоритетов муниципальной бюджетной политики. В развитие вышесказанного рассмотрим практику

Конкурентоспособность региона и региональная политика

53

реализации бюджетной открытости для граждан административного центра Красноярского края.

Таблица 1

Лучшие муниципальные образования Красноярского края по открытости бюджетных данных

№ п/п Муниципальные образования Оценка показателей открытости [7] Размер субсидии, руб.[8]

1 город Норильск 30 977 199

2 Абанский район 30 977 199

3 Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район 30 977 199

4 город Ачинск 29 944 625

5 город Дивногорск 29 944 625

6 город Канск 29 944 625

7 город Лесосибирск 29 944 625

8 Енисейский район 29 944 625

9 Нижнеингашский район 29 944 625

10 Тасеевский район 29 944 625

11 Ужурский район 29 944 625

12 город Красноярск 28 912 052

13 Боготольский район 28 912 052

14 Минусинский район 28 912 052

15 город Минусинск 27 879 479

16 Кежемский район 27 879 479

17 Уярский район 27 879 479

18 Каратузский район 26 846 907

19 Пировский район 26 846 907

20 город Боготол 25 814332

21 город Зеленогорск 25 814332

22 Шарыповский район 25 814332

Всего - 20 000 000

Для обеспечения прозрачности бюджетного процесса в г. Красноярске создан и функционирует сайт «Открытый бюджет города Красноярска» [9] (далее - Сайт), который информирует своих посетителей о бюджете и его параметрах, особенностях формирования доходов, объемах финансирования муниципальных программ и целевых индикаторах их реализации. Также, жители могут узнать, сколько тратится бюджетных средств на социальную поддержку отдельных категорий граждан: ветеранов и пенсионеров; семей, имеющих детей; инвалидов; почетных граждан и др. Более того, на Сайте представлены сведения об исполнении бюджета, данные о капитальных вложениях, муниципальном долге и т. д.

Граждане могут принять участие в опросе «Знаете ли вы, что такое бюджет?», воспользоваться функцией «Задать вопрос» или приложением «Налоговый калькулятор», позволяющим рассчитать сумму земельного и иму-

54

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

щественного налогов, подлежащих уплате в бюджет города. Сайт оснащен простой системой поиска документов по ключевым словам и словарем бюджетных терминов.

Отдельного внимания заслуживает представленная на Сайте информация о реализации проекта «Народный бюджет». Так, в 2015 г. в рамках данного проекта запланировано финансирование из местного бюджета 691 объекта, в числе которых: благоустройство мест общего пользования; установка светофоров и «лежачих» полицейских; капитальный ремонт и строительство дорог; строительство и реконструкция детских садов, школ, объектов здравоохранения, спортивных объектов; капитальный ремонт молодежных центров; и др.

Примечательно, что в отдельном информационном разделе Сайта приведены основные показатели бюджета Красноярска в сравнении с аналогичными показателями других городов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (Барнаула, Иркутска, Кемерово, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Хабаровска), а также в сравнении с показателями других городов Красноярского края (Норильска, Канска, Ачинска, Шарыпово и др.).

Информация на Сайте сопровождается графиками, доступна для восприятия и актуальна.

Опыт Красноярского края по формированию, представлению и распространению Бюджетов для граждан является образцом лучшей практики и может быть использован другими субъектами РФ в качестве наглядного примера. Очевидно, что обеспечение открытости бюджета и бюджетного процесса для жителей является одной из приоритетных задач руководства региона, так как от уровня прозрачности и понятности бюджета для граждан зависит успех проводимой политики.

Список литературы:

1. Фадейкина Н.В., Синкина А.А. О внедрении Бюджета для граждан в системе нового финансового менеджмента // Сибирская финансовая школа. -

2015. - № 2. - С. 32-40.

2. Синкина А.А. О мониторинге Бюджетов для граждан // Экономика, управление и финансы в России и за рубежом: материалы I Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Логос, 2015. - С. 83-89.

3. Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме: Приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 22 авг. 2013 г. № 86н. Приказ М-ва регион. развития Рос. Федерации от 22 авг. 2013 г. № 357. Приказ М-ва экон. развития Рос. Федерации от 22 авг. 2013 г. № 468.

4. Открытый бюджет [Электронный ресурс] // Сайт М-ва финансов Красноярского края. - Режим доступа: http://minfin.krskstate.ru/openbudget (дата обращения: 30.07.2015).

Конкурентоспособность региона и региональная политика

55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2015 год I этап [Электронный ресурс] // Сайт Научно-исследовательского финансового института. - Режим доступа: http://www.nifi. ru/ru/rating-2015/resultsl.html (дата обращения: 30.07.2015).

6. Об утверждении Порядка, условий предоставления и расходования субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях и Порядка представления отчетности об их использовании: Постановление Правительства Красноярского края от 06 мар. 2015 г. № 84-п [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края. - Режим доступа: http://zakon.krskstate.ru/0/doc/23633 (дата обращения: 30.07.2015).

7. Оценка показателей, характеризующих уровень открытости бюджетных данных [Электронный ресурс] // Сайт М-ва финансов Красноярского края. - Режим доступа: http://minfin.krskstate.ru/financemunic/open (дата обращения: 30.07.2015).

8. Об утверждении распределения в 2015 году субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях: Проект Постановления Правительства Красноярского края [Электронный ресурс] // Сайт М-ва финансов Красноярского края. - Режим доступа: http://minfin.krskstate.ru/doc/zakonprojekts/0/doc/25231 (дата обращения: 30.07.2015).

9. Сайт «Открытый бюджет города Красноярска» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://budget.admkrsk.ru/Pages/default.aspx (дата обращения:

30.07.2015).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

© Шрам Г.А.* *, Фардзинова З.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Статья посвящена рассмотрению одного из механизмов сохранения молодежи в крае - демографическому. Статья будет интересна не только студентам, обучающимся на направлении Государственного муниципального управления, но и большому кругу читателей, интересующихся сферой государственной молодежной политики.

Ключевые слова государственная молодежная политика, молодежь, Приморский край.

* Студент 2 курса кафедры Г осударственного, муниципального управления и права.

* Старший преподаватель кафедры Г осударственного и муниципального управления и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.