Ю. К. Климантова
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1965-1970 ГОДАХ
В данном исследовании нами была предпринята попытка проанализировать состояние бытового обслуживания сельского населения в 1965-1970 гг.; выявить особенности организации службы быта на селе, связанные со специфическими условиями Оренбургской области. В указанный период отмечается поворот партийно-государственных органов к развитию сферы бытового обслуживания населения, а отсюда расширение и укрепление материально-технической базы бытового обслуживания, внимание к кадрам работников службы быта и постепенное улучшение быта сельского жителя.
Ключевые слова: Оренбургская область, бытовое обслуживание, XXIII съезд КПСС, комбинат бытового обслуживания, текучесть кадров, выездное обслуживание, сельское население.
Со второй половины 1960-х гг. обозначился поворот государства к социальной сфере села и наметились новые тенденции в его развитии. Важную роль в этом сыграл мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, который наряду с широким использованием экономического потенциала страны в интересах развития сельского хозяйства, во главу угла доставил социальный аспект намеченных аграрных преобразований. Была обозначена четкая связь между экономическим развитием и комфортностью жизни, утверждением нормальных бытовых условий на селе1. Этот курс получил дальнейшее развитие в материалах2. В партийных документах данного периода многократно декларировался курс на ускорение социально-бытового строительства на селе. Об этом, например, речь шла на октябрьском (1968 г.) Пленуме ЦК КПСС3, на 3-м Всесоюзном съезде колхозников4, в докладе Л. И. Брежнева к ЮО-летию со дня рождения В. И. Ленина5. Таким образом, на протяжении 1965-1970 гг. развитие бытового обслуживания населения как достаточно новая отрасль народного хозяйства стояло в центре внимания партийных органов всех уровней, т. к. выполняло социально значимую задачу — рациональная организация службы быта, увеличение объема бытовых услуг, улучшая условия жизни, положительно влияло на трудовую активность работников в общественном производстве и содействовало стабилизации квалифицированных кадров на селе.
Определив основной вектор правительственной политики по отношению к социальной сфере (и как одному из ее компонентов — бытовому обслуживанию), перейдем к рассмотрению состояния службы быта на селе в Оренбургской области в 1965-1970-х гг.
С передачей всех мастерских от бывшей промысловой кооперации в государственную промышленность и организацией Управления бытового обслуживания населения области вопросу улучшения бытового обслуживания стало уделяться основное внимание6.
Следует отметить, что до 1961 г. бытовым обслуживанием населения в основном занимались бывшие артели промысловой кооперации и комбинаты местной промышленности, которые имели небольшие мастерские кустарного типа, расположенные в неприспособленных старых помещениях, т. е. это были комплексные предприятия, мастерские, цехи, ателье, в которых применялся в основном ручной малопроизводительный труд. Спектр услуг был достаточно ограниченным (в основном индивидуальный пошив одежды, ремонт обуви, парикмахерские услуги). Специального оборудования для производства почти не выпускалось, на предприятиях применялось главным образом оборудование, заимствованное из других отраслей7.
Так, февральский (1965 г.) Пленум Оренбургского обкома КПСС отмечал, что существовавший уровень развития торгового и бытового обслуживания, а также качество обслуживания населения намного отстает от возросших запросов трудящихся8. Приводился ряд примеров: объем бытовых услуг на одного жителя в области составлял менее 6 рублей, что на 15 % ниже среднего уровня услуг по РСФСР. Остроумно высказался относительно состояния бытового обслуживания в области 1-й секретарь Оренбургского обкома А. В. Коваленко: «Многие предприятия бытового обслуживания в городах и районах области имеют свежие и поэтические названия «Мечта», «Фантазия», «Радость», «Идеал», «Светлана», «Радуга» и др. Но стоит только войти в такую «Мечту» или «Радость», как сразу забудешь о любой мечте и перестанешь не только радоваться, но даже улыбаться. Многие эти названия не соответствуют культуре обслуживания»9.
Кроме того, сеть предприятий торговли и бытового обслуживания в городах и районах была мала, а планы их строительства из года в год не выполнялись и средства на эти цели использовались не полностью10. В Кувандыкском районе, например, было намечено открыть 10 мастерских, а было открыто только 2, в Первомайском районе из 10 было открыто лишь 3, в Шарлыкском районе из 10 открыто 4, в Октябрьском районе из 7 было открыто 2 и в Оренбургском районе из 10 намеченных планом была открыта 1 мастерская. Из 63 совхозов, которые должны были предоставить помещения под мастерские, фактически предоставили только 23й. Пленум обкома констатировал, что не во всех даже крупных населенных пунктах области имелись предприятия бытового обслуживания12.
В целях дальнейшего улучшения бытового обслуживания населения области было решено:
- увеличить общий объем работ по бытовому обслуживанию населения в 1966 г. на 30 %, в том числе в сельской местности в 1,8 раза; довести число видов оказываемых бытовых услуг до 200;
- построить и ввести в действие за счет средств государственных капитальных вложений, выделяемых отчислений от жилищного строительства, накоплений предприятий, кредита банка и собственных средств колхозов не менее 38 предприятий бытового обслуживания, в том числе в сельской местности 2$, открыть за счет предоставления и высвобождения помещений 203 мастерских,
ателье, парикмахерских и других предприятий быта, в том числе в сельских районах —1ЭЗ;
- довести число разъездных мастерских бытового обслуживания в 1965 г. до 70, в 1966 г. — до 90, против 50 в 1964 г.;
- повседневно внедрять новые виды'и формы бытовых услуг, улучшить работу предприятий обслуживания, значительно расширить практику работы по выездному обслуживанию трудящихся в колхозах и совхозах области; провести работу по укрупнению мелких мастерских (особенно в сельской местности) и созданию на высоком техническом уровне механизированных предприятий бытового обслуживания с широкой сетью приемных пунктов, организовав в приемных пунктах мелкий ремонт одежды, обуви и предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода в присутствии заказчика13.
Таким образом, налицо была необходимость активного внедрения новых видов и форм бытового обслуживания населения: выездное обслуживание, прием заказов и доставка их в отдаленные населенные пункты, бюро добрых услуг и т. д. В результате активных действий райкомов партии число прокатных пунктов за 2 года выросло с 9 до 91, в том числе в сельских районах—до 69, число мастерских по ремонту сложной бытовой техники увеличилось в 1,5 раза. Значительно возросла техническая оснащенность предприятий бытового обслуживания. Для них было выделено 60 автомашин, 37 грузовых мотороллеров и свыше 1400 единиц нового технологичного оборудования14.
В Оренбурге, Орске, Бузулуке, некоторых районных центрах были построены крупные специализированные предприятия, которые положили начало созданию материально-технической базы службы быта15. И уже в 1966 г. бытовое обслуживание населения осуществлялось в большей степени многоотраслевыми комплексными предприятиями. Отметим, что данное положение дел было результатом действий обкома и райкомов в решении проблем, связанных с улучшением бытовых условий жизни населения, особенно сельского: в частности, предоставление и строительство помещений для мастерских, ателье, налаживание выездного обслуживания отдаленных населенных пунктов (передвижные мастерские и обеспечение транспортом, составление графиков и т. д.), подготовка и распределение кадров предприятий службы быта. Так, в областной газете «Южный Урал» была помещена заметка об открытии в поселке «Новорудный» постоянного пункта ремонта обуви и парикмахерской с благодарностью сельчан16.
Однако если мы обратим внимание на объем бытовых услуг, оказывавшихся населению предприятиями Управления бытового обслуживания населения в 1965 г., то он составлял 10,7 млн р., в том числе в сельской местности — 2,9 млн р. Численность же населения в целом по области — 2037 тыс. человек, в том числе сельского — 1 031 тыс. человек, следовательно, услуги на одного жителя составляли 5,25 р., в том числе на селе 2,80 р.17
Для сокращения разрыва показателей объем бытовых услуг на одного человека между городской и сельской местностью за 1965-1966 гг. в Оренбургской облает было построено и введено в эксплуатацию 31 предприятие, из них 3 фабрики химчистки одежды, 7 сапоговаляльных цехов, фабрика индпошива обуви, 20 комбинатов бытового обслуживания на 117,45,30 и 15 рабочих мест (в городах и селах области в 1965 г. работало 1,5 тыс. мастерских, ателье, павильонов и других предприятий бытового обслуживания, из них около 900 в сельской местности)18. Все комбинаты
и предприятия были построены по типовым проектам с хорошими условиями труда для работников службы быта, оснащены новым современным оборудованием. В Оренбургской области только Матвеевский, Красногвардейский и Саракташский районы не имели новых комбинатов бытового обслуживания к 1966 году А в целинных районах Кваркенском, Адамовском, Светлинском было построено и введено в эксплуатацию по 3 новых комбината, в Переволоцком 2 комбината19. Это было крупным шагом в деле организации централизованной и специализированной службы быта на селе. Объем услуг населению за этот же период вырос в 2,2 раза, в том числе сельскому — более чем в 3 раза. Таким образом, за короткий промежуток времени бытовое обслуживание сельского населения было превращено в крупную отрасль народного хозяйства, что непосредственно сказалось на качестве, объеме бытовых услуг, их разнообразии для каждого жителя села. Этот темп развития обслуживания сельчан был поддержан и в последующие годы.
С1966 г. ориентиром в развитии бытового обслуживания сельского населения были Директивы по VIII пятилетнему плану развития народного хозяйства страны (1966-1970), которые предусматривали превращение службы быта в крупную механизированную отрасль народного хозяйства, обеспечение высоких темпов прироста объемов бытовых услуг, повышение культуры обслуживания населения и качества работ и сокращение сроков их выполнения20.
Для Оренбургской области проект пятилетнего плана предусматривал увеличение объема бытового обслуживания в 1970 г. до 26 млн р., или в 2,4 раза, в том числе в сельской местности — 8,7 млн р., или в 3 раза21. Всего по пятилетнему плану было построено 119 новых бытовых предприятий (главным образом современных комбинатов бытового обслуживания), в том числе 64 предприятия на селе 22
Однако, учитывая особенности нашей области — большая территория при сравнительно слабой заселенности, недостатки дорожного хозяйства и коммуникаций, трудности поддержания регулярных связей с периферией во время зимних заносов и осенне-весенней распутицы — помимо создания специализированных предприятий в городах и головных комбинатов бытового обслуживания в райцентрах, необходимо было строить филиалы райбыткомбинатов с комплексными службами быта на 10-30 рабочих мест на многих центральных усадьбах совхозов и сельских населенных пунктах с числом жителей свыше 1000-1500 человек с прикреплением к ним 2-3 передвижных мастерских для обслуживания близлежащих малонаселенных пунктов.
В связи с этим основное направление развития быта в сельской местности было следующим:
- райбыткомбинат должен был сохранить значение основного звена бытово, го обслуживания, являясь многоотраслевым предприятием района- на всех центральных усадьбах колхозов и совхозов должны были быть открыты Дома быта или комплексные приемные пункты- для обслуживания населения небольших сел и 'хуторов необходимо было использовать разъездную форму обслуживания, выездные бригады должны были
Р гГной ' ш райисполкомом.
сел^ая в ^ыто^к ус^га^°при^^ потребностей на-
^^ ' х ах> приближение бытовых услуг к месту жительства,
внедрение в сельский быт новых видов услуг. Поэтому было целесообразным закрепить за отдельными Домами быта, имевшими соответствующую материальную базу и расположенными в крупных административных районах, участки с 6-10-комплексными приемными пунктами23.
Сельский комплексный приемный пункт оказывал разнообразные виды услуг (парикмахерские услуги, срочный ремонт обуви, прокат предметов культурно-бытового назначения и др.). Кроме того, он принимал заявки на различные виды других бытовых услуг. Районный комбинат бытового обслуживания был обязан координировать и контролировать деятельность всех предприятий службы быта, находящихся на территории района24.
Вместе с тем был определен перечень бытовых услуг, обязательных к приему районными комбинатами бытового обслуживания населения. В него входили: индивидуальный пошив и ремонт одежды не менее 10 видов, ремонт и изготовление головных уборов не менее 5 видов, ремонт и изготовление трикотажных изделий, ремонт обуви не менее 10 видов, химчистка и крашение одежды не менее 8 видов, ремонт электробытовых домашних приборов, телевизоров, радиоприемников, часов, металлических изделий, предметов хозяйственного назначения, музыкальных инструментов, мебели; ремонт квартир и домов не менее 15 видов, парикмахерские услуги, фотографические работы, прокат предметов культурно-бытового назначения и спортивного инвентаря не менее 15 видов, бюро бытовых услуг не менее 10 видов. Всего же оказывалось не менее 140 видов бытовых услуг25.
Расширение сети предприятий бытового обслуживания, их специализация и дифференциация, разнообразие обязательных услуг свидетельствовали о том, что возрос не только технический уровень бытового обслуживания как отрасли, но и востребование этих услуг сельскими жителями, что, в'свою очередь, позволяет судить о росте благосостояния отдельной сельской семьи.
Вопросу развития бытового обслуживания населения и улучшения условий жизни сельского жителя в преддверии юбилейной годовщины Октябрьской революции уделялось особое внимание. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 822 от 26 августа 1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения» было предложено совхозам и рекомендовано колхозам шире осуществлять своими силами строительство комбинатов и павильонов бытового обслуживания, а также предоставлять предприятиям службы быта на договорных условиях необходимые помещения, транспортные средства, коммунальные и другие услуги26. Было оговорено, что с 1 января 1968 г. вся прибыль предприятий и организаций бытового обслуживания населения, у которых объем работ по бытовому обслуживанию населения составляет 85 % и более от общего объема продукции, будет направляться на расширение действующих, строительство новых предприятий бытового обслуживания населения, на приобретение для них оборудования сверх утвержденных планов капитальных работ и на пополнение их оборотных средств27. В целом эти меры способствовали более четкой координации деятельности предприятий службы быта, утверждению нормальных бытовых условий для сельских жителей, сокращению потерь времени на поездку до предприятия службы быта и оформление заказов.
Чтобы более детально представить механизм организации бытового обслуживания сельского населения, необходимо конкретизировать некоторые аспекты работы комбинатов бытового обслуживания. Следует отметить, что многие проблемы материально-технического обеспечения, такие как нехватка квалифицированных кадров бытовиков, недостаток производственных площадей, неустроенность жилищных условий работников службы быта были характерны, в той или иной мере, для Курманаевского, Адамовского, Шарлыкского, Светлинского, Пономаревского, Саракташского, Домбаровского, Октябрьского и других районов области28. Рассмотрим результаты проверки состояния бытового обслуживания на примере Светлинского района.
Бытовое обслуживание Светлинского района осуществлялось Светлинским комбинатом бытового обслуживания, которым систематически не выполнялся план по бытовому обслуживанию населения. Одной из основных причин являлась частая сменяемость директоров в 1967-1968 гг. Из-за неритмичности снабжения сырьем и материалами финансовое положение комбината было ухудшено, вследствие чего была допущена затоваренность ненужными товарами и материалами. По состоянию на 20 января 1969 г. на комбинате работало 190 человек, в том числе административно-управленческого персонала — 20, обслуживающего персонала —19 человек; мастеров по специальностям: швейников — 95, обувщиков — 5, парикмахеров — 23, бытовой техники — 1, часовых мастеров — 4, фотографов — 4, вязальщиц — 4, учеников разных профессий — 15. Основное предприятие бытового обслуживания было расположено в райцентре — пос. Светлом, где проживало 9700 жителей. На территории района располагались 10 совхозов, где проживало 13 424 жителя. Из 10 совхозов стационарные мастерские имели
восемь2*.
На комбинате наблюдалась большая текучесть кадров.' Так, за 1968 г. было принято 122 человека, уволено 99 человек. Текучесть кадров мастеров объясняется тем, что направленные на комбинат выпускники ПТУ не задерживались в связи с отсутствием жилья у комбината. Материальной заинтересованности приемщиков, рабочих в сроках исполнения заказов не было, так как премиальная оплата работавших по оплате в процентах от выручки не распространялась на эти категории работников. Материально-техническое снабжение, осуществляемое Областным управлением снабжения и сбыта, не обеспечивало ритмичной работы комбината (особенно неудовлетворительно шло обеспечение запасными частями для ремонта бытовой техники, радио, фотопленкой, материалами и фурнитурой
для обувного производства)30. Однако по сравнению с 1967 г. рост бытовых услуг в 1968 г. составил 16 %31.
Что касается выездного обслуживания населения отдаленных населенных пунктов, то Светлинский комбинат бытового обслуживания имел для выездов бригады автофургон ГАЗ-51. Был утвержден график выездной бригады по обслуживанию населения совхозов. Так, в состав бригады входило 5 человек: закройщик, парикмахер, мастер по ремонту обуви, мастер по ремонту радиоприемников, мастер по ремонту часов. Закройщик в первый заезд принимал заказ, во второй заезд делалась примерка, а в третий - выполненный заказ отдавался заказчику. Мастера по ремонту часов и радиоприемников в первый заезд принимали часы 76
и приемники, во второй заезд возвращали заказчику отремонтированные заказы. Мастер по ремонту обуви работу производил на месте, заказы на крупный ремонт брал для выполнения и во второй заезд йозвращал клиенту. Бригадиром данной бригады также принимались у населения вещи в химчистку и крашение с отправкой их в г. Орск и при возвращении из химчистки развозились на места клиентам32, Однако были случаи несоблюдения графика работы выездной бригады.
Небезынтересно, что в 1968 г. в Оренбургской области проживало 2 млн 100 тыс. человек, из которых более 50 % проживало в сельской местности. В области насчитывалось 2 660 населенных пунктов, в числе которых с населением более 1 ООО человек было только 333 населенных пункта, что создавало определенные трудности в их бытовом обслуживании33. Имелись и такие предприятия, которые не выполняли выездное обслуживание в далеких от райцентра селах или выполняли заказы только через 2-3 месяца после его получения34.
Подсчитано, что передвижными бригадами обслуживалось в 1968 г. не более 18 % населенных пунктов области, остальные никем не обслуживались (или обслуживались кое-как). Между тем на это были объективные причины: обслуживание почти не производилось в межсезонье из-за бездорожья и малой проходимости автомобилей35. Парк машин был еще не велик и поэтому нельзя было решить задачу обслуживания всех населенных пунктов, а их в области было более 3 тысяч. Если бы разъездные бригады посещали их всех, то это значило бы один раз в 2 месяца бывать там, поэтому за каждой бригадой была закреплена только часть сел, но их обслуживание обязано было быть четким36.
Таким образом, на примере одного типового комбината бытового обслуживания можно сделать вывод о состоянии службы быта конкретного района, о трудностях, с которыми сталкивались работники службы быта, директора комбинатов бытового обслуживания и жители небольших населенных пунктов, а также и о положительных моментах, например о разнообразии бытовых услуг, относительно четкого графика выездного обслуживания, наличия квалифицированных мастеров, увеличения объема поставок и т. д.
Говоря о развитии бытового обслуживания сельского населения, необходимо отметить темп, с которым это развитие происходило. Так, бытовые нужды населения в 1965 г. обслуживались 1 680 мастерскими и приемными пунктами, из которых 908 мастерских и 196 приемных пунктов были на селе. В сфере бытового обслуживания работало 12 00 человек, из них свыше 3 000 работали на селе. Объем бытовых услуг по сельской местности в 1965 г. на одного жителя составлял
3,58 р„ в 1968 г. он возрос до 5,04 р.37
В 1970 г. в области имелось 1 750 ателье, мастерских, в том числе более тысячи на селе38. Подобный рост материально-технической базы бытового обслуживания сельского населения способствовал тому, что из года в год объем оказанных услуг возрастал.
В заключение отметим, что с середины 1960-х гг. обозначились перемены к лучшему в развитии бытового обслуживания сельского населения, несмотря на то, что данный компонент социальной сферы существенно отставал от потребностей сельских жителей39. И несмотря на то что на XIX Оренбургской областной партийной конференции в феврале 1971 г.40 и на IX Пленуме Оренбургского
обкома КПСС в январе 1970 г. были отмечены крупные недостатки в бытовом обслуживании трудящихся41, например, план бытового обслуживания сельского населения на протяжении 1966-1970 гг. не выполнялся (комбинаты бытового обслуживания оказывали 70-80 % от необходимого количества видов услуг), мы не должны забывать о том, что до 1965 г, в Оренбургской области не было ни одного современного предприятия службы быта в деревне (первый Дом быта был построен в 1965 г. в с. Октябрьском), и уровень бытового обслуживания сельского населения, достигнутый к 1970 г., являлся достаточно высоким и интенсивным относительно прежних лет.
Таким образом, рассмотрев состояние, организацию, развитие бытового обслуживания сельских жителей, мы можем констатировать в целом позитивные сдвиги в улучшении бытовых условий жизнеобеспечения, факторов проживания в специфических условиях Оренбургского села. Развитие бытового обслуживания сельского населения характеризовалось расширением сети районных комбинатов бытового обслуживания, дальнейшим распространением выездной формы обслуживания (состав выездных бригад определялся с учетом местных особенностей, экономической целесообразности и потребностей населения, в основном это был выезд закройщика, парикмахера и шофера — универсального приемщика), связью райбыткомбинатов со специализированными предприятиями и, прежде всего, с фабриками и объединениями по химчистке одежды, с предприятиями по ремонту сложной бытовой техники.
Примечания
1 См.: Никонов Л, А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России. М., 1995. С. 331.
2 См.: Материалы XXIII съезда КПСС. М., 1966. С. 43-44,126-127,229,258-263.
3 См.: Брежнев Л. Я Ленинским курсом: В 9 т. Т. 2. М., 1972. С. 313-314. * Там же. С. 503.
5 Там же. С, 575.
й Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-500. Оп. 3. Д. 563. Л. 7. 7 См.: Экономические вопросы развития службы быта на селе. М., 1972. С. 19. ® Центр документации новейшей истории Оренбургской области'(ЦДНИОО), Ф. 371. Оп. 33. Д. 1. Л. 3; Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф 2863 Оп 1 Д 514 Л 1.
9 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 33. Д. 1. Л. 40. '
10 Российский Государственный архив новейшей истории (РГАНИ) Ф 5 Оп 43 Д 116 Л 8
11 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 33. Д. 1. Л. 39.
12 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 38. Д. 114. Л, 104.
13 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп, 33. Д. 1. Л. 7-9; ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1.Д 373 Л 15 » ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1. Д. 431. Л. 15; ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 33. Д 1 Л 38 '
Там же. Л. 103; ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1. Д. 681. Л. 3-4; см, Пронин В А. Специализация в сфере обслуживания населения. Краснодар, 1975. С. 84.
16 Похвальная инициатива//Южный Урал 1966 8янв
17 ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1. Д. 514. Л. 1
« ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 33. Д. I. л. 5; ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1. Д 373 Л 15- И 681 ТТ 48 » ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1. Д. 951. Л. 103; Д. 1054. Л 40 'Д> Л'^
М оП~ле52-5?°СЫ РаЗВ™ СЛУЖбЫ бШа На ^ М" 1972' 5; ГАОО. Ф. 2863. 21 ГАОО. Ф. 2863. Оп. 1. Д. 514. Л. 1; ГАРФ. Ф. А-500. Оп. 3. Д. 563. Л. 5. 78
22 ГАОО. Ф. 2863. On. 1. Д. 514. Л. 2; ЦДНИОО. Ф. 371. Он. 34. Д. I. Л. 204.
23 ГАРФ. Ф. А-500. Оп. 3. Д. 563. Л. 7 об.
24 См.: Экономические вопросы... С. 17. 23 ГАОО. Ф. 2863. On. 1. Д. 677. Л. 59-60.
26 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 37. Д. 77. Л. 38 об-39.
27 Там же. Л. 39 об.
28 ГАОО. Ф. 2863. On. 1. Д. 950. Л. 46-48,58-59,84,88-89,122-124,131-132,154-155.
29 Там же. Д. 871. Л. 15-16.
30 Там же. Л. 20-21.
31 Там же. Л. 18.
32 ГАОО. Ф. 2863. On. 1. Д. 412. Л. 24.
33 Там же. Д. 980. Л. 3.
34 Там же. Д. 681. Л. 17. 33 Там же. Д. 1054. Л. 63. 30 Там же. Д! 681. Л. 17. 37 Там же. Д. 980. Л. 3.
33 Там же. Д. 1029. Л. 1.
35 ГАРФ. Ф. А-500. Оп. 3. Д. 563. Л. 3
40 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 42. Д. 1. Л. 57.
41 Там же. Оп, 40. Д. 1.Л.7