Научная статья на тему 'Бытовое облуживание сельского населения Марийской АССР в 60-80-е годы XX столетия'

Бытовое облуживание сельского населения Марийской АССР в 60-80-е годы XX столетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИЕМНЫЕ ПУНКТЫ / СПРОС / СТРУКТУРА И ОБЪЕМ УСЛУГ / ФОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / КАДРЫ / SPECIALIZED ENTERPRISES / RECEPTION CENTERS / DEMAND / STRUCTURE AND VOLUME OF SERVICES / TYPES OF SERVICE / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбалка Владимир Иванович

Рассмотрено создание крупных специализированных предприятий и объединений, развитие кооперативных поставок между комбинатами, сокращение разрыва в уровне обслуживания жителей городов и деревень, работа комплексных приемных пунктов. Особое внимание уделено прогрессивным формам обслуживания, структуре и объему бытовых услуг, изменениям в кадровом составе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER SERVICES OF THE MARI ASSR VILLAGE POPULATION IN THE 1960-1980S OF THE XX CENTURY

Establishment of big specialized enterprises and associations, development of cooperative delivery among consumer service centers, bridging the gap in the level of consumer services of citizens and villagers have been reviewed. A special attention has been paid to the work of complex reception centers, advanced methods of service, structure and volume of services, changes in the personnel.

Текст научной работы на тему «Бытовое облуживание сельского населения Марийской АССР в 60-80-е годы XX столетия»

Литература

1. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. Т. 5. С. 691-716.

2. ЦГАРМ.Ф. Р-Ю48.0П. 1.

ПИКСАЙКИН ВЯЧЕСЛАВ КУЗЬМИЧ - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (PVK.08@mail.ru).

PIKSAYKIN VYACHESLAV KUZMICH - competitor of scientific degree of Historical Sciences Candidate, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

УДК 64 : 94. 47 (470. 343)

В.И. РЫБАЛКА

БЫТОВОЕ ОБЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МАРИЙСКОЙ АССР В 60-80-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Ключевые слова: специализированные предприятия, приемные пункты, спрос, структура и объем услуг, формы обслуживания, кадры.

Рассмотрено создание крупных специализированных предприятий и объединений, развитие кооперативных поставок между комбинатами, сокращение разрыва в уровне обслуживания жителей городов и деревень, работа комплексных приемных пунктов. Особое внимание уделено прогрессивным формам обслуживания, структуре и объему бытовых услуг, изменениям в кадровом составе.

V.l. RYBALKA

CONSUMER SERVICES OF THE MARI ASSR VILLAGE POPULATION IN THE 1960-1980= OF THE XX CENTURY

Key words: specialized enterprises, reception centers, demand, structure and volume of services, types of service, personnel.

Establishment of big specialized enterprises and associations, development of cooperative delivery among consumer service centers, bridging the gap In the level of consumer services of citizens and villagers have been reviewed. A special attention has been paid to the work of complex reception centers, advanced methods of service, structure and volume of services, changes in the personnel.

В начале рассматриваемого периода бытовое обслуживание в сельской местности Марийской АССР не удовлетворяло запросы жителей села даже в традиционных видах услуг: ремонте и пошиве обуви, одежды, парикмахерских и др. Население вынуждено было выезжать в районные центры и близлежащие города, чтобы получить самые необходимые услуги.

После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в сельской местности начался новый этап развития бытового обслуживания. Бытовые услуги населению республики оказывали 25 министерств, ведомств и организаций. Наибольший удельный вес приходился на Министерство бытового обслуживания населения. Все службы быта трудились над конкретным решением задач по превращению бытового обслуживания в высококвалифицированную отрасль народного хозяйства. Много внимания уделялось развитию сети предприятий бытового обслуживания, созданию новых машин и оборудования, технологических линий.

Ремонт сложной бытовой техники, радио- и телевизионной аппаратуры, легковых автомобилей невозможен без мастеров высокой квалификации, соответствующего оборудования и приспособлений. Поэтому в республике было создано девять крупных специализированных предприятий и объединений. Среди них «Новинка» - по химической чистке и крашению одежды, «Березка» -по изготовлению трикотажных изделий, «Смена» - по пошиву обуви, «Марий-телерадиобыттехника» и «Марийрембыттехника». Свыше 60% объема оказываемых услуг приходилось на специализированные предприятия. Были полностью специализированы индивидуальный пошив, вязка трикотажных изделий, ремонт сложной техники и радиотелевизионной аппаратуры, изготовление мебели, химическая чистка и крашение одежды.

Наряду со специализацией предприятий дальнейшее развитие получили кооперативные поставки между комбинатами. Например, Советский комбинат

бытового обслуживания принимал заявки на изготовление валяной обуви, Оршанский - на выделку овчин. Делали это они по договорам для всех других комбинатов республики. Такая форма кооперации внедрялась впервые и давала положительные результаты.

На центральных усадьбах почти во всех колхозах и совхозах были созданы комплексные приемные пункты, а в крупных населенных пунктах имелись Дома быта. На разветвленную сеть комплексных приемных пунктов опирались комбинаты бытового обслуживания, являющиеся ведущим звеном в сфере услуг на селе. Они действовали в тесном контакте с хозяйственными руководителями колхозов и совхозов. Через Дома быта и приемные пункты собирались заказы на услуги, осуществлялся контроль за своевременным и качественным их исполнением. Вместе с тем они налаживали тесные связи со специализированными предприятиями своей отрасли.

В районах проводилась большая работа, направленная на сокращение разрыва в уровне обслуживания жителей городов и деревень. В 1972 г. с ценной инициативой выступил коллектив Советского комбината бытового обслуживания. Надо отметить, что коллектив этого комбината все время был в поисках нового, интересного. В 70-е гг. прошлого века он оказывал населению около 200 видов услуг. Здесь широко использовались такие методы, как прием заказов и оказание услуг на дому, по месту работы - на предприятиях, на полях и фермах колхозов и совхозов.

Благодаря четкой организации диспетчерской службы в Советском районе достигалась эффективная работа комплексных приемных пунктов. Еженедельно, в определенный графиком день, приемщица на машине диспетчера привозила выполненные комбинатом заказы и принимала новые. Роль комплексных приемных пунктов все больше возрастала. В Советском районе, первом в республике, в 1974 г. была завершена телефонизация всех комплексных пунктов приема заказов.

Работниками службы быта республики велись разработка и внедрение на фермах новой удобной одежды для животноводов. В год приемщицы делали по 3-4 тыс. выездов на животноводческие фермы и комплексы.

Все это положительно сказывалось на обслуживании людей. Если в 1965 г. объем бытовых услуг, оказываемых сельскому населению республики, составлял около 900 тыс. руб., то в 1974 г. он возрос более чем на 4,5 млн руб., т.е. - в 5 раз. На одного сельского жителя он составил 10 руб. 89 коп., а в 1965 г. -2 руб. 15 коп., на одного животновода соответственно - 17 руб. 10 коп. и 10 руб. 60 коп.

Как и в торговле, здесь за 1965-1974 гг. произошли большие сдвиги в структуре услуг. Если такие привычные виды услуг, как индивидуальный пошив и ремонт одежды, услуги парикмахерских, возросли в 2,5-3 раза, то ремонт технически сложных бытовых машин и приборов, ремонт и вязка трикотажных изделий увеличилась в 4,5-10 раз.

Значительно увеличился спрос на ремонт и строительство индивидуального жилья. Доля этого вида услуг в 1974 г. составляла почти четверть общего объема. Около 10% услуг приходилось на ремонт бытовых машин и приборов. Росли услуги по изготовлению мебели, почти в 1,6 раза - прокатных пунктов, хотя абсолютная сумма по этим видам услуг была невелика [3. С. 214].

Число приемных пунктов в 1979 г. в сельской местности выросло до 166, т.е. почти в 3 раза по сравнению с аналогичным показателем в 1965 г., а объем бытовых услуг, оказываемых сельскому населению, вырос почти в 7 раз. Более чем в 5 раз возросли услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, в 37 раз возрос объем ремонта, индивидуального пошива и вязки трикотажных изделий. Если в 1965 г. в приемные пункты обращались за помощью по ремонту мебели всего 7 раз, то в 1979 г. - 382 раза. Важным показателем улучшения жизненного уровня сельского населения являлись данные по строительству и ремонту жилищ. Если в 1965 г. за этой помощью обращались 6 раз, то в 1979 г. -

594 раза. Данные 1979 г. показывают, что в сельской местности возросло количество личного транспорта, так как в указанном году за помощью обращались 237 раз, в то время как в 1965 г. таких услуг не было вообще [1. С. 104].

В 1980 г. сфера бытового обслуживания объединяла 608 ателье и мастерских, 518 приемных пунктов, из них 240 территориально обособленных приемных пунктов. Общий объем оказанных населению бытовых услуг составил 16,83 млн руб., или в расчете на душу населения 27 руб. 84 коп. В республике 82,7% всех услуг выполняли предприятия Министерства бытового обслуживания населения.

Дальнейшее развитие служба быта получила в одиннадцатой пятилетке. Объем услуг, оказанных населению за годы пятилетки, возрос на 20,7%. Жителям республики было оказано услуг на 3,5 млн руб. больше, чем в 1980 г. Это стало возможным за счет строительства новых предприятий службы быта, их расширения и реконструкции. Стоимость основных фондов предприятий службы быта увеличилась более чем на 6 млн руб. Были введены в действие специализированные предприятия по ремонту сложнобытовой техники в Йошкар-Оле мощностью 612 тыс. руб. услуг в год, Дома быта в поселках Мари-Турек и Сотнур [4. С. 71].

За это время местные Советы, колхозы и совхозы выделили службе быта около 6 тыс. кв. метров производственных площадей, на которых разместились комплексные приемные пункты, участки по ремонту и пошиву швейных, трикотажных изделий и обуви, ремонту сложнобытовой техники, стирке белья, фотографии, пункты проката.

Значительно обновились основные фонды. За годы одиннадцатой пятилетки на предприятиях Министерства бытового обслуживания было установлено 1200 единиц нового технологического оборудования, внедрено 32 технологических процесса, освоено 72 вида услуг и форм обслуживания.

Широкое развитие получили прогрессивные формы обслуживания: 50% телевизоров ремонтировалось у заказчика на дому. Хорошо зарекомендовало себя и срочное выполнение заказов. Наиболее удобным стал режим работы предприятий службы быта. Большое внимание уделялось обслуживанию сельских жителей.

Улучшение службы быта неразрывно связано с увеличением объема услуг, предоставляемых жителям села коммунальными предприятиями - банями, гостиницами, Домами быта, комплексными приемными пунктами. В 1985 г. объем услуг, оказанных одному сельскому жителю в год, составил 21 руб. против 1 руб. 20 коп. в 1960 г., т.е. возрос в 17 раз. За счет средств колхозов и совхозов в XI пятилетке вновь было открыто 16 комплексных приемных пунктов общей площадью 631 кв. м, в 20 комплексных приемных пунктах расширили существующие площади на 1000 кв. м.

Однако из 41 имеющегося сельского Дома быта лишь 10 были построены по типовым проектам. Из 164 сельских комплексных приемных пунктов 27 имели площадь до 20 кв. м. По этой причине во многих из них невозможно было организовать прием заказов на некоторые виды услуг.

Постепенно сокращался разрыв в уровнях бытового обслуживания сельского населения. Так, за 1986 г. в Марийской АССР было установлено душевых на 918 человек, построено 40 саун, 167 красных уголков, 41 пункт стирки спецодежды, столовых на 3827 посадочных мест, 33 магазина и отдела кулинарии, 24 буфета, 48 ларьков доверия на фермах и комплексах, 10 буфетов при рабочих общежитиях [2. С. 6].

Значительные изменения происходили в кадровом составе сельской службы быта. Повышались профессиональное мастерство и общеобразовательный уровень работающих. За 1981-1985 гг. для сельской службы быта было подготовлено 3427 специалистов массовых профессий, 3290 человек повысили свою квалификацию, подготовлено более 300 приемщиц, в том числе 160 для работы на селе.

Развитие бытового обслуживания населения, улучшение качества оказываемых услуг, своевременность исполнения заказов в большой мере зависели от людей, которым было поручено заниматься этим делом. Хорошие специалисты возглавляли Советское, Мари-Турекское районные производственные управления бытового обслуживания и Волжский горбыткомбинат. Так, в Советском районе была создана материальная база по всем видам услуг. За последние два года одиннадцатой пятилетки здесь был открыт цех по изготовлению трикотажных изделий, ателье химической чистки одежды, прачечная самообслуживания, переведена в новое помещение телемастерская. Жители этого района получали все бытовые услуги на месте. На одного жителя Советского района за 1986 г. было оказано услуг на 25 руб. 34 коп., Волжского - на 21 руб. 49 коп.

В последние годы одиннадцатой пятилетки окрепла и материально-техническая база службы быта Мари-Турекского района. Только за два года на площадях, выделенных колхозами и совхозами района, дополнительно было открыто 5 и расширено 4 комплексных приемных пункта. В поселке Мари-Турек был построен Дом быта мощностью 230 тыс. руб. услуг в год. За 1986 г. прирост объема услуг в расчете на одного жителя возрос на 2 руб. 67 коп. [4. С. 73].

Однако достигнутый в республике уровень бытового обслуживания еще не в полной мере отвечал возрастающим потребностям населения. Это объяснялось не столько ростом денежных доходов семьи, сколько возросшими потребностями тружеников села.

Литература

1. Народное хозяйство Марийской АССР в цифрах. Юбилейный статистический сборник. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1980.123 с.

2. Политическая агитация. Йошкар-Ола. 1986. № 15. 28 с.

3. По плану партии. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1976. 298 с.

4. Шаги пятилетки. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1987. 92 с.

РЫБАЛКА ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (Anytik99999@rambler.ru).

RYBALKA VLADIMIR IVANOVICH - candidate of historical sciences, assistant professor at the Chair of Journalism, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 331.221: 94. 47 (470.343)

В.И. РЫБАЛКА

ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА КОЛХОЗНИКОВ В МАРИЙСКОЙ АССР В 60-е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: формы оплаты, авансирование, кредитование, льготы, пенсионное обеспечение.

Рассмотрены вопросы совершенствования системы оплаты труда и перехода к денежной, гарантированной оплате труда колхозников, улучшения пенсионного обеспечения и социального страхования членов колхозов, роста выплат и льгот из общественных фондов потребления.

V.l. RYBALKA

FORM OF PAYMENT FOR LABOUR OF THE COLLECTIVE FARMERS IN MARI AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN THE 1960">

Keywords: forms of payment, money advance, lending, benefits, pension provision.

Issues of payment system development and transition to monetary, guaranteed payment of the collective farmers’ labor, improvement of pension provision and social insurance of the collective farms members, payment and benefits growth from public funds are considered.

В начале 60-х годов прошлого столетия темпы роста сельскохозяйственного производства замедлились. Состоявшийся в марте 1965 г. Пленум ЦК КПСС указал, что основными причинами отставания сельского хозяйства явились нарушения экономических законов развития производства, принципов материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в подъ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.