Бушуева С. А.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ИНСТИТУТУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
8.6. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ В РОССИИ ИНСТИТУТУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Бушуева С. А., соискатель Краснодарский университет МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В России давно назрел вопрос о создании ювенальной юстиции. Эта необходимость обусловлена, прежде всего тем, чтобы перестать рассматривать абстрактно несовершеннолетних, как совершивших преступление, так и склонных к противоправным действиям. Работа с детьми должна быть направлена на профилактику преступлений, а не наказание за содеянное.
Один из основных вопросов, который волнует российских юристов в настоящее время, восстановление института ювенальной юстиции. «Ювенальная юстиция - это особая система правосудия для несовершеннолетних. В ее основе лежит доктрина, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения».
Вопрос о необходимости ювенальной юстиции в постсоветской России был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 года. В настоящее время - как самостоятельная подсистема общего правосудия - она отсутствует. Вместе с тем в некоторых регионах России (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге, Саратове, Нижнем Новгороде и др.) с 1999 года в судебную систему стали вводиться элементы ювенальных судов, приближенные к мировым стандартам.
15 февраля 2002 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла ФКЗ «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции».
По вопросу ювенальной юстиции интересным представляется мнение кандидита психологических наук Л. Карнозовой, которая утверждает, что правовой институт ювенальной юстиции основан на философии возрастной защиты и ее целевая установка в отношении правонарушителя состоит не в наказании, а в достижении благополучия ребенка (Конвенция ООН о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)1. Охранительная направленность, социальная насыщенность и индивидуальность обращения, есть основные принципы ювенальной юстиции. Но перечисленные ориентиры не могут быть воплощены в рамках только юридической системы, поэтому поддержку необходимо ждать со стороны гуманитарных структур2.
В 60-70-х годах ХХ века в мире заговорили о кризисе ювенальной юстиции в связи с ее ростом. Исходная модель строилась на представлении о том, что пре-
1 Карнозова Л. К модели восстановительной ювенальной юстиции // Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс / Досье на цензуру», 2005 № 4. С. 1.
2 Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.
ступление, совершенное несовершеннолетним, есть симптом его неблагополучия - социального, психического и т.п.; следовательно, ребенку надо помочь. Отсюда классическая модель ювенальной юстиции -реабилитация вместо наказания, или индивидуализация обращения. Классическая реабилитационная парадигма строилась вне принципа ответственности: во главу угла ставилось именно благополучие ребенка, а потому ответ на преступление состоял в выявлении и решении его проблем, но игнорировал факт причинения вреда жертве и обществу. И нарушитель оказывался в пассивной роли потребителя услуг. Но данная модель себя не оправдала- преступность несовершеннолетних неуклонно продолжала расти. Но наука не стоит на месте. Вместе с введением принципа ответственности, как показывает Г. Бэйзмор, появилась новая парадигма ювенальной юстиции3. В концепции восстановительного правосудия правонарушитель рассматривается как субъект, способный и обязанный держать ответ за последствия своих действий. Однако здесь необходимо учитывать особенности детского возраста. Дефект его социализации - есть совершение противоправного деяния.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что в России нет автономной системы ювенальной юстиции. Но, тем не менее, российское уголовное и уголовнопроцессуальное законодательство, хотя и относит производство по делам несовершеннолетних к общей системе уголовного судопроизводства, ориентированного на наказание, содержит ряд норм, обусловленных особенностями детского возраста и определяющих как специфические санкции, так и особые черты рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Международные принципы правосудия в отношении несовершеннолетних и тенденции развития ювенальной юстиции в мире стали опорой для нововведений в этой области. Идеология для реализации международных стандартов в отношении несовершеннолетних задана принятым 24 июля 1998 года Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ). Этим нормативным актом введены понятия и принципы, до настоящего времени отсутствовавшие в нашем законодательстве, но ключевые для ювенальной юстиции: социальная реабилитация ребенка, специализация правоприменительных процедур с участием ребенка, приоритет его личного и социального благополучия, необходимость следования принципам международного права при решении вопроса о наказании несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Духом этого закона пронизано и Постановление № 7 пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Однако законы, непосредственно регламентирующие рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не приведены в соответствие с этими положениями. Поэтому - до принятия специального законодательства - остается задача вписывания новых элементов в поле действующих правовых норм4.
3 Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1999. С. 67-99.
4 См.: Карнозова Л. Указ. Соч. С. 6.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
Необходимо взять на вооружение нашей стране один аспект: ювенальная юстиция, по мере того, как она существует во всем мире и эволюционирует, все больше и больше начинает заниматься ребенком, когда он еще не совершил правонарушение, когда ему плохо, когда он находится в трудной жизненной ситуации, то есть акцент делается на профилактику.
По нашему мнению, ювенальные суды должны создаваться в системе судов общей юрисдикции. Для этого необходимо внести изменения в ФКЗ «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов как специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, который 15 февраля 2002 года прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. Внести в Государственную Думу РФ проекты ФКЗ «О ювенальных судах в Российской Федерации», где как раз и прописывается, что есть ювенальный суд с точки зрения права, и «Об основах системы ювенальной юстиции», в котором отражены все нюансы взаимосвязей субъектов ювенальной юстиции, включая институт уполномоченного по правам ребенка, комиссии, органы опеки как часть этой системы, и так далее, а также ряд поправок в процессуальные законы.
Представляется, что специализированные суды (ювенальные суды), должны рассматривать не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, но и гражданские дела о лишении родительских прав, об усыновлении, об установлении отцовства и факта признания отцовства, об определении порядка воспитания ребенка, о защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних. Огорчает, что на сегодняшний день в России нет ювенальной юстиции как автономной системы со своими целями, процедурами, организационным устройством, правовой регламентацией. Но вселяет оптимизм, что в последнее десятилетие довольно активно разворачивается движение за нее. Здесь можно выделить несколько линий: общественные дискуссии, федеральные и региональные программы, законотворческая деятельность, создание сети разного рода учреждений и общественных организаций по работе с несовершеннолетними, технологические разработки, реализующиеся в экспериментальном режиме. Решая вопрос о создании ювенальной юстиции, необходимо провести тщательный анализ мирового и собственного российского, опыта «детского» правосудия: базовых идей, организационно-правовых моделей, ограничений и новых перспектив5.
Переход от равной ответственности со взрослыми к
смягчению наказания и к созданию специальных учреждений для исправления и воспитания несовершеннолетних можно считать периодом предыстории ювенальной юстиции. А собственно возникновение знаменует принципиальная смена парадигмы реагирования на правонарушающее поведение: от наказания к защите интересов личности ребенка, воспитанию, социализации. Отсюда нужда в иной процедуре и инфраструктуре - воспитательные учреждения вместо тюрьмы.
Сегодня в России рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних по-прежнему осуществляется в контексте общих принципов и норм уголовной юстиции и имеет только некоторую специфику, скорее связанную с идеями смягчения уголовной ответственности, но не меняющую радикально саму систему.
Верховный Суд РФ еще раньше - в Постановлении от 14 февраля 2000 г. - указывал на воспитательный характер правосудия в отношении несовершеннолетних. Тем не менее, парадигма остается прежней.
Столь мизерное использование воспитательных санкций во многом объясняется отсутствием сети реабилитационно-воспитательных учреждений, которым можно было бы поручать подобные меры. Правда, в последние годы стала создаваться гуманитарная среда - разного рода социально-реабилитационные и психологические центры и другие учреждения для работы с несовершеннолетними, однако они не позиционируются как обязанные или способные к выполнению работы с детьми, совершившими уголовные преступления. Хотя ситуация здесь двусторонняя: нет структур, поскольку судом они не востребованы, а суды не назначают воспитательных мер, поскольку нет тех, кто мог бы их реализовать. Замкнутый круг.
В настоящее время сложилась ситуация, когда достаточно хорошо осознается потребность в ювенальной юстиции в России. Относительно путей ее создания можно выделить две тенденции: упование на центр («пусть государство...», «дайте закон...») и местные инициативы, децентрализация. Вторая тенденция постепенно набирает силу. Ювенальная юстиция станет возможной, если дети перестанут рассматриваться абстрактно. Закон нужен, но он должен расширить возможности начавшейся работы в области использования элементов ювенальной юстиции и в дальнейшем, на основе практически проверенных моделей, задать эффективные правовые конструкции нового типа процесса в отношении несовершеннолетних и возможности его гуманитарно-инфраструктурного обеспечения.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
5 См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000; Беляева Л. И. Размышления по поводу ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2005, № 2 (5). С. 39; Мельникова Э. Б., Карнозова Л. М. Ювенальная юстиция -охранительная и восстановительная. М., 2002.