Научная статья на тему 'Бушуева, Л. А. Повседневность университетского профессора Казани. 1863–1917 гг. / Л. А. Бушуева. – Казань : центр инновационных технологий, 2012. – 288 с'

Бушуева, Л. А. Повседневность университетского профессора Казани. 1863–1917 гг. / Л. А. Бушуева. – Казань : центр инновационных технологий, 2012. – 288 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бушуева, Л. А. Повседневность университетского профессора Казани. 1863–1917 гг. / Л. А. Бушуева. – Казань : центр инновационных технологий, 2012. – 288 с»

РЕЦЕНЗИИ

Бушуева, Л. А. Повседневность университетского профессора Казани. 1863-1917 гг. / Л. А. Бушуева. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 288 с.

На протяжении двух последних десятилетий в современной российской историографии сохраняется устойчивый интерес к исследованию феномена высшего образования в течение Х1Х-ХХ вв. Представляется, что перемены, меняющие облик современной высшей и средней школы, стимулируют обращение к осмыслению облика российского студенчества [1-4], профессуры [5-10]. Небезынтересен опыт деятельности университетов в российской провинции для понимания их роли в социокультурном пространстве, испытавшем существенные трансформации, связанные с вызовами медернизационно-го процесса. Уместно напомнить и о конфликте, отразившемся в разделении отечественной профессуры на две части: одна из них требовала «восстановления» привилегий и отказа от полицейских методов управления, тогда как другая осознавала себя частью чиновничьего корпуса, который был обязан исполнять распоряжения начальства [3]. Наконец, достаточно очевидна значимость постижения специфики частной жизни, межличностных отношений, социальных коммуникаций, субкультуры университетской профессуры насыщенного событиями и перемен периода, охватывающего адаптацию общества к реалиям пореформенной эпохи, революционных потрясений 19051907 гг., погружения в общенациональный кризис 1917 г.

В этой связи перед Л. А. Бушуевой стояли достаточно сложные проблемы. Автор отмечает два связанных между собой пласта в исследовании -деконструкцию письменной мифологии и реконструкцию структуры повседневности. Их синтез, как отмечено в монографии, позволяет рассматривать университет как реальный социальный организм и как средство производства символических ценностей (с. 4). Методологическая основа исследования представлена в монографии весьма обстоятельно, что позволило определить векторы движения в изучении сложной научной проблемы. Вне внимания автора не остались историографические и источниковедческие аспекты (с. 13-60). Тщательность проработки документов, отложившихся в пяти фондах Национального архива Республики Татарстан, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, Национального музея Республики Татарстан, позволила, наряду с использованием опубликованных источников, составить представление об особенностях повседневного мира профессора одного из старейших университетов России.

Размышляя о содержании монографии Л. А. Бушуевой, целесообразно обратить внимание на ряд положений, которые позволяют по-новому оценить некоторые стороны социокультурной ситуации. Во-первых, отметим значимость наблюдений за опытом саморегулирования профессорской корпорации с тенденцией герметичности в условиях увеличения доли выпускников уни-

верситета с 36,4 % (1863-1864 гг.) до 48,2 % (1905-1917 гг.) (с. 70). При этом, как отмечает автор, степень эффективности механизма саморегулирования не следует переоценивать. Действительно, приток в преподавательскую среду молодых выпускников университета создавал условия для преемственности генераций, передачи профессионального и человеческого опыта. Одновременно, как справедливо отмечает Л. А. Бушуева, кризисы в отношениях в среде профессионального сообщества отражались в обструкциях, подобно конфликту вокруг П. Ф. Лесгафта (с. 86-87).

Во-вторых, следует обратить внимание на тенденцию увеличения среднего возраста получения профессорской должности с 33 (1863 г.) до 38 лет (1905-1917 гг.). Относительное старение состава профессуры объясняется как демократизацией преподавательского состава, так и материальными условиями жизни (с. 89-90). Небезынтересны данные об особенностях учебного процесса, приведенные в монографии. Шестидневная рабочая неделя, занятия, проводимые с 9.00 до 20.00, определяли ритм жизни профессоров, которые ввиду дефицита преподавателей были вынуждены вести педагогическую нагрузку, превышающую нормативы (с. 94-95).

Для характеристики реалий университетской Казани особое значение представляют направления общественной активности профессоров. Участие в деятельности различных организаций создавало каналы прямой и обратной связи между обществом и университетской элитой. Благотворительность становилась важным индикатором сопричастности с реалиями повседневной жизни провинциального жителя.

Рассматривая особенности внеучебной повседневности, автор акцентирует внимание на таких сегментах, как частная жизнь, качество жизни, организация досуга (с. 167-242). Принципиальным было отличие семей профессуры в конце XIX - начале XX в., утверждение нового идеала семейных отношений, в основе которого - изменение статуса супруги, ставшей своего рода «помощником» мужа в его профессиональной деятельности (с. 193). Одновременно при открытости частного пространства жизни прослеживалась тенденция сохранения независимости к власть придержавшим. Отметим, что среди казанской профессуры выделялась та ее часть, которая открыто симпатизировала различным направлениям российской многопартийности (В. Ф. Залесский, М. Я. Капустин, Г. Ф. Шершеневич и др.). Рассмотрение воздействия политизации на частную жизнь данной части профессоров, полагаем, смогло бы расширить диапазон исследований.

Тщательность изучения особенностей быта на основе документов, впервые введенных в научный оборот, является одной из сильных сторон монографии. Выясняется, что для удобства жизни профессорской семьи была необходима квартира из пяти комнат. При этом кабинет хозяина квартиры становится особой частью семейного мира. Обстановка, уклад жизни, наличие экипажа, хозяйственных построек создавали основу для благополучных занятий профессиональной деятельностью.

Автору удалось «вписать» описание досуга профессоров в общую социокультурную картину города Казани. Особенности организации трудовой деятельности обусловили своеобразное «перетекание» из служебной деятельности в свободное время.

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Монография Л. А. Бушуевой отличается стремлением к системному

изучению перспективной научной проблемы и найдет отклик в сообществе

историков.

Список литературы

1. Иванов, А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - М. : Наука, 1991. - 426 с.

2. Иванов, А. Е. Студенчество России XIX - начала XX в.: социально-историческая судьба / А. Е. Иванов. - М. : РОССПЕН, 1999.

3. Иванов, А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX - начала XX века: Опыт культурной и политической самоорганизации / А. Е. Иванов. - М. : Новый хронограф, 2004.

4. Иванов, А. Е. Мир русского студенчества. 80-е годы XIX - начала XX в. Очерки / А. Е. Иванов. - М. : Новый хронограф, 2010.

5. Расписание перемен. Очерки истории образования и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы) / ред. А. Н. Дмитриев. - М. : Новое литературное обозрение, 2012.

6. Университетская философия в России XIX в.: особенности и модель эволюции // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология, Политология». - 2009. - № 3 (7). - С. 25-33.

7. Гатилова, А. В. Научные династии польских профессоров и преподавателей в Казанском университете (XIX - начало XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук / Гати-лова А. В. - Казань, 2012.

8. Вишленкова, Е. А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани / Е. А. Вишленкова, С. Ю. Малышева, А. А. Сальникова. - Казань : Казан. гос. ун-т им. Ульянова-Ленина, 2005.

9. История Казанского университета / гл. ред. И. П. Ермолаев. - Казань, 2004.

10. Костина, Т. В. Мир университетского профессора Казани. 1804-1863 гг. : дис. . канд. ист. наук / Костина Т. В. - Казань, 2007.

11. Парсамов, В. С. Рецензия на монографию Е. А. Вышленкова, Р. Х. Галиуллина «Русская профессура: университетская корпоративность или профессиональная солидарность» / В. С. Парсамов // Российская история. - 2013. - № 1. - С. 227.

References

1. Ivanov A. E. Vysshaya shkola Rossii v kontse XIX - nachale XX veka [Higher school of Russia in the context of XIX - early XX centuries]. Moscow: Nauka, 1991, 426 p.

2. Ivanov A. E. Studenchestvo Rossii XIX - nachala XX v.: sotsial’no-istoricheskaya sud’ba [Students of Russia in XIX - early XX centuries: socio-historical fate]. Moscow: ROSSPEN, 1999.

3. Ivanov A. E. Studencheskaya korporatsiya Rossii kontsa XIX - nachala XX veka: Opyt kul’turnoy i politicheskoy samoorganizatsii [Student corporation of Russia in XIX - early XX centuries: experience of cultural and political self-organization]. Moscow: Novyy khronograf, 2004.

4. Ivanov A. E. Mir russkogo studenchestva. 80-e gody XIX - nachala XX v. Ocherki [World of Russian students. 80s of XIX - early XX centuries. Essays]. Moscow: Novyy khronograf, 2010.

5. Raspisanie peremen. Ocherki istorii obrazovaniya i nauchnoy politiki v Rossiyskoy imperii - SSSR (konets 1880-kh - 1930-e gody) [Schedule of changes. Essays on history of education and scientific policy in the Russian Empire - USSR (late 1880s - 1930s)]. Ed. A. N. Dmitriev. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012.

6. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya, Politologiya» [Bulletin of Tomsk State University. Series “Philosophy. Sociology. Political science”]. 2009, no. 3 (7), pp. 25-33.

7. Gatilova A. V. Nauchnye dinastii pol’skikh professorov i prepodavateley v Kazanskom universitete (XIX - nachalo XX vv.): dis. kand. ist. nauk [Scientific houses of Polish professors and lecturer in Kazan University (XIX - early XX centuries): dissertation to apply for the degree of the candidate of historical sciences]. Kazan, 2012.

8. Vishlenkova E. A., Malysheva S. Yu., Sal'nikova A. A. Terra Universitatis: dva veka universitetskoy kul’tury v Kazani [Terra Universitatis: two centuries of university culture in Kazan]. Kazan: Kazan. gos. un-t im. Ul'yanova-Lenina, 2005.

9. Istoriya Kazanskogo universiteta [History of Kazan University]. Ed. I. P. Ermolaev. Kazan, 2004.

10. Kostina T. V. Mir universitetskogo professora Kazani. 1804-1863 gg.: dis. kand. ist. nauk [World of a Kazan university professor. 1804-1863: dissertation to apply for the degree of the candidate of historical sciences]. Kazan, 2007.

11. Parsamov V. S. Rossiyskaya istoriya [Russian history]. 2013, no. 1, pp. 227.

В. Ю. Карнишин

Карнишин Валерий Юрьевич доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества, государства и права, Пензенский государственный университет

(г. Пенза, ул. Красная, 40)

Karnishin Valeriy Yur'evich Doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of history of Russia, state and law, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: valerykarnishin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.