УДК 159.9.07
БУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕСФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ХАНИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
Кандидат педагогических наук, преподаватель- лектор Высшей школы педагогики и психологии, Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию буллинга среди детей дошкольного возраста. К сожалению, буллинг в настоящее время начинается с детского сада. Об этом говорят многие исследования известных ученных (И.С. Кон, Ж. Пиаже, Эндрю Мэтьюз и другие). В данных исследованиях, выделяется, что буллинг- это проблема не только области психологии, но и медицины, педагогики, философии.
Выделены основные формы, и главное - причины агрессивного поведения у детей столь малого возраста. Значительное внимание уделяется фактором его развития: социальные и семейные условия.
Ключевые слова: буллинг, насмешки, агрессия, самооценка, травля.
Дошкольное учреждение не всегда представляет из себя комфортную обстановку для всех детей. Некоторые дети ощущают дискомфорт со стороны других детей, либо работников детского учреждения. Нередко можно столкнуться с такой картиной, что дети наотрез не хотят идти в детский сад, хотя с другой стороны, детский сад должен представлять из себя то место, где у каждого ребенка есть друзья, где он играет, слушает сказки, где он учится новым вещам, где ощущает заботу и поддержку, место, которое открывает для ребенка радость и ощущение защиты. Но, к сожалению, это место может стать источником трудностей и грусти для детей. Буллинг и агрессия влияют на эмоциональное состояние, на психику ребенка, его ощущение в социуме, его самооценку.
Термин «буллинг» [1] берет свое начало из слов: запугивание, травля, агрессия. Буллинг представляет из себя действие одного человека, либо группы людей, осознанных или не осознанных физических, либо психологических нападок.
Впервые Dan Olweus [2] изучал буллинг и провел исследование. Работа Olweus обрела популярность в мировой психологии. Таким образом, он выявил, что каждый человек в своей жизни так или иначе был подвержен травле.
И.С. Кон [3] исследующий взаимоотношения полов, выявил, что в отношениях детей мужского пола, чаще встречается травля, нежели между детьми женского пола. Ведь мальчиков с детства обучают тому, что он должен доминировать, что он - самый сильный. Те дети, что не могут это доказать в играх, чаще всего прибегают к тому, чтобы благодаря насмешкам над ребенком он возвышался в глазах других детей.
Дошкольный буллинг, в отличии от детей старшего возраста (школьного, подросткового) несет в себе неосознанные действия, дети проявляют импульсивность, высокую эмоциональность. В конечном итоге, ребенок дошкольного возраста не задумывается о последствиях. Их действия, в большинстве случаев, обусловлены моментальными желаниями и эмоциями. Дети, также не склоны к глубокому оцениванию своих поступков и планированию действий, данное толкование несет в себе такое основание, как незрелость нервной системы.
ИМАНГАЛИ ТОМИРИС АИДАРЫМБЕКЦЫЗЫ
магистрант, 2 курса, Высшей школы педагогики и психологии Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган
Ж. Пиаже [4] занимался изучением травли среди детей и выделил, что главной причиной является то, что ребенок не осознает значимость своих слов. По словам А.И. Баркан [5], это приводит к тому, что навыки эмпатии полностью не усвоены детьми, по этой причине, дети испытывают трудности в понимании чувств и переживаний людей, которые его окружают.
Существенным преимуществом травли в детском саду в отличии от школы является то, что в детском саду дети активно делятся с родителями о своих переживаниях и впечатлениях. Школьники же, наоборот, испытывают страх перед тем, чтобы рассказать о буллинге в классах, по причине того, что это приведет к негативным социальным последствиям. В частности, дети остерегаются, что данные последствия могут привести к тому, что исход данных событий обернется ребенку присваиванию таких ярлыков, как «мямля», «маминкин сынок».
Еще одной характерной особенностью является то, что буллинг в детском саду не носит последовательный характер. Насмешки возникают в реальном времени, чаще всего в игре.
Приведем пример ситуаций, которые складываются в детском саду.
В момент, когда один ребенок не в силах выполнить определенное задание, другие дети могут начать высмеивать его за неуклюжесть.
Мальчики играли в машинки и двое детей захотели именно машину красного цвета. В таком случае, ребенок может без спроса выхватить из рук другого ребенка эту машинку.
Мы видим, что на данных примерах дети склонны к буллингу над другими детьми в сиюминутных действиях. Главным фактором является воспитание детей в семье и за его пределами. Во-первых, дети часто перенимают модели поведения в семье. В тех семьях, где зачастую применяют агрессивные методы общения, угрозы, конфликты, то дети копируют их и применяют в общении со сверстниками. Во- вторых, влияние социума вне семьи в равной мере оказывает влияние на поведение индивидуума. Если он видит, что группа детей подвергают травле одного ребенка, то индивидуум, также может последовать за группой детей. Причина состоит в том, что ребенок может остерегаться того, чтобы оказаться на месте того ребенка над которым производился буллинг.
Рассмотрим основные рекомендации для родителей и педагогов дошкольных учреждений при формировании у детей чувства эмпатии.
- Применение методики «чтение книг» как средство развития понимания чувств других людей. Главным образом, благодаря идентификации с героями, ребенок ставит себя на их место, переживает те же ощущения (грусть, радость, тоску). Несомненно, после прослушивания сказок, необходимо тщательно провести с ребенком анализ действий героев. Немаловажной частью сказок является демонстрирование последствий поступков персонажей. Ребенок приходит к осознанию того, что каждое совершенное им дело влечет за собой никое последствие.
- Обучение понимания эмоций посредством игр. Одной из эффективных игр является «эмоциональный детектив». Суть игры: обучить детей распознавать эмоции людей. Для проведения игры используются карточки, где изображены или написаны разные эмоции (злость, ненависть, радость, печаль, и другие). Данная игра способствует развитию эмоционального интеллекта и улучшает способность к эмпатии.
- Следует уделять внимание эмоциональному состоянию детей. В те моменты, когда взрослые игнорируют чувства детей- они преподносят детям негативный пример. Такой образец поведения перенимается детьми и используется в их повседневной жизни в общении с ровесниками, что будет увеличивать риск развития конфликтных ситуаций, включая буллинг.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зайченко А.Н. Буллинг в детском саду: причины и профилактика // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/
2. Olweus Bullying Prevention Program Paperback. Publisher: Hazelden/ Published Year: 2007. Category: Professional
3. Кон И.С. Мальчик- отец мужчины. Психология отношений. - М.: Время, 2010. -704с.
4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. Издательство: Академический проект, 2015.-480с.
5. Бакран А.И. Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребенка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2013. №1.