Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕСФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ'

БУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕСФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / насмешки / агрессия / самооценка / травля.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханина Надежда Николаевна, Иманғали Томирис Айдарымбекқызы

Данная статья посвящена исследованию буллинга среди детей дошкольного возраста. К сожалению, буллинг в настоящее время начинается с детского сада. Об этом говорят многие исследования известных ученных (И.С. Кон, Ж. Пиаже, Эндрю Мэтьюз и другие). В данных исследованиях, выделяется, что буллингэто проблема не только области психологии, но и медицины, педагогики, философии. Выделены основные формы, и главное – причины агрессивного поведения у детей столь малого возраста. Значительное внимание уделяется фактором его развития: социальные и семейные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханина Надежда Николаевна, Иманғали Томирис Айдарымбекқызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕСФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

УДК 159.9.07

БУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕСФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

ХАНИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Кандидат педагогических наук, преподаватель- лектор Высшей школы педагогики и психологии, Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию буллинга среди детей дошкольного возраста. К сожалению, буллинг в настоящее время начинается с детского сада. Об этом говорят многие исследования известных ученных (И.С. Кон, Ж. Пиаже, Эндрю Мэтьюз и другие). В данных исследованиях, выделяется, что буллинг- это проблема не только области психологии, но и медицины, педагогики, философии.

Выделены основные формы, и главное - причины агрессивного поведения у детей столь малого возраста. Значительное внимание уделяется фактором его развития: социальные и семейные условия.

Ключевые слова: буллинг, насмешки, агрессия, самооценка, травля.

Дошкольное учреждение не всегда представляет из себя комфортную обстановку для всех детей. Некоторые дети ощущают дискомфорт со стороны других детей, либо работников детского учреждения. Нередко можно столкнуться с такой картиной, что дети наотрез не хотят идти в детский сад, хотя с другой стороны, детский сад должен представлять из себя то место, где у каждого ребенка есть друзья, где он играет, слушает сказки, где он учится новым вещам, где ощущает заботу и поддержку, место, которое открывает для ребенка радость и ощущение защиты. Но, к сожалению, это место может стать источником трудностей и грусти для детей. Буллинг и агрессия влияют на эмоциональное состояние, на психику ребенка, его ощущение в социуме, его самооценку.

Термин «буллинг» [1] берет свое начало из слов: запугивание, травля, агрессия. Буллинг представляет из себя действие одного человека, либо группы людей, осознанных или не осознанных физических, либо психологических нападок.

Впервые Dan Olweus [2] изучал буллинг и провел исследование. Работа Olweus обрела популярность в мировой психологии. Таким образом, он выявил, что каждый человек в своей жизни так или иначе был подвержен травле.

И.С. Кон [3] исследующий взаимоотношения полов, выявил, что в отношениях детей мужского пола, чаще встречается травля, нежели между детьми женского пола. Ведь мальчиков с детства обучают тому, что он должен доминировать, что он - самый сильный. Те дети, что не могут это доказать в играх, чаще всего прибегают к тому, чтобы благодаря насмешкам над ребенком он возвышался в глазах других детей.

Дошкольный буллинг, в отличии от детей старшего возраста (школьного, подросткового) несет в себе неосознанные действия, дети проявляют импульсивность, высокую эмоциональность. В конечном итоге, ребенок дошкольного возраста не задумывается о последствиях. Их действия, в большинстве случаев, обусловлены моментальными желаниями и эмоциями. Дети, также не склоны к глубокому оцениванию своих поступков и планированию действий, данное толкование несет в себе такое основание, как незрелость нервной системы.

ИМАНГАЛИ ТОМИРИС АИДАРЫМБЕКЦЫЗЫ

магистрант, 2 курса, Высшей школы педагогики и психологии Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган

Ж. Пиаже [4] занимался изучением травли среди детей и выделил, что главной причиной является то, что ребенок не осознает значимость своих слов. По словам А.И. Баркан [5], это приводит к тому, что навыки эмпатии полностью не усвоены детьми, по этой причине, дети испытывают трудности в понимании чувств и переживаний людей, которые его окружают.

Существенным преимуществом травли в детском саду в отличии от школы является то, что в детском саду дети активно делятся с родителями о своих переживаниях и впечатлениях. Школьники же, наоборот, испытывают страх перед тем, чтобы рассказать о буллинге в классах, по причине того, что это приведет к негативным социальным последствиям. В частности, дети остерегаются, что данные последствия могут привести к тому, что исход данных событий обернется ребенку присваиванию таких ярлыков, как «мямля», «маминкин сынок».

Еще одной характерной особенностью является то, что буллинг в детском саду не носит последовательный характер. Насмешки возникают в реальном времени, чаще всего в игре.

Приведем пример ситуаций, которые складываются в детском саду.

В момент, когда один ребенок не в силах выполнить определенное задание, другие дети могут начать высмеивать его за неуклюжесть.

Мальчики играли в машинки и двое детей захотели именно машину красного цвета. В таком случае, ребенок может без спроса выхватить из рук другого ребенка эту машинку.

Мы видим, что на данных примерах дети склонны к буллингу над другими детьми в сиюминутных действиях. Главным фактором является воспитание детей в семье и за его пределами. Во-первых, дети часто перенимают модели поведения в семье. В тех семьях, где зачастую применяют агрессивные методы общения, угрозы, конфликты, то дети копируют их и применяют в общении со сверстниками. Во- вторых, влияние социума вне семьи в равной мере оказывает влияние на поведение индивидуума. Если он видит, что группа детей подвергают травле одного ребенка, то индивидуум, также может последовать за группой детей. Причина состоит в том, что ребенок может остерегаться того, чтобы оказаться на месте того ребенка над которым производился буллинг.

Рассмотрим основные рекомендации для родителей и педагогов дошкольных учреждений при формировании у детей чувства эмпатии.

- Применение методики «чтение книг» как средство развития понимания чувств других людей. Главным образом, благодаря идентификации с героями, ребенок ставит себя на их место, переживает те же ощущения (грусть, радость, тоску). Несомненно, после прослушивания сказок, необходимо тщательно провести с ребенком анализ действий героев. Немаловажной частью сказок является демонстрирование последствий поступков персонажей. Ребенок приходит к осознанию того, что каждое совершенное им дело влечет за собой никое последствие.

- Обучение понимания эмоций посредством игр. Одной из эффективных игр является «эмоциональный детектив». Суть игры: обучить детей распознавать эмоции людей. Для проведения игры используются карточки, где изображены или написаны разные эмоции (злость, ненависть, радость, печаль, и другие). Данная игра способствует развитию эмоционального интеллекта и улучшает способность к эмпатии.

- Следует уделять внимание эмоциональному состоянию детей. В те моменты, когда взрослые игнорируют чувства детей- они преподносят детям негативный пример. Такой образец поведения перенимается детьми и используется в их повседневной жизни в общении с ровесниками, что будет увеличивать риск развития конфликтных ситуаций, включая буллинг.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зайченко А.Н. Буллинг в детском саду: причины и профилактика // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/

2. Olweus Bullying Prevention Program Paperback. Publisher: Hazelden/ Published Year: 2007. Category: Professional

3. Кон И.С. Мальчик- отец мужчины. Психология отношений. - М.: Время, 2010. -704с.

4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. Издательство: Академический проект, 2015.-480с.

5. Бакран А.И. Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребенка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2013. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.