Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
повествование / рассказ / монолог / связная речь.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ханина Надежда Николаевна, Иманғали Томирис Айдарымбекқызы

Статья посвящена исследованию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование охватывает период возраста 5 лет, когда дети находятся на стадии оформления своих мыслей в монологической форме. Особое внимание было обращено методическим приемам развития связной речи, подчеркивается значимость стимулирования речевого развития. Были рассмотрены виды рассказывания с опорой на развитие психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Ханина Надежда Николаевна, Иманғали Томирис Айдарымбекқызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ХАНИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

старший преподаватель, преподаватель- лектор Высшей школы педагогики и психологии Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган

ИМАНГАЛИ ТОМИРИС АЙДАРЫМБЕЩЫЗЫ

магистрант, 1 курса, Высшей школы педагогики и психологии Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган

Аннотация: Статья посвящена исследованию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование охватывает период возраста 5 лет, когда дети находятся на стадии оформления своих мыслей в монологической форме. Особое внимание было обращено методическим приемам развития связной речи, подчеркивается значимость стимулирования речевого развития. Были рассмотрены виды рассказывания с опорой на развитие психических процессов.

Ключевые слова: повествование, рассказ, монолог, связная речь.

Дети дошкольного возраста проявляют любопытство к языковой деятельности, «производят эксперименты» со словами, разрабатывают «новые слова», при этом ориентируясь на смысл слова и его грамматическую сторону. Невмешательство со стороны взрослых в период речевого развития ведет к тому, что лишь малое количество детей способны достичь высокого уровня.

Многие педагоги и психологи ( Л.С.Выготский [1], А.А. Леонтьев [2], А.Р. Лурия [3], Л.Рубинштейн [4], Д.Б. Эльконин [5]) занимались исследованием речевого развития речи дошкольников и разработали методологическую базу, на которую опираются педагоги в работе с детьми. В своих работах они разъясняют психологическую природу становления монологической речи детей.

По мнение Т.Г.Винокур [6], монолог представляет собой форму речи, где высказывание происходит через активное участие в речевой деятельности и не предполагает в срочном порядке словесную реакцию. В своем определении «монолог», Т.Г.Винокур подчеркивает, что: принимает участие один человек; высказывание имеет чёткую структуру; монолог логически последователен; занимает долгий промежуток времени, по сравнению с диалогом; обладает конкретным структурным построением.

Диалог в свою очередь имеет короткие ответы, наполнен эмоциями, имеет спонтанный характер, зависит от двух и более участников. Монолог исходит от одного человека, не включает в себя взаимодействие между говорящим и слушателем. Цель монолога: передача полной информации, выражение чувств, мыслей. Цель диалога: обмен мнениями, решение проблем, установление контакта. Владение монологической речью тесно переплетается с освоением всех сторон речи- лексикой, грамматикой, фонетикой. В свою очередь, диалог и монолог относятся к формам связной речи.

Связная речь является способностью человека выражать свои мысли таким образом, чтобы они были построены лаконично и последовательно. Связная речь может быть контекстной и ситуативной.

Ситуативная речь тесно связана с определенной ситуацией, окружающей обстановкой, что включает в себя: место, время, участников беседы. Ситуативная речь невозможна без невербальных сигналов, такие как жесты, мимика, интонации. Данные компоненты оказывают

помощь в выборе стиля общения и результативной передаче своих мыслей и чувств в данной ситуации. Пример ситуативной речи детей:

Ребенок 1: Продавец, здравствуйте, у вас есть мороженное?

Ребенок 2: Да, с клубникой и шоколадное.

Ребенок 1: Мне шоколадное.

Ребенок 2: Хорошо, стоит 2 зеленых листочка.

В данном примере описана ситуация при игре в магазин. Диалог понятен лишь детям, которые учувствовали в игре. Они приспосабливают свою речь и поведение с теми ролями, что выбрали ранее.

Контекстная речь - связная речь, независима от ситуации в целом, понятна сама по себе. Контекстная речь формируется у ребёнка в тех моментах, когда перед ним стоит задача построения связного рассказа, пересказа. Это может быть рассказ из личного опыта, который происходил с ребенком. Пример контекстной речи представлен утром, когда дети только приходят в детский сад, и могут свободно общаться друг с другом, делясь впечатлениями:

Арман (имена заменены): У меня хорошее настроение, потому что вчера мне подарили собачку. Она черного цвета. Я весь вечер с ней играл, но моя сестренка боится ее. Сестренка думает, что наша собака её укусит.

Контекстная речь, в данном примере, представлена в рассказе Армана. Речь ребенка была понятна всем детям, также тем, кто опоздал на начало рассказа. Так как рассказ был передан вне зависимости от ситуации. Рассказ является самостоятельно составленным изложением какого-либо факта или события. Как в данном случае, история Армана о его новой собачке.

Существует три вида обучения рассказыванию:

Первый вид. Рассказывание по восприятию - оказывает воздействие на формирование ребёнка. Ощущение и восприятие служит фундаментом для развития психических процессов, таких как мышление и воображение. Психологами изучен тот факт, что при произношении названий предметов, они лучше запоминают их и понимают на нужном уровне. Слово начинает обретать смысл. Если вначале слово, допустим, «яблоко» было лишь набором звуков, то видя часто этот предмет и сопоставляя его со словом, оно начинает обретать смысл. Рассказывание по восприятию возможно при описании игрушек, натуральных предметов, обучению рассказам по картинам.

Второй вид. Рассказывание по памяти - требует от ребенка достаточно хорошо развитой памяти, без использования внешних источников информации. Данный вид относится к эмоциональному пересказу, так как ребенок запоминает то, что его сильно обрадовало, удивило, расстроило, затронуло. Рассказывание по памяти возможно при обсуждении тем из коллективного опыта, индивидуального опыта; описание объекта по памяти.

Третий вид. Рассказывание по воображению -отличается от выше перечисленных видов. Если память базируется на получении и сохранении данных, то воображение - на существенном изменение фактов. Формирование воображения берет начало из детства и начинается с возраста 2-3 лет, на основе игровых манипуляций с предметами (игра, рисование, конструирование). В 5 лет - это составление сказок о любимых персонажах, их будущем, меняя облик героев и ситуации, с которыми они столкнутся.

Обучение рассказыванию играет главную роль в развитии детей дошкольного возраста, так как оно развивает его критическое мышление. Поскольку, критическое мышление требует развитие таких умений как анализ, оценка и принятие решений на основе известной информации (при сопоставлении действий персонажей и оценке их действий). Благодаря критическому мышлению дети превращаются в креативных рассказчиков, а также развивается их способность производить анализ и вникать в различную информацию. Обучение рассказыванию также затрагивает вопрос подготовки детей к школе. Готовит к успешному учебному процессу, оказывая помощь в формировании обязательных навыков для общения,

обучения и подготовки к успешной адаптации, развивая навыки, которые будут полезны в жизни.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Редактор: Власова Е. Издательство: Питер, 2019. - 432с.

2. Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность Изд. стереотип. URSS, 2023. - 216 с

3. Лурия А. Р.: Язык и сознание. Мастера психологии. Издательство 2. Питер-Трейд, 2019.- 336 с.

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. Изд. 5, URSS.

ЛИТЕРАТУРА:

2017- 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.