УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХАНИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
старший преподаватель, преподаватель- лектор Высшей школы педагогики и психологии Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган
ИМАНГАЛИ ТОМИРИС АЙДАРЫМБЕЩЫЗЫ
магистрант, 1 курса, Высшей школы педагогики и психологии Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган
Аннотация: Статья посвящена исследованию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование охватывает период возраста 5 лет, когда дети находятся на стадии оформления своих мыслей в монологической форме. Особое внимание было обращено методическим приемам развития связной речи, подчеркивается значимость стимулирования речевого развития. Были рассмотрены виды рассказывания с опорой на развитие психических процессов.
Ключевые слова: повествование, рассказ, монолог, связная речь.
Дети дошкольного возраста проявляют любопытство к языковой деятельности, «производят эксперименты» со словами, разрабатывают «новые слова», при этом ориентируясь на смысл слова и его грамматическую сторону. Невмешательство со стороны взрослых в период речевого развития ведет к тому, что лишь малое количество детей способны достичь высокого уровня.
Многие педагоги и психологи ( Л.С.Выготский [1], А.А. Леонтьев [2], А.Р. Лурия [3], Л.Рубинштейн [4], Д.Б. Эльконин [5]) занимались исследованием речевого развития речи дошкольников и разработали методологическую базу, на которую опираются педагоги в работе с детьми. В своих работах они разъясняют психологическую природу становления монологической речи детей.
По мнение Т.Г.Винокур [6], монолог представляет собой форму речи, где высказывание происходит через активное участие в речевой деятельности и не предполагает в срочном порядке словесную реакцию. В своем определении «монолог», Т.Г.Винокур подчеркивает, что: принимает участие один человек; высказывание имеет чёткую структуру; монолог логически последователен; занимает долгий промежуток времени, по сравнению с диалогом; обладает конкретным структурным построением.
Диалог в свою очередь имеет короткие ответы, наполнен эмоциями, имеет спонтанный характер, зависит от двух и более участников. Монолог исходит от одного человека, не включает в себя взаимодействие между говорящим и слушателем. Цель монолога: передача полной информации, выражение чувств, мыслей. Цель диалога: обмен мнениями, решение проблем, установление контакта. Владение монологической речью тесно переплетается с освоением всех сторон речи- лексикой, грамматикой, фонетикой. В свою очередь, диалог и монолог относятся к формам связной речи.
Связная речь является способностью человека выражать свои мысли таким образом, чтобы они были построены лаконично и последовательно. Связная речь может быть контекстной и ситуативной.
Ситуативная речь тесно связана с определенной ситуацией, окружающей обстановкой, что включает в себя: место, время, участников беседы. Ситуативная речь невозможна без невербальных сигналов, такие как жесты, мимика, интонации. Данные компоненты оказывают
помощь в выборе стиля общения и результативной передаче своих мыслей и чувств в данной ситуации. Пример ситуативной речи детей:
Ребенок 1: Продавец, здравствуйте, у вас есть мороженное?
Ребенок 2: Да, с клубникой и шоколадное.
Ребенок 1: Мне шоколадное.
Ребенок 2: Хорошо, стоит 2 зеленых листочка.
В данном примере описана ситуация при игре в магазин. Диалог понятен лишь детям, которые учувствовали в игре. Они приспосабливают свою речь и поведение с теми ролями, что выбрали ранее.
Контекстная речь - связная речь, независима от ситуации в целом, понятна сама по себе. Контекстная речь формируется у ребёнка в тех моментах, когда перед ним стоит задача построения связного рассказа, пересказа. Это может быть рассказ из личного опыта, который происходил с ребенком. Пример контекстной речи представлен утром, когда дети только приходят в детский сад, и могут свободно общаться друг с другом, делясь впечатлениями:
Арман (имена заменены): У меня хорошее настроение, потому что вчера мне подарили собачку. Она черного цвета. Я весь вечер с ней играл, но моя сестренка боится ее. Сестренка думает, что наша собака её укусит.
Контекстная речь, в данном примере, представлена в рассказе Армана. Речь ребенка была понятна всем детям, также тем, кто опоздал на начало рассказа. Так как рассказ был передан вне зависимости от ситуации. Рассказ является самостоятельно составленным изложением какого-либо факта или события. Как в данном случае, история Армана о его новой собачке.
Существует три вида обучения рассказыванию:
Первый вид. Рассказывание по восприятию - оказывает воздействие на формирование ребёнка. Ощущение и восприятие служит фундаментом для развития психических процессов, таких как мышление и воображение. Психологами изучен тот факт, что при произношении названий предметов, они лучше запоминают их и понимают на нужном уровне. Слово начинает обретать смысл. Если вначале слово, допустим, «яблоко» было лишь набором звуков, то видя часто этот предмет и сопоставляя его со словом, оно начинает обретать смысл. Рассказывание по восприятию возможно при описании игрушек, натуральных предметов, обучению рассказам по картинам.
Второй вид. Рассказывание по памяти - требует от ребенка достаточно хорошо развитой памяти, без использования внешних источников информации. Данный вид относится к эмоциональному пересказу, так как ребенок запоминает то, что его сильно обрадовало, удивило, расстроило, затронуло. Рассказывание по памяти возможно при обсуждении тем из коллективного опыта, индивидуального опыта; описание объекта по памяти.
Третий вид. Рассказывание по воображению -отличается от выше перечисленных видов. Если память базируется на получении и сохранении данных, то воображение - на существенном изменение фактов. Формирование воображения берет начало из детства и начинается с возраста 2-3 лет, на основе игровых манипуляций с предметами (игра, рисование, конструирование). В 5 лет - это составление сказок о любимых персонажах, их будущем, меняя облик героев и ситуации, с которыми они столкнутся.
Обучение рассказыванию играет главную роль в развитии детей дошкольного возраста, так как оно развивает его критическое мышление. Поскольку, критическое мышление требует развитие таких умений как анализ, оценка и принятие решений на основе известной информации (при сопоставлении действий персонажей и оценке их действий). Благодаря критическому мышлению дети превращаются в креативных рассказчиков, а также развивается их способность производить анализ и вникать в различную информацию. Обучение рассказыванию также затрагивает вопрос подготовки детей к школе. Готовит к успешному учебному процессу, оказывая помощь в формировании обязательных навыков для общения,
обучения и подготовки к успешной адаптации, развивая навыки, которые будут полезны в жизни.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Редактор: Власова Е. Издательство: Питер, 2019. - 432с.
2. Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность Изд. стереотип. URSS, 2023. - 216 с
3. Лурия А. Р.: Язык и сознание. Мастера психологии. Издательство 2. Питер-Трейд, 2019.- 336 с.
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. Изд. 5, URSS.
ЛИТЕРАТУРА:
2017- 176 с.