Научная статья на тему 'БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА, ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА, ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / БЮДЖЕТНЫЕ КОДЕКС РФ / BUDGET INSTITUTION / ACCOUNTING / CASH / BUDGET CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных Т.В., Козлова Ю.В.

В 2019 году вступили в действие много изменений. Министерство финансов Российской Федерации подготовило 6 законов о поправках в Бюджетный кодекс РФ, которые и повлияют на работу бухгалтерских отделов бюджетных организаций. В нашей статье «Бюджетный учет денежных средств и других финансовых активов» мы рассмотрим особенности бюджетного учета, счета и подсчета, которые появились с 2019 года, а также затронем нормативные акты, которые только готовят изменения в Бюджетном Кодексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING IN BUDGETARY INSTITUTIONS: FEATURES OF ACCOUNT, CHANGE IN THE LEGISLATION

In 2019, many changes took effect. The Ministry of Finance of the Russian Federation has prepared 6 laws on amendments to the Budget Code of the Russian Federation, which will affect the work of the accounting departments of budget organizations. In our article “Budget Accounting of Cash and Other Financial Assets”, we will look at the specifics of budget accounting, accounts, and half-accounts that have appeared since 2019, as well as affect the regulatory acts that are only preparing changes to the Budget Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА, ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 334.723

Черных Т.В. студент 4 курса направление «Экономика» Козлова Ю.В. старший преподаватель кафедра «Управленческий учет и анализ» Институт экономики и управления Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА, ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация: В 2019 году вступили в действие много изменений. Министерство финансов Российской Федерации подготовило 6 законов о поправках в Бюджетный кодекс РФ, которые и повлияют на работу бухгалтерских отделов бюджетных организаций. В нашей статье «Бюджетный учет денежных средств и других финансовых активов» мы рассмотрим особенности бюджетного учета, счета и подсчета, которые появились с 2019 года, а также затронем нормативные акты, которые только готовят изменения в Бюджетном Кодексе РФ.

Ключевые слова: Бюджетное учреждение, бухгалтерский учет, денежные средства, Бюджетные Кодекс РФ.

Chernykh T. V. student

4 course, Economy direction Institute of economy and management Kuzbass state technical university name of T.F. Gorbachev Russia, Kemerovo Kozlova Y. V. senior teacher

senior teacher of "Management Accounting and Analysis " department

Institute of economy and management Kuzbass state technical university name of T.F. Gorbachev Russia, Kemerovo

ACCOUNTING IN BUDGETARY INSTITUTIONS: FEATURES OF ACCOUNT, CHANGE IN THE LEGISLATION

Annotation: In 2019, many changes took effect. The Ministry of Finance of the Russian Federation has prepared 6 laws on amendments to the Budget Code of the Russian Federation, which will affect the work of the accounting departments of budget organizations. In our article "Budget Accounting of Cash and Other

Financial Assets", we will look at the specifics of budget accounting, accounts, and half-accounts that have appeared since 2019, as well as affect the regulatory acts that are only preparing changes to the Budget Code of the Russian Federation.

Keywords: Budget institution, accounting, cash, Budget Code of the Russian Federation.

В статье 161 БК Российской Федерации сказано: «бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов»175. Бюджетное учреждение обычно создается органами гос. власти РФ, или же органом государственной власти субъекта РФ, а иногда и органами местного самоуправления в целях осуществления социально-культурных, управленческих или же научно-технических функций. То есть для некоммерческого характера. Деятельность же бюджетного учреждения финансируют из средств соответствующего муниципальному уровню бюджета или же государственного внебюджетного фонда, отчетностью светит смета на доходы и расходы.

Не все законопроекты приняты, процесс это небыстрый. Например, законопроект о межбюджетных отношениях, вводящий понятие «горизонтальные субсидии». Это денежные потоки, которые могут быть направлены от региона к региону, в другому случае - от муниципалитета к муниципалитету. Должны получить развитие такие вопросы муниципальных финансов как территориальное и стратегическое планирование на местных уровнях, градостроительная деятельность, вопросы качества городской среды. Также будет проведена работа по формированию устойчивого развития муниципалитетов, реализация принципов смарт-сити (или же «умный город») использование «лин-технологий».

С 1.01.2019 бухгалтеров ждет множество изменений: например, бухгалтеры бюджетных учреждений в счетах учета должны использовать детализированные коды КОСГУ176. Также появятся новые статьи доходов. Это статья 190 под названием «Операции с нефинансовыми активами и прочие безвозмездные поступления в бюджет» КОСГУ. По ней будут учитываться доходы от оприходования излишков после инвентаризации, а также объекты активов с забалансовых счетов, кроме того разукомплектованное имущество, и доходы от безвозмездных поступлений активов. А по новой статье 450 под названием «Уменьшение права пользования» КОСГУ будут отражены доходы от выбытия права

175 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

176 Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 26.11.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"

пользования имуществом, которое имеется в аренде или же в безвозмездном пользовании, а также неисключительных прав.

Также с этого года планируется расширить и коды расходов. Статья 210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ дополнится подстатьей 214 «Прочие выплаты персоналу в натуральной форме». По ней планируют учитывать те расходы на выплаты работникам в натуральной форме, которые нельзя отнести к зарплате. Это такие расходы как: компенсацию расходов на проезд, также провоз багажа при переездах.

С 2019 года в статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ включили две новые подстатьи под названиями: 296 «Иные выплаты физическим лицам текущего характера» и 297 «Иные выплаты организациям текущего характера». По этим статьям будут учитывать возмещения судебных издержек, также морального ущерба физлицам и организациям. А вот расходы на компенсацию на пользование личным автомобилем в служебных целях, на проезд и на проживание в командировке нужно будет учитывать по подстатьям 222 «Транспортные услуги» и еще по 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. На подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ можно будет учесть только «суточные».

Нельзя не отметить перечень введённых 1.01.2019 года в действие стандартов бюджетного учета учреждений государственного сектора.

Это:

• Федеральный стандарт "Доходы", который утвердил Приказ Минфина России за номером №32н177;

• Федеральный стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки», который утвердил Приказ Минфина России за номером г.274н178;

• Федеральный стандарт "События после отчетной даты", который утвердил Приказ Минфина России за номером №275н179;

• Федеральный стандарт "Отчет о движении денежных средств, который утвердил Приказ Минфина России за номером №278н180.

Данные нормативные акты необходимо применять бухгалтерам при ведении бухгалтерского учета в государственных или муниципальных учреждениях с 1 января 2019 года, а также при составлении бухгалтерской и финансовой отчетности государственных учреждений, начиная с января 2019 года.

При этом, формировать учетную политику с самого начала 2019 год

177 Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 N 32н (ред. от 14.11.2006) "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2005 N 6454)

178 Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 N 51123)

179 Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 275н"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты"(Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 N 51124)

180 Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 278н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2018 N 50501)

учреждению необходимо уже с учетом правил, которые предусмотрены этими стандартами.

При этом нужно учитывать, что субъект учета формирует свою учетную политику исходя из особенностей структуры своего учреждения, отраслевой и иной особенности своей деятельности, также выполняемых в соответствии с законодательством России им полномочий и других функций, руководствуясь при этом законодательством РФ, СГС "Учетная политика", а также иными нормативными и правовыми актами, которые регулируют введение бухгалтерского учета с составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, и учетной политикой органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя.

Кроме того, бухгалтеру также нужно будет обратить внимание на создание резервов не только в части оплаты отпусков: пунктом 302.1 Инструкции № 157н в учетной политике законодатель предусмотрел резервы предстоящих расходов. Хотя, учреждение само решает, - создавать резервы или нет, и определяет их виды. Данное решение зафиксировано в учетной политике согласно п. 302.1 Инструкции №157н181.

В будущем планируется, что Минфин приведет методику расчета величины чистых активов («ЧА») в госсекторе. Пока бюджетные и автономные учреждения могут рассчитывать величины своих чистых активов, используя порядок определения их стоимости, как и для коммерческих организаций182. Сегодня этот приказ распространяется на

000. АО, муниципальные унитарные и государственные предприятия (МУП и ГУП), производственные кооперативы, жилищные хозяйственные партнерства, накопительные кооперативы, организаторов азартных игр. А стоимость чистых активов сегодня определяется по данным бухгалтерского учета183.

Итак, мы рассмотрели основные изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений с 2019 года. Думается, что данные сведения помогут бухгалтеру избежать ошибки при составлении отчетов.

Использованные источники:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

2. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 26.11.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"

3. Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 N 32н (ред. от 14.11.2006) "Об

181 Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 31.03.2018) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

182 Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н (ред. от 21.02.2018) "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2014 N 34299)

183 п. 7 порядка 84н

утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2005 N 6454)

4. Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 N 51123)

5. Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 275н"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты"(Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 N 51124)

6. Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 278н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2018 N 50501)

7. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 31.03.2018) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

8. Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н (ред. от 21.02.2018) "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2014 N 34299)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.